Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое внушение и убеждение

Поиск

Педагогическая практика постоянно сталкивается с проблемой внушающего воздействия, поскольку намеренно или непреднамеренно для достижения определенного эффекта и результата преподаватель использует в своей работе разнообразные суггестивные приемы.

Понятие «внушение» употребляется в широком и узком значении. В первом случае оно означает любое психическое воздействие, обычное влияние одного человека на другого; во втором предполагает необычное воздействие, результатом которого является безотчетность полученного впечатления, которое характеризуется тем, что воспринимается человеком без должного критического анализа, его активность отходит на второй план. Незаметное воздействие обусловливает определенное внутреннее состояние человека.

Внушение представляет собой универсальную категорию воздействия, применяемую в различных сферах человеческой жизни: в психотерапии, педагогике, общественной жизни, — и отождествляется с понятием «суггестия» (от лат. suggestio — подсказывание, внушение). Говорят о гетеросуггестии, т. е. о внушении, производимом на человека другим лицом, и аутосуггестии, т. е. о самовнушении.

Внушение базируется на способности человека к восприятию. Физиологической его основой является взаимодействие первой и второй сигнальных систем на базе упрощенного рефлекса на смысловое содержание слова, когда происходит снижение тонуса коры головного мозга и внушение осуществляется за счет наличия торможения в коре головного мозга, концентрации раздражения при одновременном индукционном торможении.

Социально-психологический анализ внушения определяет закономерности его функционирования с учетом влияния макросреды на людей в различных социальных общностях. С точки зрения психологии внушение рассматривается как один из способов психологического воздействия и осуществляется в системе «суггестор — суггеренд», поэтому выделяют три его элемента, когда каждый последующий порождается предыдущим: операционный определяется степенью внушающего воздействия суггестора на суггеренда; процессуальный — принятием этого внушения последним; результативный включает в себя его ответные реакции, выполняющие одновременно и роль обратной связи.

Внушающее воздействие имеет два этапа:

- подготовительный, во время которого происходит подготовка суггеренда к принятию внушения; задача суггестора при том состоит в том, чтобы разными способами снизить сопротивляемость внушению;

- исполнительский, который заключается в непосредственной работе суггеренда с использованием определенных приемов внушения с учетом психических и физических возможностей внушаемого.

Внушение осуществляется в следующих состояниях: естественном, бодрствующем, под гипнозом. Все эти виды разделяются на разновидности в соответствии с определенными критериями.

По критерию наличия цели и усилий суггестора внушение бывает:

- непреднамеренным; оно характеризуется тем, что не ставится специальная цель внушения мысли, действия, поступка. Например, так происходит, когда педагог внушает студентам страх перед экзаменом по своему предмету; во время общения воспитателя с дошкольниками, которые воспринимают взрослого с позиций «ореола непогрешимости» и считают, что взрослый всегда прав. При этом не прилагается особых усилий для внушения, нередко сам суггестор даже не подозревает, что оказывает непреднамеренное воздействие;

- преднамеренным, т. е. представляющим собой сознательно организуемое воздействие с четко поставленными целями и усилиями со стороны суггестора для достижения планируемого результата.

По критерию содержания, характеру того, что суггестор внушал суггеренду, различают четыре группы внушения: специфическое (конкретные идеи, мысли, действия и поступки); неспецифическое, при котором отдельному человеку или группе в целом внушаются психические состояния в виде плохого — хорошего настроения, эмоционального подъема или спада; положительное, которое характеризуется позитивной направленностью содержания (положительные привычки, взгляды, отношения, ситуация успеха); отрицательное преднамеренно или непреднамеренно прививает отрицательные качества личности: «ты всегда...», «у тебя всегда...», «ты никогда не делаешь...», «не читаешь...», «не выполняешь... а вот Иванов, твой сокурсник, всегда дисциплинирован, ответственен, деловит, отзывчив...».

По числу людей, включенных в суггестивный процесс, различают: внушение индивидуальное, в котором участвуют два индивида (преподаватель — студент, воспитатель — дошкольник); групповое, когда внушение осуществляется воздействием или суггестора на группы людей, или, наоборот, группы как единого целого на человека; непосредственное воздействие предполагает, что действия суггеренда последуют сразу после проведения внушения; отсроченное — предполагает временный перерыв в действиях («Вы хорошо работали на учебных занятиях, я уверен в ваших знаниях, поэтому аттестация пройдет успешно», — говорит преподаватель студентам).

По способу воздействия внушение делится:

- на прямое, предполагающее открытость, определенность цели и того, что хочет внушить суггестор, и прямую направленность на конкретного человека: «Ты всегда теперь будешь... (прилежно готовить домашнее задание, отвечать на семинарах, активно участвовать в...)». Эффективность такого внушения значительно повышается, если суггестор обладает для суггеренда авторитетом, в момент воздействия учитывается эмоциональное состояние внушаемого: эмоциональное возбуждение повышает, спокойное состояние затрудняет проведение открытого воздействия;

- на закрытое, опосредованное, косвенное воздействие, которое обладает такими признаками: цель воздействия всегда закрыта, иногда внушение содержит лишь намек на то, что желает внушить суггестор.

Выделяют несколько приемов косвенного внушения:

· через противопоставление — строится на соревновательном моменте, когда один человек противопоставляется другому. Суггеренд не должен знать истинных целей суггестора, должен верить, что тот, с кем он соревнуется, действительно может выполнить то, что говорит суггестор, должен видеть в другом человеке конкурента. Выглядит такое внушение следующим образом: «Эта гора не очень высокая, но у тебя вряд ли хватит смелости ее одолеть. Вот К. наверняка не побоялся бы спуститься»;

· через запрет — объективно выглядит как безосновательное, совершенно необоснованное и неаргументированное запрещение действия или поступка. Преломленный через личностные особенности суггеренда, такой запрет играет роль побудителя к совершению действия или поступка. Здесь оказывается верным мудрое утверждение «запретный плод сладок»;

· доверием — реализуется по формуле «мы тебе доверяем», основу такого приема составляют моральные качества суггеренда: ответственность, дисциплинированность, чувство долга и чести, поэтому обратная связь реализуется через установку человека по отношению к высказанному доверию: «Я не могу подвести людей, потому что мне доверяют...» Этот прием работает только по отношению к тем, у кого развиты вышеперечисленные моральные качества.

Обобщая материал о психологических механизмах и сущности внушения, следует отметить, что оно осуществляется на основе речевого воздействия, отличается сниженными аргументацией, степенью осознанности и критичности со стороны внушаемого человека, для которого действия суггестора приобретают вид установки, направляющей, регулирующей и стимулирующей то психическую и физическую активность. Суггестор намеренно использует определенные приемы внушения, чтобы ввести в психику суггеренда установки, изменяющие его деятельность.

Внушение в педагогическом процессе не требует каких-либо специальных средств, преследующих цель сужения сознания. Сравнительно высокая степень внушаемости детей и студентов, претерпевающая определенные изменения в соответствии с возрастом, обеспечивает широкое поле действий. Для внушения в педагогическом процессе характерны неосознанность влияния и опора на имеющиеся потребности, отношения или стремления, что приводит к созданию установки и ее реализации в адекватных условиях.

Внушение, рассматриваемое как метод педагогического воздействия, реализуется через следующие его разновидности.

1. Прямое наставление предполагает наличие в лексиконе педагога лаконичных фраз, так называемых формул внушения, произносимых максимально повелительным тоном, и выразительного взгляда в глаза воспитаннику, а также команд и приказов. Эта разновидность внушения позволяет: сформировать автоматизм действия в ответ на слово-сигнал; преодолеть нежелание воспитанника следовать требованиям педагога; осуществить самоконтроль действий и поступков. Чаще всего используется в ситуациях, требующих дисциплины, концентрации внимания, безоговорочного выполнения и принятия указаний преподавателя.

2. Косвенное внушение оказывает воздействие на состояние или поступки воспитанника в конкретной ситуации, когда требуется наиболее тонкий подход или когда прямое внушение не достигает результата. Его еще можно назвать сопутствующим, поскольку в любой ситуации воспитатель или преподаватель оказывает своеобразное влияние на психику дошкольника или студента. На эмоциональность, впечатлительность воспитанников оказывают влияние и условия протекания педагогического процесса, и внешний вид педагога, и своеобразие коллектива учебной группы, и слова преподавателя.

3. Самовнушение направлено на преодоление неуверенности в своих силах или недостатка, осознаваемого самим студентом. Эта разновидность внушения эффективна в применении при условии развитого самосознания воспитанника.

4. Релаксопедия в целях нравственного воспитания сочетает в себе методы убеждения и упражнения в нравственных поступках при повышенном или пониженном уровне притязаний. Применяется в работе со студентами, у которых сложились негативные установки поведения.

5. Релаксопедия в дидактических целях решает задачу организации репродуктивного воспроизведения при условии заинтересованности студента в учении и положительной самооценке.

Техника внушающего воздействия строится на творческой возбудимости преподавателя, которая предполагает владение им навыками управления собственными эмоциями и способность находить точную форму передачи своих чувств: уход от словесных штампов, интонационная окраска речи, сдержанность и выразительность жестов. Следует зафиксировать внимание на принципах, составляющих основу техники внушающего воздействия: целесообразность, педагогический такт, лаконизм вербальных воздействий, сочетание новизны информации со стереотипизацией формул внушения.

Еще одним методом психолого-педагогического воздействия является убеждение, которое влияет на сознание личности через ее обращение к собственному критическому суждению (Д. А. Зарайский).

Убеждение — это процесс интеллектуального сопереживания совместной мыслительной деятельности (А. С. Маслов). Оно построено таким образом, чтобы через логическое обоснование добиться согласия от человека, поэтому убеждение — это прежде всего интеллектуальное воздействие. Убедить — это не просто добиться согласия с определенной точкой зрения, главное, чтобы человек сделал то, что ему предлагают, по собственной воле. Высказанный тезис можно представить так: «Я считаю, что вам необходимо... и готов предоставить аргументы...» и ответ: «Я теперь тоже так считаю, и мне необходимо...» Если человек хочет, то он проявляет готовность защищать свою новую точку зрения.

Одним из ключевых моментов в формировании убеждения является личный опыт человека, приобретаемый им в деятельности. Убеждение как метод действенно: в рамках одной потребности, но с выбором из нескольких вариантов ее удовлетворения; в рамках нескольких потребностей одинаковой силы; при малой интенсивности эмоций; с интеллектуально развитым партнером.

Ограничения в использовании убеждений. Существуют и ограничения в использовании убеждений. Назовем некоторые из них.

1. Убеждение действенно только при определенной активности человека, которого хотят убедить; если же пытаются это сделать помимо его воли, то возникает своеобразный негативизм по отношению к формируемой точке зрения.

2. Убеждение связано с необходимостью осознания и логического осмысления предлагаемой информации, если же человек делает это с трудом, то отношение к ее содержанию возникает по механизму внушения.

3. При убеждающем воздействии необходимо наличие единой информационной базы для обеих сторон, поскольку создаются одинаковые условия для понимания приводимых аргументов.

Поскольку процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух и более лиц, цель которой состоит в Достижении единства переживания и понимания, то Последнее выступает в качестве еще одного основания формирования убеждения.

Следует оговориться, что знание преподавателем основ понимания как процесса играет значительную роль в его профессиональной деятельности, так как без этого нет сознательного усвоения, познавательной активности, творчества и самостоятельности студентов в учебно-воспитательном процессе, как, впрочем, самого педагога.

Процесс понимания связан с поиском неизвестного субъекту способа объединения в единое целое разрозненных элементов ситуации. Философия трактует его как сложную систему различных объективных и субъективных, теоретических и практических действий.

Упрощенно этот процесс сконцентрирован в ответах на вопросы: что было на самом деле? Что еще должно быть?

В любом случае понимание связано с мыслительным процессом: с гипотезами, сравнениями, пробами и даже ошибками. Во взаимодействии процесс понимания начинается с выделения проблемы, ситуации, затем вычленяются противоречия, оценивается информация и источники, ее дающие, далее всему этому дается определенное толкование с помощью разных способов: догадок, интуитивного предвосхищения, логических путей.

Выделяется несколько постулатов понимания как процесса духовно-практического усвоения информации:

- логический, очерчивающий единство логических средств, их соотносимость, непротиворечивость в процессе коммуникации;

- гносеологический, характеризующий процедуру понимания в терминах познания, осмысления, истинности;

- онтологический, определяющий культурно-исторический, конкретно-предметны и статус этого процесса;

- психологический, квалифицирующий совместимость психологических установок, стимулов общения, мотивов и интересов.

Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания. Эффективность понимания зависит от многих факторов. Назовем некоторые из них:

- язык, на котором говорят субъекты взаимодействия: форма обращения, эмоциональная окраска голоса, употребление профессиональной терминологии. Если употребляется специальный малознакомый термин, то его следует тут же расшифровать, давая пояснения относительно сущности сказанного;

- логика и последовательность изложения мысли, так как перескакивание с одной мысли на другую, ее незавершенность или слишком пространные примеры отнюдь не способствуют пониманию;

- привлечение внимания аудитории, для чего в арсенале преподавателя должно быть достаточное количество приемов. Например, в случае утомления и отключения внимания во время лекции можно использовать психогимнастические упражнения, гимнастику для глаз, телесно-ориентированные психотехники, приемы музыкальной психотерапии, рисование, а также изменение интонационной выразительности речи преподавателя;

- предоставление реальной возможности осознать и понять, как достигается результат через вербальное описание признаков предметов и явлений на основе эмоционально-образного восприятия: чтение преподавателем стихов или отрывков из художественных произведений, прослушивание музыкальных фрагментов;

- установка на восприятие сказанного. Реально для этого использовать содержательную установку, которая формирует направленность на тему, поэтому принимается и понимается любая информация обозначенной темы;

- усиление процесса понимания учебной информации в лекции приемом «от противного». Преподаватель намеренно создает или предлагает студентам вообразить необычную ситуацию с подтекстом: «А что, если это выглядит иначе. Представьте себе, что это выглядит иначе». Цель приема — уйти от так называемого эффекта узнавания, разрушить поверхностные или неправильные представления студентов о проблеме, затронутой в лекции;

- понимание становится результативным благодаря причинно-следственному рассуждению с включением в него аудитории. Известные факты, истины, посылы, принятые всеми, группируются в такие связи и отношения, которые помогают студентам принять новые истины и сделать новые заключения. Таким образом, каждая предыдущая мысль становится обоснованием последующей, ход мыслей преподавателя разделяется как бы на две части: на данное, т. е. известные факты, и новое, т. е. то, что вытекает из них.

Понимание осуществляется в ситуации взаимодействия посредством речи, поэтому выделяют несколько уровней восприятия слов педагога:

- выделение речевого акта, т. е. концентрация на слове преподавателя как на осознанном сигнале познания;

- осмысление речевого акта, происходящее путем усвоения информации;

- выявление значения речевого акта, т. е. соотнесение его с тем, что он означает;

- прагматическое понимание, т. е. интерпретация речевого акта в направлении понимания, кто, когда, кому, в каких условиях формулирует его;

- установление психологической нагрузки речевого акта, г. е. для чего нужна получаемая информация и какая от нее практическая польза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 6500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.107.40 (0.008 с.)