Содержательная сторона личностного роста преподавателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательная сторона личностного роста преподавателя



Деятельностно-личностный подход предполагает выделение следующих элементов, которые соответствуют основным структурным компонентам личности, составляющим основу ее роста: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Разберем подробно каждый из компонентов.

Самопознание — это познание самого себя.

Самопознание направлено на уяснение своих возможностей, сильных и слабых сторон. Это происходит в условиях взаимоотношений с другими людьми в процессе общения, во время совместной деятельности, когда у человека появляется возможность определить уровень своей сенсорной организации, наблюдательности, памяти, особенности мыслительных операций и речи, степень воссоздающего творческого воображения, развитость чувств как показателя воспитанности, положительные и отрицательные черты характера, а также выяснить наличие способностей, как общих, так и специальных.

Процесс самопознания довольно сложен:

прежде чем приступать к самопознанию, человек должен накопить некоторый материал;

· человек должен иметь конкретный род занятий, позволяющий накопить этот материал для самопознания;

· человек — это саморазвивающаяся система, поэтому самопознание постоянно отстает от своего объекта;

· процесс самопознания субъективно значим для человека, так как, получив сведения о себе, человек пытается измениться.

Человек познает себя как непосредственно, так и опосредовано. В качестве приемов опосредованного самопознания выделяют сравнение, сопоставление, анализ резервов собственной деятельности, а непосредственного самопознания — самонаблюдение, самоанализ, самооценку.

Самонаблюдение — это наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства.

Самонаблюдение имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Исполняя любой вид деятельности, человек как бы со стороны наблюдает за собой, соотносит результаты работы со своими целями и установками, при этом происходит и познание человеком собственной психики, ее индивидуальных особенностей.

Различают два вида самонаблюдения:

- непосредственное, когда человек наблюдает за собой в конкретной ситуации;

- ретроспективное, когда человек воспринимает и анализирует себя по прошествии недели, месяца применительно к определенной ситуации, при этом он отчетливо помнит и фиксирует свои переживания.

Для формирования навыков самонаблюдения используются приемы самоопроса, самоанкетирования, мысленного возвращения к событиям и сравнения собственных воспоминаний с воспоминаниями других, сопоставления своих чувств с чувствами и переживаниями других.

Еще один способ познания себя — это самоанализ, посредством которого человек делает выводы о своей практической деятельности: что получилось, что нет; что помешало выполнить задуманное; почему случилось то или иное событие. Привычка к самоанализу помогает прогнозировать, предвидеть свои действия или деятельность: обнаружить и изучить затруднения, осознать или создать систему мотивов и потребностей, определить степень эффективности своего труда или результатов перестройки деятельности. Самоанализ завершается самооценкой.

Самооценка — это оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Объектом самооценки могут выступать любые сферы человеческой деятельности: психические процессы, состояния, поведение, поступки, социальное окружение человека.

Особенность самооценки выражается в том, что знание человеком самого себя и отношение к себе связаны воедино; важнейшим источником ее развития является также оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности.

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности, самооценка выполняет важную функцию регуляции в развитии личности, ее поведении.

Различают основные формы самооценки: адекватную, заниженную, завышенную.

Самооценка, особенно способностей и возможностей личности выражает уровень притязаний, определяемый задачами, которые' она ставит перед собой в жизни и решить которые считает возможным. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора.

Самооценка состоялась, если субъект путем сравнения оцениваемой переменной с образцом пришел к какому-либо суждению о результате осуществленного сравнения. Результат может быть правильным или ошибочным. Это зависит от образца, вовлекаемого в процесс самооценки, качества самоконтроля. От того, насколько они сбалансированы, зависят характеристики самооценки, а также феномены уверенности-неуверенности человека. Крайняя степень уверенности — это самоуверенность, в основе ее лежат неадекватно завышенные притязания личности, неправильная самооценка своих возможностей.

Самоуверенность нередко способствует принятию поспешных решений, утрате разумного чувства опасности, совершению ошибочных действий, нарушению обратной связи. Неуверенность как качество личности основывается на неадекватно заниженной самооценке реальных возможностей, поэтому часто неуверенный в себе человек компенсирует недостаток уверенности с помощью повышенного самоконтроля. Различают несколько уровней развития самооценки:

1. Процессуально-ситуативный. На данном уровне человек не устанавливает связи между своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по отдельным непосредственным
внешним результатам деятельности. В связи с тем что эти результаты не обязательно адекватны его личностным возможностям и могут быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, носить элемент стихийности, случайности, противоречивости, самооценка имеет тенденцию к необъективности и неустойчивости.

2. Качественно-ситуативный. Для него характерно то, что человек устанавливает прямолинейные связи между своими поступками и качествами, т. е. совершение или несовершение отдельного поступка отождествляется с наличием или отсутствием соответствующего качества. Человек не абстрагирует качество от поступка и не осознает, что качество личности выражается намного богаче и сложнее, нежели отдельный акт поведения.

3. Качественно-консервативный. Для него характерно разрушение прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности, которое абстрагируется человеком от конкретного поступка, выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность.

Качественно-динамический. Он характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками. Отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения преодолевается.

Таким образом, самопознание в совокупности с разными способами должно непременно повлечь за собой стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию.

Самопобуждение — компонент, стимулирующий личностный рост. Основу его составляет принцип самопринуждения, который, в свою очередь, базируется на действии механизмов саморегуляции и самоотношения.

Самоотношение выражается через профессиональное достоинство, оптимистическое самочувствие, самоутверждение при принятии решения, деловое самовдохновение, самоутешение при неудачах (Ю. А. Лобейко).

Самопобуждение осуществляется за счет использования человеком, в частности преподавателем, различных методов и приемов психологического и педагогического воздействия на свою личность. К ним относятся: самообязательство, самоприказ, самоинструкция, самоубеждение, самовнушение, самоодобрение, самоконтроль и самоотчет.

Самообязательство представляет собой процесс саморегуляции, выработки и контроля программы самосовершенствования на основе активного добывания человеком информации об окружающей действительности, о самом себе, о ходе процесса саморегуляции. Оно возникает в начале процесса эволюции внешних требований во внутренний план личности, в дальнейшем может браться личностью вполне самостоятельно. Самообязательство принимается по внутреннему убеждению в его необходимости и в конечном итоге определяется условиями жизни, требованиями общества, обязанностями человека.

Основу самообязательств составляет ориентировка в действительности в целях сбора информации о программе самовоспитания и самообразования, т. е. самоинформация.

Существуют разнообразные формы фиксирования самообязательств, в частности письменная: личные дневники, записные книжки, просто отдельные листочки.

Самоприказ — признак воли, реализующийся через сознательные, целенаправленные усилия по преодолению трудностей. Он может быть использован для исправления конкретных недостатков и воспитания положительных качеств, во многом зависит от убежденности человека. Самоприказ необходим, когда человеку нужно заставить себя приступить к исполнению давно намеченных планов.

Важным моментом в тренировке самоприказа является то, что он отдается мысленно и вслух. Произнесение его вслух в подавляющем большинстве случаев дает более положительный результат, чем проговаривание про себя.

Самоинструкция может рассматриваться как разновидность самоприказа. Определяется как сознательно данная себе установка на то, как в конкретной ситуации строить свое поведение.

Часто этот прием используется преподавателем для того, чтобы настроить себя на проведение первого учебного занятия в студенческой аудитории или ответственного воспитательного мероприятия. Педагогу самоинструкция помогает быть более мобильным и быстроменяющимся.

Самоубеждение — это всегда спор с собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели; выбор линии поведения на основе борьбы мотивов. Как правило, у человека всегда есть два основных мотива, нередко противоположных по значению, но дающих возможность тщательно взвесить все за и против. Самоубеждение требует активной мыслительной работы. Оно может завершаться принятием определенного решения и самоприказом выполнить его.

Самоубеждение нередко сочетается с самовнушением, основанным на технике аутогенных тренировок. Для преподавателя важна выработка определенных психических и физических навыков путем выполнения упражнений на внимание, оперирования чувствительными образами, словесных внушений в виде настроя на предстоящую деятельность.

Самоодобрение — это обращение к самому себе для укрепления веры в себя. Этот метод предполагает наличие приемов на самоуспокоение, внушение уверенности в успехе дела, уверенности в себе.

Все перечисленные выше методы самопобуждения эффективны при хорошем самоконтроле, определяемом как способность человека следить за своими поступками, оценивать их, вносить в них коррективы. Как средство самовоспитания самоконтроль развивается на основе способности человека контролировать любую свою деятельность.

Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самосовершенствование личности, профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную вовлеченность в них самоконтроля. Многообразие механизмов самоконтроля подчиняется иерархическому принципу организации, в соответствии с которым он представлен на разных уровнях функционирования психики: от отдельных познавательных процессов до выбора мотива деятельности. Человек может выступать одновременно и как объект и как субъект контро-3 течение жизни каждого проверяют на предмет выполнения им моральных норм, способов и функций профессиональной деятельности, поведения с окружающими. Как объект деятельности сам человек выступает носителем контрольных функций, при этом направленность может быть как внутренней, так и внешней. Самоконтроль обязательно предполагает эталон и процесс сличения ого, что должно быть, с тем, что есть на самом деле.

Самоконтроль осуществляет две функции: стабилизацию действий, которая контролирует их программу внутри деятельности; и стабилизацию деятельности, которая осуществляется в соответствии с ее мотивами, содействует повышению ее устойчивости к непроизвольной смене видов деятельности.

Различают следующие виды самоконтроля:

- непреднамеренный, или непроизвольный, который действует на основе механизмов обратной афферентации, сенсорной коррекции. Такой вид самоконтроля может осуществляться в структуре восприятия, функционируя автоматически. Его предметом является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь процессуальная ее сторона;

- преднамеренный, или произвольный, который определяется сознательно поставленной целью — следить за точностью реализации программы своей деятельности, является своеобразным препятствием непроизвольной смене деятельности, способствует более полному и точному отражению информации о ней, основывается на избирательном характере восприятия.

Существует несколько принципов, которые лежат в основе классификации видов контроля и самоконтроля (Г.С. Никифоров).

В соответствии с временным принципом следует различать предварительный, текущий, итоговый виды самоконтроля.

Объектом предварительного самоконтроля становятся явления, которые еще не вступили в фазу непосредственной реализации в деятельности. Намечая программу, ставя цель (например, поступление в вуз), мы просчитываем возможные варианты их успешного завершения, что позволяет избежать досадных промахов, ошибок, неправильных поступков.

Текущий самоконтроль включен в непосредственную деятельность, направлен на проверку предполагаемых результатов. Итоговый самоконтроль как бы суммирует результат проделанной работы, отвечая на вопрос: достигнута ли поставленная первоначальная цель?

В соответствии с пространственным принципом различают самоконтроль зрительный, слуховой, тактильный. Здесь основу составляют виды обратной связи, осуществляемой через каналы модальности. Такой самоконтроль преобладает в разнообразных видах деятельности, в поведенческой практике.

Структурный принцип иерархически организовывает механизмы самоконтроля на клеточном уровне. Выражается это в саморегуляции физиологических функций организма, которая имеет определенный онтогенез развития. Возникая как необходимость обеспечения жизнедеятельности ребенка сразу после рождения, самоконтроль постепенно приобретает социальную окраску, и к трем годам, благодаря способности выделять себя из окружающего мира, ребенок начинает приобретать навыки самоконтроля. В дошкольном возрасте система воспитания направлена на формирование у ребенка умений отдавать себе отчет в своих действиях, в школьные годы самоконтроль начинает проявляться как составляющая учебной деятельности, а в пору социальной зрелости человек овладевает всем разнообразием видов самоконтроля, способен выбирать, адаптировать их согласно своим установкам и характеру деятельности.

Выделяют четыре группы факторов, влияющих на функционирование самоконтроля.

1. Факторы, обусловленные компонентным составом самоконтроля. Нужно отметить, что самоконтроль осуществим только при наличии всех его составляющих: контролируемая, эталонная составляющие, каналы прямой и обратной связи. Они образуют так называемую кольцевую структуру.

2. Факторы запуска самоконтроля, которые проявляются в понимании человеком значения, умении пользоваться разными способами самоконтроля.

3. Внешние факторы (освещение, шум, вибрация, режим труда и отдыха), связанные с выполнением человеком конкретной деятельности. Например, чрезмерное эмоциональное и физическое напряжение ведет к снижению самоконтроля.

4. Индивидуальные особенности человека как фактор самоконтроля имеют определенное значение в его реализации, поскольку позволяют учесть тип нервной деятельности, тревожность, ответственность. Дисциплинированность, экстравертность — интровертность необходимы при определении результативности самоконтроля.

Следует отметить, что эффективность самоконтроля повышается, если он дополняется самоотчетом, который рождается на основе логического самоанализа.

Самоотчет — это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности (Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева).

Можно выделить два вида самоотчета:

- итоговый — самоотчет за достаточно длительный период времени, когда на определенном жизненном этапе выявляется степень соответствия между обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно принял, и объективными результатами деятельности;

- текущий — самоотчет человека за короткий промежуток времени (день, несколько дней, неделя). Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания. Например, человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положительные качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа, свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.

Самоотчет может осуществляться в форме устной или письменной речи, так же как самообязательство в виде специальных дневников.

Следующий компонент личностного роста — программирование. Оно осуществляется тогда, когда личность осознала все свои потребности и возникла необходимость перехода к реальной деятельности. Программа самосовершенствования предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности через выделение разных форм, выбор которых зависит от уровня зрелости личности. Это может быть индивидуальная программа профессионального развития, коррекции личностных качеств, развития новых умений и навыков.

Программа самовоспитания и самообразования педагога должна содержать все основные требования педагогической профессии к его личности. В качестве варианта такой программы можно использовать карту личности педагога, включающую три группы качеств, подлежащих самовоспитанию: общепедагогические качества личности, профессиональные и индивидуальные психологические качества.

Самореализация является последним структурным элементом личностного роста.

Самореализация понимается как психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека.

Выявлены следующие факторы, обусловливающие самореализацию:

самоуважение, положительная «Я-концепция»;

- самопознание, степень открытости своему опыту переживаний, внутренний контроль;

- стремление к удовлетворению когнитивных и эстетических потребностей, потребности знать и понимать;

-способность к самоорганизации, саморегуляции.

Конкретизируются также черты личности, которые позволяют говорить о гармонии социального и индивидуального в процессе самореализации. К таким характеристикам самореализации относят:

- более адекватное восприятие реальности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному;

- принятие себя и других такими, какие они есть; отсутствие искусственных защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других;

- спонтанность проявлений, простоту и естественность; соблюдение установившихся ритуалов, традиций и церемоний при отношении к ним с должным чувством юмора;

- деловую направленность — способность человека заниматься не только собой, но и своей жизненной задачей;

- потребность в одиночестве, носящем характер самоустранения;

-автономию и независимость от окружения, устойчивость к воздействиям фрустрирующих факторов;

- непосредственность оценок, способность находить каждый раз новое в уже известном;

- предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я»;

- чувство общности с человечеством в целом;

- отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях, узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие;

- демократичность в отношениях с людьми, готовность учиться у других;

- устойчивые внутренние моральные нормы, острую чувствительность к добру и злу, ориентированность на цели, тогда как средства являются подчиненными им;

- чувство юмора по отношению к себе и к миру;

- креативность.

Существуют три основных момента техники самореализации: приемы организационно-управленческого характера, интеллектуальное развитие, саморегуляция психических состояний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.036 с.)