Предмет и задачи общей психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи общей психологии



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ У ЖИВОТНЫХ

 

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

(ПО А. МАСЛОУ)

 

Иерархическая пирамида потребностей
(по А. Маслоу)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ

 

СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ

 

,

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА

 

 

 

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

МЕХАНИЗМЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

1. Из каких этапов складывается сложное волевое действие?

2. В чем различие между формальным и неформальным лидером?

3. Что такое фасилитация?

4. «Новорожденный воспринимает». «Новорожденный ощущает». Какое из этих суждений правильно? Объясните почему.

5. Перечислите основные качества внимания.

 

Вариант 2

1. Группа требует от личности соответствовать во взглядах, ценностях и поведении усредненному стандарту-норме. О каком виде влияния на личность идет речь в этом описании?

2. Назовите известных вам выдающихся отечественных психологов.

3. В чем принципиальное отличие мышления человека от мышления высших животных?

4. Сновидения, грезы, бред, мечта, галлюцинации, представления. К какому виду психической деятельности относятся эти процессы?

5. Почему Я.А.Коменского считают великим педагогом?

 

Вариант 3

1. В художественной литературе созданы образы людей, которые с младенчества росли, воспитывались в дикой природе, среди зверей (Маугли,
Тарзан и др.), но при этом обладали сознанием и мышлением человека.
Возможно ли это? Аргументируйте свой ответ.

2. Термин "психология" был введен Аристотелем почти 25 веков назад. Почему же "наука о душе" стала самостоятельной только в 19 веке?

3. Охарактеризуйте основные виды мышления человека.

4. Что такое харизматический лидер? Приведите примеры.

5. В чем сущность проблемного метода обучения?

 

Вариант 4

1. Можно ли изменить характер?

2. Согласно учению З.Фрейда, в человеческой психике идет постоянная борьба между "Оно" и "сверх - Я". Почему это происходит?

3. Личность, за которой члены группы признают право на принятие реше­ний, затрагивающих их интересы и определяющих направление и харак­тер деятельности группы. Какое понятие характеризуется в этом суждении?

4. Перечислите и охарактеризуйте основные формы обучения.

5. Как называется неспособность сознания сосредоточиться на каком - то объекте или игнорировать конкурирующие раздражители при восприятии?

 

Вариант 5

1. У людей этого типа возбуждение доминирует над торможением, их поведение неровное, реакция быстрая; они со страстью отдаются ка­кому-то увлечению, но быстро остывают, когда дело перестает их ин­тересовать. Их быстро утомляет монотонная однообразная работа. О каком типе людей говорится в этой характеристике?

2. Что такое самосознание? Какова его функция?

3. Какие из перечисленных явлений относятся к мышлению: понятие; восприятие; ощущение; суждение; умозаключение; представление.

4. В чем сущность ролевой теории?

5. Что такое сенсибилизация? Приведите примеры этого явления?

 

Вариант 6

1. Охарактеризуйте основные понятия педагогики: "образование", "обучение", "воспитание".

2. Как проявляется функциональная асимметрия мозга человека в психи­ческих процессах и в поведении?

3. У некоторых людей отдельные черты характера могут доминировать над другими чертами, подавлять их, так как они развиты сильнее. Как называется такой характер?

4. Какому виду психического влияния личности на личность присущи такие методы воздействия: кодирование, гипноз, зомбирование и т.п.?

5. Какова роль эмоций в жизни человека?

 

Вариант № 7

1. Что такое социализация личности?

2. Перечислите основные принципы обучения?

3. Представим такую картину: на автостанции стоит в ожидании авто­буса толпа пассажиров. Но автобуса нет. В отдалении стоит пустой автобус. Вдруг несколько пассажиров бегут к этому автобусу и садя­тся в него. Вскоре вся толпа хлынула за ними и заполнила автобус. Приходит водитель и говорит: «Автобус поломался и никуда не поедет». Пассажиры с неохотой возвращаются назад, ругая тех, кто первыми побежал на посадку. Как называется вид психологического влияния, проявившийся в этой ситуации?

4. Псевдовосприятия или восприятия, рожденные не внешними раздражителями, а самим субъектом, его психикой и при этом часто вопреки
его воле. О чем идет речь в этом определении? Об иллюзиях? Об апперцепции? О галлюцинациях? О представлениях?

5. В чем сущность мнемотехнического метода запоминания?

 

Вариант 8

1. Люди этого типа склонны объяснять все происходящее в их жизни как результат их собственных достоинств или недостатков, как
следствие их ошибок или промахов, либо наоборот, талантов или
трудов. О каком типе личности идет речь в этом описании?

2. Каковы основные методы и принципы воспитания?

3. Сильное, бурное, сравнительно кратковременное психическое состояние, захватывающее психику целиком. При этом ослабляется самоконтроль человека, он не управляет своим поведением. Это состояние сопровождается изменением голоса, мимики. О каком состоянии идет речь?

4. Какое явление есть полная противоположность комплексу неполноцен­ности? Когда и в силу каких причин оно возникает?

5. Перечислите основные методы психологии.

 

Вариант 9

1. Содержание образования как общественного явления определяется:

а) уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности;

б) совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные стандарты образования; в) уровнем развития общественных наук; г) социально-экономическим и политическим строем данного общества; д) уровнем его материально-технического и культурного развития?

2. Врожденные особенности мозга и нервной системы человека, обуславливающие скорость, интенсивность реакции, степень возбудимости и
соотношение процессов возбуждения и торможения. Какое психологическое явление определяется в этом определении?

3. Что такое "Я-концепция" и для объяснения каких процессов введено это психологическое понятие?

4. Существуют ли законы памяти?

5. Что является основной задачей психологии? Как Вы думаете, для чего психологию изучают в техническом вузе?

 

Вариант 10

1. Этот вид влияния направлен на рациональную часть психики человека, он представляет собой логически аргументированное доказательство, цель которого воздействовать на адресата таким образом, чтобы он изменил свои взгляды или намерения либо, напротив, утвердился в право­те своей позиции. О каком виде влияния здесь говорится?

2. Как называется зависимость восприятия человека от содержания его психической жизни, от установок, ожиданий и прошлого опыта?

3. Чем определяется ролевая функция человека в той или иной группе?

4. Наука, изучающая закономерности, формы и методы обучения и воспи­тания. О какой науке идет речь в этом определении?

5. Охарактеризуйте виды памяти и методы запоминания.

Вариант 11

1. Какое понятие определяется ниже?

Сознательное регулирование человеком своего поведения, выражающееся в стремлении преодолеть внутренние и внешние препятствия на пути к достижению поставленной цели.

2. Люди этого типа открыты к общению, они жизнерадостны, коммуникабельны, они охотно рассказывают о себе, о своих радостях и невзгодах. К этому типу людей, как правило, относятся холерики и сангвиники. О каком типе людей идет речь в этом описании?

3. В чем отличие ощущения от восприятия?

4. Что такое заражение как вид психологического влияния?

5. Что такое межролевой конфликт? Каковы пути его разрешения?

 

Вариант № 12

1. Существуют ли какие-то физиологические факторы, определяющие при­надлежность человека к экстраверсивному или интровертивному типу?

2. Какие факторы мешают творческому воображению?

3. Как называется психическое состояние озлобленной агрессивности человека, не имеющей определенной направленности, или полнейшей апатии, когда на пути к достижению желаемой цели возникает непрео­долимое препятствие?

4. Сознательное невнимание к человеку, намеренное избегание всяких контактов с ним как способ повлиять на его убеждения и поведение. Как называется такое влияние?

5. Что такое понятие как элементарная форма мышления? Приведите при­меры понятий из тех дисциплин, которые Вы изучаете в вузе.

 

Вариант 13

1. Люди этого типа объясняют все происходящее с ними - успехи, неудачи - как результат внешних факторов: стечения обстоятельств, интриг,
козней судьбы, воли бога и т.п. О каком типе личности идет речь в этом описании?

2. Каковы виды и уровни памяти?

3. Как складывается характер человека? Можно ли его изменить?

4. В чем отличие представлений от галлюцинаций?

5. Длительное, устойчивое отношение человека к какому-либо объекту: материальному или идеальному, одушевленному или неодушевленному, выражающее определенное эмоциональное состояние. О каком виде эмоций говорится в этом определении?

 

Вариант 14

1. Что такое комплекс неполноценности? Как он возникает? Каковы могут быть последствия для психики человека, страдающего этим комплексом?

2. Как называется процесс отражения отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на орган чувств?

3. Какая форма мышления, свойственная только человеку, представляет собой процесс выведения одних суждений из других, в результате чего получаются опосредованным путем, т.е. минуя опыт, новые истинные знания?

4. Перечислите основные принципы обучения.

5. Как называется скрытое от адресата управление его взглядами
и поведением?

 

Вариант 15

1. Ребенок может сохранять часами устойчивое внимание, сидя у компьютера, шахматист способен часами сохранять концентрацию внимания на шах­матной позиции. При этом мозг не устает и кризисов внимания не про­исходит. Как называется такое явление? Почему оно происходит?

2. Как называется процесс усвоения индивидом социальных ценностей, накопленного опыта, языка и культуры?

3. Перечислите качества, присущие высшей форме психического отражения – сознанию.

4. Люди этого типа обладают тонкой, но слабой нервной системой. Даже незначительные неприятности приводят их в состояние растерянности.
Они часто бывают грустны без видимых причин. О каком типе темперамента идет речь в этом описании?

5. Какова профилактика стресса? Как избежать разрушительных для организма последствий состояния стресса?

 

Вариант № 16

1. Врожденные особенности мозга и нервной системы человека, обуславливающие скорость, интенсивность реакции, степень возбудимости и
соотношение процессов возбуждения и торможения. Какое психологическое явление определяется в этом описании?

2. Что такое "Я-концепция" и для объяснения каких процессов введено это психологическое понятие?

3. Существуют ли законы памяти?

4. Опишите паравербальные и невербальные виды общения.

5. Почему детям часто свойственно нонконформистское поведение?

Вариант 17

1. Сущность и причины конформного поведения личности в группе?

2. Что такое апперцепция?

3. Как называется совокупность устойчивых, существенных свойств личности, которые определяют поведение человека и проявляют­ся в его отношении к себе, к другим людям, к делу, к различ­ным ситуациям?

4. Сравните между собой стресс и аффект.

5. Кому принадлежат слова: ''Душа новорож­денного подобна чистому листу бумаги. Только опыт и воспита­ние делают его либо гением, либо глупцом, праведником или преступником". Согласны ли Вы с автором? Аргументируйте свой ответ.

 

Вариант 18

1. Как называется способность человеческой психики сохранять, закреплять и воспроизводить прошлый опыт?

2. Что такое референтная группа?

3. В чем различие между задатками и способностями?

4. Люди этого типа обладают сильной, устойчивой, но инертной нервной системой. Торможение у них доминирует над возбуж­дением, поэтому они молчаливы, замкнуты, а их реакции замедленны. О каком типе темперамента идет речь в этом описании?

5. Воздействие на адресата, которое основано не на логических
аргументах, а на личном магнетизме, авторитете и экспрессии
инициатора. Что это за вид психологического влияния?

 

Вариант 19

1. В чем различие между индивидом и личностью?

2. Какие два противоположных процесса изменения чувствительности человека происходят под влиянием внешних условий и внутренних факторов психики?

3. Что такое дидактика?

4. Процесс обобщенного опосредованного отражения действительности, который раскрывает связи и отношения между предметами или явлениями и осуществляется, как правило, с помощью поня­тий, суждений и умозаключений. Какой психический процесс определяется в этом высказы­вании?

5. Начальным источником всех наших знаний о мире и собственном теле является: а) потребность; б) мышление; в) ощущение; г) воображение? Подробно охарактеризуйте выбранное Вами понятие.

 

Вариант 20

1. Что такое "сверх - компенсация". Кто ввел в психологию это по­нятие?

2. В чем причина абулии - болезненного безволия человека? Может ли она быть следствием неправильного воспитания?

3. Перечислите и кратко охарактеризуйте виды внимания.

4. Целостный образ предмета, возникающий в сознании в результате его воздействия на органы чувств. Какое психическое явление характеризует это определение?

5. Высшая форма отражения, присущая человеку, обозначается понятием: а) сознание; б) душа; в) реакция; г) рефлекс? Подробно охарактеризуйте выбранное Вами понятие.

 

Вариант 21

1. Что такое акцентуация характера?

2. Основной задачей психологии является: а) коррекция социальных норм поведения; б) изучение законов психической деятельности; в) разработка проблем истории психологии; г) совершенствование методов исследования (выберите и обоснуйте один правильный вариант).

3. Какие из перечисленных явлений не относятся к эмоциям:

а) стресс; б) чувства; в) восприятие; г) галлюцинации; д) темперамент?

4. Как называется зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности?

5. Какие формы мышления Вы знаете? Являются ли представление и анализ формами мышления?

 

Вариант 22

1. Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками:

Сохранение Это процесс, обратный запоминанию
Воспроизведение Это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала
Забывание Это восстановление прежде воспринятого материала

 

2. Как называется психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности?

3. Предметом педагогики как науки является: а) целенаправленно организуемый педагогический процесс; б) развитие личности; в) профессиональная педагогическая деятельность; г) образовательные системы.

4. Охарактеризуйте коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общения.

5. Представьте основные типы темперамента на примерах героев литературных произведений, известных политических и общественных деятелей прошлого и современности.

 

Вариант 23

1. Установите соответствие между видами мышления и их характеристиками:

Репродуктивное мышление Применение готовых, уже усвоенных знаний и умений
Продуктивное мышление Отличается быстротой протекания процесса, минимальной осознанностью
Интуитивное мышление Процесс поиска необходимых средств в объективно данных условиях, создание нового продукта

 

2. Цели обучения определяются: а) средствами обучения; б) потребностями и возможностями общества; в) индивидуальными особенностями учащегося; г) мастерством педагога. Выберите и обоснуйте один правильный вариант.

3. С помощью чего нервная система воспринимает сигналы среды:

а) детекторы; б) рецепторы; в) анализаторы; г) рефлексы?

4. Что представляет собой процесс распределения внимания? Приведите примеры.

5. С чем, на Ваш взгляд, связано существование множества отраслей в современной психологии?

 

Вариант 24

1. Как называется способность человеческой психики сохранять, закреплять и воспроизводить прошлый опыт?

2. Что такое референтная группа?

3. Единство и взаимодействие компонентов, составляющих педагогический процесс, определяют его: а) целенаправленность; б) целостность; в) управляемость; г) индивидуальность.

4. Опишите этапы развития психики от простейших реакций на окружающий мир до сознания человека.

5. Опишите формы мышления (понятие, суждение, умозаключение), приведите примеры каждой формы мышления из учебных курсов по Вашей профильной специальности.

 

Вариант 25

1. Охарактеризуйте следующие понятия: самовоспитание, семейное воспитание, самообразование, социальное воспитание. Является ли какой-либо из указанных процессов наиболее важным в развитии и социализации личности? Аргументируйте свой ответ.

2. Люди этого типа объясняют все происходящее с ними - успехи, неудачи - как результат внешних факторов: стечения обстоятельств, интриг,
козней судьбы, воли бога и т.п. О каком типе личности идет речь в этом описании?

3. Какое понятие определяется ниже?

Сознательное регулирование человеком своего поведения, выражающееся в стремлении преодолеть внутренние и внешние препятствия на пути к достижению поставленной цели.

4. Согласно учению З.Фрейда, в человеческой психике идет постоянная борьба между "Оно" и "сверх - Я". Почему происходит эта борьба?

5. Термин "психология" был введен Аристотелем почти 25 веков назад. Почему же "наука о душе" стала самостоятельной только в 19 веке?

 

Вариант 26

1. Что такое внутриролевой конфликт? Когда он возникает? Как разрешить этот конфликт?

2. Что такое эмпатия?

3. «У меня плохой темперамент, но я его изменю, все неприятности в моей биографии от плохого темперамента». Прав ли автор этого высказывания? Аргументируйте ответ.

4. Связаны ли типы лидеров со стилями и методами управления группой?

5. Как называется процесс субъективного выбора и самостоятельной интерпретации социального опыта, социальных ценностей и их инди­видуального осмысления в процессе социализации личности?

 

 

Вариант 27

1. Представьте ситуацию: ребенок лежит на улице в луже, колотит руками и ногами по грязной воде, кричит и, требуя, чтобы родители ему купили игрушку, льет слезы, наблюдая за реакцией проходящих людей. К какому виду расстройств можно отнести подобное поведение?

2. Установите соответствие между индивидуально-психологическими свойствами и их характеристиками:

Акцентуация характера Стремление личности к достижению высоких результатов деятельности
Экстраверсия Чрезмерная выраженность отдельных черт
Мотив достижения Способность к нестандартному решению задач
Креативность Обращенность личности к окружающему миру

 

3. Член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной деятельности людей, называется: а) начальником; б) лидером; в) руководителем; г) бюрократом?

4. Существуют различные факторы развития личности, например, биологические, социальные, стихийные. К какому виду факторов (из перечисленных) Вы отнесете образование?

5. Что такое неформальное лидерство?

 

Вариант 28

1. Представьте, что Вы работаете в коллективе, где один из работников постоянно говорит о том, что ему не дают расти по службе. Он занимается интригами, не скрывает зависти к достижениям начальства, «подставляет» коллег для достижения собственных карьерных целей.

О каком феномене идет речь в этом примере:

1) завышенная самооценка;

2) комплекс неполноценности;

3) заниженная самооценка?

2. Основным критерием выделения малой социальной группы является:

а) идентификация; б) общая территория проживания; в) эмоциональные связи; г) соприсутствие людей?

3. Обучение, воспитание и образование рассматриваются как особым образом организованная деятельность, основным результатом которой является: а) формирование мировоззрения; б) воспитание культуры поведения в обществе; в) развитие человека; г) стандартизация образования?

4. Как называется индивидуально-типологическая характеристика личности, обусловленная свойствами нервной системы, определяющая динамику психической деятельности человека?

5. Какие формы мышления Вы знаете? Являются ли представление и анализ формами мышления?

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.

2. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

3. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.

4. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление.

5. Познавательные процессы. Воображение. Мышле­ние и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

6. Эмоции и чувства.

7. Общение и речь.

8. Межличностные отношения.

9. Психология ма­лых групп.

10. Личность челове­ка как устойчивая система общественно значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей, предъявляемых им во взаи­модействии с другим человеком.

11. Направ­ленность личности: система мотивов, взгляды, мировоззрение, нравственные ориентиры и ценности, по­требности.

12. Психология делового общения и взаимодействия. Функции, механизмы, средства, структура общения. Профессиональное общение. Роль и место общения в структуре делового взаимодействия.

13. Взаимосвязь общения с учетом индивидуальных особенностей человека. Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению. Вербаль­ные - невербальные, рецептивные - продуктивные коммуникативные уме­ния.

14. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

15. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

16. Образование как общечеловеческая ценность, образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

17. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

18. Воспитание в педагогическом процессе.

19. Общие формы организации учебной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абульханова, К.А. Психология и педагогика /К.А. Абульханова, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев. - М.: Институт психотерапии, 2004. - 584 с.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П.Беспалько/. -М.: Педагогика, 1989.

3. Бордовская, Н.В. Педагогика /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.

4. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество /В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров. -М.: Педагогика, 1990.

5. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии /В.Г. Крысько. -М.: Владос, 2001. -368 с.

6. Крысько, В.Г. Социальная психология. Схемы и комментарии /В.Г. Крысько. -М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001. -208 с.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В.Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990.

8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика /Г.М.Коджаспирова. -М.: Гардарики, 2007.

9. Конвенция прав ребенка // Народное образование. -1993. -№ 5.

10. Маркова, А.К. Психология труда учителя /А.К.Маркова. -М.: Просвещение, 1993.

11. Столяренко, Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии /Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. -Ростов н/Д.: Издательский центр "МарТ", 2001. – 256 с.

12. Сластёнин, В.А. Общая педагогика: в 2 ч. /В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Владос, 2003. -Т.1. - 286 с.; Т.2. – 252 с.

 

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Адаптация социально-психологическая — результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей лично­сти и группы.

Активность социальная — поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику.

Атрибуция — приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных ка­честв и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привле­кательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Акцентуация – выделение какого-либо психологического свойства или признака человека на фоне других.

Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (заика­ние, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.

Бессознательное (подсознание) – совокупность психических процессов, актов и состояний, протекающих вне сознания человека.

Внимание – избирательное отношение к объектам психической деятельности, характеризующееся тем, что из множества действующих в данный момент раздражителей объектом отражения оказываются лишь отдельные из них.

Внутригрупповой фаворитизм — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитан­ника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Волевая регуляция поведения – сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями, поведением.

Волевое усилие – форма стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения.

Воля – внутренняя личная способность к свободному совершению выбора или действия; сторона человеческой психики, проявляющаяся в сознательных, целенаправленных действиях.

Воображение – процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий.

Воспитание – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, реализуемая всем социальным устройством; специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности, передачу общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т. п.), действующих в данный момент на органы чувств.

Восприятие человека человеком — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оцен­ках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Гуманизм — мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага челове­ка как критерия оценки общественных отношений.

Гуманистическое образование — образование, основанное на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Гуманитарное образование — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, установление связей между предметами через общечеловеческую составляющую школьных дисциплин, формирование личностной зрелости обучаемых.

Демократизация образования — один из основных принципов государственной поли­тики в области образования, пронизывающий все стороны школьной жизни, предполагающий: ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей на места управленческих функций; муниципализация образования, т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образо­ванием через соответствующие муниципальные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений.

Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития детей с физи­ческими и психическими недостатками, о проблемах и методах их воспитания, образования и обучения.

Деятельность – психическая поведенческая активность, регулируемая сознательной целью, прямо связанной с ситуацией.

Диагностика социально-психологическая — теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей.

Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения.

Дидактика – теория обучения, отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное усвоение обучающимися содержания образования.

Забывание – процесс, приводящий к утрате и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Задатки – свойства и качества человека, на базе которых возникают и развиваются его способности.

Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, устойчивая существенная связь между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Житейское понятие — донаучное понятие, образующееся вне специального обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне.

Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности дей­ствовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность – сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инстинкт — врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспо­собление организма к типичным условиям его жизни.

Интеграция групповая — согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

Интеллектуальные тесты — стандартный метод оценки способности индивидуума усваивать новый материал, решать задачи с элементами абстракции и ориентироваться в новой ситуации.

Интеллектуальный коэффициент — показатель уровня умственного развития по отно­шению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуальное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100.

Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Интерес — избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действи­тельности, одна из характеристик личности.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Инфантилизм — проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Интеллект – рациональные мыслительные функции человеческой психики, познавательные процессы в целом.

Каналы коммуникации (в группе) — понятие, относящееся к структуре социальной группы, характеризует систему деловых и межличностных контактов людей в процессе совмес­тной деятельности.

Катарсис — очищение, душевное облегчение, наступающее у человека после стресса.

Качества процесса обучения — свойства, признаки этого процесса, при которых мо­жет быть обеспечена эффективность обучения, соответствующая общественным потребностям времени.

Класс (классы) компенсирующего обучения — классы, которые создаются в обще­образовательных учреждениях для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразо­вательных программ.

Климат социально-психологический — психологический настрой в группе или кол­лективе.

Коммуникация — в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и односторонний характер.

Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собствен­ных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.179 с.)