ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



§ 1. Общие требования к социальному педагогу

(с.35) Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А. Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества — самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества — коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др.

Некоторые специалисты считают, что уровень профессионализма социального педагога определяют также способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; доброжелательность; открытость, деликатность, конкретность.

Эффективно решать социально-педагогические задачи позволяют психолого-педагогическая компетентность; гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искрен­няя заинтересованность в решении проблем подопечных и др. (Никитина Л. Е., 2001).

Важнейшим качеством социального педагога И. П. Клементович (1998) считает культуру мышления, которая проявляется в точности выражений и умозаключений, технологическом подходе к организации профессиональной деятельности на основе детального продумывания, последовательности действий, четкого представления о тех средствах, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогических намерений.

Профессиональное мышление предполагает умение свободно переходить от операционно-предметных компонентов деятельности к осознанию собственной мотивации, понимание противоречий и способность к стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля.

(с.36) Независимо от специализации В.Г. Бочарова выделяет такие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов, как способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой; выполнять своеобразную роль посредника, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение стать лидером, помощником, советчиком в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; участвовать в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога.

Многие зарубежные исследователи, определяя общие требования к социальному педагогу, выделяют высокий уровень интеллектуального развития; самодисциплину; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; переносить большие моральные нагрузки; ответственность, тактичность, жизнерадостность и др.

Профессионализм социального педагога характеризует его компетентность — единство теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности.

Содержание подготовки социального педагога отражено в квалификационной характеристике, которая представляет собой обобщенные требования к подготовленности специалиста и включает должностные обязанности, характеристику труда, указание на основные знания и умения, которыми должен овладеть социальный педагог за годы обучения.

Существуют разные виды квалификационных характеристик социального педагога — от общей, которая была утверждена в 1991 г., до частных, учитывающих конкретную специализацию: организация технического творчества учащихся, физкультурно-оздоровительная работа, экология, работа с семьей и т.д.

Квалификационная характеристика социального педагога (1991) состоит из трех разделов: «Должностные обязанности»; «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В первом разделе определены основные виды помощи социального педагога ребенку: социально-информационная, социально-правовая, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая, медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая.

Второй раздел определяет объем профессиональных знаний и умений. Социальный педагог должен обладать знаниями нормативно-правовой базы деятельности; теории и истории социальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической (с.37) деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах; возрастной психологии; социологии; методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

Успешное выполнение социальным педагогом своих профессиональных обязанностей предполагает наличие у него следующих знаний:

- основные закономерности возрастного и психологического развития личности;

- специфика различных возрастных групп, их установки, интересы, запросы и потребности, степень их удовлетворенности;

- специфика работы в различных социальных средах (семьях, объединениях, группах, компаниях);

- современное состояние и тенденции развития детских, юношеских и молодежных сообществ, движений и формирований, их влияние на личность и на процесс ее самореализации;

- функции и права системы государственных и общественных институтов относительно прав, свобод и ограничений конкретных видов деятельности и форм знаний;

- социальные, демографические, этнические, культурологические и экологические особенности среды, в которой организуется работа;

- принципы и содержание досуговой деятельности и организации свободного времени людей различных возрастных групп;

- Конституция Российской Федерации, законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием;

- Конвенция ООН о правах ребенка, основы трудового и семейного законодательства;

- правила охраны труда, техники безопасности, дорожного движения;

- методика диагностики личности, семьи, среды;

- специфика организации и проведения социально ценных видов досуговой и трудовой деятельности;

- методы планирования собственной деятельности в социуме;

- методы работы с семьей и оказания ей необходимой помощи и поддержки;

- методика работы с различными «группами риска», с категориями, нуждающимися в особых условиях и особой защите (инвалиды, пенсионеры, престарелые).

Профессиональные знания, определяющие педагогическое мастерство, быстро устаревают. Поэтому важно, чтобы социальный педагог умел приобретать их самостоятельно, только на этой основе у специалиста формируется профессиональное мышление.

Важной профессиональной характеристикой социального педагога является его способность к рефлексии, умение соотнести (с.38) полученный результат с целью своей деятельности и понять причины профессиональных затруднений.

Профессия социального педагога предполагает также наличие коммуникативной (социально-психологической) компетентности, т.е. способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Коммуникативная компетентность предполагает:

- умение ориентироваться в социальных ситуациях;

- умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

- умение выбирать и реализовать адекватные способы взаимодействия с ними.

К важнейшим профессиональным умениям в квалификационной характеристике отнесены также аналитические, прогностические и проективные умения социального педагога.

Третий раздел квалификационной характеристике включает в себя знания и умения, необходимые для получения определенной категории (см. Документы и материалы к главе 2).

Обобщая сказанное, отметим, что важнейшими требованиями к социальному педагогу являются любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, педагогическая эрудиция и интеллект, высокая общая культура и нравственность, мастерское владение технологией воспитания детей, а также коммуникабельность, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

Примерная модель профессиональной деятельности

Модель (от лат. modulus — мера, образец) в широком смысле — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; СПб., 2002. - С. 744).

Существуют разные подходы к модели профессиональной деятельности социального педагога. Р. В. Овчарова, например, включает в ее состав комплекс взаимосвязанных между собой видов деятельности: воспитательную, обучающую, развивающую, социокультурную, коммуникативную, организаторскую и др., которые направлены на разные объекты и для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества (их она называет компонентами модели профессиональной деятельности социального педагога). В этом подходе деятельность направлена на себя, на детей, на взрослых, на процесс (См. Документы и материалы к главе 2).

(с.39) Иную модель профессиональной деятельности предлагает М. А. Галагузова. Она называет следующие ее компоненты: субъект (того, кто ее осуществляет), объект (того, для кого она специаль­но организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функции (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

При этом объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации и требующие особой заботы со стороны государства и общества. Цель деятельности — создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворе­ние его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

В качестве функций деятельности социального педагога выделяются: диагностические; прогностические; посреднические; коррекционно-реабилитационные; охранно-защитные; предупредительно-профилактические; эвристические. К средствам отнесены все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Характеристика социального педагога как субъекта структуры профессиональной деятельности включает в себя важнейшие личностные качества, такие как альтруизм, чувство собственного достоинства, самоконтроль, самооценка, коммуникативность и др. (См. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М, 2000).

Определяя структуру социально-педагогического процесса, Л. В. Мардахаев включает в нее кроме субъекта и объекта этапы и подэтапы педагогической деятельности. Причем каждый этап имеет свои компоненты. Наряду с этим он предлагает учитывать определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию) социально-педагогического процесса, достижение оптимального результата (см. Документы и материалы к главе 2).

В целом следует отметить, что несмотря на внешние различия представленных подходов, их объединяют общие структурные элементы профессиональной деятельности социального педагога: субъект, объект, функции и содержание.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.015 с.)