Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманитарные технологии в профессиональной деятельности педагога высшей школы

Поиск

 

Что означают для практики образования гуманитарные технологии? Как и все другие формы человеческого знания, дискурс образования может рассматриваться как некая коллекция метафор, наименований педагогически значимых концептов, находящихся в употреблении в сопоставлении с обыденным языком. В дискурсе образования термин «гуманитарные технологии» распространен достаточно широко, возможно, как, обладающий широким спектром смыслов обозначения педагогических действий, конструктов содержания и методов образования.

Понятие «гуманитарная технология» наполнена смыслами: «уважение личности», «ценность жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни». Комплексно это направление исследуется и развивается в программах ЮНЕСКО по биоэтике. Педагогическое сообщество также продуцирует новый дискурс образования, наполненный вызовами и импульсами, которые проецируются на определенные модели построения обучения на позициях разнообразия мнений, толерантности, признания прав и достоинств учащихся, опыта и жизненных позиций, языковой культуры и других факторов жизненного уклада, деятельности и отношений.

Гуманитарный дискурс образования в этом случае означает – «Мы должны научиться понимать технологию как систему образования, откликающуюся на социальные и психологические запросы общества и ученика».

Гуманитарный дискурс образования также означает, что его технологические, конструктивные составляющие обращаются к практике образования. Познание, учебная деятельность представляются как диалогическое отношение в широком смысле, выбор между множеством почти равнозначных истин, различных культур и позиций. Дискурсивно эти модели образования определяются в форме метафор - педагогика толерантности, здоровья, гражданства, права, гендера, проекта (творчества), партнерства (признание равноправности) и т.д.

В плане компетенций педагога – данные дискурсы определяют все его действия и способности достигать цели образования различными методами, то есть они определяют его установки и позиции в педагогическом процессе, а также воздействуют на отбор содержания и организацию его освоения, использования образовательных ресурсов (контент образования).

Как можно типологизировать гуманитарные технологии профессиональной деятельности педагога? Возможно, одной из самых сложных проблем в представлении, характеристике гуманитарных технологий является проблема понятийного аппарата описания. Чтобы целостно охарактеризовать ту или иную технологию, очевидно, необходимо общее понимание сущности гуманитарных технологий, контекста их использования в профессиональной деятельности педагога; для лучшего понимания сущности той или иной технологии можно воспользоваться методом классификации, который позволит определить типологические черты групп технологий.

Совершенно очевидно, что оснований для классификации гуманитарных технологий даже при существующей нечеткости определений может быть множество. В частности, можно выделять группы технологий по сферам применения – в политике, в искусстве, в СМИ и т.д.; по степени жесткости – например, влияние на поведение и управление поведением. Нам представляется обоснованным, рассуждая о гуманитарных технологиях, используемых в профессиональной деятельности педагогов, выбрать в качестве основания для выделения групп гуманитарных технологий их общую направленность на человека. Профессиональная педагогическая деятельность реализуется в педагогическом процессе, который носит субъект-субъектный характер, причем в современной социокультурной ситуации количество субъектов, вовлеченных в педагогический процесс, возрастает (это коллеги, социальные партнеры). Происходят существенные изменения и с основными субъектами образовательного процесса – педагогом и обучающимся в силу происходящих социокультурных изменений, выражающихся, в частности, в становлении нового культурного типа личности.

В учебно-методическом пособии «Компетентностная модель современного педагога» приводится обоснование типологии гуманитарных технологий. Таким образом, в типологии гуманитарных технологий, используемых в профессиональной деятельности педагога, и выбирая в качестве основания для классификации их общую направленность на человека, понимая, что гуманитарные технологии представляют собой инструмент влияния, но не грубого, не жесткого, а влияния, воздействующего через создание условий выбора и принятия решения, можно выделить следующие группы гуманитарных технологий профессиональной деятельности педагога:

· направленные на себя;

· направленные другого (учащегося);

· направленные на группу (класс учащихся, родители, коллеги);

· направленные на социум (родители, социальные партнеры).

Логика анализа гуманитарных технологий и, соответственно, их характеристика предполагает характеристику направленности той или иной технологии через профессиональную задачу, решению которой способствует ее использование, а характеристику собственно гуманитарных технологий через определение их концептуальных идей, основных методов, приемов, техник и указание на проявление в данной технологии признаков гуманитарности, а именно рефлексивности, обращенности на человека, диалогового взаимодействия и атмосферы открытости, доброжелательности и доверия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.006 с.)