Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональный рост педагогаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
От того, как сформирована «Я-концепция» человека, как он смог определиться в жизни, будет зависеть, счастливо сложится его судьба или нет. Самоопределение человека как любая часть его образа «Я» непосредственно складывается в любой жизненной сфере, будь то семья, карьера, товарищество. В связи с этим выделяются следующие типы самоопределения: - жизненный, выраженный в выборе личностью того или иного стиля и образа жизни человека; - профессиональный, когда профессия выступает как средство реализации жизненного стереотипа, поскольку при выборе образа жизни человек реализует социальные роли и стереотипы, которые затем находят выражение в профессиональной деятельности; - личностный, рассматриваемый как проявление жизненного самоопределения. Однако есть существенное отличие личностного самоопределения от жизненного, которое заключается в том, что человек как бы приподнимается над профессией, над социальными ролями и стереотипами, не просто овладевает ролью, а создает новые на основе нахождения самобытного образа, постоянного развития этого образа и утверждения его среди окружающих людей; человеку, по сути, удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни; - самоопределение в культуре — высший тип личностного ^определения. Он проявляется в том, что вся жизнь человека и все его дела являются значительным вкладом в развитие культуры (Н. С. Пряжников). Таким образом, каждый тип самоопределения является основой для последующего; не пройдя одного из них, человек не может попасть на другие типы, которые и являются частью личностного роста. Каждому из типов самоопределения условно соответствуют пять уровней самореализации человека. Критерием выделения уровня является степень внутреннего принятия человеком данной деятельности и степень творческого к ней отношения. Первый уровень — деструктивный — характеризуется агрессивным неприятием выполняемой деятельности. Второй уровень выражает стремление мирно избежать данной деятельности. Третий уровень — пассивный — означает выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции. На четвертом уровне происходит стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы. Пятый уровень — творческий уровень — определяется стремлением обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом. Правильное профессиональное самоопределение влияет на продвижение человека по служебной лестнице, позволяет ему достигать высоких результатов в труде, осуществлять свой профессиональный рост. Понятие «профессиональный рост» часто отождествляют с такими понятиями, как «профессиональное продвижение», «карьера», «рост профессионального мастерства», «повышение квалификации», однако перечисленные определения лишь частично характеризуют профессиональный рост, показывают отдельные его стороны. Так, например, карьера рассматривается как процесс смены социальной позиции субъекта в профессионально-должностной структуре; это — продвижение, перемена социальных ролей, через которые человек добивается повышения своего престижа. Рост профессионального мастерства рассматривается как процесс увеличения и совершенствования знаний, умений и навыков в рамках конкретной профессии. Термин «профессиональное продвижение» трактуется как процесс должностного и профессионального роста и предполагает перемещение и смену места приложения труда работника. Для определения понятия «профессиональный рост» следует говорить о включении в него таких компонентов профессиональной деятельности, как: личностный, предполагающий развитие качеств личности, которые необходимы для людей определенных профессий; предметный, предполагающий освоение предмета профессиональной деятельности на основе профессионального мастерства; функциональный, предполагающий усложнение профессиональных функций и повышение их значимости; социальный, предполагающий изменение социального статуса профессионала за счет повышения должностного положения. В самом общем плане профессиональный рост следует понимать как комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта. Профессиональный рост происходит в процессе развития. Он определяется как повышение работником своих индивидуальных возможностей по выполнению профессиональных функций, направленных на улучшение количественных и качественных показателей труда, повышение профессионального потенциала человека, который понимается как системное образование, включающее в себя качества индивида, необходимые для выполнения функций конкретной профессии. Уровень профессионального развития характеризуется его профессиональным потенциалом. Для осуществления специалистом профессионального роста необходима мотивация, которая определяет активность субъекта в профессиональном развитии и должностном продвижении. В качестве стимулов к профессиональному росту выделяют: стратификационные стимулы (блага, связанные с должностным продвижением и сохранением рабочего места); предметно-функциональные стимулы, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью (потребность в общественной практике, изменение орудий труда, профессионализм коллег, динамика собственных результатов труда); социально-психологические стимулы (представления о социальных функциях данной профессии, принятые обществом и конкретной профессиональной средой); оценка результатов труда человека его коллегами. Формирование мотивации профессионального роста связано с направленностью личности, с системой ее ценностных отношений на основе жизненных целей, с конкретно-ситуативными установками, отражающими систему потребностей личности. Профессиональный рост представляет собой одну из сторон профессиональной деятельности. Так, например, познавательные, эстетические, интеллектуально-коммуникативные потребности направлены на развитие как общих, так и специальных способностей конкретной деятельности; потребность в самореализации формируется на основе интереса к определенной деятельности и проявляется в стремлении как можно качественнее ее освоить; ориентация на улучшение результатов труда формируется на основе потребности в профессиональном признании. Следует подчеркнуть, что установка на развитие личности достигается высокой результативностью ее деятельности лишь при условии выраженной склонности человека к данной профессии. Профессиональный рост можно рассматривать с двух сторон, во-первых, его побудительной стороной является мотивация отдельного работника; во-вторых, профессиональный рост как социальное явление связан с противоречиями между потребностью общества в результатах труда по определенной профессии и общим профессиональным уровнем конкретной группы, куда входит человек. Следствием этого является несоответствие между уровнем профессионального роста и должностным продвижением. Если в течение пяти лет не происходит повышение в должности, то падает мотивация профессионального роста. Следует отметить, что в качестве механизма профессионального роста выделяются условия профессионального развития, стимулы профессионального роста, индивидуальные особенности субъекта, формы и характер профессионального развития и должностного продвижения. Культура профессионального самовоспитания и самообразования педагога Стремление преподавателя к расширению границ своей компетентности, мастерства, профессионализма, а также личностного и профессионального роста невозможно без осознания им необходимости заниматься самовоспитанием и самообразованием. Разные сферы научных знаний по-своему трактуют эти понятия, но в определении наблюдается и некоторое единство. Говорят, что самовоспитание — это деятельность человека, направленная на развитие у него положительных качеств личности; воспитательная работа над самим собой; сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию его как личности; формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Самообразование в совокупности всех определений можно рассматривать как: образование, получаемое самостоятельно; целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью; самостоятельное преобразование личностью систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры; образование, получаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении; целеустремленную работу преподавателя по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых. В основе самовоспитания и самообразования лежит личностный подход. В связи с этим самовоспитание и самообразование представляются как систематический процесс, регулируется мотивацией личностного порядка и осознанием педагогом общественной значимости самообразовательной деятельности. Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, ставить перед собой общественно значимые цели, когда происходит так называемое самоопределение личности, которое, в свою очередь, связано с процессом саморазвития индивида. Ход саморазвития и его результаты определяются способностью человека к деятельности со знанием дела и характером и мерой воплощения социально-культурного опыта. Самовоспитание и самообразование связаны с развитостью у личности такого качества, как самостоятельность, понимаемого как способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов. Однако самостоятельность носит позитивную окраску лишь при наличии у человека, в частности у педагога, высокой степени компетентности. Закономерности процесса самообразования вытекают из стремления педагога реализовать свои образовательные потребности, которые способствуют нормальному функционированию профессионала. Они обозначают характер, структуру и меру потребности преподавателя в различных направлениях, видах, формах образовательной деятельности. Выраженность этих потребностей находится в прямой зависимости от уровня нравственного и умственного развития, образования и профессиональной квалификации человека. Она растет по мере удовлетворения его познавательной потребности и интересов путем самообразовательной деятельности, опирается на наличие у педагога самообразовательных умений и осознание им самоценности образования, которая выражается в том, что человек видит смысл и получает удовлетворение от самого процесса освоения социально-культурного опыта, а переработка этого опыта, в свою очередь, развивает у человека чувство причастности к родовой сущности (О.И. Полкунова). Обоснованность необходимости самовоспитания и самообразования исходит из активной и творческой природы человека, а также из понимания преподавателем процесса воспитания как организации такого взаимодействия, в ходе которого личность раскрывает свои потенциальные возможности. При этом имеется в виду личность не только студентов, но и самого педагога. Следует отметить, что активность процесса самообразования вытекает из условий познавательной деятельности преподавателя поскольку иногда бывает недостаточно только осознать свои потребности, нужно преодолеть интеллектуальный, психологический барьер. Возникновение барьера обусловлено: во-первых, потому что самообразование и самовоспитание рассматриваются как личное дело каждого преподавателя и нет необходимости обсуждения этого вопроса, все зависит от уровня педагогической компетенции, понимания, опыта преподавателя; во-вторых, тем, что сама деятельность преподавателя уже есть самовоспитание и самообразование, так как педагог при подготовке к различным видам учебно-воспитательной деятельности вынужден знакомиться с новинками учебно-методической литературы, писать аннотации, систематизировать позитивный опыт для использования в своей практике, корректировать стратегию и тактику собственного коммуникативного поведения ит.д. Функции самовоспитания и самообразования. Самовоспитание и самообразование выполняют ряд функций: - замещающую, когда человеком осваивается курс образовательного учреждения, а затем получается документ на основе сдачи государственных квалификационных экзаменов (например, экстернат); - дополняющую, когда приобретение новых знаний происходит вне учебной программы образовательного учреждения. Так, например, во многих колледжах и вузах существуют учебно-методические центры, дающие возможность студенту получить дополнительную квалификацию по конкретному педагогическому направлению. Обучение завершается выпускной квалификационной работой и выдачей различных сертификатов, дипломов, подтверждающих право педагога заниматься данным видом образовательных услуг; - связующую, способствующую установлению и упрочению межпредметных связей; - интегрирующую, соединяющую дискретно идущие периоды организованной учебной деятельности в целостный процесс; - компенсаторную, предполагающую приобретение преподавателем профессиональных функций, которыми другие преподаватели уже владеют, путем расширения своего профессионального кругозора и усвоения новой информации; - адаптирующую, позволяющую преподавателю быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям учебно-воспитательного процесса, находить адекватные условиям методы, средства и формы организации деятельности студентов; - развивающую, предполагающую формирование у педагога способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности (Н.Р. Битянова). Виды самообразования. Их рассматривают как разновидности самостоятельных занятий, различающихся по ряду признаков: - целенаправленность — наличие или отсутствие программы, предусматривающей достижение определенных результатов; уровень внешнего руководства — мера участия профессионального педагога; - форма учебной деятельности — индивидуальная или групповая; - содержание учебной деятельности — профессиональное, непрофессиональное; - социальная цель учебной деятельности — изменение социального статуса, достижение понимания изменения какого-либо вопроса, проблемы, затрагивающее интересы субъекта. Профессиональное самообразование педагога разделяется на общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое. Говорят еще о таких видах самообразовательной деятельности преподавателя, как: — фоновое общеобразовательное самообразование, которое является естественной частью жизни педагога и выражается в постоянной самостоятельной познавательной деятельности; — фоновое педагогическое самообразование, определяемое разнообразными видами работы с психолого-педагогической периодикой; — перспективное профессиональное самообразование, рассчитанное на длительный срок. Оно представляет собой разработку методической проблемы преподавателем как аспирантом под руководством научного руководителя, а также посещение педагогом долгосрочных курсов повышения квалификации или организацию самостоятельной опытной работы преподавателя; — актуальное педагогическое самообразование направлено на устранение частных затруднений в педагогической деятельности преподавателя. Процесс самообразования может протекать как организованное самообразование, предполагающее инициирование педагогом своей самостоятельной учебной деятельности по специально разработанной программе или самим педагогом, или с чьей-то помощью. Программа направлена на удовлетворение познавательного интереса и освоение какого-то нового вида профессиональной деятельности; самоучение, рассматриваемое как намеренное саморегулируемое приобретение знаний и умений неформальным или формальным путем. В связи с этим выделяют компоненты готовности педагога к самообразованию: когнитивный, мотивационный, процессуальный, организационный, нравственно-волевой. В качестве критериев сформированности модели самообразовательной деятельности преподавателя различают: познавательную активность педагога и формы ее проявления; педагогическая направленность; уровень педагогического мастерства; сформированность педагогической рефлексии; проявление творчества и новаторства; степень овладения технологией самообразовательной деятельности; позитивную личностную «Я-концепцию».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт муниципальной службы»
Кафедра психологии и педагогики
Утверждено Учебно-методическим советом АГИМС
Л.А. Максутова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.0 (0.011 с.) |