Индивидуальный педагогический стиль деятельности преподавателя



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный педагогический стиль деятельности преподавателя



Педагог-профессионал всегда обладает яркой неповторимостью, индивидуальностью, которые выражаются в его стиле деятельности.

Понятие «стиль» на научном и житейском уровнях употребляется довольно часто и имеет разнообразные разговорные модификации. Часто употребляется и прилагательное «стильный», когда хотят подчеркнуть неповторимость, следование моде (стильная прическа, одежда). Понятие «стиль» применяется также для характеристики своеобразия отдельного человека, его способов поведения и деятельности, например стиль поведения, стиль письма писателя, стиль внешности. Индивидуально-типологическая манера становится стилем, если она типична и характеризует группу людей, а не одного человека. Понятие «стиль» имеет несколько определений в разных областях научных знаний.

Стиль— это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.

Рассматривать понятие «индивидуальный стиль педагогической деятельности» следует в сочетании с понятиями «стиль», «стиль жизни», «стиль деятельности», «индивидуальный стиль деятельности».

Понятие «стиль» соотносят с понятием «почерк». В общенаучном понятии стиль раскрывается через диалектику формы и содержания. Суммируя существующие определения, можно сказать, что стиль — это и устойчивая форма самоопределения личности; и форма выраженности деятельности, причем приемлемая форма деятельности; и внешнее проявление индивидуальности в деятельности. Чаще всего при изучении стиля выделяют три направления:

когнитивный стиль представляет собой процедурную, инструментальную характеристику познавательной деятельности, определяющую получение того или иного когнитивного продукта через сквозную характеристику всех уровней ощущений, восприятий, внимания, мышления;

стиль руководства, или стиль лидерства; стиль жизни, поведения, общения, активности, который выступает в качестве механизма сохранения барьеров между социальными слоями, средством устойчивого равновесия в обществе, является производным от образа жизни.

В самом общем плане понятие «стиль жизни» можно раскрыть как устойчивую систему способов жизнедеятельности человека, определяемую соотношением свойств личности и объективных требований деятельности.

Стиль жизни — субъективное отражение объективных условий жизнедеятельности. Это понятие рассматривается чаще всего как форма функционирования и развития образа жизни, как настойчивая система способов жизнедеятельности, определяющая соответствие свойств личности и объективных требований жизнедеятельности.

Частным проявлением стиля жизни является деятельность, в которой выделяют следующие стили: общение, мышление, руководство, педагогическую деятельность.

Понятия «индивидуальный стиль», «индивидуальный стиль педагогической деятельности» определяют с разных точек зрения, которые в той или иной мере раскрывают различные их теоретические основы, содержательную сторону, сущность, ведущие компоненты и функции. Мы остановимся лишь на нескольких.

Рассмотрим эти понятия, используя два подхода: психологический и технологический. Согласно психологической характеристике, индивидуальный стиль деятельности показан как индивидуально-психологическая система, обусловленная типологическими характеристиками личности. Поэтому на проявление индивидуального стиля оказывают влияние подвижность/инертность нервных процессов и внутренние факторы (например, волевая активность).

В качестве отличительных признаков индивидуальной педагогической деятельности можно выделить: индивидуальность, вариативность, изменчивость, иерархии уровней, различные степени ее развития и адекватности, спонтанные и направленные способы формирования, осознанность и бессознательность. В качестве стилевых свойств индивидуальности можно выделить непосредственность внимания и скорость движения. Индивидуальный стиль выступает как механизм приспособления свойств нервной системы к требованиям деятельности.

Типология стилей, согласно психологическому подходу, зависит от основных свойств нервной системы, которые проявляются в различных соотношениях ориентировочных и исполнительских компонентов, поэтому говорят о рациональных и нерациональных, позитивных и негативных стилях. Существует большое разнообразие стилей, но в их классификации выделяют четыре основных подхода:

личностный — определяется выделением индивидуальных особенностей руководителя и педагога в качестве главной детерминанты его стиля;

поведенческий — связывает стили с поведением человека, особенностями его личности, отношениями и мотивами;

комплексный — выражается в стремлении обобщить наиболее известные детерминанты стиля;

структурно-функциональный — характеризует постановку вопроса о внутренней организации стиля.

Поведенческий подход во взглядах на индивидуальный стиль деятельности строится на основе технологической компоненты которая позволяет использовать его для описания человеческой деятельности в качестве инструментарной вооруженности личности. Поэтому, суммируя высказывания исследователей этого направления, можно сказать о стиле как о специфическом проявлении индивидуальности субъекта, спроецированной на предметную деятельность и предполагающей типовые варианты адаптации человека к требованиям деятельности.

Стиль профессиональной деятельности можно представить как интегральные, иерархические биполярные образования с постоянной вариативной изменчивостью в границах двух полюсов: субъективно удобных и неудобных условий и параметров деятельности. Индивидуальный стиль — это своеобразная для данного человека система способов наиболее эффективного выполнения деятельности. Это выражается в индивидуально-своеобразном сочетании приемов и способов деятельности, обеспечивающих ее наилучшее выполнение.

Индивидуальный стиль возникает на основе обогащенного качествами личности жизненного и профессионального опыта, что в совокупности их проявлений обеспечивает эффективность управления педагогическим процессом.

Стиль — это и специфическая система способов выполнения деятельности, которая формируется в процессе продвижения личности по ступеням педагогического мастерства. Его можно представить как выбранную преподавателем в соответствии со своей установкой собственную систему педагогических средств и способов воздействия на учащихся, дающую высокие результаты в процессе их воспитания и обучения.

Раскрывая значение индивидуального стиля педагогической деятельности, можно сказать, что он: является важным средством адаптации деятельности преподавателя к объективным требованиям к ней, показателем субъективного творчества преподавателя; помогает педагогу быть обладателем неповторимой технологии; тесно связан с педагогической культурой профессионала и представляет собой динамически меняющуюся систему ее конкретных проявлений.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности как о динамической, открытой, саморазвивающейся системе, нужно выделить принципы его развития, позволяющие прогнозировать результаты, изменения, осуществлять корректировку своей деятельности в соответствии с педагогической позицией, культурой, системой педагогически направленного мышления.

Назовем следующие принципы развития индивидуального стиля педагогической деятельности.

1. Принцип непрерывности и самосохранения. Непрерывность и самосохранение выражаются в том, что процесс изменения стиля непрерывно, в течение всего периода профессиональной деятельности, изменяются при этом скорость и знак изменения. Самосохранение рассматривается как стимул к дальнейшему развитию, который в конечном итоге сохраняет имеющийся стиль. Новое - основа стиля, в противном случае стиль разрушается.

2. Принцип обратной связи. Ведущая роль положительной обратной связи в развитии индивидуального стиля педагогической деятельности оказывает максимальное влияние на ценностно-мотивационный компонент индивидуальности преподавателя.

3. Принцип конструктивизма. Преподавательский стиль складывается, существует и развивается вне зависимости от того, занимается ли его созданием педагог целенаправленно, или он возникает стихийно. Но эффективность стиля — это показатель целенаправленной систематической работы преподавателя не столько на основе технологических аспектов, сколько путем анализа личного опыта, внутренних и внешних условий среды.

4. Принцип инерции. Характеризуется определенной степенью стереотипности мышления, использованием устоявшихся методов, средств, форм учебной деятельности, нормами поведения и отношением к студентам.

5. Принцип эластичности. Выражается в зависимости скорости стиля от потенциала внутренних условий, когда приобретение новых возможностей предполагает и некоторое ограничение в их использовании.

6. Принцип вариативности и гибкости. Обозначает свободу каждого преподавателя в выборе способов организации своей деятельности и предположение возможных вариантов изменения
стиля в соответствии с создавшимися условиями.

7. Принцип эффективного использования потенциала среды. Несмотря на свободу развития индивидуального стиля, каждый преподаватель в работе опирается на конкретные требования профессиональной деятельности и действует в соответствии с ними.

8. Принцип открытости. Обеспечивает наличие у преподавателя конкретной информации об эффективности: чем больше. Данных о положительных результатах, тем больше возможностей. Для потенциального развития стиля.

9. Принцип этико-культурного развития. Определяет, какие способы развития стиля преподавателя можно считать легитимными.

10. Полисубъектный принцип. Требует отношения к преподавателю и его студентам как к уникальным личностям, независимо от их индивидуальных особенностей на основе перестройки системы взаимодействия между ними.

11. Принцип зависимости. Принцип зависимости развития индивидуального стиля педагогической деятельности от уровня педагогической культуры педагога позволяет педагогу выйти за пределы устойчивых педагогических взглядов. Педагог выступает строителем особого микрокультурного мира, в котором поощряются креативность, эвристический характер деятельности, творческая самореализация.

Выделим следующие критерии оценки сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности

1. Ценностная ориентация на профессионально-педагогическую деятельность. Раскрывается через:

профессионально ориентированное мышление, выражающееся в способности педагога к системному анализу и прогнозированию в целом педагогического процесса, собственного развития и развития своих студентов;

мотивационную направленность, выражающуюся в субъект-субъектном взаимодействии преподавателя со студентами;

самореализацию и самоопределение в профессиональной деятельности, проявляющиеся в уровне удовлетворения ею степени воплощенности личностного потенциала педагога.

2. Степень развития профессиональных, качеств и способностей. Выражается:

в самостоятельности педагога, его умении выбрать, оптимальные способы и приемы обучения, диагностировать педагогическую ситуацию и на этой основе производить контроль и самоконтроль; в способности свободно ориентироваться в педагогической деятельности;

в готовности к равноправному личностному взаимодействию в системе «преподаватель — студент», выраженному в сотрудничестве, сотворчестве, возможности выбора;

в гражданской зрелости, высоком нравственном уровне.

3. Творческая активность в профессионалъно-педагогической деятельности определяется:

· свободой и импровизацией в педагогической деятельности;

· ситуативной активностью во всех видах профессиональной деятельности (своя точка зрения, критические суждения);

· развитием способности к инновационной деятельности, гибкостью, открытостью к новому, обогащением собственного опыта, творческим преобразованием педагогической среды.

4. Способность к профессиональному саморазвитию. Определяется:

· профессиональным самопознанием как способностью личности адекватно оценивать свои возможности и уровень профессионализма;

· самоорганизацией в процессе педагогической деятельности как способностью рационально организовывать и планировать свою работу и работу своих студентов, выработкой стратегии профессионального саморазвития;

· •способностью диагностировать и анализировать собственный стиль и прогнозировать будущий;

· организационной гибкостью, выраженной в умении объединять факторы внешней и внутренней педагогической среды;

· соответствием имеющегося стиля педагогической деятельности реальностям конкретной педагогической среды.

Перечисленные критерии можно разделить на субъективные объективные, процессуально-результативные, нормативные, индивидуально-вариативные. Например, объективные критерии показывают, насколько педагог соответствует требованиям профессии, умеет решать профессиональные задачи; субъективные раскрывают соответствие профессии личностным мотивам человека и его возможностям; процессуально-результативные связаны с позитивными изменениями, происходящими в развитии личности под влиянием профессиональной деятельности, и показывают, насколько в процессе деятельности проявляются личностные качества; нормативные отражают степень усвоения и реализации преподавателем эталонных норм педагогической этики, общения, активных методов и приемов обучения; индивидуально-вариативные направлены на определение степени реализации педагогом «Я-концепции».

Описанные критерии оценки индивидуального стиля позволяют выделить пять уровней его сформированности.

1. Стихийно-адаптационный. Характеризуется непониманием преподавателем педагогической действительности. Выбор методов и приемов основывается на стихийном выборе, с помощью проб и ошибок, преподаватель в деятельности больше полагается на волю случая, чем на продуманный анализ педагогической ситуации.

2. Имитационно-конформистский. Выражается в стереотипном отношении педагога к своей деятельности, копировании чужих стилей, скудности поведенческого репертуара, отсутствии индивидуального подхода. Преподаватель не склонен к резким переменам в технологии преподавания, предпочитает четко следовать полученным рекомендациям, которые уже нашли применение на практике.

3. Модификационно-ситуативный. Заставляет преподавателя искать новые варианты индивидуального стиля в зависимости от внешних условий, а педагогические технологии в его работе модифицируются согласно условиям деятельности.

4. Системно-моделирующий. Имеет в своей основе стремление преподавателя к изменению, созданию нового, более подходящего индивидуального стиля. Такой стиль выбирается на основе здравого смысла и собственного педагогического опыта, в связи с этим педагог видит в студенте творческий субъект своей деятельности, что позволяет говорить о стабильности и эффективности педагогической деятельности конкретного преподавателя.

5. Инновационно-креативный. Характеризует преподавателя-мастера, использующего авторские технологии, находящего новые ресурсы для реализации индивидуального стиля.

На проявление педагогом индивидуального стиля деятельности существенное влияние оказывает его личностная центрация, основанием которой является интерес (О. Н. Шевченко). Говорят о центрации педагога на интересах собственных, администрации, родителей, коллег, учебного предмета, студентов. В связи с этим различают несколько видов стиля деятельности педагога.

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентирован на процесс обучения, на сильных студентов в ущерб конечным результатам, поскольку наблюдается частая смена способов работы, интуитивность, импульсивность, недостаточный акцент на методичность.

2. Эмоционально-методический. Ориентирован на процесс и результат с адекватной методической отработкой, чувствительностью к изменению ситуации на уроке, высоким уровнем эмпатии, преобладанием интуитивности над рефлексивностью.

3. Рассуждающе-импровизационный. Ориентирован на процесс и результат обучения при наличии адекватного планирования, оперативности, сочетания интуитивности и рефлексивности. В работе педагога акцент смещен в сторону косвенного влияния, хотя основу стиля составляет следование традициям.

4. Рассуждающе-методический. Ориентирован на результат обучения с методической консервативностью, предпочтением к репродуктивным видам деятельности студентов на учебном занятии. У педагога наблюдаются высокая степень проявления рефлексивных навыков, осторожность в действиях.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, чаще всего ведут разговор о стилях руководства. Перечислим те из них, которые более всего реализуют учебно-воспитательный процесс.

Есть двухмерная модель, так называемая решетка менеджмента, имеющая две оси: степень учета интересов производства и степень учета интересов людей. В соответствии с этим стиль деятельности педагога либо направлен на создание комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочего ритма в учебной аудитории, либо реализует так называемое обедненное управление, выражающееся в приложении минимума усилий для достижения необходимых положительных результатов учебной деятельности как студентов, так и самого преподавателя.

Согласно модели «путь — цель» используется ситуативный стиль руководства. Педагог побуждает студентов к достижению целей, используя четыре основных стиля как способа воздействия: поддержки, ориентированный на человека; инструментальный, предполагающий ориентацию на задачи;

поощряющий, когда в принятии решений педагог ориентируется на предложения студентов;

ориентированный на достижения, предполагающий постановку перед студентами довольно напряженных целей, когда акцент делается на необходимости их индивидуального решения и творческого подхода.

На реализацию стиля руководства влияют три составляющих:

целостность, поскольку стиль есть единство, внутренняя взаимосвязанность всех взаимодействий педагога со студенческим коллективом;

устойчивость, потому что стиль как система включает наиболее характерные, относительно устойчивые варианты действий, методов и средств конкретного преподавателя;

индивидуальность, предполагающая, что стиль как система взаимодействий характеризуется своей специфичностью в каждом конкретном случае.

Стиль представляет собой интегральную характеристику, в которой проявляются особенности как субъекта руководства, так и его объекта. Под стилем руководства понимаются индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций. Стиль включает одновременное сочетание трех в разной степени выраженных компонентов: директивность, коллективность и невмешательство (попустительство). В соответствии с этим выделяются директивный, коллективный, попустительский стиль. Есть еще разновидности этих стилей: директивно-коллективный, директивно-попустительский, попустительски-коллективный, промежуточный и смешанный.

Стили руководства являются интегративной характеристикой деятельности преподавателя, которая отражает его личные качества и уровень взаимоотношений со студентами, поэтому они могут быть выражены в разных формах по факторам: авторитарность - либеральность, общественная ориентация - эгоцентристская ориентация, деловая активность - инертность, контактность- дистантность, властвование - подчинение, ориентация на выполнение работы - ориентация на человеческие отношения, стрессоустойчивость - нетолерантность.

Поскольку типический индивидуальный стиль можно определить как стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей руководителя, то стиль влияет на взаимоотношения по вертикали и по горизонтали. При структурно-элементарном анализе деятельности педагога выделяются основные ситуации взаимодействия преподавателя со студентами: выбор задач, принятие решений, организация группы, выбор методов побуждения, осуществление контроля, стимулирование активности, установление взаимоотношений и обратной связи с коллективом, регуляция информационных потоков.

Типообразующими характеристиками стиля при этом являются: активность - пассивность; единоначалие - коллективность в принятии решений; позитивная - негативная стимуляция; дистантные - контактные отношения со студентами; централизация - децентрализация информационных потоков; наличие - отсутствие обратной связи с коллективом. Примечательно, что разные характеристики стиля не взаимоисключают друг друга, а могут сочетаться в разных комбинациях.

Таким образом, проблема индивидуального стиля педагогической деятельности — это проблема: достижения наивысшего уровня результатов в деятельности педагога, профессионального его совершенствования и формирования, оптимальной стыковки, уравновешивания личных качеств с объективными требованиями деятельности.

Стиль индивидуальной педагогической деятельности обеспечивает целостность и стабильность системы педагогического воздействия и взаимодействия преподавателя. Вариативность стиля в определенных границах его количественных и качественных характеристик позволяет достигнуть успешности деятельности всех субъектов педагогического процесса. Индивидуальный стиль предполагает активный поиск оптимального сочетания, согласование всех сторон индивидуальности субъекта (педагога) с совокупностью условий деятельности и педагогической среды. Педагогический стиль способствует согласованности собственной активности педагога с активностью и индивидуальностью его студентов в процессе совместной деятельности. Универсальность стиля влияет на адаптацию субъектов деятельности к разным условиям педагогической среды. Как динамическая система индивидуальный стиль способствует обретению преподавателем новых системных личностно-профессиональных качеств, способствующих личностному и профессиональному росту.

Имидж преподавателя

Имидж (образ, фасадная часть личности, ее внешний эффект) — целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

Образ определяется как: вид, облик; живое наглядное представление о ком-нибудь или о чем-нибудь; обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Под имиджем понимают сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности.

Говорят еще, что имидж — это:

· набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью;

· общая картина конкретной личности в глазах окружающих;

· своеобразный человеческий инструмент, искусное пользование которым позволяет нам выстраивать свои отношения с людьми;

· собирательное понятие, форма жизнепроявления человека.

В определении понятия «имидж» существует несколько оснований. Имидж представляется как реальный или воображаемый образ, который возникает в сознании человека.

Имидж рассматривается как функциональное образование, в основе которого лежит действие, отношение, отражение, впечатление, поскольку он показывает влияние на кого-то, выступает оценочным суждением о ком-то, выражает конкретные ожидания по отношению к кому-то.

Имидж — это динамическая система, поскольку она является результатом постоянной работы человека над собой.

На имидж влияют природные качества, жизненный и профессиональный опыт, воспитание и образование личности.

Основу имиджа составляет личное обаяние. Это понятие собирательное. Оно аккумулирует в себе лучшие человеческие качества, информационный потенциал личности (В. М. Шепель).

Обаяние человека — это его коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость, а также внешняя привлекательность, легкая адаптация к новым условиям, умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, терпимость к инакомыслию.

В идеале личное обаяние — это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений, т. е. самопрезентация. Умение подать себя с наилучшей стороны, вызвать у другого определенное представление о себе — это своеобразное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой.

Стратегия самоподачи, самопрезентации, самопредъявления построена на выводе о том, что каждый человек заинтересован во ечатлении, которое он производит на окружающих. Имидж, с ной стороны, является результатом определенных психологических процессов проявления личности, а с другой — служит внешним источником формирования впечатления о данном человеке у партнеров по общению. Поэтому все стратегии самопрезентации имеют целью установить, уточнить или поддержать свой образ в глазах других.

Говорят об ублажающей стратегии, которая направлена на то чтобы представить себя в благоприятном свете путем подстройки под ту аудиторию, в которой находится личность. Самоконструктирующая стратегия направлена на поддержание и укрепление «Я-идеального».

В связи с этим весьма актуальными для создания имиджа личности являются:

социальные характеристики человека, отвечающие требованиям того общества, в котором живет человек. На восприятие имиджа влияют время, место, статус, модели его ролевого поведения и т. д.;

символические характеристики, определяемые традиционной культурой;

персональные характеристики, выражающие индивидуальность предъявителя имиджа.

Характерными особенностями имиджа являются: во-первых, его динамичность; он не может быть навсегда строго заданным, а должен изменяться, корректироваться в зависимости от личностных представлений и социальных условий существования человека; во-вторых, всякий имидж всегда несет в себе эмоциональное отношение, которое управляет отношением других людей к реальному человеку.

В связи с этим имидж бывает принятым и непринимаемым, т. е. отвергаемым (В.А. Баранова). Принятый имидж должен удовлетворять ряду требований.

1. Ориентация на определенный средний уровень, или, как говорят, в нем должна быть учтена «нужная мера народности».Одежда, поведение, речевой этикет предъявителя имиджа должны соответствовать той социальной группе, для которой имидж предназначается.

2. Соответствие тем представлениям, ожиданиям, которые возлагает на предъявителя имиджа социум. Это выражается в том, что предъявителем имиджа используются социально одобряемые формы поведения, соответствующие привычкам, традициям, обычаям конкретной социальной группы, для которой имидж предназначается.

Два вышеперечисленных требования предполагают, что человек не должен быть белой вороной среди других людей.

3. Необходимость постоянной работы над собой для того, чтобы удержать свой публичный образ, поддержать репутацию в глазах потенциальной аудитории, а не просто произвести определенное впечатление.

4. Окружающие люди принимают или отвергают предъявляемый имидж благодаря механизмам социальной перцепции.

Восприятие всегда селективно, т. е. избирательно, благодаря этому происходит отбор, фильтрация, группировка информации личности, чей имидж воспринимается. Процесс восприятия подразделяется на процессы понимания и суждения.

Процесс понимания определяется особенностями коммуникативной системы отношений в социальной группе, представленных в виде системы ценностей, представлений, установок, механизмов социального приписывания.

Процесс суждения реализуется через факторы, характеризующие мотивационно-потребительскую сферу воспринимающих имидж лиц.

Все факторы восприятия разделяются на фоновые, которые зависят от культуры общества, социально-экономической обстановки в стране, национальных особенностей воспринимающих, и ситуативные, к. которым относятся случайные явления, индивидуальные особенности восприятия имиджа тем или иным человеком.

Говорят о трех уровнях воспринимаемого имиджа:

- биологическом, когда существенную роль оказывает пол, возраст, состояние здоровья, темперамент, физические данные;

- психологическом, когда на принятие имиджа влияют те качества или черты характера, которые приписываются или могут быть приписаны предъявителю имиджа: воля, память, мышление, характер, способности. Приписываемые качества могут быть объяснены или не объяснены. Важность этого уровня восприятия состоит в том, что благодаря ему учитываются цели, ценности, интересы социальной группы, а система отношений выстраивается в соответствии с провозглашенными требованиями;

- социальном, который представляет собой систему фактов, слухов, сплетен, легенд, формирующих в целом готовность воспринимающего к принятию или отвержению предлагаемого имиджа.

Выделяют три возможных подхода к имиджу, которые являются основанием для классификаций имиджа (Л.К. Аверченко):

- функциональный, когда имиджи классифицируют по их Функционированию;

- сопоставительный, когда проводят сравнение близких имиджей;

контекстуальный, когда имиджи подразделяют в зависимости от контекста.

Функциональный подход к имиджу. При функциональном подходе различают следующие имиджи:

зеркальный — имидж, соответствующий нашему представлению о себе: мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. При этом чаще всего, особенно в молодости, видим в нем больше плюсов, чем минусов;

текущий — это наш имидж с точки зрения окружающих. Необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют мнение о нас в не меньшей степени, чем наши реальные поступки;

желаемый — имидж, который мы стремимся себе создать;

корпоративный — имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений. Это и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности;

множественный — имидж, который образуется из ряда имиджей независимых структур. К хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, образовательные учреждения, использующие собственную символику, униформу и т. д.;

отрицательный — наш имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом.

Сопоставительный подход к имиджу. Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик двух человек, предъявителей имиджа. Их можно сопоставлять по степени компетентности, интеллигентности, готовности к силовому решению и т. д.

При сопоставительном подходе различают следующие имиджи: идеальный — это усредненное представление людей о желаемых качествах. Идеальный имидж никогда не может быть создан;

первичный — это представление о конкретном человеке, личности, субъекте деятельности, сформированное по результатам первичного знакомства;

вторичный — возникает только в процессе конкурентной борьбы. Суть его в том, что он получает новые, так называемые поверхностные, черты, обретенные в новой обстановке.

Контекстуальный подход к имиджу. При контекстуальном подходе имидж классифицируется по социальному контексту в который вписана личность: имидж политика, имидж бизнесмена, имидж поп-звезды, имидж преподавателя.

Имидж педагога — это интегративная характеристика внешнего и внутреннего содержания личности преподавателя. Он рассматривается с позиции его позитивного влияния на гармонизацию субъект-субъектных отношений в системе «педагог — учащийся» (В. Н. Черепанова) и как качественная характеристика авторитета педагога.

Следует выделить функции индивидуального имиджа педагога.

1. Коммуникативная функция заключается в осуществлении взаимосвязи участников образовательного процесса. Знаковая информация, заключенная в имиджевых характеристиках педагога, укрепляет единство участников образовательного процесса, если имидж педагога позитивен, либо обособляет их друг от друга, если этот имидж негативен.

2. Информационная функция имиджа педагога осуществляется в единстве с коммуникативной. Информация передается в видезнаков: внешний вид педагога, его слова, жесты, мимика. Смысл информационной функции зависит от того, насколько гармоничны индивидуальные имиджи партнеров, так как эта гармония позволяет привести в соответствие систему «знак — значение», адекватная взаимозависимость которых в процессах передачи-приема информации обеспечивает уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

3. Когнитивная функция имиджа педагога последовательно включается вслед за коммуникативной и информационной и направлена на интерпретацию отношения «знак — значение» в целях определения смысла. Студент интерпретирует воспринятый имидж педагога, оценивает и формирует свое отношение к нему. Ошибочные оценки снижают эффективность взаимодействия, адекватные оценки создают комфортную обстановку для субъект-субъектного общения.

4. Эллютивная функция индивидуального имиджа педагога способствует возникновению у студента эмоциональных проявлений, определяет психологический фон взаимодействия, стимулируя или ослабляя активность участников образовательного процесса в совместной деятельности.

5. Конативная функция имиджа педагога направлена на согласование и координацию взаимодействий участников образовательного процесса. Отношение к преподавателю, сформированное на эмотивном уровне, при восприятии и осмыслении имиджа педагога определяет поведение обучаемого. Он либо корректирует свои позиции, принимает участие в выработке общих планов взаимодействия, новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение, либо уклоняется от совместной деятельности.

6. Креативная функция имиджа педагога направлена на формирование у студентов в процессе общения позитивного индивидуального имиджа, который влияет на изменение во взглядах, в поведении, личных качествах будущего педагога. Процесс формирования обеспечивается за счет подражания, эмоционального заражения, внушения, убеждения. Креативная функция в педагогическом общении включается в решение проблем, возникающих в контексте соотношения «поведение — личность».

Перечисленные функции в контексте педагогической деятельности взаимосвязаны с воспитательной и образовательной функциями, определяются их задачами и существенно влияют на эффективность реализации. Кроме того, они обеспечивают оптимальные условия для осуществления адаптивной функции, так как помогают студенту найти модели поведения, сформировать основы педагогического мастерства систему ценностей и установок по предложенным образцам, опосредованным в индивидуальном имидже каждого.

Позитивный индивидуальный имидж педагога, представленный как совокупность внешних и внутренних, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств, призван продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса.

Положительный имидж педагога в глазах студенческой аудитории за



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.03 с.)