Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональный портрет социального педагогаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§ 1. Общие требования к социальному педагогу (с.35) Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А. Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества — самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества — коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др. Некоторые специалисты считают, что уровень профессионализма социального педагога определяют также способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; доброжелательность; открытость, деликатность, конкретность. Эффективно решать социально-педагогические задачи позволяют психолого-педагогическая компетентность; гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечных и др. (Никитина Л. Е., 2001). Важнейшим качеством социального педагога И. П. Клементович (1998) считает культуру мышления, которая проявляется в точности выражений и умозаключений, технологическом подходе к организации профессиональной деятельности на основе детального продумывания, последовательности действий, четкого представления о тех средствах, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогических намерений. Профессиональное мышление предполагает умение свободно переходить от операционно-предметных компонентов деятельности к осознанию собственной мотивации, понимание противоречий и способность к стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля. (с.36) Независимо от специализации В.Г. Бочарова выделяет такие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов, как способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой; выполнять своеобразную роль посредника, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение стать лидером, помощником, советчиком в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; участвовать в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога. Многие зарубежные исследователи, определяя общие требования к социальному педагогу, выделяют высокий уровень интеллектуального развития; самодисциплину; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; переносить большие моральные нагрузки; ответственность, тактичность, жизнерадостность и др. Профессионализм социального педагога характеризует его компетентность — единство теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности. Содержание подготовки социального педагога отражено в квалификационной характеристике, которая представляет собой обобщенные требования к подготовленности специалиста и включает должностные обязанности, характеристику труда, указание на основные знания и умения, которыми должен овладеть социальный педагог за годы обучения. Существуют разные виды квалификационных характеристик социального педагога — от общей, которая была утверждена в 1991 г., до частных, учитывающих конкретную специализацию: организация технического творчества учащихся, физкультурно-оздоровительная работа, экология, работа с семьей и т.д. Квалификационная характеристика социального педагога (1991) состоит из трех разделов: «Должностные обязанности»; «Должен знать» и «Квалификационные требования». В первом разделе определены основные виды помощи социального педагога ребенку: социально-информационная, социально-правовая, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая, медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая. Второй раздел определяет объем профессиональных знаний и умений. Социальный педагог должен обладать знаниями нормативно-правовой базы деятельности; теории и истории социальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической (с.37) деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах; возрастной психологии; социологии; методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности. Успешное выполнение социальным педагогом своих профессиональных обязанностей предполагает наличие у него следующих знаний: - основные закономерности возрастного и психологического развития личности; - специфика различных возрастных групп, их установки, интересы, запросы и потребности, степень их удовлетворенности; - специфика работы в различных социальных средах (семьях, объединениях, группах, компаниях); - современное состояние и тенденции развития детских, юношеских и молодежных сообществ, движений и формирований, их влияние на личность и на процесс ее самореализации; - функции и права системы государственных и общественных институтов относительно прав, свобод и ограничений конкретных видов деятельности и форм знаний; - социальные, демографические, этнические, культурологические и экологические особенности среды, в которой организуется работа; - принципы и содержание досуговой деятельности и организации свободного времени людей различных возрастных групп; - Конституция Российской Федерации, законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием; - Конвенция ООН о правах ребенка, основы трудового и семейного законодательства; - правила охраны труда, техники безопасности, дорожного движения; - методика диагностики личности, семьи, среды; - специфика организации и проведения социально ценных видов досуговой и трудовой деятельности; - методы планирования собственной деятельности в социуме; - методы работы с семьей и оказания ей необходимой помощи и поддержки; - методика работы с различными «группами риска», с категориями, нуждающимися в особых условиях и особой защите (инвалиды, пенсионеры, престарелые). Профессиональные знания, определяющие педагогическое мастерство, быстро устаревают. Поэтому важно, чтобы социальный педагог умел приобретать их самостоятельно, только на этой основе у специалиста формируется профессиональное мышление. Важной профессиональной характеристикой социального педагога является его способность к рефлексии, умение соотнести (с.38) полученный результат с целью своей деятельности и понять причины профессиональных затруднений. Профессия социального педагога предполагает также наличие коммуникативной (социально-психологической) компетентности, т.е. способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Коммуникативная компетентность предполагает: - умение ориентироваться в социальных ситуациях; - умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; - умение выбирать и реализовать адекватные способы взаимодействия с ними. К важнейшим профессиональным умениям в квалификационной характеристике отнесены также аналитические, прогностические и проективные умения социального педагога. Третий раздел квалификационной характеристике включает в себя знания и умения, необходимые для получения определенной категории (см. Документы и материалы к главе 2). Обобщая сказанное, отметим, что важнейшими требованиями к социальному педагогу являются любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, педагогическая эрудиция и интеллект, высокая общая культура и нравственность, мастерское владение технологией воспитания детей, а также коммуникабельность, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Примерная модель профессиональной деятельности Модель (от лат. modulus — мера, образец) в широком смысле — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; СПб., 2002. - С. 744). Существуют разные подходы к модели профессиональной деятельности социального педагога. Р. В. Овчарова, например, включает в ее состав комплекс взаимосвязанных между собой видов деятельности: воспитательную, обучающую, развивающую, социокультурную, коммуникативную, организаторскую и др., которые направлены на разные объекты и для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества (их она называет компонентами модели профессиональной деятельности социального педагога). В этом подходе деятельность направлена на себя, на детей, на взрослых, на процесс (См. Документы и материалы к главе 2). (с.39) Иную модель профессиональной деятельности предлагает М. А. Галагузова. Она называет следующие ее компоненты: субъект (того, кто ее осуществляет), объект (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функции (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель). При этом объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации и требующие особой заботы со стороны государства и общества. Цель деятельности — создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. В качестве функций деятельности социального педагога выделяются: диагностические; прогностические; посреднические; коррекционно-реабилитационные; охранно-защитные; предупредительно-профилактические; эвристические. К средствам отнесены все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Характеристика социального педагога как субъекта структуры профессиональной деятельности включает в себя важнейшие личностные качества, такие как альтруизм, чувство собственного достоинства, самоконтроль, самооценка, коммуникативность и др. (См. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М, 2000). Определяя структуру социально-педагогического процесса, Л. В. Мардахаев включает в нее кроме субъекта и объекта этапы и подэтапы педагогической деятельности. Причем каждый этап имеет свои компоненты. Наряду с этим он предлагает учитывать определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию) социально-педагогического процесса, достижение оптимального результата (см. Документы и материалы к главе 2). В целом следует отметить, что несмотря на внешние различия представленных подходов, их объединяют общие структурные элементы профессиональной деятельности социального педагога: субъект, объект, функции и содержание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.009 с.) |