Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника полемического мастерства преподавателяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Любой преподаватель, осуществляя коммуникативную деятельность, выступает как полемист, который использует целый табор доказательств для подтверждения истинности какого-либо положения. Считается, что педагогическое мастерство, в том числе полемическое, развивается под воздействием трех взаимосвязанных факторов: педагогической теории, педагогической техники и методов работы над материалом темы учебного занятия и организации его проведения, особенно таких его видов, как учебная дискуссия, лекция, семинарское занятие. В связи с этим возникает необходимость овладения преподавателем техникой публичного выступления, или, как еще говорят, техникой ведения монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Специфика организации монолога заключается в следующем: обладает однонаправленностью, поскольку представляет собой развернутое высказывание одного лица, которое обращается к слушателям; предполагает диалог, так как речь оратора, направленная на аудиторию, вызывает активность слушателей. Информационное воздействие и взаимодействие педагога во время публичного выступления охватывают несколько сторон: методическую, заключающуюся в активизации внимания слушателей, в обеспечении наиболее успешного восприятия содержания; эвристическую, способствующую активизации мышления, поиску оптимального решения какой-то проблемы; контролирующую, обеспечивающую обратную связь в процессе педагогической коммуникации; морально-этическую, направленную на то, чтобы эмоционально зажечь аудиторию, вызвать сопереживание, эмпатию. Однако соблюсти баланс всех сторон бывает непросто, поскольку преподаватель: иногда имеет поверхностное представление о сложившейся ситуации; может быть, не глубоко знает содержание материала, с которым выступает; не умеет наладить контакт со слушателями; не знает основных приемов теории аргументации, чтобы донести до слушателей свои идеи и факты; не умеет зажечь слушателей эмоционально; слишком придерживается написанного текста; не умеет вести себя за трибуной; имеет слабый, нетренированный голос; формально относится к слушателю. Начинающий оратор может избежать перечисленных недостатков, если знает особенности выступления перед разными категориями слушателей. Молодежная аудитория. Так, при выступлении перед молодежной аудиторией предпочтительнее (В. И. Андреев): - быть максимально откровенным, не сглаживать проблемы, а показывать причины, их порождающие; - всякий раз теоретические положения и суждения подкреплять убедительными примерами, конкретными фактами; - периодически сочетать изложение серьезного материала с элементами шутки, юмора; - стремиться к сочетанию популярности, научности и доказательности выступления. Следует остерегаться или не делать вообще: - заигрывать и льстить аудитории, идти у нее на поводу; - менторского, поучительного тона; - упрекать аудиторию в незнании, профессиональной и научной некомпетентности; - подчеркивать свое профессиональное или научное превосходство; - уклоняться от нерешенных проблем, острых вопросов. Аудитория, имеющая высокий уровень профессиональной и научной подготовки. При выступлении следует отдать предпочтение: - приемам, создающим положительный эмоциональный отклик у слушателей; - четкой формулировке проблемы, аргументированному обоснованию социальной, научной и практической значимости ее решения; - вскрытию противоречий, трудностей, ложных подходов и спекулятивных точек зрения; - доказательности суждений и выводов, безупречных с точки зрения логики и достоверности фактического материала; - стремлению выступать без текста, но следуя четко продуманному плану; - проблемному или даже проблемно-критическому и профессионально-компетентному стилю выступления. Следует остерегаться или не делать вообще: демонстрировать свое превосходство, выступать «вообще», если нет новых подходов, фактов, взглядов на решение проблем, тем самым уходить от темы или вовсе уклоняться от ее существа; допускать повторы, тривиальные суждения, злоупотреблять цифрами, цитатами; - допускать поучительный, менторский тон; - затягивать время выступления. В коммуникативной деятельности преподавателя в момент публичного выступления можно выделить три этапа: докоммуникативный, собственно коммуникативный и посткоммуникативный, — содержащие конкретный набор действий лектора. Докоммуникативный, а проще сказать подготовительный, этап имеет такую последовательность. 1. Нужно четко сформулировать тему, уяснив при этом, доступна ли она пониманию аудитории или сложна, будет ли привлекать внимание слушателей. При этом следует также: обратиться к литературе, собственному опыту постановки темы; продумать и записать, а затем проанализировать все имеющиеся варианты, озвучить их, выбрать наиболее удачный; структурировать вопросы, раскрывающие ее суть; если необходимо, например при выступлении на курсах повышения квалификации, на предметно-цикловой комиссии или педагогическом совете, прости предварительную консультацию с будущими слушателями предмет выявления наиболее интересующих вопросов. Опора на интерес — важный момент, который надо учитывать не только в публичном выступлении в описанных выше формах, но и на учебном занятии. Выделяют такие варианты интересов: основные — касаются вопросов жизнедеятельности, всегда актуальны и вызывают бурное обсуждение со стороны аудитории; групповые — направлены на сплочение группы; злободневные — остроактуальные, сиюминутные; конкретные — повседневные интересы, которые, по сути, выражают потребности слушателей. Интересы требуют конкретики в предъявлении темы аудитории слушателей: «Я объясню вам... Мы разберем... Мы рассмотрим... Остановимся на рассмотрении следующих вопросов... Акцентируем свое внимание на... Последовательно определим значимость, роль, необходимость...». 2. Нужно определить направленность предстоящего выступления: формирование убеждений, позиций, простое информирование или передача конкретных сведений. 3. Следует выбрать цель выступления как для самого преподавателя, так и для слушателей (удовлетворить духовные запросы, повысить свою квалификацию, просто заполнить досуг). 4. Необходимо сориентироваться в обстановке, в которой будет проходить выступление (габариты помещения, есть ли стол, кафедра, быть может, нужен микрофон, когда по времени планируется проведение выступления: утро, день, вечер). 5. Оценить контингент слушателей (социальный состав, образовательный уровень, направленность образования, возраст, пол, однородность аудитории), определить количественный состав, настроение, отношение аудитории к теме, степень ее знакомства с данным вопросом. 6. По возможности узнать, после какого другого учебного занятия следует выступление; если идет разговор о лекциях в рамках одногопредмета, то — идеальный вариант — она должна быть более интересной и по содержанию, и по форме, чем предыдущая. Задача трудноосуществимая, но шагом к ее реализации является планирование разнообразных видов лекции. 7. Определить формы работы над литературными источниками по такому алгоритму: просмотр литературы с целью предварительного ознакомления (название, автор, аннотация, оглавление); углубленное изучение важных разделов, частей; выписка значимых идей, фактов по теме выступления. 8. Для поддержания продуктивной активности необходимо продумать способы регуляции своего психического состояния(снятие «мышечных зажимов», реализация творческого самочувствия, приобретение уверенности в себе). Центральным моментом является композиционно-логическое оформление публичного выступления, представляющее собой закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. В композиции выделяют три структурные единицы: начало речи, содержание выступления, окончание выступления. Начало речи — это вступление, выполняющее роль психологической подготовки аудитории к восприятию информации. Здесь важно соблюсти правила этикета и настроить аудиторию на позитивное восприятие как личности оратора, так и учебной информации с помощью так называемых зацепляющих крючков. В таком качестве выступают: случай из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный, иногда глупый вопрос, какая-нибудь странность, сказанная как будто не к месту. Во вступлении также сообщается тема как простая констатация: «Сегодня рассмотрим, разберем, будем изучать... тему» — или перечисляются проблемы через словесный оборот «Прежде чем перейти к изложению и выяснению причин, считаю необходимым рассмотреть следующие вопросы...». В содержании выступления формулируется основная мысль, базирующаяся на принципе системно-деятельностного подхода и теории аргументации. Задача преподавателя — вести мысль дедуктивным (от общего к частному) или индуктивным методом (от частного к общему), применяя также метод аналогии, опираясь на активность слушателей при восприятии учебной информации. Достичь положительного результата помогает закон «фактора края», или «первого и последнего места», ведь лучше запоминается то, что лежит в начале или в конце последовательности событий. Поэтому если слушатели нейтральны или не заинтересованы, то важная информация дается в начале главной части, если заинтересованы, то в конце выступления. Окончание выступления, или заключительная часть, имеет также несколько этапов: краткое повторение основных положений; подведение итогов сказанному; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; постановка перед аудиторией определенных задач; призыв присутствующих к непосредственным действиям. Нужно выделить такую позицию: завершение работы предполагает краткость, лаконичность, эмоциональность, сюда входит и ритуал прощания с аудиторией. Подготовительный этап завершается двумя формами работы преподавателя. Когда полный текст выступления в виде конспекта, тезисов, плана готов, следует подумать о способах выступления. Их три: чтение текста выступления, воспроизведение его по 1амяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Здесь следует оговориться, что импровизация предполагает Глубокое знание преподавателем содержания учебной информации; свободное владение приемами налаживания контакта с историей, активизацию познавательной активности, умение быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию; определенную степень находчивости. Еще нужно, по возможности, как актеру, заняться репетицией будущего выступления. Репетиция — произнесение текста в плане внутреннего или внешнего монолога. Самый продуктивный вариант — перед зеркалом. Тогда появится возможность составить представление о мимике во время речи: что происходит с бровями, со лбом? Нужно ли разгладить набегающие складки, расправить нахмуренные брови? Почему лицо во время речи ничего не выражает? Как избавиться от застывшего выражения на нем? Нужна и репетиция педагогического жеста: выразительные направлены на подчеркивание специальных мест речи; описательные — на показ размера предмета; указующие демонстрируют местоположение, направление; подражательные усиливают отдельные эмоциональные моменты речи. Коммуникативный этап выступления обеспечивает полноту и эффективность контакта лектора с аудиторией, реализуется тремя принципами: ведением, согласованием, инкорпорацией. Разберем основные характеристики каждого. Ведение — в широком смысле обозначает инициативу в общении, а в узком — подведение партнера к нужному выводу и осуществляется путем настраивания на партнера и инициативности при ведении беседы. Настраивание проявляется в согласовании проявлений лектора и аудитории, лектор не скрывает свои цели и объясняет, зачем он это делает. Инициатива выражается в том, что он первым начинает и заканчивает контакт; предупреждает реакции партнера, меняет дистанцию в процессе общения, инициирует новые плоскости взаимодействия, т. е. в ходе беседы поднимает новые вопросы; дает сигналы, вынуждающие аудиторию подстраиваться. Эффективность ведения определяется поведенческими реакциями студенческой аудитории: - студенты непроизвольно начинают копировать позы, жесты, особенности речи преподавателя; - они активно реагируют на слова и невербалику педагога. Например, задумчивость - показатель того, что информация воспринята на уровне представлений, а поворот головы в сторону предмета - реакция на обозначение предмета словом; - вовлечение в контакт происходит, когда студенты начинают задавать вопросы по существу или предлагать преподавателю совместные действия, например обсудить проблему. Согласование — приспособление своего поведения к поведению партнера для стимулирования «Мы-подхода», который выводит слушателей из состояния настороженности при появлении лектора и способствует дальнейшему восприятию информации. Согласование осуществляется тремя способами: копированием, конгруэнцией и подчеркиванием своей общности с собеседником. Копирование осуществляется путем буквального или принципиального копирования, которое заключается в ответе лектора на проявление аудитории таким же проявлением; копирование не должно создавать у слушателей впечатления, что их передразнивают. Лектору нужно быть осторожным с эмоциями собеседников, поскольку часто в аудитории, особенно новой для лектора, могут быть студенты с защитным, агрессивным, доминирующим поведением. Конгруэнция достигается за счет переживания сопринадлежности, эмпатии, идентификации. Здесь важно: установить эмоциональный контакт на основе сходства эмоциональных реакций и чувств к одному и тому же предмету преподавателя и аудитории; живость и разнообразие поведенческих проявлений коммуникатора; вести обсуждение проблемы с позиций друг друга по формуле «ты — человек, я тоже». Следует выделить параметры согласования: поза, жесты, настроение, дыхание, движение глаз по принципу «мы смотрим в одну сторону», скорость переключения внимания, эмоциональная окраска речи, отношения к различным явлениям и предметам действительности, социальные роли и способы их выполнения. Согласование достигает позитивного результата при учете преподавателем системообразующих темперамента: сензитивности, темпа реакции, реактивности, активности, пластичности, экстравертированности или интровертированности студенческой аудитории. Инкорпорация заключается в использовании максимального количества наличных раздражителей и данных прошлого опыта для обеспечения полноты контакта (Д. А. Зарайский). Она выражает степень находчивости лектора при контакте с аудиторией. Инкорпорируются социально-психологические образования партнеров по коммуникации, выраженные: в установках, ценностных ориентациях, настроениях; в объектах окружающей обстановки; в различных отвлекающих обстоятельствах. Информационное воздействие преподавателя усиливается при соблюдении им ряда рекомендаций, касающихся действий во время публичного выступления. 1. При контакте с аудиторией следует опираться на так называемое превентивное отношение, которое предполагает, что лектор видит окружающих слушателей как партнеров, соратников, сторонников, опирается на положительные качества студентов, которые, несомненно, есть у всех и каждого. 2. Демонстрация отношения к партнерам по общению выражается в правильном слушании, когда преподаватель отвечает на каждый поставленный вопрос, подталкивает собеседников к диалогу. Рекомендуется открытое выражение заинтересованности аудиторией, которое проявляется: в заинтересованном взгляде; в уместных вопросах к студентам по поводу их дел, забот, интересов; в использовании имени отдельных студентов; в просьбе к студентам дать совет преподавателю, подчеркивая важность такого совета для лектора. 4. Вместо критики необходимо попытаться позитивно мотивировать действия и поведение аудитории в отношении восприятия информации или личности преподавателя. 5. На ошибки следует указывать косвенно, поддерживать самооценку отдельных студентов и адекватную оценку действий педагога со стороны студентов. 6. Лектору должна быть свойственна увлеченная непосредственность. 7. Чтобы быть симпатичным аудитории, преподавателю следует: - предоставить студентам возможность продемонстрировать свои достоинства или в разговоре, или в конкретном деле; - высказывать искренние комплименты; - затушевать различия, ведя разговор без высокомерия, высказывания превосходства в компетентности, возрасте или положении; - отыскать общие впечатления; - осуществить взаимный выбор — когда человек знает, что он нравится другому человеку, к этому другому у него легче возникает симпатия; - не стесняться показать, что педагог имеет небольшие слабости. 8. Важно учесть возможности, психофизиологические особенности студентов-партнеров, в частности объективные проявления: мотивационные, учитывающие роль учебного предмета в будущей профессиональной деятельности студентов; эмоциональные, связанные с реакцией студентов на предлагаемую информацию или действия педагога, когда реакция может означать обратное предполагаемому эффекту со стороны лектора; интеллектуальные, позволяющие проследить процесс усвоения и принятия информации по тому, какие вопросы и в каком порядке слушатели задают выступающему, какие критерии оценок используют при аргументации. Приемы активизации слушателей. Во время публичного выступления преподаватель может использовать следующие приемы активизации слушателей. 1. Эстафета живой реакции — прием, предполагающий контакт глаз, когда лектор среди слушателей находит доброжелательное лицо и по ходу выступления постоянно обращается к нему. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы его взгляд был постоянно направлен на аудиторию; передавая учебную информацию, он переводит взгляд с одного лица на другое. Когда аудитория устала, можно использовать разнообразные приемы эмоциональной разрядки в виде загадки, высказывания, шутки. 2. Эффект сопереживания поможет в организации скрытой формы диалога. Этот прием проявляется в структуре речи и базируется: на мышлении вслух, обозначающем интеллектуальное сопереживание в процессе совместной мыслительной работы лектора и аудитории: полемике, вопросов, обсуждения разнообразных фактов; на эмоциональном сопереживании, когда преподаватель использует фрагменты художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, вызывающие определенные чувства и эмоции у аудитории и самого лектора. Этот прием активизирует воображение и чувства слушателей. 3. Атака вопросами, как уже отмечалось, позволяет организовать открытый диалог; проявляется в вопросах слушателей и ответах на них оратора, и наоборот, в вопросах оратора и ответах слушателей. В любом из вариантов эффективность достигается за счет доброжелательности, быстроты реакции, юмора, позволяющих снять напряжение, страх аудитории перед неверным ответом и санкциями, которые последуют за ним со стороны преподавателя, а самому преподавателю необходимо иметь материал для ответа по предполагаемым вопросам студентов. В риторике есть ряд заповедей, знание которых облегчает процесс сообщения информации. Перечислим некоторые из них: - самое неудачное выступление — это постоянный спор с аудиторией; - все ориентиры, на которые нацеливает оратор, — положительные; - плохо говорить о том, что плохо; нельзя говорить о том, чего нельзя; - не надо оценок — пусть слушатель сделает их сам; - на неудачную речь указывает желание слушателей переспрашивать; - лучший собеседник — лучший слушатель; - признавая ошибки, не следует превращать их в предмет выступления; - хорошо преподнести — значит создать зримый образ. Психологические средства позитивного контакта. При публичном выступлении для усиления контакта с аудиторией используют правило трех плюсов, шутку, улыбку, комплимент, просьбу, апелляцию к чувствам слушателей. Дадим краткую характеристику каждому из них. Правило трех плюсов направлено на создание первого впечатления. Оно строится на законах восприятия, поэтому вначале нужно соблюсти правило 15 секунд, во время которых происходит осознанное двустороннее восприятие партнеров по общению: лектор присматривается к аудитории, пытаясь понять ее настроение, а слушатели изучают преподавателя. Дальше расположение к себе собеседника происходит с помощью улыбки, комплимента, поднятия его значительности. Шутка позволяет нивелировать действие негативных установок в отношении преподавателя и располагает к активному восприятию информации. Шутка, анекдот, эпиграмма при оправданной развлекательности должны быть уместными, естественными, поясняющими излагаемый материал, должны снимать психологическую усталость, разряжать обстановку в ситуациях напряжения. Смех не просто ответная реакция аудитории на юмор преподавателя, а показатель внутреннего мира каждого из слушателей. Открытый смех — «ха-ха-ха!» — это веселый, идущий от сердца смех; хихиканье — «хи-хи-хи!» — смесь иронии и злорадства, это скрытый, хитрый, имеющий подтекст смех; протестующий — «хо-хо-хо!» — выражает протест, удивление, может звучать хвастливо-угрожающе; смех страха — «ху-ху-ху!» — показатель боязливости смеющегося. Улыбка выражает хорошее отношение и делает человека более привлекательным. Улыбка бывает разная: расслабленная — свидетельствует об искренности, доброжелательности; смущенная, извиняющаяся — появляется внезапно и быстро исчезает, это показатель исполненного долга, а не искренности чувств; сладкая — чаще всего это улыбка лести; язвительная — напоминает реакцию человека на кислое, человек пытается скрыть истинные намерения; кривая — говорит об отрицании, опущенный уголок рта выражает внутреннее противоречие; отрицающая — проявляется через опущенные уголки рта, отражает иронию, злорадство: «Ну-ну, я-то знаю больше...» Главное правило улыбки такое: «Улыбаться кому-то, а не для кого-то». Комплимент — лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. Существует несколько его разновидностей: — косвенный, когда хвалят не самого человека, а то, что ему дорого: родителю — ребенка, начальнику — его со вкусом оформленный кабинет, преподавателю — его воспитанников, с которыми он проводит много времени; - комплимент «минус» — «плюс», основан на принципе контраста, что делает похвалу более запоминающейся и значимой. Нужно только четко соблюсти баланс: «минус» должен быть меньше «плюса». Звучит такой комплимент в устах куратора учебной группы приблизительно так: «Пожалуй, я не могу сказать, что вы хороший студент, но в общественной работе вы незаменимы»; - комплимент сравнения — это когда человек, делающий комплимент, сравнивает себя, свою деятельность, окружение с чем-нибудь самым дорогим для того, кому комплимент предназначается: «Как бы я хотел иметь такого сына, как вы...», «Как бы мне хотелось, чтобы мои студенты знали столько, сколько ваши». Здесь важно учесть два нюанса: данный комплимент выглядит настоящим, если существуют довольно близкие и доверительные отношения между партнерами по общению и принимающий должен знать, насколько важно такое сравнение для дающего комплимент; - комплимент критики — по форме.это комплимент, по содержанию — критика. Преподаватель обращается к нерадивому студенту: «Петров, вы меня подкупаете своим постоянством!.. Никогда не приходите вовремя на мою лекцию!» Поднятие значительности собеседника достигается с помощью использования имени собеседника, не случайно верхом невоспитанности и бескультурья является безличное обращение или употребление третьего лица в разговоре с конкретным собеседником: «Послушай, извини...» — без имени, «Он сказал...», «Она делает...» — в присутствии конкретного человека. А еще важно помнить о волшебных словах «спасибо» и «пожалуйста» и формуле успеха, которая выражается в фразе: «Я хотел бы с вами посоветоваться!» Просьба имеет четырехступенчатую структуру: «Я вижу... Я чувствую... Я нуждаюсь... И поэтому я хотел бы от тебя...» Вряд ли человек откажет после того, как ему высказали доверие, понимание. «Я вижу...» — описание какого-либо факта; «Я чувствую...» — формулировка его восприятия, ощущений; «Я нуждаюсь...» — выражение потребности, вытекающей из данной ситуации; «Я хотел бы...» — собственно просьба. Приведем пример из повседневной жизни педагогов. Обращение к домочадцам, например к мужу: «Я вижу, что из-за подготовки к завтрашней лекции я не успею приготовиться к приходу гостей, и начинаю волноваться. А мне бы так хотелось, чтобы им понравилось у нас с тобой, ведь ты сделал такой колоссальный ремонт. Не мог бы ты убраться в квартире, чтобы было быстрее?..» Апелляция к чувствам слушателей как обоснованное обращение осуществляется при соблюдении ряда советов: - для стимулирования чувств подходят неявные обращения: «Каждому уважающему, здравомыслящему человеку, профессионалу ясно, что...», «Никто не хочет быть виновником того, что...»; - мотивировка должна соответствовать обстановке и быть рассчитана на конкретных слушателей; - динамика развития мотивировки осуществляется за счет использования конкретных примеров; - повторы мотивировки в измененной форме усиливают ее эффект; - в общении с аудиторией следует избегать пафосных призывов и деклараций. В публичном выступлении преподавателя одним из центральных звеньев является культура речи, которую принято трактовать как умение правильно, точно, выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка — произносительными, грамматическими, лексическими, а также обладает богатством интонаций, достигающимся употреблением в лексике разных стилей, разнообразных синтаксических конструкций. Правильная речь преподавателя во время публичного выступления проявляется в умении точно выражать свои мысли, выбирать наиболее доходчивое, выразительное, уместное словоупотребление, в умении ощущать речь, т. е. слышать, осознавать звук, темп речи, силу и высоту собственного голоса, ясность и четкость произношения, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. В качестве языковых средств контакта применяют: - слова-синонимы, отличающиеся по стилистической окраске (нейтральные, возвышенные, сниженные): архитектор — зодчий; работать — трудиться — вкалывать; бандит — громила — гангстер; глаза — очи — гляделки; - оценочные прилагательные: актуальный, глубокий, злободневный, наболевший, насущный, первоочередной, принципиальный, серьезный, сложный, спорный, щекотливый, элементарный; - прилагательные, выражающие эмоционально-усилительную или эмоционально-экспрессивную окраску: дикий, курьезный, печальный, потрясающий; - личные местоимения 1-го и 2-го лица («Я» — оратор, «вы» — слушатели, «мы» — единение оратора и слушателей). Они создают атмосферу непринужденного разговора, привносящего личностную окраску в процесс общения: «Я отмечу»; «Я скажу»; «Мы должны иметь в виду»; «Я изложил вам один из взглядов на... а сейчас хочу поучаствовать в нашем диалоге»; - глаголы в 1-м и 2-м лице: прояснили, оговорились, попробуем понять, скажем прямо, отметим, прошу вас, отметьте себе, конкретизируем, думаем; - изъяснительные придаточные: «Ясно, что...», «Понятно, что...», «Можно предположить, что...», «Уверен, что...»; - риторический вопрос, который сам дает объяснение утверждения с целью привлечения внимания слушателей; - вопросно-ответное единство: «Вас интересует, как? Я расскажу вам об этом»; выражение субъективного отношения преподавателя: «С моей точки зрения...», «По-моему...», «Мне кажется...», «Мне думается...»; - выражение временных, субъективных отношений: «Во-первых...», «Следующий вопрос...», «Далее отметим...», «Об этом я скажу позже»; - словесное оформление приема отсылания к ранее сказанному в речи: «Мы будем продолжать беседу, так как она не была закончена...», «Прежде я расскажу подробнее о том, о чем говорил коротко в прошлый раз...»; - речевые конструкции для краткой информации, которая заключена в последующих частях вступления: «Забегая вперед...»,«Как будет указано дальше...», «Дальнейшее изложение покажет, что...», «Посмотрим, как...», «Мы будем заниматься...»; - повтор отдельных слов, оборотов, предложений; - усиление выразительности высказывания: «Вопрос большой, вчера мы его внимательно обсуждали, очень внимательно»; - словесное оформление завершения выступления: итак, таким образом, следовательно, сделаем вывод, подведем черту, поставим логическую точку в нашей беседе, в конечном итоге, в заключение. Для подчеркивания той или иной мысли особо используют такие приемы выразительности речи. изменение обычного, общепринятого порядка слов, обособление отдельных слов и выражений; противопоставления, применение усилительных слов: «лишь один» вместо «один», повторение логически ударных слов, например, «очень-очень» вместо «очень»; расчленение высказывания на отдельные кусочки и т. д. В процессе коммуникации слово педагога рассматривается как прием воздействия на аудиторию. В связи с этим выделяют несколько правил речевой суггестии. 1. Сила внушающего воздействия прямо зависит от конкретного смысла и образности ключевых слов. Например, слова «человек», «птица» — абстрактные понятия, а слова «яблоко»,«апельсин» — образные, конкретные, хорошо представляемые понятия. 2. Сила внушающего воздействия повышается, если ключевые образные слова будут подкреплены конкретными образными качественными определениями. Например, слово «груша» — хорошо представляемое слово, зато словосочетания «груша сочная, янтарная, душистая, сладкая» или, наоборот, «груша дубовая, вяжущая, неспелая» вызывают определенный образ. 3. Передача информации требует и передачи отношения к ней. Достигается это с помощью употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –очк, ечк-, -ушк, юшк- и качественного определения в превосходной степени. 4. Сила воздействия повысится, если говорить позитивно, избегая слов-отрицаний «не», «нет». Лучше говорить так: «Следует сказать...», «Надо упомянуть...» Эти выражения воспринимается как приказ. А выражения типа «Нельзя не сказать...», Нельзя не упомянуть...», «Вы, наверное, не слышали, что..?», «Хотя вам, конечно, неизвестно, что...» неосознанно воспринимаются как запрет или ограничение, желание поставить человека в подчиненное положение. 5. При внушении необходимо больше использовать речевую выразительность: - мягкие и доброжелательные речевые интонации; - в конце фразы, в которой заложена основная мысль, голос должен интонационно понижаться; - существенно повышает значимость сказанного пауза после произнесения ключевой фразы; - избегайте говорить на одной ноте, нужно менять силу голоса; - в речевой динамике значительная роль принадлежит темпу речи — это отношение к человеку и его интеллектуальным возможностям; - весьма эффективно в применении воздействие звукосочетаниями. В основе этого метода лежит образное восприятие звуков. Например, звук [у] ассоциируется с чем-то большим и значительным, [и] — с чем-то маленьким, незначительным, [а] - проявление напора и уверенности, [о] — расслабляет, [ы] — грубость и мрачность. В качестве способа эмоционального воздействия рассматриваются фразеологизмы, имеющие образный, метафорический характер. Представленные в виде поговорок, басен, каламбуров, игры слов, они лаконично дают яркие характеристики и выражают эмоциональные оценки. Фразеологизмы подразделяются на семантические кластеры: положительного поведения: «жить своим умом», «держать себя в узде», «бороться с самим собой»; отсутствия у субъекта адекватного восприятия внешнего мира: «строить воздушные замки», «витать в облаках», «не видеть дальше своего носа», «висеть между небом и землей»; затруднения собственной активности: «толочь воду в ступе», «бить баклуши», «валять дурака», «переливать из пустого в порожнее»; нарушения целесообразной деятельности: «гоняться за двумя зайцами», «ломиться в открытые двери», «лезть в бутылку»; аморальности: «плевать в душу», «держать камень за пазухой», «валить с больной головы на здоровую», «загребать жар чужими руками»; обмана: «втирать очки», «обводить вокруг пальца», «пускать пыль в глаза», «ловить рыбу в мутной воде»; конформизма: «и вашим и нашим», «идти по пути наименьшего сопротивления». Следует помнить, что выбор языковых средств отражает общую направленность публичной речи, которая должна быть по возможности точной, отражать объективную реальность, обобщать отдельные факты, выводить закономерности. Речевой этикет публичного выступления — важная составляющая. Эта совокупность правил, принципов и конкретных форм общения ориентирована на конструктивный результат, предполагающий лояльное, уважительное отношение к собеседнику, использование общекультурных норм общения, форм выражения суждения. Владение приемами речевого этикета особенно важно при контакте с аудиторией как во время приветствия или прощания, так и в ходе публичного выступления, например для привлечения внимания слушателей. Приветствие — элемент речевого этикета, с которого начинается любой вид общения. В учебной ситуации чаще всего сочетаются речевое приветствие и вставание как знак уважения студентов к лектору. Приветствие содержит несколько моментов. Во-первых, это обращение, которое связано с началом общения. Оно имеет несколько целевых ориентиров: выражение уважения к собеседнику; указание на конкретную информацию с четкой адресацией, проявление заинтересованности к личности собеседника и чувства симпатии, расположения, направленности на вызов положительных эмоций у собеседника. Обращение всегда адресно и поэтому используется и как средство этикета, и как психологический прием управления общением. Этикетные формулировки обращения к аудитории во время приветствия: «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Приветствую вас!», «Разрешите вас приветствовать!», «Позвольте вас приветствовать!», «Рад вас приветствовать!», «Я приветствую вас от имени...», «Добро пожаловать!», «Уважаемые коллеги!», «Дорогие друзья!». Этикетные формулировки выражения радости при встрече: «Рад вас видеть!», «Как я рад вас видеть!», «Я так рад вас видеть!», «Я очень рад вас видеть!», «Как я рад, что..!» «Я так рад, что..!», «Очень рад, что..!», «Я счастлив, что встретил вас!», «Я рад, что вы пришли!», «Хорошо, что вы пришли!», «Я рад счастливой возможности выступить перед вами». Во-вторых, знакомство как акт взаимного самоопределения в общении людей, ранее не представленных друг другу. Знакомство начинается с приветствия. Важную роль при этом играет тон: формальный, неформальный. При знакомстве круг вопросов ограничен. Вопросы, не направленные на прояснение информации первичного контакта, воспринимаются как назойливость и нарушение речевого этикета. Этикетные формулировки знакомства: «Мне хотелось бы с нами познакомиться», «Давайте познакомимся...», «Будем знакомы!», «Разрешите с вами познакомиться!», «Позвольте представься!», «Меня зовут...», «Как вас зовут?», «Как ваша фамилия?», «Как ваше имя и отчество?», «Как ваше имя?». В ходе лекции часто используется обращение к слушателю для привлечения его внимания к информации или личности лектора: «Простите (извините)!», «Простите (извините) за беспокойство», «Скажите, пожалуйста», «Извините, не могли бы вы сказать..?»' «Простите, вы не знаете..?», «Будьте добры...», «Будьте любезны...», «Не будете ли вы так любезны сказать..?», «Не могли бы вы сказать..?», «Вас н
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.023 с.) |