Методы педагогического воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы педагогического воздействия



НА ЛИЧНОСТЬ

Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. Схема педагогического процесса выглядит так:

1. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи.

2. Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний для решения поставленной задачи.

3. Далее необходимо сформировать у учащегося умения и навыки.

На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Для того чтобы педагогический процесс функционировал, необходимы 5 групп методов воздействия на личность:

1) убеждение;

2) упражнение и приучение;

3) обучение;

4) стимулирование;

5) контрольная оценка.

Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющая решать те или иные педагогические задачи.

Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогического воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеклассная работа, внеаудиторная работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность в детских и молодежных организациях;

5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации.

Убеждение - разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.

Убеждение может выступать как доказательство, как внушение или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо научного положения - доказываем. Если мы хотим воспитать любовь к Родине, матери - обращаемся к высокому и прекрасному. В этом случае убеждение выступает как внушение.

Чем убеждает учитель? - Словом, делом, примером (дети учатся раньше подражать, чем познавать).

Словом - приемы: беседа, лекции, диспуты.

Делом. Крайне важна совместная деятельность обучающего характера.

Пример - стремление к подражанию.

Большое значение имеет местный пример: педагог - воспитатель, братья-сестры, мама-папа, дед-бабушка, товарищи по учебе, актеры, спортсмены, герои и т.д.

 

Эффективность методов убеждения зависит от ряда педагогических требований:

1. Высший авторитет педагога у воспитанников. Высшая форма педагогического авторитета - любовь воспитанника. Лукавят те педагоги, которые говорят, что им все равно - любят их или не любят. Если же педагога преследует стойкая неавторитетность у воспитанников, то это очень серьезный повод для смены профессии.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников. Здесь словесное убеждение сливается с убеждающей силой примера.

3. Истинность, конкретность и доступность убеждения. Фальшь быстро распознается школьниками, и педагог теряет авторитет.

4. Сочетание убеждения и практического приучения (т.е. связь с каким-то делом, практической деятельностью).

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Упражнение и приучение

Упражнение - планомерное организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью развития их личности (усидчивости, целеустремленности, силы воли и т.д.).

Приучение - организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Иными словами, приучение - это упражнение с целью воспитания хороших привычек.

Упражнение занимает большое место в обучении, так как формирует умения (приемы) и навыки. Без систематического применения упражнения нельзя добиться действенности воспитательной работы.

Типы упражнений:

1) упражнения в полезной деятельности (в труде, в общении со сверстниками, со старшими), главное, чтобы обучаемый видел пользу от содеянного;

2) режимные упражнения - режим дня, режим труда, отдыха. Нарушение - урон здоровью, знаниям (сорвал занятие), необязательность, расхлябанность;

3) специальные упражнения - упражнения тренировочного характера: приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой (вставать при входе учителя).

Специальные упражнения с целью преодоления недостатков (нарушитель дисциплины - ответственный за порядок, неопрятному - быть санитаром, эгоистичному - навестить и помочь больному товарищу).

Методы стимулирования

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Соревнование - не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой, а дух товарищества, взаимопомощи и доброжелательности.

Поощрение - чувство удовлетворения, прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах. Но главное - острое желание вести себя таким же образом, чтобы еще раз испытать это чувство психического комфорта.

Поощрение:

- особенно эффективно при работе с младшими детьми (несмелые, застенчивые, неуверенные);

- должно быть не слишком частым;

- не допускать деления воспитанников на захваленных и обделенных.

Важнейшие условия эффективности поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественного мнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Наказание, педагогические требования к нему:

1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению; лучше простить 10 виноватых, чем наказать одного виновного;

3) сочетать наказание с убеждением и другими методами;

4) строго соблюдать педагогический такт;

5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

СХЕМЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.033 с.)