Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы процесса модерации групповой работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фрагмент 2
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП После решения групповых задач заседание завершается рефлексивной фазой и подведением итогов. Организация групповой рефлексии — одно из самых важных и сложных явлений групповой работы. Оценка заседания. Один из важных вопросов, который должен задать модератор группе, покидающей рабочую аудиторию: «Как участники оценивают прошедшее заседание?» Ответы должны быть очень краткими и представлены в визуализированном виде. На этой фазе групповой работы могут быть использованы как уже знакомые шкалы «барометры», применявшиеся на фазе ориентации в ситуации, так и новые. Кроме того, для получения информации о процессе групповой работы могут быть использованы методы опроса — устные и письменные. Большое преимущество имеют анкеты, благодаря анонимности, объективности, конкретности, простоте обработки. Протоколирование и документирование процесса групповой работы позволяет шаг за шагом восстановить ход заседания, найти ошибки и трудности, вычислить причины их возникновения и внести коррективы в дальнейшие планы модератора. На практике фазы технологического этапа модерации групповой работы отражаются в своеобразном плане-конспекте модератора. План-конспект- это текстовый вариант прогнозируемого события, который может быть как развернутым, так и кратким. … |
Фрагмент 3
БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ МОДЕРАЦИИ
Визуализация
Визуализация — это процесс оптического представления мнений, идейс использованием графических схем, пинбодов и других средств наглядности. Визуализация поддерживает процесс коммуникации в группе, но не заменяет его. Все методы модерации сопровождаются визуализацией. Модератор всегда помнит о главном принципе визуализации: «Только те идеи станут основополагающими для групповой работы, которые будут переработаны в образы, символы и слова в ходе продолжительных разговоров!»
В практике отечественных и зарубежных моделей групповой работы разработан и обоснован такой вид визуализации, как схематизация. Схематизация («когнитивное картирование» — Д. Херадствейт, У. Карвесен) — частный вид визуализации, он намечает общие контуры процедуры систематической репрезентации причинных утверждений; которые используются лицом, принимающим решение в связи с конкретной проблемой. Р. Аксельрод дал краткое описание общих принципов этого направления: «Основные направления предлагаемой системы довольно просты. Понятия, используемые человеком, представляются в виде узлов, а причинные связи между ними — в виде стрелок, связывающих эти узлы. Это позволяет изобразить причинные утверждения в виде графа, состоящего из узлов и стрелок. Такой тип графической репрезентации утверждений называется когнитивной картой».
Цели визуализации:
Ø визуализировать представление всех участников и сопровождать процесс группового взаимодействия;
Ø визуально выявить противоречия в позициях участников и документально оформить результаты их преодоления;
Ø помочь участникам идентифицировать себя с результатом или самим процессом групповой работы;
Ø прояснить сложное содержание обсуждаемой проблемы.
Принципы визуализации обычно формулируются следующим образом:
1. Доступность. Всем участникам должен быть обеспечен доступ к материалу.
2. Композиционность. Плакаты должны быть видны и не перегружены разнообразием цветовой гаммы и многообразием форм карточек. Символы и записи должны быть видны с 3—4 метров, кроме того, должны быть выдержаны композиционные правила в размещении текста и рисунков. Необходимо учитывать особенности чтения участников.
3. Анонимность. Для придания работе объективного характера и исключения авторитарного влияния отдельных людей на группу необходимо добиваться полной анонимности в представлении идей групповой работы. Сохранению анонимности способствуют следующие условия: печатные буквы текста на карточках, перемешивание карточек, спонтанное развешивание поступающих предложений и др.
Тактика модератора в процессе визуализации. Работа с карточками в ходe модерации вызывает у модератора значительные сложности. С одной стороны, когда появление карточек с идеями или решениями — это достояние (заслуга) группы, результат ее работы, в этом случае процесс обычно оказывается долгий, кропотливый и продолжительный. Модератор, увлекаясь этим процессом, не выдерживает рамки работы и губит намеченный результат. С другой стороны, если модератор пользуется заготовленными карточками (идеями, решениями), выдерживает рамки работы, он при этом не обеспечивает объективность процесса появления карточек в группе. Подобный результат не всегда является приемлемым в модерации групповой работы. Известно, что лучший вариант в выборе двух крайностей — это некая «золотая середина».
Вербализация
Вербализация — это процесс вербального сопровождения коммуникации участников групповой работы. В коммуникативном процессе всегда активизируются межличностные взаимосвязи. И в этом смысле коммуникация — это всегда взаимный процесс.
Информация, представленная в виде письменной или устной речи; может быть воспринята и понята участниками групповой работы по-разному. Если к письменному тексту можно вернуться и еще раз попытаться вникнуть в смысл представленной информации, то в ситуации вербальной коммуникации это возможно не всегда. Лучшему пониманию сказанного способствуют образные выражения, афоризмы, метафоры, которые облегчают формирование образа у слушателей.
Вербальные тексты, так же как и письменные, имеют ряд параметров, по которым можно судить о степени их восприятия, — это простота, наглядность, краткость, побудительная сила. Представим их в виде полярных характеристик:
Таблица 11.
Таблица полярных характеристик «Параметры вербальных текстов»
Техника постановки вопросов. Техника постановки вопросов является одной из важных составляющих модерации групповой работы; каждый участник, задавая вопросы, предполагает получить некоторый объем дополнительной информации. Народная мудрость гласит: «Кто спрашивает, тот руководит». Поэтому для модератора в ситуации постановки вопросов важным качеством является способность удерживать лидерские позиции. Сохранение процесса вербализации требует от модератора знания различных форм постановки вопросов и умения применить их на практике. Для формулировки вопросов модератору предлагается ряд советов: o задавайте вопрос с ориентацией на того, кто может (или будет) на него отвечать; o задавая вопрос, оставляйте интервьюеру «пространство» для размышления и ответа; o формулируйте вопрос коротко и ясно; o ставьте вопросительное слово в начало предложения; o объединяйте свои вопросы в группы или устанавливайте их иерархию, ограничивайте количество вопросов; не спешите задавать сразу все вопросы. Способы «вопрос-ответной» модерации имеют определенный алгоритм -последовательность действий участников: 1. Постановка вопроса 2. Ожидание 3. Выслушивание и анализ ответа 4. Реакция: принять ответ, переспросить и ответить, продолжать переспрашивать. Презентация Презентация — это один из базовых процессов модерации, представляющий собой невербальное сопровождение коммуникации участников групповой работы. Название данного процесса во многом условно, поэтому в описаниях некоторых исследователей встречается определение данного процесса как позиционирования. Вербальная коммуникация — это только один из способов социального взаимодействия, влияющих на формирование внутреннего впечатления любого участника групповой работы. На творческий процесс группового взаимодействия сильное влияние оказывают и невербальные сигналы. «Если вы действительно хотите, чтобы во время совместной групповой работы коммуникация участников проходила без затруднений, то вам следует договориться о двигательных сигналах вашей интеракции. Если же такая договоренность будет достигнута, то это свидетельствует о желании участников начать взаимное сотрудничество» (20). Процесс презентации протекает при соблюдении следующих условий: o наличие презентатора; o наличие публики (в том числе модератора); o содержания (информации); o контекста ситуации (культурных и коммуникативных рамок). Сущность процесса презентации заключается в отправке вербального и невербального послания с учетом того, что всякий человек может получать информацию и составлять карту когнитивных представлений с помощью пяти органов чувств. Эти чувства всем хорошо известны: зрение, слух, вкус, тактильно-кинестетические ощущение, обоняние. В теории презентации все они составляют «репрезентативную систему человека» (20).В этой связи выделяется группа репрезентативных каналов, которая играет определенную роль в ходе проведения презентации (таблица 12)
Таблица 12.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.149 (0.01 с.) |