Социальные роли социального педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные роли социального педагога



Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную (с.30) профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные социальные, роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Это могут быть роли посредника, защитника интересов ребенка, консультанта, организатора социально-педагогического взаимодействия и др.

Роли социального педагога

Социальная роль Деятельность
Посредник Связующее звено между личностью и социальными службами
Защитник интересов Защита законных прав личности
Участник совместной деятельности Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самостоятельно решать свои проблемы
Духовный наставник Социальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме
Социальный терапевт Содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций
Эксперт Отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001. — С. 34.

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В РОССИИ

Тип образовательного учреждения Уровни образовательных программ (ступени) Продолжительность обучения Квалификационный документ
Общеобразовательная школа Общее среднее образование (полное) Допрофессиональ-ная подготовка Начальное профессиональное образование в рамках школьного компонента базисного учебного плана 11 лет   3года   2 — 3 года Аттестат зрелости   Сертификат помощника социального педагога АСОПиР
Среднее специальное учебное заведение (ссуз и педколледж) Среднее специальное образование 2 — 3 года Диплом о среднем специальном образовании
Высшее учебное заведение (университет, академия, институт) Бакалавриат Магистрат Традиционное высшее образование 2 — 4 года 1 год 5 лет Диплом Диплом Диплом
Высшее учебное заведение (университет, академия, институт) Научно-исследовательский институт Стажировка Аспирантура Докторантура 1 год 3 — 4 года 3 года   Диплом кандидата наук Диплом доктора наук
Институт повышения квалификации Курсовая Поствузовская подготовка 1 мес. 1 год Справка Удостоверение
         

Никитина Л. Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. — Ярославль, 2001. - С. 213.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Косновным принципам деятельности социального педагога относятся:

Принцип взаимодействия, заключающийся:

- в целенаправленном постоянном сотрудничестве социального педагога с другими работниками учебного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

- создании педагогической среды в учебном заведении;

- налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся: (с.32)

- на гуманном отношении к личности;

- уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;

- оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

- поощрении ее творческой самореализации.

Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий:

- принятие ребенка и взрослого таким, каковы они есть;

- поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности;

- оптимизм и веру в возможности и способности личности;

- формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности.

Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

- установление отношений открытости;

- уверенность в надежности получаемой информации;

- сохранение профессиональной тайны в отношении между социальным педагогом и учащимися, родителями и учителями.

Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. — М., 2005. — С. 22—23.

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000. — С. 40.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятия «профессия», «специальность», «квалификация».

2. Назовите основные функции социального педагога.

3. Охарактеризуйте основные звенья профессиональной подготовки социальных педагогов.

4. Какие ступени включает современная модель непрерывного образования?

Рекомендуемая литература

Арнольдов А. И. Живой мир социальной педагогики. — М., 1999.

Басов Н. Ф., Басова В. М. Система подготовки студентов университета к социально-педагогической деятельности. — Кострома, 2002.

Болотов В.А., Костикова М.Н. Педагогическое образование — страницы реформирования. — Волгоград, 1998.

Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 2004.

Квалификация // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. - М., 1999.

Клементович И. П. Новая профессия — социальный педагог // Школа. - 1998. - № 3.

Климов Е.А. Как выбрать профессию. — 2-е изд. — М., 1994.

Масленникова В. Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. — Казань, 1995.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие. — М., 1997.

Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Екатеринбург, 2002.

Нагавкина Л. С., Крокинская O.K., Касабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность. Сб. материалов. — СПб., 2000 (2002).

Никитина Л. Е. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников. — 2000. — № 8.

Никитина Л. Е. Социальная педагогика: Вопросы теории и практики. — Ярославль, 2001.

Никитина Л. Е. Социальный педагог в учреждении образования. — М., 2001.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

Профессиональное образование // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - Т. 2. - М., 1999.

Профессия // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. - М, 1999.

Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — 2-е изд., дополн. — М., 2000.

Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: В 2 т. — Т. 2 — М.; Тула, 1993.

Сластенин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МПГУ. — М., 1995.

Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М., 2002.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

Социально-педагогический колледж / Под ред. М.П.Гурьяновой. — М., 1995.

Специальность // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 2. - М., 1999.

Шептенко П. А. Введение в специальность социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. В.А.Сластенина. — М.; Барнаул, 2004.

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М., 2005.

ГЛАВА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.009 с.)