Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика педагогического мастерстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важной стороной педагогической культуры преподавателя является педагогическое мастерство. Мастерство — дело сложное и кропотливое, поэтому стоит обозначить его природу, суть и содержание. Все знают, что мастерство — высокое искусство в какой-нибудь области. Педагогическое мастерство — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Понятие «педагогическое мастерство» многогранно. Каждый исследователь в этой области рассматривает конкретный аспект деятельности преподавателя, который, по его мнению, наилучшим образом раскрывает сущностные характеристики педагогического мастерства. Многосторонность педагогической деятельности не может быть определена отдельными способностями, личность педагога с арсеналом разнообразных качеств является условием успешной работы, поэтому педагогическое мастерство находится в некоторой зависимости от этих качеств. Педагогическая деятельность осуществляется в разных направлениях: обучение, воспитание, управление деятельностью студентов, — и на каждом из них может быть проявлено педагогическое мастерство преподавателя, базовым фундаментом которого являются следующие элементы: содержание образования преподавателя; опыт профессиональной деятельности; опыт проявления личностных качеств в профессионально-педагогической деятельности, т.е. внутренняя модель поведения. Логика выстраивания педагогического мастерства поэтому может быть представлена своеобразной формулой: «знания — опыт — личность». Педагогическое мастерство может быть определено как сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолеть воспитательные трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного отношения к личности ребенка, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения Под педагогическим мастерством понимается комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Педагогическое мастерство рассматривается как совокупность профессиональных умений преподавателя, находящихся в прямой зависимости от профессиональной направленности педагога (В. А. Сластенин). Педагогическое мастерство правомерно представить как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи. Здесь следует обратить внимание, что педагогическая задача понимается как некое умозаключение, которое педагог может принять и реализовать в незапрограммированных условиях. Эффективность же решения складывается из выбора предпочтительного способа воздействия, оптимального для данных условий, осознания педагогом того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока он ее не решит, а решение означает перевод учащихся в заданное состояние, т. е. состояние, нужное в данный момент педагогу, например привлечение внимания, активизация познавательной активности и т. д. Поскольку педагогическое мастерство обеспечивает управление педагогическими процессами, то его можно обозначить как определенный уровень владения методиками, средствами, формами воспитания и обучения, как производное логики технологичности педагогического процесса. Мастерство педагога проявляется в реализации основных функций организатора, пропагандиста, наставника. Воспитывая и обучая студентов, преподаватель имеет свою методику, в которой каждая группа методов выполняет конкретную технологическую функцию: одни являются исходными, другие — ведущими, третьи направлены на коррекцию или самоорганизацию деятельности студентов. Педагогическое мастерство может быть представлено кик совокупность целей, достижение каждой из которых повышает искусство педагога: это — стиль педагогического общения, речевая культура, ораторское искусство, имидж преподавателя, его интеллектуальная эрудиция, стрессоустойчивость и т. д. Очевидно, что предполагается равнозначность целей, над каждой из которых работает педагог, усовершенствуя ее. Педагогическое мастерство находит свое выражение в немедленном анализе и действии по сбалансированию и нахождению оптимального соотношения цели, средств и результата педагогической деятельности. В процессе становления педагогического мастерства можно выделить несколько его стадий. 1. Профессиональная «Я-концепция» решает вопрос: какой я педагог? Пространство профессии еще не обжито. 2. Стадия деятельности дает ответ на вопрос: что я делаю и зачем? Преподаватель ищет разные технологии, изучает разнообразные методы и приемы, передовой педагогический опыт, научно-методическую литературу, методические рекомендации, способы повышения своей квалификации. 3. Подлинно педагогическое творчество. Здесь педагог акцентирует свои усилия на педагогическом взаимодействии со студентами. Все его методические изыскания осуществляются с учетом интересов студентов и самого преподавателя, он стремится быть понятым, принятым студентами. Следует отметить, что в вопросе о структуре педагогического мастерства у исследователей нет единого мнения. Следует различать понятия «сущность педагогического мастерства» и «основы педагогического мастерства». Сущность заключается в его содержании, сути, смысле. А основы — это базис, на котором оно строится и без чего невозможно педагогическое мастерство как педагогическое явление. Педагогическое мастерство можно определить как совокупность особенностей деятельности преподавателя, делающей эффективным процесс обучения, воспитания. В качестве таких особенностей выступают методы и приемы, которые использует педагог. Положительный результат они дадут, если педагог умеет ими пользоваться, как говорят, по назначению. В описанной ниже структуре педагогического мастерства все компоненты выступают как различные профессиональные умения (Ю. М. Орлов): - установка преподавателя на профессиональное, личностное самосовершенствование, выработка в себе качеств, оптимальных для достижения целей воспитания и обучения; - умение осуществлять единство обучения и воспитания; - знания, используемые для выяснения психологических закономерностей обучения студентов и эффективности учебного материала; - практическая реализация основных принципов дидактики воспитания; - умения применять на практике средства обучения и соблюдать требования единой методической степени в конкретных формах обучения; - искусство общения: знание внутренней структуры группы и этапов развития учебного коллектива, владение приемами личного обаяния в формальном и неформальном общении со студентами, придание обучению диалогического характера, развитие у студентов техники педагогического общения. Интересна структура педагогического мастерства, в которой выделяются две его подсистемы: - логико-педагогическая, включающая знания и педагогическое мышление; - эмоционально-творческая, связанная с работой педагога: творческое самочувствие, психофизиологические особенности педагога, педагогическая интуиция, искусство общения. Взаимовлияние этих систем в каждом педагогическом акте и выражает степень педагогического мастерства. В связи с этим оно представляется как некое образование, уровень возможностей, который практически реализуем через педагогическую технику преподавателя. Взаимодействие, личностные качества, профессиональные знания, умения, навыки педагога определяют структурные элементы педагогического мастерства, но следует отметить, что они достигают результата только в процессе развития данной структуры, что является предпосылкой и основой педагогического мастерства как педагогической категории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.251 (0.007 с.) |