Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературное движение I половины XIX века (литературные общества, кружки, салоны, объединения).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В первый период развития литературы 19 века(1801-1815) происходит формирование двух литературных обществ, что свидетельствует поисках нового в литературе. Янв. 1801 года – в Москве возникает «Дружеское литературное общество», куда входят Жуковский, братья Тургеневы и другие. Они заложили основу русского романтизма.В Санкт – Петербурге возникает «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», объединяет поэтов, музыкантов, медиков и т.д. Представителями являются Батюшков, Востоков, Гнедич и другие. Обостряется борьба классицизма и сентиментализма с зарождающимся романтизмом (еще господствует сентиментализм). Самым значительным явлением следует признать возникновение русского романтизма как нового литературного направления. В 1811 году при МГУ основано «общество любителей российской словесности», которое находилось под покровительством Александра I. В него входили Батюшков, Жуковский, Аксаков, Погодин и другие. В 1811 году возникает «Беседа любителей русского слова», которая просуществует до 1930 года. Возникает «Арзамас», «зеленая лампа» и другие. Разница между литературными обществами и салонами в том, что: 1.В салонах состав посетителей был не стабильным, текучим, а в обществах – стабильное посещение заседаний более или менее обязательно, участников объединяли определенные идейно-литературные программы. 2.Салоны были более чем литературно нейтральны, что позволяло встречаться в них писателям самых разнообразных стилей, школ, направлений, а в лит. обществах участники идейно спаяны, мировоззрение и структура прочны. Романтики сплотились в «Арзамас», «Общество беззвестных людей»: Карамзин, Жуковский, Вяземский, Батюшков, заочно – Пушкин (лицеист). Против «Беседы любителей русского слова». Порядок заседания был пародийным. Выбирали нового заседателя, одевали красный колпак, длилось заседание по несколько дней с застольем, у всех были прозвища, заимствованные из произведений Жуковского (постоянного заседателя). Батюшков – Ахилл, Пушкин – сверчок, Давыдов – армянин, Блудов – Кассандра, Жуковский – Светлана, Уваров – старушка. 1816 год – умер Державин, как идейный вдохновитель и общество «Беседы» развалилось, прекратило существовать. Исчезновение беседы спровоцировало исчезновение «Арзамаса», и еще исчезновение «Арзамаса» связано с желанием участников заниматься не высмеиванием, а серьезным делом (большинство декабристы), поставить литературу на службу отечеству. Но не все участники радикально настроены – и происходит раскол по идеологии (1816 – исчезновение общества). Судьбы бывших участников сложились по-разному: Тургенев – эмигрировал, Муравьев – в ссылке. Дашков – министр юстиций (бывший пост Державина), Батюшков – трагическая судьба. Оставшиеся участники отошли в театральную критику или в историю. Память прогрессивной литературы. 2. Статьи В. Г. Белинского о личности и творчестве А. С. Пушкина. Общеизвестно, что многие критики выносили нелицеприятные приговоры Пушкину. "Ни один поэт на Руси не пользовался такою народностию, такою славою при жизни и ни один не был так жестоко оскорбляем", - писал В. Белинский в 1834 году в статье "Литературные мечтания". Данный факт обычно объясняется тем, что критика того времени, романтическая в своей основе, как и романтическое художественное сознание эпохи в целом, не поспевали за поэтическим бегом Пушкина. Пожалуй, наиболее резкие выпады против Пушкина приписываются Белинскому, который объявил о "падении таланта" поэта и конце пушкинского периода русской литературы уже в своей первой статье: "Тридцатым годом внезапно оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин, а вместе с ним и его влияние". Белинского обычно "оправдывают" тем, что в своих суждениях он был скован сначала принципами романтической эстетики и критики, затем догмами идеалистической философии Фихте-Шеллинга, наконец идеей "разумной действительности" Гегеля, которой в конце 30-х начале 40-х годов увлекался в чрезвычайной степени. Обычно (и это правильно!) выводы о духовной и творческой эволюции Белинского делаются на основании его статей, но мы располагаем еще одним незаменимым источником для изучения становления и развития его как литературного критика: эпистолярным наследием. Именно обращение к письмам Белинского конца 20 - 30-х годов позволяет углубить и конкретизировать наши представления о различных стадиях в отношении "центральной фигуры" эпохи к "солнцу русской поэзии". Если в печатных работах он, что естественно, стремился быть последовательным в своих суждениях и оценках, не противоречить резко тому, что им было написано и опубликовано ранее, то в дружеской переписке можно было высказываться более свободно, намного откровенней, поэтому в письмах ярче, резче (и, конечно, быстрее) проявлялись даже небольшие изменения в его сознании. Это в полной мере относится и к оценке Белинским творчества Пушкина. Письма отразили его "путь" к Пушкину, начиная от первых студенческих лет и заканчивая отзывами на посмертные издания великого поэта. Для Белинского-студента Пушкин прежде всего романтик. В духе времени - неприятие классицизма и восторженное отношение к романтизму. В 1831 году Белинский пишет и публикует в газете "Листок" маленькую заметку на анонимный разбор трагедии Пушкина, тем самым по существу вступив в литературную полемику (первую в своей жизни), начавшуюся еще в 1827 году сразу после публикации отдельных отрывков из "Бориса Годунова". Особенно широкий размах и ожесточенный характер полемика приобрела именно в 1831 году после выхода отдельного издания трагедии. В заметке Белинского нет да и не могло быть анализа произведения, но она представляет интерес не только как свидетельство смелости будущего "неистового Виссариона". Да, только еще собираясь вступить на поприще литературного критика, совершенно неизвестный в литературных кругах, юноша-Белинский не побоялся выступить против известных критиков и журналов, отозвавшихся о трагедии Пушкина "с непристойною бранью". Важно подчеркнуть тот факт, что именно Белинский выступил в защиту поэта против критиков, "недоумевающих" по поводу Пушкина начала 30-х годов. Критик Н. Полевой, издатель и редактор журнала "Московский телеграф", выразит солидарность с Надеждиным, оценив в целом трагедию Пушкина как "великое явление нашей словесности, шаг к настоящей р о м а н т и ч е с к о й драме.Вопреки таким авторитетным мнениям, Белинский же делает вывод (пока, видимо, чисто интуитивно), что к "Борису Годунову" нельзя подходить с какой-то одной меркой, если даже это мерка всеми признанного романтизма. Белинский просто не знал, как оценить сказки Пушкина, его поэмы 30-х годов, а особенно "Повести Белкина", какие критерии здесь возможны. Он повторит мысль о "закате таланта" поэта в рецензии на издание его стихотворений в 1835 году, найдя в некоторых из них "одно уменье владеть языком и рифмою" вместо пламенного и глубокого чувства. На доказательстве "охлаждения чувства" поэта построена вся рецензия Белинского на "Повести Белкина", названные им не художественными созданиями, а просто сказками и побасенками, от которых не может "закипеть кровь" романтического, пылкого юноши, "не засверкают очи его огнем восторга, они не будут тревожить его сна - нет - после них можно задать лихую высыпку.Но из этого признания следует, что он и в этот период не сомневался в гениальности Пушкина. Смерть Пушкина потрясла Белинского. Это потрясение отразилось в письмах 1837 года, где он вновь и вновь обращается к его личности и творчеству, задавая в одном из них вопрос: "Худо понимали его при жизни, поймут ли теперь?"Письма отразили очень сложный процесс освобождения Белинского от очень многих ложных идей и догм. Вообще 1837 год в его жизни является периодом, который по емкости пережитого, осмысленного, преодоленного, достигнутого может быть приравнен к большому временному промежутку, а письма являются, как мы уже отмечали, единственным документом для изучения развития критика в это время. Он часто использует в применении к Пушкину слово "примирение", в котором советские литературоведы склонны были находить доказательство увлечения Белинского идеей "разумной действительности" Гегеля. Действительно, дух критика рвался на свободу из отвлеченного мира.Конечно, такое "примирение" в известной степени подтолкнуло Белинского и к переосмыслению Пушкина. Но в то же время его статьи конца 30-х - начала 40-х, а особенно письма, дают нам возможность говорить о самостоятельности выводов Белинского, прошедшего к этому времени "через мучительный опыт внутренней жизни".Такое "примирение" Белинский, думается, расценивал как внутреннюю сосредоточенность, самодостаточность человека, "самостоянье" по поэтической "терминологии" Пушкина. Критик особо подчеркнет самобытность Пушкина и его русскость, отметив "благородные, истинно русские чувствования".С другой стороны, Белинский напишет, что как поэт Пушкин принадлежит, без всякого сомнения, к мировым гениям. Широко известно, что Белинский в цикле статей о Пушкине недооценил его прозу, особенно "Капитанскую дочку". Очевидно, увлечение идеей насильственных переворотов мешало ему воспринимать пугачевский бунт по-пушкински: как национальную трагедию.Впрочем, справедливости ради надо сказать, что твердой позиции у Белинского в отношении "Капитанской дочки" не было, так что в 1840 году в письме В. Боткину от назовет ее беллетристическим произведением, в котором много поэзии, но художественность истинная пробивается только местами. Итак, привлечение к анализу эпистолярного наследия Белинского и сопоставление материала писем с содержанием статей позволяют нам восстановить тот путь, который уже к концу 30-х годов привел критика к полному осознанию высшего периода творчества Пушкина, смыслом которого стало обретение "самостоянья", "тайной свободы" и гармонии просветленного Духа. И неким завещанием нам, далеким потомкам, воспринимаются написанные Белинским сразу после смерти Пушкина слова: «Всякий образованный русский должен иметь у себя всего Пушкина: иначе он не образованный и не русский» ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.50 (0.012 с.) |