Этапы процесса модерации групповой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы процесса модерации групповой работы



Этапы Фазы Краткая характеристика
Подготовительный 1. Получение заказа на модерацию Модератор не должен уповать на девиз «Ввяжемся, а там посмотрим». Необходимо, чтобы заказчик сформулировал цель хотя бы в общем виде. Для структурирования работы группы модератор может использовать различные схемы планирования хода мероприятия.
2. Изучение ситуации  
3. Решение организационных вопросов
4. Построение сценария события
Технологический 1. Ориентация в проблеме.   Технологическое описание групповой работы может содержать комбинацию самых разных модераторских методов и техник. Однако базовыми процессами остаются визуализация, вербализация, позиционирование, обратная связь.
2. Определение сути проблемы.  
3. Образование групп.  
4. Организация расположения малых групп.
5. Организация позиционной динамики, сотрудничества, соревнования, конструктивных конфликтов.
6. Разработка темы.  
7. Презентация.  
8.Утверждение плана дальнейшей работы  
Аналитический 1. Организация групповой рефлексии   Групповая работа сопровождается обратной связью и завершается итоговым анализом работы. Аналитический этап дает основание для корректировки последующих действий. Обратная связь может быть получена разными способами, но обязательно ориентирована на получение от участников групповой работы информации о содержательной и формальной стороне работы.
2. Оценка заседания  
3. Подготовка отчетной документации

 

Фрагмент 2

В рабочей группе необходимы определенные правила коммуникации. Общие правила коммуникации выражаются в следующих требованиях к участникам группы: § используй «Я-послание»; § соблюдай гармоничность в себе; § избегай общих фраз; § ориентируйся на цель; § умей слушать; § будь активен в беседе; § будь краток; § осуществляй конструктивную критику. В процессе модерации необходимо учитывать достаточно большой ряд процедур и правил организации группы и групповой работы. Правила групповой работы определяются объективными закономерностями эффективной совместной деятельности группы. Процесс модерации можно описать как последовательный ряд этапов: подготовительный, технологический, аналитический. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Подготовка к модерации. Модерация будет протекать успешно, если организаторы поставят перед собой ряд вопросов и смогут ответить на них. Это такие вопросы: § Что произойдет после модерации? § Что знают участники? § Каковы их намерения, ожидания и цели? § Как расположить группу в помещении? § Какие ограничения уже имеются? § Знакомы ли участники заседания? § Знакомы ли участники заседания с методами модерации? Дальнейшие шаги модератора на подготовительном этапе связаны с построением сценария события. В некоторых случаях модерации групповой работы организационная подготовка заканчивается разработкой сценария предстоящего события (заседания, мозгового штурма, ролевой илиделовой игры). Сценарий является некоторой относительно условной оценкой возможного развития группы как системы, поскольку всегда строится в рамках предположений о будущих условиях развития, которые чаще всего непредсказуемы. Другими словами, сценарий отвечает на вопрос, что может быть, если условия развития группы как системы сложатся так, а не иначе. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП Проведение модерации. Непосредственная подготовка к работе в первую очередь связана с фазой ориентации в ситуации. Основными задачами данной фазы являются: 1) установление эмоционально благоприятного микроклимата, 2) выяснение потребностей группы, 3) установление проблемного поля, 4) определение цели мероприятия. На этом этапе люди знакомятся друг с другом и, как правило, не стремятся сразу же личностно раскрыть себя. Фаза определения проблемы. Проблема, которой посвящен процесс групповой работы, уточняется и формулируется в конкретную тему. Тему заседания «создают» на «рабочей стене». «Рабочая стена» представляет собой открытое поле различных аспектов, которые группа хотела бы обсудить. При этом используются методы вызова, карточного опроса, «Clustem» и др. Фаза группообразования. Первичное формирование группы имеет едва ли не самое большое значение для успеха всей дальнейшей работы. Здесь закладываются первичные основы специализации действий членов группы, намечаются способы и формы координации и интеграций действий разных участников. На этой фазе своего развития группа делает первые шаги по превращению в коллективного субъекта деятельности. Здесь определяется, сможет ли в дальнейшем группа дать синергетический эффект, либо останется конгломератом просто общающихся между собой людей. Расположение малых групп в помещении также требует особого внимания со стороны модератора. Классической модерации соответствуют те условия, когда группа, находясь одна в помещении, создает свою атмосферу общения. Работа двух и более групп в одном помещении дестабилизирует обстановку и быстро приводит к снижению работоспособности участников. В свою очередь, деление помещений на пленарные и секционные способствует повышению работоспособности, обеспечивает двигательную разрядку участников и увлекает своей новизной. Организация позиционной динамики. Специфику групповой работы составляют межпозиционные взаимодействия и позиционная динамика. Для организации позиционной динамики в процессе модерации групповой работы необходимо исходить из выбора и приоритетов трех видов позиций: функциональных, ролевых, личностных. Организация сотрудничества. Сотрудничество понимается как позитивное взаимодействие для достижения желаемого результата. Сотрудничество участников группы реализуется во взаимной поддержке, развитии идей друг друга, помощи, взаимовыручке, взаимной ответственности и сопровождается положительными эмоциями. В основе группового сотрудничества лежит процесс кооперации, суть которого заключается в особом способе соединения индивидуальных действий для выполнения совместной работы. Организация соревнования. Соревнование между участниками значительно повышает продуктивность работы группы за счет мобилизации усилий, концентрации сил в ходе реализации соревновательного напряжения. Организация конфликта. Конфликт понимается как такое взаимодействие участников совместной работы, в котором противоречивые стремления приводят к какому-либо ущербу для одной из сторон. Ущерб может носить либо социально-психологический характер (снижение престижа, осуждение со стороны другой группы), либо содержательный (отвергнутая точка зрения, несостоятельность доводов). Ущерб социальный, моральный, физический недопустим. Конфликт используется для активизации участников групповой работы, выявления иуточнения позиций, точек зрения, для мобилизации усилий и концентрации сил. Это — самое сильное средство и самая острая форма организации групповой работы, поэтому использовать его нужно с величайшей осторожностью. Фаза разработки темы начинается с определения системы общего руководства в малых группах (формальных и неформальных лидеров, ответственных исполнителей, секретаря и тому подобное), методов разработки темы, формы представления результатов на пленарном заседании. Тема формулируется на видном для всех участников групповой работы месте (стенде, листе ватмана, доске), и к ней подбираются все ранее разработанные карточки. Разработка темы в малой группе происходит в режиме обсуждения, для которого, как правило, требуется достаточное количество времени. Основные требования к разработке темы таковы: § точное отображение темы; § выделение отдельных аспектов (задач) и определение их последовательности; § определение возможных решений (использование метода мозговой атаки и других методов модерации); § выбор лучшего решения; § определение критериев для воплощения лучшего решения (Что должно быть сделано? С какой целью должно быть сделано? "Кто должен делать? Кто партнеры? Каков выигрыш? Когда должно быть сделано?). Презентация (пленарное обсуждение) — одна из главных частей процесса модерации групповой работы. Проведение данной фазы всегда сложно с точки зрения модераторских подходов, так как существует определенное противоречие, связанное с абстрактными и частно-конкретными результатами. С одной стороны, презентация не должна превращаться в доклады и конференцию; с другой — не должна тезисно дублировать содержание уже состоявшихся методов и техник модерации. Любая групповая работа должна завершаться понятным, конкретным результатом. Одним из таких результатов может быть планирование дальнейших мероприятий или перспективных направлений деятельности группы. В качестве возможного варианта планирования может быть использована план-сетка (табл. 10).   Таблица.10. Графическое средство «План-сетка»
Тема мероприятия Что? Кто? Когда? Зачем?
  конкретные виды деятельности, необ-ходимые для осуще-ствления мероприя-тия в целом. желательно человек из рабочей группы или приглашенный человек, твердо давший свое согласие на выполнение задания. реальные сроки исполнения. тезисное обозначение смысла мероприятия.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

После решения групповых задач заседание завершается рефлексивной фазой и подведением итогов. Организация групповой рефлексии — одно из самых важных и сложных явлений групповой работы.

Оценка заседания. Один из важных вопросов, который должен задать модератор группе, покидающей рабочую аудиторию: «Как участники оценивают прошедшее заседание?» Ответы должны быть очень краткими и представлены в визуализированном виде. На этой фазе групповой работы могут быть использованы как уже знакомые шкалы «барометры», применявшиеся на фазе ориентации в ситуации, так и новые. Кроме того, для получения информации о процессе групповой работы могут быть использованы методы опроса — устные и письменные. Большое преимущество имеют анкеты, благодаря анонимности, объективности, конкретности, простоте обработки.

Протоколирование и документирование процесса групповой работы позволяет шаг за шагом восстановить ход заседания, найти ошибки и трудности, вычислить причины их возникновения и внести коррективы в дальнейшие планы модератора.

На практике фазы технологического этапа модерации групповой работы отражаются в своеобразном плане-конспекте модератора. План-конспект- это текстовый вариант прогнозируемого события, который может быть как развернутым, так и кратким. …

 

Фрагмент 3

БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ МОДЕРАЦИИ Визуализация Визуализация — это процесс оптического представления мнений, идейс использованием графических схем, пинбодов и других средств наглядности. Визуализация поддерживает процесс коммуникации в группе, но не заменяет его. Все методы модерации сопровождаются визуализацией. Модератор всегда помнит о главном принципе визуализации: «Только те идеи станут основополагающими для групповой работы, которые будут переработаны в образы, символы и слова в ходе продолжительных разговоров!» В практике отечественных и зарубежных моделей групповой работы разработан и обоснован такой вид визуализации, как схематизация. Схематизация («когнитивное картирование» — Д. Херадствейт, У. Карвесен) — частный вид визуализации, он намечает общие контуры процедуры систематической репрезентации причинных утверждений; которые используются лицом, принимающим решение в связи с конкретной проблемой. Р. Аксельрод дал краткое описание общих принципов этого направления: «Основные направления предлагаемой системы довольно просты. Понятия, используемые человеком, представляются в виде узлов, а причинные связи между ними — в виде стрелок, связывающих эти узлы. Это позволяет изобразить причинные утверждения в виде графа, состоящего из узлов и стрелок. Такой тип графической репрезентации утверждений называется когнитивной картой». Цели визуализации: Ø визуализировать представление всех участников и сопровождать процесс группового взаимодействия; Ø визуально выявить противоречия в позициях участников и документально оформить результаты их преодоления; Ø помочь участникам идентифицировать себя с результатом или самим процессом групповой работы; Ø прояснить сложное содержание обсуждаемой проблемы. Принципы визуализации обычно формулируются следующим образом: 1. Доступность. Всем участникам должен быть обеспечен доступ к материалу. 2. Композиционность. Плакаты должны быть видны и не перегружены разнообразием цветовой гаммы и многообразием форм карточек. Символы и записи должны быть видны с 3—4 метров, кроме того, должны быть выдержаны композиционные правила в размещении текста и рисунков. Необходимо учитывать особенности чтения участников. 3. Анонимность. Для придания работе объективного характера и исключения авторитарного влияния отдельных людей на группу необходимо добиваться полной анонимности в представлении идей групповой работы. Сохранению анонимности способствуют следующие условия: печатные буквы текста на карточках, перемешивание карточек, спонтанное развешивание поступающих предложений и др. Тактика модератора в процессе визуализации. Работа с карточками в ходe модерации вызывает у модератора значительные сложности. С одной стороны, когда появление карточек с идеями или решениями — это достояние (заслуга) группы, результат ее работы, в этом случае процесс обычно оказывается долгий, кропотливый и продолжительный. Модератор, увлекаясь этим процессом, не выдерживает рамки работы и губит намеченный результат. С другой стороны, если модератор пользуется заготовленными карточками (идеями, решениями), выдерживает рамки работы, он при этом не обеспечивает объективность процесса появления карточек в группе. Подобный результат не всегда является приемлемым в модерации групповой работы. Известно, что лучший вариант в выборе двух крайностей — это некая «золотая середина». Вербализация Вербализация — это процесс вербального сопровождения коммуникации участников групповой работы. В коммуникативном процессе всегда активизируются межличностные взаимосвязи. И в этом смысле коммуникация — это всегда взаимный процесс. Информация, представленная в виде письменной или устной речи; может быть воспринята и понята участниками групповой работы по-разному. Если к письменному тексту можно вернуться и еще раз попытаться вникнуть в смысл представленной информации, то в ситуации вербальной коммуникации это возможно не всегда. Лучшему пониманию сказанного способствуют образные выражения, афоризмы, метафоры, которые облегчают формирование образа у слушателей. Вербальные тексты, так же как и письменные, имеют ряд параметров, по которым можно судить о степени их восприятия, — это простота, наглядность, краткость, побудительная сила. Представим их в виде полярных характеристик: Таблица 11. Таблица полярных характеристик «Параметры вербальных текстов»
Простота o короткие предложения o простые абзацы o конкретность o образность Сложность o длинные предложения; o глубокомысленные фразы и предложения; o абстрактность
Наглядность (открытость) o логика изложения o расчлененность порядка изложения идей o постепенная формулировка важных аспектов сообщения Закрытость o «поток информации» o беспорядочность o не выделяется важное и второстепенное  
Краткость o сжатость o сущность явления или идеи o «коротко и ясно» Многоречивость o подробно и обстоятельно o много сопутствующих объяснений o обширно и детально
Побудительно o интерес o жизненность o личностно ориентировано o вопросы к аудитории и цитаты Не побудительно o трезвость и рассудительность o деловитость o всеобщность o без вопросов

Техника постановки вопросов. Техника постановки вопросов является одной из важных составляющих модерации групповой работы; каждый участник, задавая вопросы, предполагает получить некоторый объем дополнительной информации. Народная мудрость гласит: «Кто спрашивает, тот руководит». Поэтому для модератора в ситуации постановки вопросов важным качеством является способность удерживать лидерские позиции.

Сохранение процесса вербализации требует от модератора знания различных форм постановки вопросов и умения применить их на практике.

Для формулировки вопросов модератору предлагается ряд советов:

o задавайте вопрос с ориентацией на того, кто может (или будет) на него отвечать;

o задавая вопрос, оставляйте интервьюеру «пространство» для размышления и ответа;

o формулируйте вопрос коротко и ясно;

o ставьте вопросительное слово в начало предложения;

o объединяйте свои вопросы в группы или устанавливайте их иерархию, ограничивайте количество вопросов; не спешите задавать сразу все вопросы.

Способы «вопрос-ответной» модерации имеют определенный алгоритм -последовательность действий участников:

1. Постановка вопроса

2. Ожидание

3. Выслушивание и анализ ответа

4. Реакция: принять ответ, переспросить и ответить, продолжать переспрашивать.

Презентация

Презентация — это один из базовых процессов модерации, представляющий собой невербальное сопровождение коммуникации участников групповой работы. Название данного процесса во многом условно, поэтому в описаниях некоторых исследователей встречается определение данного процесса как позиционирования.

Вербальная коммуникация — это только один из способов социального взаимодействия, влияющих на формирование внутреннего впечатления любого участника групповой работы. На творческий процесс группового взаимодействия сильное влияние оказывают и невербальные сигналы. «Если вы действительно хотите, чтобы во время совместной групповой работы коммуникация участников проходила без затруднений, то вам следует договориться о двигательных сигналах вашей интеракции. Если же такая договоренность будет достигнута, то это свидетельствует о желании участников начать взаимное сотрудничество» (20).

Процесс презентации протекает при соблюдении следующих условий:

o наличие презентатора;

o наличие публики (в том числе модератора);

o содержания (информации);

o контекста ситуации (культурных и коммуникативных рамок).

Сущность процесса презентации заключается в отправке вербального и невербального послания с учетом того, что всякий человек может получать информацию и составлять карту когнитивных представлений с помощью пяти органов чувств. Эти чувства всем хорошо известны: зрение, слух, вкус, тактильно-кинестетические ощущение, обоняние. В теории презентации все они составляют «репрезентативную систему человека» (20).В этой связи выделяется группа репрезентативных каналов, которая играет определенную роль в ходе проведения презентации (таблица 12)

 

Таблица 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.019 с.)