Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О понятии «информационный ресурс преподавателя».

Поиск

В стране и мире продолжается процесс активного внедрения компьютерной техники и сетевых коммуникаций в учебный процесс на всех уровнях образования. Представляется, что основная задача, которую может и должно решить применение Интернет-технологий в образовании состоит в построенииотвечающей запросам информационного общества новой формы обучения, которую можно было бы назвать формой обучения, индифферентной к дистанции. Ростки этой формы проявляют себя уже ряд лет в видеочного (или в основном очного) обучения с Интернет-поддержкой (в нашем опыте – с 2000-го года. См., например, - об обучении на «открытой платформе»[1]). Речь идет о такой организации обучения, которая в той или иной степени допускает и, более того, предполагает, интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса посредством современных коммуникационных средств (но не вместо, а в разумном сочетании с обычным «очным» взаимодействием). Сказанное, по-видимому, близко по смыслу тому, что получило на Западе название «E-Learning» (электронное обучение), см., например, [2]. О перспективе появления новой формы обучения, вбирающей в себя элементы очной и дистанционной форм писал ранее и А.А.Андреев [3].

Можно обозначить две основные предпосылки становления обучения с интернет-сопровождением очного учебного процесса. Первая из них носит предписывающий характер и обусловлена настоятельной необходимостью подготовки педагога, способного к. реализации cвоих профессиональных функций в условиях новой информационной обстановке в обществе. По сути, такая подготовка означает формирование у будущего учителя навыков быстрой ориентации в информационном потоке Глобальной сети, анализа этого потока с точки зрения содержания образования, приобретение будущим учителем знаний о дидактических возможностях различных телекоммуникационных технологий и их возможных функциях в учебно-воспитательном процессе, формирование у будущего учителя умений применять телекоммуникационные технологии для успешного решения педагогических задач в условиях мощного информационного воздействия на учащихся со стороны Глобальной сети. Представляется, что перечисленные умения и навыки будущего учителя могут сформироваться в процессе обучения в университете лишь в том случае, если сама организация учебного процесса предопределяет их формирование.

Вторая предпосылка носит разрешающий характер и отражает прогресс в области телекоммуникационных технологий, сервиса и разработки цифровых образовательных ресурсов, достигнутый в последнее десятилетие. Индифферентная к дистанции и основанная на Интернет-технологиях форма обучения в будущем, по-видимому, предстанет основной формой обучения. Тогда с необходимостью осмысления этой формы будут связаны перспективы дальнейшего развития в целом как теории обучения, так и теории воспитания. Потребует своего решения целый ряд интересных проблем, таких как:

· изменение содержания деятельности педагога и учащегося (студента),

· возможное появление новых субъектов учебного процесса (куратор, тьютор),

· определение дидактических свойств, возможностей и функций тех или иных технологических компонентов, обеспечивающих интерактивное взаимодействие субъектов в ходе процесса,

· распределение различных составляющих учебно-воспитательного процесса между двумя формами взаимодействия субъектов – непосредственным общением и общением, опосредованным техническими средствами коммуникации, и др.

Подготовка учителя, способного применять телекоммуникационные (Internet) технологии в своей будущей профессиональной деятельности, неотделима от опережающего внедрения в повседневную практику работы кафедр новых форм обучающего межличностного взаимодействия (преподаватель - преподаватель, преподаватель - студент) базирующегося на телекоммуникационных технологиях связи. Внедрение этих технологий по-существу, означает преобразование кафедрального педагогического коллектива в коллектив педагогов, обладающих умениями и навыками ведения повседневной профессиональной деятельности в информационно- педагогической среде Университета и Глобальной Сети в целом. Реальное внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс, научную деятельность, организационную работу и межличностное общение педагогов определяется тем, насколько повседневное их (технологий) использование становится естественной потребностью преподавателя, ассоциируется в его сознании с комфортностью условий профессиональной деятельности.

Целенаправленное строительство системы сопровождения (поддержки) образовательного процесса средствами Internet-технологий включает в себя, с одной стороны, разработку корпоративного (университетского) ресурса учебного назначения и, с другой стороны – того, что можно было бы назвать современным информационным ресурсом преподавателя.

Что же следует понимать сегодня под информационным ресурсом преподавателя? В широком смысле слова, с позиции толкового словаря, информационный ресурс – это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Конкретизируя это определение с учетом его (ресурса) принадлежности и цели, получаем более развернутое определение вида: совокупность данных, организованная преподавателем для целей как собственного использования, так и (в определенной своей части) обучаемыми в процессе обучения. Очевидно, что в той или иной форме информационный ресурс преподавателя существовал всегда и везде, когда и где присутствовал процесс обучения.

Информационный ресурс преподавателя, создаваемый сегодня как полновесный самостоятельный инструмент повседневной деятельности педагога, должен обладать дидактической ценностью, грамотной организацией и отвечать принципам:

· доступности из Глобальной сети;

· открытости для определенных категорий пользователей - на уровне чтения; для автора - на уровне создания и текущего редактирования;

· интерактивности: ресурс должен обеспечивать повседневное интерактивное взаимодействие участников учебного процесса - преподавателей и студентов (on-line форумы, off-line списки рассылки, чаты);

· сочетания свободы и ответственности: уважения права преподавателя на свободу творчества с его ответственностью за результаты своей деятельности.

Очевидно, что техническое исполнение информационного ресурса преподавателя, отвечающее изложенным выше принципам его организации, предполагает комплексное использование ряда Internet-технологий, в том числе:

· Web-сайта,

· on-line форума,

· off-line листсервера со списком рассылки,

· чата,

· электронной почты.

Каждая из перечисленных технологий несет определенную функцию в организации Internet-сопровождения очного образовательного процесса в соответствии с дидактическими возможностями этой технологии и влияет на функциональную состоятельность создаваемого ресурса в целом. Это обстоятельство задает требования к хостингу (сервису по размещению ресурса в Глобальной сети) который должен обеспечивать педагогу:

· безусловный оперативный доступ к перечисленному выше набору технологий связи,

· возможность управления своим ресурсом с любого компьютера, подключенного к Глобальной сети,

· круглосуточную техническую поддержку ресурса.

Так организованный информационный ресурс может выполнять функцию сопровождения учебного процесса, содержательно дополняя, но не подменяя собой очное аудио-визуальное взаимодействие преподавателя и студентов. При достаточном техническом оснащении учебных аудиторий некоторые элементы занятия, такие как

· вступительное слово преподавателя о целях и содержании работы,

· регистрация студентов на занятии,

· отчет студентов о выполнении задания

могут быть "перепоручены" новой форме взаимодействия. Это высвобождает время преподавателя для акцентирования внимания на важных деталях, реализации индивидуального подхода к студентам, позволяет субъектам образовательного процесса вернуться к обсуждению вопросов по окончании занятия в удобное время и из удобного для них места (c любого компьютера, подключенного к Глобальной сети). Представление основного дидактического материалы в гипертекстовой форме (веб-сайт) позволяет увеличить объем ресурсов, предлагаемых для изучения, стимулировать учебно-поисковую деятельность студента во время занятия, усилить исследовательскую компоненту в содержании его деятельности, ввести вариативность в ход проведения занятия усилить субъектную позицию студента в ходе занятия.

Следует еще раз подчеркнуть, что функцию Интернет-поддержки учебного процесса может выполнять не любой информационный ресурс преподавателя, а лишь тот, техническое решение которого (сетевое) адекватно этой функции. На сегодняшний день далеко не каждый информационный преподавательский ресурс может такую функцию выполнять.

2. Соотношение корпоративного ресурса учебного назначения (университетского ресурса) и информационного ресурса преподавателя.

Вузовский ресурс учебного назначения строится и наполняется содержанием преподавателями вуза, аккумулирует (но, разумеется, не механически) содержание информационных ресурсов преподавателей.

Соотношение этих ресурсов иллюстрируется на рис.8, где приводятся две противоположные ситуации, которые могут сопровождать период становления корпоративного ресурса учебного назначения. В первом случае (слева на рисунке) построение университетского ресурса происходит в условиях, когда развитие информационной компетентности отдельных преподавателей опережает программу реализации стратегического замысла становления корпоративной системы (например, вследствие затянувшегося выбора платформы построения системы). Негативные следствием этой ситуации является необходимость преодоления различий в концепциях построения уже функционирующих индивидуальных ресурсов преподавателей. Позитивным же фактором является то обстоятельство, что в сложившейся обстановке преподаватели могут приобрести опыт нелинейного построения учебного материала и самостоятельного управления гипертекстовым ресурсом. Участие преподавателей-предметников, обладающих собственными сетевыми ресурсами, в обсуждении концепции построения корпоративного ресурса мотивировано и снижает риски в процессе разработки и построения этого ресурса.

Построение снизу вверх (плюсы и минусы) Построение сверху вниз (плюсы и минусы)
Информационная компетентность преподавателя опережает стратегический замысел   Стратегический замысел опережает информационную компетентность преподавателей  

 

 

Рис.8. Иллюстрация соотношения корпоративного ресурса учебного назначения и информационного ресурса преподавателя.

Второй случай (справа на рис.6) отражает ситуацию, когда построение корпоративного ресурса учебного назначения происходит в условиях доминирования стратегического замысла построения этого ресурса над опытом и информационной компетентностью преподавателей – поставщиков контента. Позитивным здесь является априорное единство формы, стиля, правил организации материала в рамках интегрального ресурса. Серьезным негативным фактором этой ситуации может оказаться отсутствие естественной мотивации педагогов к наполнению коллективного ресурса контентом ввиду длительного временного интервала между поставкой материалов и началом рельного использования ресурса, а также ввиду неочевидности для преподавателей возможности быстрого самостоятельного внесения коррекции в контент уже работающей системы.

Сопоставляя информационный ресурс преподавателя и корпоративный ресурс учебного назначения, можно заметить, что общим для обоих типов ресурсов являются общедидактические и специфические (связанные с использованием Интернет-технологий) принципы их построения, см. таблицу 18.

Таблица 18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.14 (0.012 с.)