Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.И.Герцен. «Былое и думы». Жанровое своеобразие произведения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приведем одно из таких описаний: «Генерал вставал в 7 часов утра и тотчас появлялся в залу с толстым черешневым чубуком; вошедший незнакомец мог бы подумать, что проекты, соображения первой важности бродят у него в голове: так глубокомысленно курил он; но бродил один дым, и то не в голове, а около головы. Глубокомысленное курение продолжалось час. Алексей Абрамович все это время тихо ходил по зале, часто останавливаясь перед окном, в которое он всматривался, щурил глаза, морщил лоб, делал недовольную мину, даже кряхтел, но и это был такой же оптический обман, как задумчивость». Духовное убожество Негрова очевидно; но Негрова нельзя назвать просто пустым человеком, как, например, пустоголового щедринского градоначальника Органчика. А далее в этом ряду следуют новые, еще более разоблачительные, поистине убийственные для Негрова уточнения. Регулярно пьет («хватил горькой… повторил»), регулярно навещает жену садовника, регулярно крепостные девицы навещают его в кабинете, пока Глафира Львовна почивает в диванной комнате, регулярно распекает старосту и вникает в хозяйственные дела, ничего в них по существу не смысля. Педантичное, организованное, упорядоченное убожество - иного не скажешь. Понятно, почему он уже в молодые годы дослужился до полковника. Точно так же в «Былом и думах», характеризуя Тюфяева как типичного представителя николаевской администрации, Герцен выстроил целый ряд деталей и подробностей. Сначала сказано было, что он воплощает в своем лице разновидность мирового типа - восточный сатрап на русской почве, потом Герцен дал «формулу» его характера и объяснил, каким путем он возвысился. После этого следует рассказ об истории с бедным чиновником Петровским, братом тюфяевской сожительницы. «Над братом смеялись, брат хотел разорвать эту связь, грозился доносом, хотел писать в Петербург, словом, шумел и беспокоился… Но неожиданное осложнение вскоре разрешилось: Петровский умер скоропостижно. Что это? Счастливая для Тюфяева случайность? Герцен не дает однозначного ответа, но предлагает многозначительное уточнение: «Петровский умер… несмотря на то, что он был молодой, здоровый малый». Ищи, кому выгодно,- рекомендовали древние, когда преступник не был схвачен за руку на месте преступления. Но в случае с Петровским искать было некому. Смерть надежно скрыла преступную руку. Тюфяев пустил следствие по ложному направлению - «научил Петровскую сказать, что брат ее с тех пор с нею в ссоре, как она, увлеченная молодостью и неопытностью, лишилась невинности при проезде императора Александра в Пермь, за что и получила через генерала Соломку пять тысяч рублей». Маска с Тюфяева сорвана. У Герцена теперь имеются все основания сделать решительный и резкий вывод: «И вот этот-то почтенный ученик Аракчеева и достойный товарищ Клейнмихеля, акробат, бродяга, писарь, секретарь, губернатор, нежное сердце, бескорыстный человек… человек, оклеветавший императора Александра для того, чтоб отнести глаза императора Николая, брался теперь приучать меня к службе». Этот же принцип применяется и в тех случаях, когда Герцен помогает читателю понять суть сложных идей, явлений научной и политической жизни: посредством уточнений и пояснений Герцен приближается к сердцевине понятия и, наконец, создает своеобразную формулу его. Так пишет он о немецкой философии: «Немецкая наука, и это ее главный недостаток, приучилась к искусственному, тяжелому, схоластическому языку именно потому, что она жила в академиях, то есть в монастырях идеализма, это язык типов науки, язык для верных, и никто из оглашенных его не понимал…» Герцен отвергал любую религию. И религиозное обожествление науки ему представлялось ложным в самой своей основе. Оно обессиливает науку, превращает ученых в служителей касты избранных, а язык науки - в средство для их отъединения от народа. «Немецкий цсрковно-ученый диалект»,- иронизирует Герцен, сравнивая язык философов с всем известным, но мало кому понятным (кроме церковных служителей) церковнославянским языком. Герцен работал над «Былым и думами» с большой увлеченностью. Его пафос, его искания захватывают читателя. Тургенев в 1876 году так отозвался о заражающей силе «Былого и дум»: «Все это написано слезами, кровью. Это - горит и жжет… Так писать умел он один из русских». Сто лет спустя мы с полным основанием можем присоединиться к высказыванию Тургенева. Повествование Герцена и для нас сохранило свою волнующую силу, свою увлекательность и «заражающий» эффект. Герцен как художник нисколько не устарел: он продолжает действовать на ум и сердце современного читателя. Чтение его произведений по-прежнему духовно обогащает нас. Художник Н. Н. Ге оставил словесный портрет Герцена зрелого, в самом расцвете его творческих исканий. «Небольшого роста, плотный, с прекрасной головой, с красивыми руками,- отмечал Ге.- Высокий лоб, волосы с проседью, закинутые назад без пробора; живые умные глаза энергично выглядывали из-за сдавленных век; нос широкий, русский… с двумя резкими чертами по бокам; рот, скрытый усами и короткой бородой. Голос резкий, энергичный, речь блестящая, полная остроумия». Таким Герцен запомнился многим из тех, кто видел его в 1860-х годах. Никакие неудачи не могли сломить его, временное отступление перед натиском реакции но деморализовало его. Мощная мысль Герцена всегда искала наиболее эффективные средства для осуществления главной цели его жизни - освобождения народа. Смерть сразила его неожиданно. «Я не далее, как неделю назад,- писал Тургенев 22 января 1870 года П. В. Анненкову,- виделся с ним в Париже, завтракал с ним (после семилетней разлуки), и никогда он не был более весел, разговорчив, даже шумен. Это происходило в прошлую пятницу,- вечером он занемог, на другой день я уже видел его в постели, в сильном жару, с воспалением в легких; каждый день я, до моего отъезда, до прошлой середы, посещал его семейство, его я уже не мог видеть - доктор не позволял; и, уезжая, я уже знал, что он безнадежен». Приближалась кончина. Н. Л. Тучкова-Огарева сохранила запись о последних часах и минутах жизни Герцена: «Дыхание становилось все труднее, слова менее ясны, он перестал говорить. Все встали кругом его кровати; Тата держала его левую руку. Взоры Александра были обращены на нее. Я держала его другую руку. Пробило два часа. Дыхание становилось реже и реже. Наконец, наступила та страшная тишина, которую слышно. Все молчали, как будто боясь нарушить ее. Герцен умер! Герцен умер! И навсегда мы одни!» Кончилась земная жизнь Герцена, полная исканий, стремлений к народному благу и борьбе. И началась жизнь его творческого наследия в памяти последующих поколений. Философские, публицистические и художественные произведения Герцена продолжали призывать читателя к борьбе за преображение мира на социалистических началах. Так Герцен стал нашим современником и соратником. «Былое и думы» не укладываются в традиционные жанры. Здесь органически сплавляются семейная хроника, автобиографические записки, публицистический или физиологический очерк, литературный портрет, политический памфлет, анекдот, социально-психологический роман и другие виды прозы. В этом произведении естественно перемежаются драгоценные факты, обжигающие горячим дыханием жизни, и философские раздумья о самых насущных проблемах человеческого бытия; авторская исповедь, взлеты сверкающей мысли, обобщающие суждения эпохального масштаба; щемящая боль, неуемная скорбь, опаляющий грозовой гнев и светлый смех, восторженная радость; задушевно-трогательная лирика пейзажных зарисовок и сокрушающий сарказм обвинительных инвектив против дворянства, бюрократии и буржуазии. О жанрово-видовом своеобразии «Былого и дум» спорят, называя их мемуарами, художественной автобиографией, романом о положительном герое, автобиографическим, историческим, лирико-философским. Но вернее будет определить их как социально-историческую, лирико-философскую и художественно-публицистическую эпопею, опирающуюся главным образом на воспоминания о виденном и слышанном. Жанрово-видовая специфика произведения определяется уже его заглавием. «Это,— разъясняет Герцен,— не столько записки, сколько исповедь, около которой, по поводу которой собрались там-сям схваченные воспоминания из Былого, там-сям остановленные мысли из Дум». Оправдывая отрывочность рассказов, картин, рассуждений, свойственную пятой и последующим частям своего произведения, он утверждает: «Былое и думы“ — не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге. Вот почему я решился оставить отрывочные главы, как они были, нанизавши их, как нанизывают картинки из мозаики в итальянских браслетах: все изображения относятся к одному предмету, но держатся вместе только оправой и колечками».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.166 (0.012 с.) |