Другие институты социализации, их характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие институты социализации, их характеристика



Еще одним исторически сложившимся специфическим социальным институтом являются средства массовой коммуникации или информации (СМИ). С их помощью происходит передача информации, формируется мировоззрение большой разнородной, анонимной аудитории в соответствии с установками определенной общественно-политической системы, регулируется общественное мнение.

Массовая коммуникация (от англ. communication — массовое сообщение) — это систематическое распространение (с.184) информации (через печать, радио, телевидение, кино, звуко-, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая коммуникация — это опосредованное общение, т.е. такая его форма, при которой почти отсутствует личный контакт, непосредственное взаимодействие людей, постоянная и активная обратная связь, но при этом сохраняются такие элементы личного общения, как сопереживание, сочувствие (Куницина В.Н. и др., 2002).

СМИ объединяют все современные каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, телевидение, радио, кино, компьютер). Они в кратчайшие сроки тиражируют, распространяют информацию любого рода — пропагандистскую, просветительскую, развлекательную. Сегодня в мире практически нет людей, которые находились бы вне сферы их влияния.

Телевидение, пресса, радио оказывают мощное воздействие на обыденное массовое сознание. Стандартизованные, произведенные массовым способом факты в конечном счете неизбежно приведут к всемирной интеграции, всемирной идентичности, когда каждый житель планеты будет воспринимать себя и свою жизнь как неразрывную часть планетарной системы, в результате чего появится глобальная взаимозависимость, все станут мыслить в рамках одних и тех же глобальных категорий.

Потенциалы средств массовой коммуникации в формировании социальных ориентиров населения велики. С помощью методов воздействия на инстинктивно-эмоциональную сторону психики человека, например через метод создания событий, разрушается наличный стереотип людей и создается новый. Для этого используются также такие приемы и способы воздействия на массовое сознание, как: принципы «наклеивания ярлыков»; подрыв авто­ритета через падение личности или идеи оскорбительной кличкой; принцип «рекомендаций»; включения в круг общественных, государственных деятелей популярных актеров, певцов, спортсменов, которые своим авторитетом призваны убедить в ценности предлагаемой идеи; принцип «переноса» качеств известного объекта на качества малоизвестного объекта; принцип «простых людей» для идентификации интересов информатора, передаваемой им информации с интересами большинства населения страны; принцип «подтасовки карт» — фальсификации действительности; принцип «общего вагона» — стимулирование определенной реакции путем внушения о ее общепринятости («все так думают», «все так поступают») и др.

Таким образом, можно говорить о том, что через средства массовой коммуникации возможны разного рода манипуляции с человеком, массовым сознанием людей, которые сказываются на результатах их социализации. В условиях перехода от одного уклада (с.185) жизни к другому, неопределенности ценностных ориентиров общества такая деятельность СМИ может приводить к напряженности, росту конфликтов, увеличению девиантных форм поведения.

Влияние средств массовой коммуникации на стихийную социализацию человека, по мнению А.В. Мудрика (2002), определяется несколькими обстоятельствами: во-первых, тем, что они выполняют рекреативную роль, заполняя свободное время людей; во-вторых, играют релаксационную роль, становятся своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, отвлечением при возникновении осложнений в общении с окружающими; в-третьих, тем, что они представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения; в-четвертых, СМИ влияют на социальные нормы, формируют ценностные ориентации людей, т. е. выполняют ценностно-ориентирующую функцию; в-пятых, становятся ареной для самореализации человека, создают условия для развития, обогащения представлений, словарного запаса, расширения кругозора.

Рассматривая социально-педагогические возможности СМИ, Л. В. Мардахаев (2002) выделяет такие их основные функции:

функция общественно-политического воздействия — решение определенных политических задач;

функция воспитания — формирование идеологии, духовных ценностей, патриотизма и пр.

информационная (от лат information — разъяснение) функция — осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;

функция обучения и просвещения — передача определенных знаний профессионально-заинтересованной аудитории, расширение кругозора;

художественно-репродуктивная функция — трансформирование произведений искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;

художественно-продуктивная функция — распространение произведений особой разновидности искусства, включающей рекламу, телешоу, радиодраму, телефильмы и прочее, при этом информация доставляется на дом в оригинале;

функция развлечения — заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (юмор, музыка, кино и т.д.).

Следовательно, становясь все более массовыми, СМИ все активнее влияют на жизнь человека, его интересы и предпочтения, на формирующуюся у него картину мира и при этом все меньше контролируются воспитателями.

Для более осмысленного и планомерного использования потенциалов СМИ в деле социализации, развития позитивной духовно-нравственной ориентации необходимо в ходе социального воспитания готовить человека к взаимодействию со СМИ, к критическому (с.186) восприятию той информации, которая ими транслируется. Эта функция возлагается на медиаобразование направление в педагогике, которое призвано не только изучать закономерности воздействия СМИ на массовое сознание, сознание отдельного человека, но и готовить новое поколение к жизни в современном информационном пространстве, к восприятию различной информации, ее пониманию, интерпретации.

Другим институтом социализации подрастающих поколений являются детские и юношеские общественные объединения и организации, в рамках которых ребенок приобретает опыт жизнедеятельности в сообществе на основе демократических норм.

Под детским общественным объединением понимается общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы (Титова Е.В., 1996).

Такое объединение создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, осуществляет социально-творческую деятельность; не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения. Таким образом, детское общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых, которые взаимодействуют с ними.

Детское общественное объединение призвано решать такие задачи, как включение детей и подростков в социальную жизнь на посильном для них уровне; адаптация к социальной среде, удовлетворение их социальных потребностей; разумная организация досуга; создание условий для самовоспитания, самообразования, самореализации, проявления своей гражданской позиции (Кирпичник А. Г., 1998).

Детские организации — это особые социальные группы детей и взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющих четкую организационную структуру, способствующие личностной ориентации ребенка (Литвак Р.А., 1995). Они ориентированы на то, чтобы формировать у детей, подростков культуру демократических отношений, защищать их права и интересы в школе и обществе; готовить к новым социальным и экономическим отношениям, развивать индивидуальные способности личности, решать проблемы организации досуга.

А.В.Волохов и М. И. Рожков (1996) выделяют следующие особенности социализации личности ребенка в детской организации.

1. Относительная независимость от государственных социальных институтов позволяет прогностически ориентировать детей на характер их социальных отношений в будущем.

(с.186)

2. Добровольный характер включения детей в социальные отношения позволяет осуществлять социализацию с учетом их интересов и потребностей, опираясь на индивидуальные качества личности.

3. Усвоение социального опыта в них может осуществляться детьми избирательно, с учетом отношений к оценкам взрослых, опосредованных их отношением к этим взрослым. Эти авторы формулируют также основополагающие принципы социализации детей в подобных организациях:

а) принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

б) принципы самореализации детей в детской организации;

в) принцип включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения;

г) принципы взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

Таким образом, включение ребенка в различные социальные отношения, в созидательную деятельность, в коллективное взаимодействие способствует социальному воспитанию и социализации личности.

В соответствии с этим социализация личности в детском общественном объединении, организации предполагает следующие компоненты: познавательный, который предусматривает освоение подростком социальных норм, приобретение доступных возрасту необходимых знаний о социальной реальности и характере социальных отношений; ценностно-ориентационный, который обеспечивает регуляцию поведения личности с позиции определенных социальных норм, оценку собственного поведения, понимание социального смысла совместной деятельности; деятельностный, базирующийся на личной активности, субъективной позиции.

Выделяются воспитательно-социализирующие функции детских объединений и организаций:

развивающая — обеспечение гражданского, нравственного становления личности ребенка, развития его умений взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно значимые цели;

ориентационная — обеспечение условий для ориентации детей и подростков в системе социальных, нравственных и политических ценностей;

компенсаторная — создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, для устранения дефицита общения и соучастия (Иващенко Г. М., Кульпединова М.Е., 1998).

Таким образом, детские общественные объединения и организации являются специфическим институтом социализации детей, подростков, молодежи, который создает условия для усвоения (с.188) ими комплекса социальных знаний, умений, навыков, необходимых для личностного и социального самоопределения и реализации потребностей в самореализации, самовыражении, самоутвер­ждении, самосознании.

Основные понятия

Институт, социальный институт, институт воспитания, семья как социальный институт, социальный потенциал семьи, типы семьи, школа как социальный институт, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации, религия как социальный институт, детское общественное объединение, детская общественная организация.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.017 с.)