Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издательство ргпу им. А. И. Герцена

Поиск

Имени А. И. Герцена

Гуманитарные образовательные технологии в вузе

Методическое пособие

 

Санкт-Петербург

Издательство РГПУ им. А. И. Герцена


 

Печатается по решению президиума редакционно-издательского совета РГПУ им. А. И. Герцена
ББК

П

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор???

доктор педагогических наук, профессор???

 

 

Гуманитарные образовательные технологии в вузе. //О.В.Акулова, А.А.Ахаян, Е.Н.Глубокова, А.Е. Бахмутский, О.Б. Даутова, О.Н.Крылова, С.А.Писарева, Е.В.Пискунова, А.П. Тряпицына, // Под ред. C.А. Гончарова. Отв. ред. И.Ю.Гутник. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. —с.

 

 

ISBN???

 

 

В методическом пособии представлены материалы по проектированию технологического обеспечения модулей инновационной программы. Материалы пособия ориентированы на современные научные разработки, выполнены с учетом современного понимания результатов освоения вузовских образовательных программ, технологий обучения студентов и организации их самостоятельной работы, а так же необходимых в связи с этим изменений в системе оценки образовательных результатов обучающихся.

Методическое пособие адресовано работникам учреждений и подразделений вузов, осуществляющих повышение квалификации ППС, а также преподавателям, участвующим в реализации модульных образовательных программ.

 
 
ББК © Гуманитарные образовательные технологии в вузе, 2007 © Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 


Введение  
Раздел 1. Гуманитарные образовательные технологии  
1.1. Педагогический аспект понимания сущности гуманитарных технологий 1.2. Гуманитарные технологии в профессиональной деятельности педагога высшей школы  
Раздел 2. Гуманитарный потенциал современных образовательных технологий  
Введение  
Методическая подсказка тьютору  
Материалы к занятию  
Раздел 3. Технологии модерации  
Введение  
Методическая подсказка тьютору  
Материалы к занятию  
Раздел 4. Гуманитарные технологии оценивания образовательных результатов  
Введение  
Методическая подсказка тьютору  
Материалы к занятию  
Раздел 5. Технологии подготовки информационного ресурса преподавателя вуза  
Введение  
Методическая подсказка тьютору  
Материалы к занятию Заключение  
Приложение. Приложение 1. Программа повышения квалификации: «Учебно-методическое обеспечение системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий» Приложение 2.АТТЕСТАЦИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Приложение 3. Анкета для слушателя программы. Приложение 4. Анкета по технологии подготовки информационного ресурса преподавателя вуза    
   
   

Введение

  Каждая хорошая работа представляется сначала невозможной. Томас Карлейл
   
  Тяжело потерпеть неудачу, но еще хуже никогда не пытаться преуспеть. В этой жизни мы ничего не получаем без усилий. Теодор Рузвельт.

Реализация любой инновационной программы предполагает вовлечение в инновационные процессы практически всех сотрудников организации, только в этом случае возможен перевод инноваций в ежедневную системную работу всего учреждения или организации. Вполне понятно, что введение инноваций требует от сотрудников новых знаний, умений иначе, по-новому организовывать процессы, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, любая организация при введении инноваций решает проблемы повышения квалификации своих сотрудников.

Данное пособие представляет собой учебно-методические материалы для повышения квалификации профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала в контексте инновационной образовательной программы, реализуемой Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» (руководитель программы проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор С.А. Гончаров).

Программа повышения квалификации[1] «Учебно-методическое обеспечение системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий» (автор программы доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Пискунова Е.В.) проектировалась, исходя из идеи «проживания» инноваций: подготовка к использованию гуманитарных технологий в профессиональной деятельности осуществляется с помощью гуманитарных технологий, следовательно, студентов университета необходимо учить с помощью гуманитарных технологий и, соответственно, обучение слушателей на повышении квалификации должно быть организовано с использованием тех инноваций, которые планируются к внедрению в университете, а именно модульного обучения, использования гуманитарных образовательных технологий, организации самостоятельной работы слушателей, ориентации на создание продукта в результате обучения, вариативность отчетных работ.

Проблематика программы повышения квалификации отражает реальные аспекты деятельности преподавателя в условиях реализации инновационной образовательной программы:

1. Современный УМК, особенности проектирования и использования.

2. Учебная программа модуля.

3. Организация самостоятельной работы студентов.

4. Система оценивания образовательных результатов.

5. Целостный УМК учебной программы модуля (ориентация на создание продукта).

6. Образовательные технологии:

- Проектное обучение;

- Развитие критического мышления через чтение и письмо;

- Рефлексивное обучение;

- Модерация;

- Информационные технологии (информационный ресурс преподавателя университета).

Целью программы повышения квалификации является содействие развитию профессиональной компетентности ППС путём разработки учебно-методического обеспечения с использованием инновационных гуманитарных технологий.

Каковы исходные идеи повышения квалификации? Их можно разделить как минимум на три группы – это особенности инноваций в образовании, основные идеи инновационной образовательной программы «Гуманитарные технологии в социальной сфере», реализуемой Герценовским университетом, и, конечно, общий контекст изменений в образовании.

· Особенности инноваций в образовании можно анализировать, рассматривая инновации следующим образом:

o инновация как механизм реагирования системы на внешние изменения;

o инновация как фактор, стимулирующий развитие системы образования

o инновация средство, обусловливающее потребность в рефлексии сложившегося опыта

o инновация как конечный результат деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности

· Основные идеи инновационной образовательной программы «Гуманитарные технологии» заключаются в следующем:

o подготовка специалиста образования осуществляется на новой научно-методической и технической базе:

o в образовательном процессе используются высокие технологии, которые базируются на комплексных знаниях о человеке, его развитии и саморазвитии, к реализации данных технологий в профессиональной деятельности, в первую очередь, в социальной сфере готовятся студенты;

o в образовательном процессе учитываются психологические механизмы и используются различные источники освоения новой информации, современные способы коммуникации с окружающим миром;

o вариативность обучения, индивидуальный образовательный маршрут, модульное обучение становятся основными ориентирами организации обучения студентов.

· Общий контекст изменений в образовании характеризуется следующими основными чертами:

o широкое использование интерактивных образовательных технологий

o организация самостоятельной работы студентов

o способы оценки достижений студентов

o современный учебно-методический комплекс

При организации занятий по повышению квалификации учитывается следующее:

· участники обсуждают новую для них информацию, следовательно, каждое занятие предполагает некое информативное введение, в котором не только ставятся общие цели занятия, но и предлагаются общие ориентиры размышлений и проектирования продукта по теме занятия;

· каждый участник занятий по повышению квалификации обладает неким профессиональным опытом работы в вузе, что несомненно необходимо использовать, организуя рефлексию опыта, взаимообогащение опытом, предоставляя возможность обсуждения профессиональных находок, достижений и проблем, следовательно, необходимо такое построение занятий, которое делает возможным активное профессиональное общение участников;

· поскольку в результате занятий по повышению квалификации должно быть разработано учебно-методическое обеспечение с использованием инновационных гуманитарных технологий, то занятия необходимо строить по технологии проектной деятельности, то есть не только предлагать пути решения проблемы обеспечения образовательной деятельности преподавателя и студента учебно-методическими материалами, а и предоставить конкретный продукт - учебные программы, материалы для преподавателей, для студентов, контрольно-измерительные материалы (КИМы) и т.д.;

· занятия по повышению квалификации должны быть организованы так, чтобы дать возможность участникам поработать на учебном занятии в формате современных способов обучения: активного обсуждения информации, обмена мнениями, дискуссии, профессиональной рефлексии, предложения вариантов решения проблемы, принятия оптимального решения, проектирования продукта, экспертизы решения или продукта, то есть «прожить» современные технологии и способы обучения, следовательно, основной способ обучения – организация командной проектной работы.

Исходя из названных особенностей организации занятий по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава современного вуза, на каждом занятии необходима лекционная часть, которая, напомним, предлагает лишь общие ориентиры для решения поставленных на занятии проблем, а также работа участников в малых группах, для чего на каждом занятии с каждой малой группой работают тьюторы.

В чем заключается основной смысл деятельности тьютора? Основные его функции таковы:

· рекомендации по эффективному обучению с помощью информационно-коммуникативных технологий;

· систематизация, классификация информационной базы педагогического опыта предметной области и рекомендации обучающимся по ее использованию;

· ориентация обучающихся в содержании предметной области, часто выходящем за рамки систематического обучения или стандарта, но включенном в сферу индивидуальных интересов обучающихся;

· контроль выполнения обучающимися учебных заданий;

· проверка (или частичная проверка, например, предварительная) самостоятельных работ;

· консультирование;

· работа с малыми группами обучающихся, выполняющих определенные (например, групповые) задания.

Часто тьютор на занятиях по повышению квалификации выполняет роль модератора. «Модератор» - слово латинского происхождения. В древнем Риме задача модератора («умеренного руководителя») состояла в том, чтобы быть посредником между различными политическими интересами и личными приоритетами. Современные модераторы это люди, которые устанавливают отношения между другими людьми. Таким образом, модератор организует повышение квалификации путем создания ситуаций, в которых используется практический опыт участников, знания, способность решения проблем и творчество.

Результатом повышения квалификации должна стать совокупность инновационных продуктов каждой сессии:

В результате повышения квалификации слушателями были созданы и представлены индивидуальные продукты: проект целостного УМК учебного модуля или курса, методические рекомендации преподавателям вузов по использованию гуманитарных технологий в процессе обучения, рекомендации студентам по освоению учебного курса, статья о развитии профессиональной компетентности преподавателя вуза с предложениями по созданию необходимых для этого условий, проект корректировки плана мероприятий или программы развития кафедры, факультета или института в контексте идей инновационной образовательной программы.

РАЗДЕЛ 1. ГУМАНИТАРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Рис.1. Схема технологического процесса

 

Какую специфику вносит в этот процесс ведущая характеристика рассматриваемых технологий – их гуманитарность? Очевидно, отличительные признаки этих технологий, к которым правомерно отнести, по крайней мере, следующие:

· Рефлексивность (как отражение процессов самопознания, самосознания, самовыражения личности), т.е. ее направленность на развитие рефлексивных компетенций как у тех, в отношении кого используется эта технология, так и тех, кто ее использует;

· Вовлеченность субъекта в процесс принятия решения (как единственный способ эффективного влияния на человека, по мнению П.Г. Щедровицкого[12]), т.е. направленность технологии на развитие субъектной позиции тех, в отношении кого используется эта технология;

· Ориентация на освоение гуманитарной культуры, отраженной в «тексте» (слове, знаке, символе, образе) и выражающейся через текст, т.е. через "особые" нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т.п. (составляющие гуманитарной технологии согласно В.В. Мацкевичу и П.Г. Щедровицкому[13].)

Эти отличительные признаки накладывают определенные требования на содержание процесса освоения технологий, т.е. процесс освоения гуманитарных технологий должен учитывать их охарактеризованные особенности.

Кроме этого, студенческий возраст – это пора сложного структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» и «оптимумов» (Ананьев Б.Г.[14]) то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Поэтому, методологической и теоретической основой построения процесса освоения гуманитарных технологий является компетентностный подход в педагогическом образовании[15].

Организационные технологии, которые могут дать значимый эффект – это технологии обучения методом кейсов, проектные технологии и технологии модульного обучения, позволяющие реализовать компетентностный подход.

Рис. 2. Схема анализа деятельности организации или подразделения

 

Именно этот анализ и представляет интерес для общественности. Кроме того, общественное обсуждение публичного отчёта позволяет формировать общественное мнение относительно современного понимания качества образования.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДСКАЗКА ТЬЮТОРУ

Поскольку первое занятие представляет собой введение в проблематику модуля программы повышения квалификации преподавателей университета, оно не предполагает активной самостоятельной работы, однако, это не означает, что слушатели пассивно воспринимают приведённую выше информацию. Основные положения лекционного сообщения должны быть представлены в раздаточных материалах, которые готовятся к занятию. В ходе лекции слушатели делают необходимые пометки в этих материалах, формулируют вопросы, которые могут быть заданы ведущим преподавателям или которые требуют дополнительного разъяснения.

Помимо этого, тьютору следует помочь слушателям «погрузиться» в содержание предстоящей работы, осуществить рефлексию имеющегося опыта. С этой целью рекомендуется использовать технологию рефлексивного круга.

Исследование педагогической деятельности и самостоятельное обнаружение педагогом своих профессиональных ограничений или, как выразился П.Г.Щедровицкий, умение "дисквалифицироваться", усомниться является одним из важных мотивов, побуждающих усваивать новые идеи. Чем выше уровень развития рефлексии педагога, тем выше его способность к изменению собственной системы установок адекватно меняющейся ситуации. Рефлексивная деятельность позволяет педагогу не только осознать свою профессиональную деятельность, но и осуществить переход их позиции "реагирования" в позицию "самоорганизации". Он должен учиться себя учить: определять границы своего знания (незнания) и самому находить условия для преодоления собственных ограничений в педагогической деятельности, развивая свою профессиональную мобильность.

Для организации рефлексивной деятельности можно опираться на базовые вопросы для рефлексии:

1. Что происходило?

2. Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация).

3. Какую роль это может играть для моих будущих мыслей, действий? (Альтернативные варианты действий, образовательные потребности, намерения).

Концептуальным положением, лежащим в основе понимания рефлексивного процесса как последовательности определенных стадий (шагов) является логика рефлексии, представленная в так называемой ALACT-модели (Д. Карр, Кеммис, 1986; А. Кортхаген, 1988):

1. Действие;

2. Мысленное возвращение к действию (подробное описание ситуации);

3. Выделение существенных черт ситуации, противоречий;

4. Определение нескольких альтернативных способов действия; оценка их с точки зрения возможностей детей, индивидуальных возможностей педагога, а также возможностей организации педагогического процесса;

5. Новое действие.

 

На рисунке представлена структурно-логическая схема рефлексивного круга.

 

Рис.3. Модель рефлексивного круга

Концептуальным положением, лежащим в основе понимания рефлексивного процесса как последовательности определенных стадий (шагов) является логика рефлексии, представленная в так называемой ALACT-модели (Д. Карр, Кеммис, 1986; А. Кортхаген, 1988):

1. Действие;

2. Мысленное возвращение к действию (подробное описание ситуации);

3. Выделение существенных черт ситуации, противоречий;

4. Определение нескольких альтернативных способов действия; оценка их с точки зрения возможностей детей, индивидуальных возможностей педагога, а также возможностей организации педагогического процесса;

5. Новое действие.

Кроме того, слушателям можно предложить ряд вопросов и заданий

для размышления, которые позволят им сделать осознанный выбор аттестационного задания в рамках курса повышения квалификации.

1. Среди определений понятия «гуманитарные технологии» есть и такие, которые определяют эти технологии как технологии манипулятивного влияния, воздействия на людей. Что, на Ваш взгляд, является основным отличительным признаком, отличающим гуманитарные технологии от технологий манипулирования? Свой ответ обоснуйте.

2. Как было отмечено в главе, дискуссии являются действенным средством выработки согласованных решений в области образования. Всегда ли и при каких условиях общественные дискуссии продуктивны? Какие риски следует предусмотреть при подготовке таких дискуссий?

3. На основании рефлексивных методик проанализируйте положительные и негативные стороны своего профессионального опыта. Обобщив результаты, постройте примерный план развития своей профессиональной карьеры.

РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

«Содержание образования

- это король,

а технологии образования

- это Бог».

В.П. Тихомиров

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками: своим родным языком, хотя бы одним иностранным и языком технологий.

Однако, cегодня следует подчеркнуть, что преподавателю необходимо владеть языком именно гуманитарных технологий. Но прежде чем выйти на уровень умений необходимо ясно понимать, что есть такое гуманитарные технологии, и в чем их суть.

Первоначально необходимо выделить три ключевых понятия – технологии, образовательные технологии и гуманитарные технологии и определить общее и частное в этих понятиях. Также важным аспектом для рассмотрения является установление взаимосвязи между всеми этими понятиями.

Существует не одна сотня определений понятия «технология» в педагогическом контексте. В частности, под технологией понимается, и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (то есть процесс, в котором спланирована последовательность действий), и педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов.

Существует и еще один подход к пониманию технологий как к проектированию и реализации проекта обучения и воспитания на практике.

Какого бы взгляда на технологии, не придерживался преподаватель, но подобный технократический подход, по формату ограничивает свободу и творчество, а с другой стороны делает образовательный процесс “по-хорошему” алгоритмичным и программируемым.

Следующее ключевое понятие – это «образовательная технология».

В настоящее время в различных педагогических источниках происходит смешение понятий – «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «дидактическая технология» и т.п. Подобное смешение понятий вносит путаницу в умы и самих педагогов.

Не ставя перед собой задачу, решить эту сложную педагогическую проблему, уточним лишь определение понятия «образовательная технология».

Образовательная технология отвечает на вопрос: “Как учить результативно?” Существенной ее характеристикой является создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса.

По определению Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко под образовательной технологией понимается “процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам”.

Каково соотношение образовательных и гуманитарных технологий, что в них общего, а что отличного? Можно ли рассматривать данные понятия как синонимы?

Оба эти понятия не имеют однозначно принятого определения и общего согласованного понимания. Однако интерес со стороны практиков и разработчиков, как в России, так и в Европе показывает, что данные явления прочно занимают свое место в современной образовательной практике. О педагогическом аспекте понимания гуманитарных технологий можно подробнее познакомиться в методическом пособии «Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы» под ред. С.А. Гончарова.

Если рассматривать гуманитарные технологии в узком смысле, то это – PR и полит – технологии, манипулятивные технологии и т. д., а если в широком смысле, то это разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развитие личности.

Гуманитарные и образовательные технологии имеют разнообразное толкование на современном этапе и в силу своего разнообразия могут иметь различные варианты взаимоотношений.

Во-первых, часть образовательных технологий можно рассматривать как полноценные гуманитарные, в том случае, если они ориентированы на самого обучающегося, на его индивидуальные потребности и особенности, на группу обучающихся или на социум. К таким технологиям могут быть отнесены, в частности, технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения и т.п.

Второй вариант, когда образовательные технологии могут превратиться в полноценные гуманитарные технологии, если они будут наполнены собственно гуманитарным знанием.

Таким образом, гуманитарные технологии или шире образовательных технологий, или могут быть приравнены к ним.

Воспользовавшись типологией гуманитарных технологий, представленной в методическом пособии «Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы», можно выделить “следующие группы гуманитарных технологий профессиональной деятельности педагога:

· направленные на себя;

· направленные на другого (учащегося);

· направленные на группу (класс учащихся, родители, коллеги);

· направленные на социум (родители, социальные партнеры)”.

Овладение современным педагогом гуманитарных технологий является важной задачей, и включение в педагогический процесс по подготовке педагогов образовательных технологий, обладающих гуманитарным потенциалом, позволяет “осваивать в деятельности“ необходимые технологии.

Так, гуманитарная направленность “на себя” проявляется в технологиях рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля и т. п., по средством которых, развивается умение учиться самостоятельно.

Направленность “на другого“ проявляется, в первую очередь, в ориентации на развитие обучающегося, на содействие его образованию и на его поддержку в реализации образовательного маршрута, и реализуется в технологии модульного обучения, технологии педагогического сопровождения, организации самостоятельной работы, дистанционного обучения и т.д.

Направленность “на группу“ проявляется в умении работать в команде, оно развивается в технологиях организации группового взаимодействия, организации дискуссии, игрового обучения и т. д.

Умение решать жизненные и профессиональные проблемы показывает возможности реализации обучающегося в социуме и развивается по средством технологий проектного обучения, учебно-исследовательской деятельности, анализа конкретной ситуации (“кейсов”), и т. д.

Выбирая образовательные технологии в реальной практике, преподаватель часто руководствуется интуицией, опытом и личными предпочтениями, однако, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях этого недостаточно и приоритетными критериями отбора образовательных технологий становятся: их собственно гуманитарный потенциал и эффективность развития профессиональных компетенций обучающихся.

 

Готовность преподавателей РГПУ к внедрению современных образовательных технологий

 

Изменения в области высшего образования во многом определяются положениями Болонской декларации (1999г.), которые нацелены на создание к 2010 г. единой европейской зоны высшего образования и повышение конкурентоспособности высшей школы. При этом возрастает роль педагогических технологий в достижении учебным заведением конкурентных преимуществ в сфере образовательных услуг, так как современное понимание качества образовательных услуг синтезируется из качества образовательной программы, кадрового и научного потенциала, материально-технического и методического обеспечения и качества технологий.

Мы полагаем, что переход к парадигме учения требует увеличения доли технологичности образовательного процесса в целом и увеличения роли педагогической технологии в частности.

Неоднозначным является сегодня вопрос о классификации педагогических технологий и их выборе при организации образовательного процесса высшей школы.

Мы предлагаем вариант классификации, на основе тенденций развития высшего образования и педагогических задач, вытекающих из этих тенденций.

Первую тенденцию можно обозначить как переход от обучения к учению, соответственно перед преподавателем встает задача поиска организационных форм освоения содержания образования, и оценивания в учебном процессе. Соответственно наиболее приоритетными являются технологии, которые, позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов по освоению содержания высшего образования – это технология организации самостоятельной работы студента, технология модульно-рейтингового обучения, кредитная система.

Вторая тенденция предполагает изменение задач вузовского образования связанных с большей наукоемкостью образования. Соответственнонеобходимы технологии, включающие студентов в различные виды деятельности студентов /здесь приоритет отдается организации проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности/.

Третья тенденция определяется возрастающей ролью информации в современном мире. Здесь приоритетными выступаюттехнологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения /информационные технологии, включая технологии дистанционного обучения, технологию развития критического мышления, технология проблемного обучения/.

Нельзя не обозначить возрастание роли командной работы в современном мире, что определяет четвертую тенденцию, следовательно, современный специалист должен быть готов к этому. Перед преподавателем университета возникает задача организации группового взаимодействия в образовательном процессе. Это технологии организации группового взаимодействия /технология модерирования групповой работы, технология организации дискуссии, дебаты, технология обучения на основе социального взаимодействия и др./, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности.

Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» - можно обозначить как пятую тенденцию, связанную также с организацией учения студентов. Это технологии метапознавательной деятельности студентов, т.к. субъектная позиция студента становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей /технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности/.

Шестая тенденция связана с возрастанием роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития. Это определяет конструирование и использование в образовательном процессе педагогических технологий, позволяющих решать профессиональные задачи /технология контекстного обучения, технология анализа конкретных ситуаций, технология организации имитационных и деловых игр и др./

Таблица 1.

Тенденция Задача Технологии
Переход от обучения к учению Поиск организационных форм освоения содержания образования и оценивания в учебном процессе организации самостоятельной работы студента, модульно-рейтингового обучения, дистанционного обучения, кредитная система, портфолио
Изменение задач вузовского образования связанных с большей наукоемкостью образования Организация различных видов деятельности организации проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности
Возрастание роли информации в современном мире Организация работы с потоками информации Информационные, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения
Возрастание роли командной работы в современном мире Организация группового взаимодействия в образовательном процессе Технология модерирования групповой работы, технология организации дискуссии, дебаты, технология обучения на основе социального взаимодействия
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» Осуществление учения Технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности
Возрастание роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития Решение профессиональных задач контекстного обучения, технология анализа конкретных ситуаций, технология организации имитационных и деловых игр

 

Большую значимость имеет понимание преподавателями того, какие технологии выступают перспективными в современном образовательном процессе. Данные представлены в таблице «Виды педагогических технологий, используемых преподавателями РГПУ имени А.И.Герцена /опрос проводился в январе 2007 г. с целью определения готовности профессорско-преподавательского корпуса к реализации инновационных программ/.

Так 1 место в рейтинге занимает технология организации самостоятельной работы студента (82,5%), 2 место – технология организации учебно-исследовательской деятельности (57,5%), 3 место – технология организации творческой деятельности (48,8%), 4 место – информационные технологии (47,5%), 5 место – технология организации научно-исследовательской деятельности (38,8%), 6 место – технология организации дискуссии (36,3%), 7 – 8 место занимают две технологии – технология организации групповой работы и технология проблемного обучения (35,0%), 9 место – технология модульно-рейтингового обучения (33,8%), 10 место – портфолио (32,5%), 11 место – технология организации проектной деятельности (26,3%), 12 место – технология развития критического мышления (25,0%), 13 - 14 место – технология самообразовательной деятельности и технология анализа конкретных ситуаций (23,8%), 15 - 16 место – кредитная система и технология организации имитационных и деловых игр (22,5 %), 17 место – технология самоконтроля (21,3 %), 18 место – технология оценки достижений (20,0 %), 19 место – технология дистанционного обучения (20,0 %), 20 место – технология проведения дебатов (13,8 %), 21 место – технология рефлексивного обучения (8,8 %), 22 место – технология контекстного обучения (0,7 %).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о достаточно широком спектре используемых технологий в преподавании. Однако сравнение абсолютных цифр свидетельствует о том, что осознанность перспективных технологий не достаточно высокая. Необходимо обратить внимание на то, что низкие позиции занимают гуманитарные технологии такие как, как технология организации группового взаимодействия, дискуссии, проведения дебатов, направленные на решение проблемы обучения в сотрудничестве, развития умений командной работы. Еще более низкий ранг занимают технологии метапознавательной деятельности, направленные на реализацию принципа сознательности, осознания себя субъект



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.019 с.)