Модель обучающейся организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель обучающейся организации



Общий фокус — на будущем Понимание «очертаний грядущего», «революции в обучении», «Революции в мышлении» и «революции в мгновенных средствах связи».
Двойная задача руководителей высшего звена Управление: устанавливать и реализовывать краткосрочные цели, привлекая других людей. Лидерство: руководить строительством нового, устойчиво развивающегося мира будущего, ставя перед собой все более смелые цели.
Корпоративная культура
Каждый — ученик-энтузиаст Каждый — учитель, наставник, тренер Каждый — творческий мыслитель Каждый вносит позитивный вклад Каждый — сам себе менеджер Каждый активно участвует в делах организации
Подготовка и развитие Формулирование и реализация как личных, так и корпоративных целей. Подготовка в целом не обязательно должна быть посвящена освоению навыков, связанных с работой. Достаточно добавить навыки познания и научить человека учиться, используя современные технологии обучения и опираясь на критическое мышление.
Цикл обмена информацией Создание, упрощение и хранение любой важной информации должно стать чрезвычайно легким и прозрачным процессом, кроме того, информация должна стать доступной для каждого. Необходимо поощрять людей за то, что они делятся своими идеями с другими и разрушить синдром «Здесь не выдумывают».

В современных условиях становится чрезвычайно важным открытость вуза как для внешних, так и для внутренних потребителей о деятельности организации.

Значимым для понимания необходимости обеспечения открытости вуза является положение о том, что открытость строится на идее интеграции учебного заведения и окружающего его социума. Открытость вуза социуму означает использование партнерских связей с различными социальными организациями, общественностью, активное участие вуза в социально-значимых мероприятиях.Открытость – комплексная характеристика, отражающая возможность вуза обеспечивать гибкость обучения, его способность к изменению основных параметров (учебных целей, содержательного компонента, организационных форм, методов) в зависимости от запросов потребителей.Важно ответить на вопросы что должно быть открыто и чему или кому открыт вуз. Ответом на первый вопрос, «что открыто?» является открытость всех компонентов деятельности вуза: образовательной, научной, международной, финансово-хозяйственной и др. В основе этой информации лежат результаты самооценки результатов и условий деятельности вуза и предоставление этой оценки сообществу в виде открытого информационного доклада вуза. В РГПУ им. А.И. Герцена таким докладом выступает Ежегодник, который является эффективным инструментом информирования о результатах деятельности и формировании образовательной политики вуза. По мнению Вальдмана И.А., важно, что в названии используется слово «доклад», несущее позитивную смысловую нагрузку открытого вуза, способного проявлять добровольную инициативу. В отличие от отчета, который является вынужденным и обязательным действием.

Задача публичного доклада - рассказать общественности, органам представительной власти, руководству территории о результатах, потенциале и условиях функционирования образовательного учреждения, его проблемах и направлениях развития.

В целом в публичном отчете университет информирует общество, каким образом он принимает ответственность за обеспечение качественных образовательных программ, которые отвечают потребностям всех групп потребителей образования.

Отчет включают текстовую часть с анализом основных тенденций и проблем, иллюстрированным графиками, таблицами и др., и приложения с табличным материалом.

Ежегодный отчет концентрирует существенную информацию о деятельности учреждения.

Рекомендуемая структура публичного отчета включает следующие основные разделы:

1. Общая характеристика;

2. Социальный состав учащихся, структура управления, социальное партнерство;

3. Результаты образовательной деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки;

4. Спектр образовательных услуг;

5. Условия осуществления образовательного процесса, в т.ч. ресурсное обеспечение и материально-техническая база, кадры;

6. Ближайшие перспективы.

Для раскрытия содержания отчета по данным разделам важен выбор набора аналитических показателей, которые включают в себя сочетание натуральных и стоимостных показателей, объемных показателей и показателей эффективности использования ресурсов, а также анализ их динамики.

При этом анализ должен отражать не только характеристики и специфику учреждения, но и учитывать приоритеты образовательной политики в Российской Федерации, а именно:

1) обеспечение равных возможностей всем обучающимся для получения качественного образования;

2) поддержка обучающихся в выборе маршрута образования;

3) обеспечение академической подготовки обучающихся и качественной подготовки к дальнейшему профессиональному развитию;

4) эффективность в использовании ресурсов, их обновление;

5) обеспечение насыщенной образовательной среды университета;

6) целенаправленное, планируемое повышение квалификации педагогических кадров, поддержка лидеров образования;

7) демократизация управления и включение общества (социальное партнерство) в решение задач профессионального образования;

8) участие в новых формах аттестации выпускников;

9) воздействие всех мер управления на повышение качества образования.

Ответом на второй вопрос, «кому или чему открыт?» вуз выступает открытость всем участникам образовательного процесса, общественности, реальным и потенциальным партнерам вуза, работодателям, открытость среде, социуму.

Открытый информационный доклад, несомненно, является важнейшим инструментом доведения информации до потребителей образовательных услуг. Одной из функций маркетинговой службы вуза является информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей, что позволяет наладить систему своевременного информирования о предоставляемых и планируемых вузом услугах, их качестве и возможностях, а также об условиях получения образовательных услуг.

Подготовка открытого доклада способствует:

· вовлечению в диалог о направлениях развития вуза различных социальных и профессиональных групп;

· получению общественной поддержки принимаемых решений по развитию вуза на различных уровнях на основе повышения информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований;

· созданию единого инструментария мониторинга, позволяющего проводить корректные сопоставления образовательных систем и образовательных учреждений;

· повышению качества управления посредством обеспечения органов управления образованием объективной, своевременной и сопоставимой информацией, позволяющей принимать обоснованные управленческие решения.

· Созданию информационного обеспечения рынка образовательных услуг.

Открытость вузаобеспечивается информированием социума о деятельности организации. Одним из возможных средств реализации принципа открытости является информационный пакет, который представляет собой комплект информационных материалов, представляющих основную информацию об образовательном учреждении и характеризующих образовательный процесс.

Он призван облегчить понимание, сравнение и выбор образовательных программ для всех студентов и сотрудников – отечественных и иностранных – и предоставить им основную информацию об образовательном учреждении, а также учебную практическую информацию. Такие пакеты уже существуют и успешно применяются во многих странах.

Информационный пакет/Каталог курса – не только перечисляет и описывает программы обучения, предметы и модули, но также дает информацию, необходимую студенту для принятия решения об обучении в определенном институте, по конкретной программе, или по определенному модулю. Он должен быть доступен студентам до того, как они начнут обучение.

Таким образом, инициатива и активное участие в подготовке материалов для информационного пакета и ежегодника университета важной частью работы каждого сотрудника.

Открытые социуму документы, такие как информационный пакет или ежегодник постоянно обновляются, отражая, таким образом, постоянный анализ, планирование целей и действий на последующий период. Понятно, что такой анализ и перспективное планирование важны не только для организации в целом, но и составляющих ее подразделений, именно поэтому можно в качестве гуманитарных технологий, направленных на социум, можно рассматривать, например, публичные отчеты кафедр, факультетов университета.

Общая схема анализа деятельности кафедры, факультета или института может быть такой:

 

3.Что мы еще должны /можем попытаться достичь?
 

 

                   
   
     
     
 
 
 
 
 

 


Достижения

 

           
   
     
 
 
 
5. Какие наши новые действия и пересмотр достижений?  

 

 


4. Что мы должны для этого сделать?

 

 


Рис. 2. Схема анализа деятельности организации или подразделения

 

Именно этот анализ и представляет интерес для общественности. Кроме того, общественное обсуждение публичного отчёта позволяет формировать общественное мнение относительно современного понимания качества образования.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДСКАЗКА ТЬЮТОРУ

Поскольку первое занятие представляет собой введение в проблематику модуля программы повышения квалификации преподавателей университета, оно не предполагает активной самостоятельной работы, однако, это не означает, что слушатели пассивно воспринимают приведённую выше информацию. Основные положения лекционного сообщения должны быть представлены в раздаточных материалах, которые готовятся к занятию. В ходе лекции слушатели делают необходимые пометки в этих материалах, формулируют вопросы, которые могут быть заданы ведущим преподавателям или которые требуют дополнительного разъяснения.

Помимо этого, тьютору следует помочь слушателям «погрузиться» в содержание предстоящей работы, осуществить рефлексию имеющегося опыта. С этой целью рекомендуется использовать технологию рефлексивного круга.

Исследование педагогической деятельности и самостоятельное обнаружение педагогом своих профессиональных ограничений или, как выразился П.Г.Щедровицкий, умение "дисквалифицироваться", усомниться является одним из важных мотивов, побуждающих усваивать новые идеи. Чем выше уровень развития рефлексии педагога, тем выше его способность к изменению собственной системы установок адекватно меняющейся ситуации. Рефлексивная деятельность позволяет педагогу не только осознать свою профессиональную деятельность, но и осуществить переход их позиции "реагирования" в позицию "самоорганизации". Он должен учиться себя учить: определять границы своего знания (незнания) и самому находить условия для преодоления собственных ограничений в педагогической деятельности, развивая свою профессиональную мобильность.

Для организации рефлексивной деятельности можно опираться на базовые вопросы для рефлексии:

1. Что происходило?

2. Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация).

3. Какую роль это может играть для моих будущих мыслей, действий? (Альтернативные варианты действий, образовательные потребности, намерения).

Концептуальным положением, лежащим в основе понимания рефлексивного процесса как последовательности определенных стадий (шагов) является логика рефлексии, представленная в так называемой ALACT-модели (Д. Карр, Кеммис, 1986; А. Кортхаген, 1988):

1. Действие;

2. Мысленное возвращение к действию (подробное описание ситуации);

3. Выделение существенных черт ситуации, противоречий;

4. Определение нескольких альтернативных способов действия; оценка их с точки зрения возможностей детей, индивидуальных возможностей педагога, а также возможностей организации педагогического процесса;

5. Новое действие.

 

На рисунке представлена структурно-логическая схема рефлексивного круга.

 

Рис.3. Модель рефлексивного круга

Концептуальным положением, лежащим в основе понимания рефлексивного процесса как последовательности определенных стадий (шагов) является логика рефлексии, представленная в так называемой ALACT-модели (Д. Карр, Кеммис, 1986; А. Кортхаген, 1988):

1. Действие;

2. Мысленное возвращение к действию (подробное описание ситуации);

3. Выделение существенных черт ситуации, противоречий;

4. Определение нескольких альтернативных способов действия; оценка их с точки зрения возможностей детей, индивидуальных возможностей педагога, а также возможностей организации педагогического процесса;

5. Новое действие.

Кроме того, слушателям можно предложить ряд вопросов и заданий

для размышления, которые позволят им сделать осознанный выбор аттестационного задания в рамках курса повышения квалификации.

1. Среди определений понятия «гуманитарные технологии» есть и такие, которые определяют эти технологии как технологии манипулятивного влияния, воздействия на людей. Что, на Ваш взгляд, является основным отличительным признаком, отличающим гуманитарные технологии от технологий манипулирования? Свой ответ обоснуйте.

2. Как было отмечено в главе, дискуссии являются действенным средством выработки согласованных решений в области образования. Всегда ли и при каких условиях общественные дискуссии продуктивны? Какие риски следует предусмотреть при подготовке таких дискуссий?

3. На основании рефлексивных методик проанализируйте положительные и негативные стороны своего профессионального опыта. Обобщив результаты, постройте примерный план развития своей профессиональной карьеры.

РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

«Содержание образования

- это король,

а технологии образования

- это Бог».

В.П. Тихомиров

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками: своим родным языком, хотя бы одним иностранным и языком технологий.

Однако, cегодня следует подчеркнуть, что преподавателю необходимо владеть языком именно гуманитарных технологий. Но прежде чем выйти на уровень умений необходимо ясно понимать, что есть такое гуманитарные технологии, и в чем их суть.

Первоначально необходимо выделить три ключевых понятия – технологии, образовательные технологии и гуманитарные технологии и определить общее и частное в этих понятиях. Также важным аспектом для рассмотрения является установление взаимосвязи между всеми этими понятиями.

Существует не одна сотня определений понятия «технология» в педагогическом контексте. В частности, под технологией понимается, и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (то есть процесс, в котором спланирована последовательность действий), и педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов.

Существует и еще один подход к пониманию технологий как к проектированию и реализации проекта обучения и воспитания на практике.

Какого бы взгляда на технологии, не придерживался преподаватель, но подобный технократический подход, по формату ограничивает свободу и творчество, а с другой стороны делает образовательный процесс “по-хорошему” алгоритмичным и программируемым.

Следующее ключевое понятие – это «образовательная технология».

В настоящее время в различных педагогических источниках происходит смешение понятий – «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «дидактическая технология» и т.п. Подобное смешение понятий вносит путаницу в умы и самих педагогов.

Не ставя перед собой задачу, решить эту сложную педагогическую проблему, уточним лишь определение понятия «образовательная технология».

Образовательная технология отвечает на вопрос: “Как учить результативно?” Существенной ее характеристикой является создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса.

По определению Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко под образовательной технологией понимается “процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам”.

Каково соотношение образовательных и гуманитарных технологий, что в них общего, а что отличного? Можно ли рассматривать данные понятия как синонимы?

Оба эти понятия не имеют однозначно принятого определения и общего согласованного понимания. Однако интерес со стороны практиков и разработчиков, как в России, так и в Европе показывает, что данные явления прочно занимают свое место в современной образовательной практике. О педагогическом аспекте понимания гуманитарных технологий можно подробнее познакомиться в методическом пособии «Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы» под ред. С.А. Гончарова.

Если рассматривать гуманитарные технологии в узком смысле, то это – PR и полит – технологии, манипулятивные технологии и т. д., а если в широком смысле, то это разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развитие личности.

Гуманитарные и образовательные технологии имеют разнообразное толкование на современном этапе и в силу своего разнообразия могут иметь различные варианты взаимоотношений.

Во-первых, часть образовательных технологий можно рассматривать как полноценные гуманитарные, в том случае, если они ориентированы на самого обучающегося, на его индивидуальные потребности и особенности, на группу обучающихся или на социум. К таким технологиям могут быть отнесены, в частности, технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения и т.п.

Второй вариант, когда образовательные технологии могут превратиться в полноценные гуманитарные технологии, если они будут наполнены собственно гуманитарным знанием.

Таким образом, гуманитарные технологии или шире образовательных технологий, или могут быть приравнены к ним.

Воспользовавшись типологией гуманитарных технологий, представленной в методическом пособии «Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы», можно выделить “следующие группы гуманитарных технологий профессиональной деятельности педагога:

· направленные на себя;

· направленные на другого (учащегося);

· направленные на группу (класс учащихся, родители, коллеги);

· направленные на социум (родители, социальные партнеры)”.

Овладение современным педагогом гуманитарных технологий является важной задачей, и включение в педагогический процесс по подготовке педагогов образовательных технологий, обладающих гуманитарным потенциалом, позволяет “осваивать в деятельности“ необходимые технологии.

Так, гуманитарная направленность “на себя” проявляется в технологиях рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля и т. п., по средством которых, развивается умение учиться самостоятельно.

Направленность “на другого“ проявляется, в первую очередь, в ориентации на развитие обучающегося, на содействие его образованию и на его поддержку в реализации образовательного маршрута, и реализуется в технологии модульного обучения, технологии педагогического сопровождения, организации самостоятельной работы, дистанционного обучения и т.д.

Направленность “на группу“ проявляется в умении работать в команде, оно развивается в технологиях организации группового взаимодействия, организации дискуссии, игрового обучения и т. д.

Умение решать жизненные и профессиональные проблемы показывает возможности реализации обучающегося в социуме и развивается по средством технологий проектного обучения, учебно-исследовательской деятельности, анализа конкретной ситуации (“кейсов”), и т. д.

Выбирая образовательные технологии в реальной практике, преподаватель часто руководствуется интуицией, опытом и личными предпочтениями, однако, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях этого недостаточно и приоритетными критериями отбора образовательных технологий становятся: их собственно гуманитарный потенциал и эффективность развития профессиональных компетенций обучающихся.

 

Готовность преподавателей РГПУ к внедрению современных образовательных технологий

 

Изменения в области высшего образования во многом определяются положениями Болонской декларации (1999г.), которые нацелены на создание к 2010 г. единой европейской зоны высшего образования и повышение конкурентоспособности высшей школы. При этом возрастает роль педагогических технологий в достижении учебным заведением конкурентных преимуществ в сфере образовательных услуг, так как современное понимание качества образовательных услуг синтезируется из качества образовательной программы, кадрового и научного потенциала, материально-технического и методического обеспечения и качества технологий.

Мы полагаем, что переход к парадигме учения требует увеличения доли технологичности образовательного процесса в целом и увеличения роли педагогической технологии в частности.

Неоднозначным является сегодня вопрос о классификации педагогических технологий и их выборе при организации образовательного процесса высшей школы.

Мы предлагаем вариант классификации, на основе тенденций развития высшего образования и педагогических задач, вытекающих из этих тенденций.

Первую тенденцию можно обозначить как переход от обучения к учению, соответственно перед преподавателем встает задача поиска организационных форм освоения содержания образования, и оценивания в учебном процессе. Соответственно наиболее приоритетными являются технологии, которые, позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов по освоению содержания высшего образования – это технология организации самостоятельной работы студента, технология модульно-рейтингового обучения, кредитная система.

Вторая тенденция предполагает изменение задач вузовского образования связанных с большей наукоемкостью образования. Соответственнонеобходимы технологии, включающие студентов в различные виды деятельности студентов /здесь приоритет отдается организации проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности/.

Третья тенденция определяется возрастающей ролью информации в современном мире. Здесь приоритетными выступаюттехнологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения /информационные технологии, включая технологии дистанционного обучения, технологию развития критического мышления, технология проблемного обучения/.

Нельзя не обозначить возрастание роли командной работы в современном мире, что определяет четвертую тенденцию, следовательно, современный специалист должен быть готов к этому. Перед преподавателем университета возникает задача организации группового взаимодействия в образовательном процессе. Это технологии организации группового взаимодействия /технология модерирования групповой работы, технология организации дискуссии, дебаты, технология обучения на основе социального взаимодействия и др./, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности.

Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» - можно обозначить как пятую тенденцию, связанную также с организацией учения студентов. Это технологии метапознавательной деятельности студентов, т.к. субъектная позиция студента становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей /технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности/.

Шестая тенденция связана с возрастанием роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития. Это определяет конструирование и использование в образовательном процессе педагогических технологий, позволяющих решать профессиональные задачи /технология контекстного обучения, технология анализа конкретных ситуаций, технология организации имитационных и деловых игр и др./

Таблица 1.

Тенденция Задача Технологии
Переход от обучения к учению Поиск организационных форм освоения содержания образования и оценивания в учебном процессе организации самостоятельной работы студента, модульно-рейтингового обучения, дистанционного обучения, кредитная система, портфолио
Изменение задач вузовского образования связанных с большей наукоемкостью образования Организация различных видов деятельности организации проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности
Возрастание роли информации в современном мире Организация работы с потоками информации Информационные, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения
Возрастание роли командной работы в современном мире Организация группового взаимодействия в образовательном процессе Технология модерирования групповой работы, технология организации дискуссии, дебаты, технология обучения на основе социального взаимодействия
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» Осуществление учения Технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности
Возрастание роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития Решение профессиональных задач контекстного обучения, технология анализа конкретных ситуаций, технология организации имитационных и деловых игр

 

Большую значимость имеет понимание преподавателями того, какие технологии выступают перспективными в современном образовательном процессе. Данные представлены в таблице «Виды педагогических технологий, используемых преподавателями РГПУ имени А.И.Герцена /опрос проводился в январе 2007 г. с целью определения готовности профессорско-преподавательского корпуса к реализации инновационных программ/.

Так 1 место в рейтинге занимает технология организации самостоятельной работы студента (82,5%), 2 место – технология организации учебно-исследовательской деятельности (57,5%), 3 место – технология организации творческой деятельности (48,8%), 4 место – информационные технологии (47,5%), 5 место – технология организации научно-исследовательской деятельности (38,8%), 6 место – технология организации дискуссии (36,3%), 7 – 8 место занимают две технологии – технология организации групповой работы и технология проблемного обучения (35,0%), 9 место – технология модульно-рейтингового обучения (33,8%), 10 место – портфолио (32,5%), 11 место – технология организации проектной деятельности (26,3%), 12 место – технология развития критического мышления (25,0%), 13 - 14 место – технология самообразовательной деятельности и технология анализа конкретных ситуаций (23,8%), 15 - 16 место – кредитная система и технология организации имитационных и деловых игр (22,5 %), 17 место – технология самоконтроля (21,3 %), 18 место – технология оценки достижений (20,0 %), 19 место – технология дистанционного обучения (20,0 %), 20 место – технология проведения дебатов (13,8 %), 21 место – технология рефлексивного обучения (8,8 %), 22 место – технология контекстного обучения (0,7 %).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о достаточно широком спектре используемых технологий в преподавании. Однако сравнение абсолютных цифр свидетельствует о том, что осознанность перспективных технологий не достаточно высокая. Необходимо обратить внимание на то, что низкие позиции занимают гуманитарные технологии такие как, как технология организации группового взаимодействия, дискуссии, проведения дебатов, направленные на решение проблемы обучения в сотрудничестве, развития умений командной работы. Еще более низкий ранг занимают технологии метапознавательной деятельности, направленные на реализацию принципа сознательности, осознания себя субъектом обучения, а именно технологии рефлексивного обучения, самоконтроля, оценки достижений.

Таблица2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.076 с.)