Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как составить кейс по своему предмету.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Составьте по алгоритму свой кейс, заполнив в каждой строке выбранную вами позицию. Технологическая схема создания кейса 1. Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему; 2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом; 3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели; 4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке; 5. Определение источников и методов сбора информации; 6. Выбор техник работы с данным кейсом; 7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки) 8. Создание заданной модели; 9. Апробация в процессе обучения. Таблица 6.
Оценочное интервью
Интервью – это методика оценки, которая позволяет вам провести более глубокое зондирование и выйти за рамки поверхностных ответов. Вы можете свободно менять или дополнять вопросы. А. Какие из выполняемых заданий были, по-вашему мнению, наиболее полезными? Почему? ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Б. Какие из заданий вы не считаете полезными для себя? Почему? ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ В. Сможете ли вы применить в своей работе что-нибудь из предложенного? Как вы собираетесь это сделать? ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Г. Хотели бы вы получить дополнительную информацию по какой либо из предложенных разделов? ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Д. Как бы мы могли улучшить сегодняшние занятия? ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________
Раздел 3. Технология Модерации. Все дела удаются, если они подготовлены, И не удаются, если они не подготовлены (Конфуций). ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
В любой сфере, связанной с взаимодействием людей, выбором целей, стратегий и образа действий, использование технологии модерации значительно повышает эффективность работы и стремление достигнуть цели. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего интернет-конференции. В Ватикане модератор был лицом, который указывал на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. В 1960-е годы в Германии модерация разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью различных рабочих техник создаются условия для принятия эффективного решения в группах. В качестве обобщенной цели модерации может выступать организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников. Модератор в этом случае отказывается от применения власти, а также от оценки группового взаимодействия. Итак, цель модерации — это достижение эффективного уровня деловой коммуникации при демократическом планировании и стимулировании активного участия сотрудников. Частные целевые установки данной технологии связываются с созданием условий для сплочения команды и ликвидации иерархии в организационных структурах. Таким образом, модерация может пониматься как: · направляемый структурированный процесс интеракции в группах с помощью вербализации и визуализации; · активное участие всей команды в достижении конкретного результата.
Изучение вопросов модерации групповой работы особенно актуально в контексте обеспечения высокого качества подготовки педагогов и оказания квалифицированной помощи в решении проблемных ситуаций. Это связано с тем, что § Во-первых, модерация помогает решить вопросы развития группы как коллектива и организации взаимодействия и сотрудничества его участников. § Во-вторых, происходит формирование дополнительных компетенций самих специалистов, необходимых в условиях развития и обновления социальных систем…[20]
В основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих работника к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей. Модерация групповой работы в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциала специалиста. Она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом индивидуально значимое становится социально значимым, то есть приемлемым в коллективе. Функция модератора — помочь обучаемому специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Модерация так же, как и другие виды сопровождения, имеет следующие характеристики: ·сосредоточена на конкретной проблеме; ·ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию; ·исключает формальный контроль и оценку; ·содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; ·создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности.
Технологически модерация связана с выполнением ряда условий: · численный состав рабочей группы — от 4 до 12 человек; · нейтральная позиция модератора; · размеры комнаты должны позволять участникам групповой работы свободно передвигаться, и в то же время хорошо видеть визуализированный материал; · рабочий процесс протекает с использованием базовых процессов, таких как визуализация, вербализация, презентация, обратная связь.
Важную роль в процессе групповой работы играет сам модератор. Содержание деятельности модератора напоминает собой некую свернутую модель наставника в процессе овладения участниками способами групповой работы. Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Ситуация модерации не предполагает традиционных явлений классно-урочной системы: «подиума» (учительский стол и доска), «монолога» учителя, реципиентов (ученики-слушатели) и т. п. В ходе модерации групповой работы происходит совместное развитие и обучение и участников, и самого модератора. Авторитет к модератору приходит в ходе подтверждения обоснованного прогноза групповой работы, применения обдуманных технологий решения групповой задачи, постановки и решения аргументированных вопросов в демократической обстановке. При использовании модерации особенно недопустимы оценка и эмоциональная характеристика участников и результатов групповой работы, потому что они нарушают доверительную атмосферу процесса коммуникации. Модератор поощряет участников к сотрудничеству средствами визуальной риторики (например, заполняя и вывешивая на видное место модераторские карточки); задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы была фактически разработана. Важным моментом работы модератора является составление протокола групповой работы, в котором визуально отражаются процесс решения проблемы и наиболее значимые результаты групповой работы. Модератор должен обладать высоким уровнем социальной компетенции: легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать групповую динамику, управлять процессом межличностного взаимодействия. Модератор поддерживает группу, организуя разумное целенаправленное поведение в ней. Участники группы должны четко представлять себе цель совместной деятельности — это позволит им избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют. При организации работы группы модератор играет роль своеобразного «катализатора» общественного мнения. Чтобы достичь синергетического эффекта работы группы, модератор должен актуализировать у участников стремление к групповому взаимодействию и способствовать его развитию. В процессе групповой работы происходит обмен опытом, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал каждого участника, повышаются продуктивность его взаимодействия с другими и социальная активность. Групповая работа позволяет осуществить разделение труда, специализацию, использовать механизм соревнования и в результате получить синергетический эффект, который состоит в том, что результаты работы группы превышают простую сумму результатов работы ее отдельных членов. Общие правила коммуникации выражаются в следующих требованиях к участникам группы: § используй «Я - послание»; § соблюдай гармоничность в себе; § избегай общих фраз; § ориентируйся на цель; § умей слушать; § будь активен в беседе; § будь краток; § осуществляй конструктивную критику. В процессе модерации необходимо учитывать достаточно большой ряд процедур и правил организации группы и групповой работы. Правила групповой работы определяются объективными закономерностями эффективной совместной деятельности группы. Процесс модерации можно описать как последовательный ряд этапов: подготовительный, технологический, аналитический. При проведении модерации используются её базовые процессы: Визуализация — это процесс оптического представления мнений, идейс использованием графических схем, пин боадов и других средств наглядности. Визуализация поддерживает процесс коммуникации в группе, но не заменяет его. Все методы модерации сопровождаются визуализацией. Модератор всегда помнит о главном принципе визуализации: «Только те идеи станут основополагающими для групповой работы, которые будут переработаны в образы, символы и слова в ходе продолжительных разговоров!» Цели визуализации: Ø визуализировать представление всех участников и сопровождать процесс группового взаимодействия; Ø визуально выявить противоречия в позициях участников и документально оформить результаты их преодоления; Ø помочь участникам идентифицировать себя с результатом или самим процессом групповой работы; Ø прояснить сложное содержание обсуждаемой проблемы.
Вербализация — это процесс вербального сопровождения коммуникации участников групповой работы. В коммуникативном процессе всегда активизируются межличностные взаимосвязи. И в этом смысле коммуникация — это всегда взаимный процесс. Информация, представленная в виде письменной или устной речи; может быть воспринята и понята участниками групповой работы по-разному. Если к письменному тексту можно вернуться и еще раз попытаться вникнуть в смысл представленной информации, то в ситуации вербальной коммуникации это возможно не всегда. Лучшему пониманию сказанного способствуют образные выражения, афоризмы, метафоры, которые облегчают формирование образа у слушателей. Для формулировки вопросов модератору предлагается ряд советов: · задавайте вопрос с ориентацией на того, кто может (или будет) на него отвечать; · задавая вопрос, оставляйте интервьюеру «пространство» для размышления и ответа; · формулируйте вопрос коротко и ясно; · ставьте вопросительное слово в начало предложения; · объединяйте свои вопросы в группы или устанавливайте их иерархию, ограничивайте количество вопросов; не спешите задавать сразу все вопросы. Способы «вопрос-ответной» модерации имеют определенный алгоритм - последовательность действий участников: 1. Постановка вопроса 2. Ожидание 3. Выслушивание и анализ ответа 4. Реакция: принять ответ, переспросить и ответить, продолжать переспрашивать. Презентация — это один из базовых процессов модерации, представляющий собой невербальное сопровождение коммуникации участников групповой работы. Название данного процесса во многом условно, иногда в литературе встречается определение данного процесса как позиционирования. Вербальная коммуникация — это только один из способов социального взаимодействия, влияющих на формирование внутреннего впечатления любого участника групповой работы. На творческий процесс группового взаимодействия сильное влияние оказывают и невербальные сигналы. Процесс презентации протекает при соблюдении следующих условий: · наличие презентатора; · наличие публики (в том числе модератора); · содержания (информации); · контекста ситуации (культурных и коммуникативных рамок). Сущность процесса презентации заключается в отправке вербального и невербального послания с учетом того, что всякий человек может получать информацию и составлять карту когнитивных представлений с помощью пяти органов чувств. Обратная связь — один из базовых процессов модерации, представляющий собой взаимообмен информацией (содержательного и эмоционального плана) между участниками групповой работы. Цель формирования обратной связи в ходе групповой работы в основном связана с корректировкой дальнейших действий участников и улучшения эмоционального фона групповой работы. В современном понятийном аппарате социально-педагогических наук все чаще используется заимствованный термин «фидбэк» (от англ. feedback). В модерации обратная связь необходима для того, чтобы в групповой работе наладить интеграцию трех информативных областей: · область личностно значимой информации (информация, необходимая для отдельно взятого участника групповой работы); · область социально значимой информации (информация, необходимая для развития группы в целом); · область содержательно значимой информации (информация, необходимая группе для выполнения конкретной задачи).
Способы выражения обратной связи могут быть разными: · невербальное выражение — жестикуляция, покачивание головой, мимика, позы и т. п.; · вербальное выражение — в виде замечаний, реплик (например, «Мне это не нравится»), провокационных вопросов к докладчику или группе с явным намерением раскритиковать выступление (например, «Разве вы сами не видите, что это полная ерунда?»). Как известно, позитивная обратная связь не только способствует улучшению климата группы или индивидуальной удовлетворенности участников, но стимулирует их активную роль в групповом взаимодействии, повышает работоспособность. Можно как угодно часто использовать в групповой работе обратную связь, но всегда нужно помнить о соразмерности масштабов критики и поощрения, чтобы у участников возникла правильная ориентация на самовыражение. При проведении модерации используются соответствующие методы, техники и приемы, о которых можно узнать из материалов к занятию.
«МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДСКАЗКА ТЬЮТОРУ» к занятию «Технология модерации» (2 часа 10 мин)
Цели: · познакомиться с модерацией как гуманитарной технологией: · проанализировать и отобрать элементы технологии модерации для организации эффективного группового взаимодействия студентов в рамках учебной работы по освоению модулей инновационной программы.
Часть 1. Тьютор сообщает слушателям порядок работы на занятии и основные задания, которые слушателям предстоит выполнить. Часть 2. Групповая работа. Материал: клейкие листочки. Процедура: 1. Тьютор разбивает всю группу слушателей на микрогруппы по 2-3 человека в каждой. Предлагает посоветоваться в микро-группах и сформулировать актуальные цели (проблемы) и ожидаемые результаты занятия (отбор приемов и методов модерации, которые можно использовать при подготовке учебно-методических пособий). В каждой микрогруппе записывают эти формулировки с помощью ключевых слов на клейкие листочки (время на выполнение задания - 5 мин); 2. Каждая микрогруппа представляет своё согласованное мнение остальным. Тьютор располагает листочки на доске в так называемые «смысловые «облака» (таких облаков должно быть три: в одном представлены цели занятия, в другом -проблемы, которые связаны с использованием технологии модерации в образовании, в третьем - предполагаемын результаты) (время на выполнение задания - 5 мин) 3. После того, как все группы выскажут своё мнение, тьютор зачитывает все ключевые слова из соответствующих «облаков». Предлагает слушателям сформулировать цели и результаты занятия, с учетом полученных ключевых слов в «смысловых облаках» (время на выполнение задания – 5 – 7 мин). 4. Тьютор организует работу слушателей в парах: предлагает более подробно познакомиться с материалом к занятию, учитывая только что сформулированные его цели и результаты (См. фрагмент 1 и 2). После этого тьютор предлагает слушателям задать друг другу вопросы по содержанию фрагментов и попытаться на них ответить (время на выполнение задания – 15 мин). 5. Тьютор предлагает слушателям в парах заполнить таблицу 7. Рекомендует слушателямопираться на материалы модуля, который они разрабатывают. Лучше, если слушатели будут иметь в виду конкретный модуль или его курс (дисциплину), следует опираться на цели, задачи и ожидаемые результаты освоения учебных курсов конкретного модуля студентами. Можно воспользоваться материалами предыдущего занятия курсов повышения квалификации (время на выполнение задания – 20 мин).
Таблица 7. Возможности модерации в обучении студентов
6. Обсуждение результатовработы группы. Для этого каждая микрогруппа может представить одну-две заполненные строки таблицы. Остальные слушатели задают уточняющие и конкретизирующие вопросы (время на выполнение задания – 10 мин). 8. Тьютор предлагает слушателям поработать с таблицей 8 «Использование технологии модерации в УМК» (см. фрагмент. материала).Тьютор предлагает, используя данные таблицы 1 и материалы к занятию, выбрать методы, приемы групповой работы и техники модерации для своего модуля или курса (время на выполнение задания – 40 – 50 мин). · Далее работа организована следующим образом: слушатели работают индивидуально с таблицами (20 мин) · Обмениваются в парах таблицами, изучают эти таблицы и задают друг другу вопросы по содержанию таблицы (20 мин) · Тьютор обсуждает результаты со слушателями (можно по желанию ) (время на выполнение задания – 10 мин).
Таблица 8. «Использование технологии модерации в УМК».
Вариант 2. Тьютору можно организовать работу слушателей и по-другому. Микрогруппы по очереди, после ознакомления с материалами к занятию, работают по строкам: начинают с первой строки (лекции), предлагают свои методы, приемы, техники, которые можно использовать на лекциях (записать на листочках и клеить на доску на предварительно нарисованную таблицу на доске). Далее слушатели заполняют свои индивидуальные таблицы (время на выполнение задания – 40 – 50 мин).
9. Подведение итогов занятия (15 мин) · Тьютор просит назвать методы, приемы и техники модерации, которые были использованы при его проведении (слушатели перечисляют, что увидели и в чем участвовали). · Тьютор просит сформулировать всех по очереди одну мысль, идею и т.п. по содержанию изученного материала (технология модерации). 10. Тьютор предлагает слушателям заполнить бланк оценочного интервью и сдать его руководителям программы повышения квалификации. Оценочное интервью
Вспомните ход занятия. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. 1. Сможете ли вы применить в своей работе что-нибудь из предложенного в программе занятия? Как вы собираетесь это сделать?_____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ 2. Хотели бы вы получить дополнительную информацию по какой либо из предложенных тем?______________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 3. Как мы могли бы улучшить занятия? ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 4. Чему я научился на этом занятии? ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 5. Изменится ли моя профессиональная деятельность в результате этого занятия?____________________________________________ ________________________________________________________ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ
Таблица 9. Фрагмент 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.157 (0.012 с.) |