Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство



В каком соотношении находятся профессиональная компе­тентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С.Макаренко. Отвер­гая утверждения о предопределенности педагогического мастер­ства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалифи­кации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педаго­гическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Инновационная деятельность учите­ля — социально-педагогический феномен, отражающий его твор­ческий потенциал, выход за преде­лы нормативной деятельности.

Акмеология — наука, исследую­щая закономерности и факторы до­стижения вершин профессиона­лизма, творческого долголетия че­ловека.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практи­ческого опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых ка­честв и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего ха­рактер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в орга­низаторской и коммуникатив­ной деятельности, но эти труд­ности как бы запрограммиро­ваны неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конеч­ная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседнев­ности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникатив­ной деятельности — недостатки в развитии конструктивных уме­ний, в частности прогностических. Коренным отличием в струк­туре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно со­вершенствующееся знание психологии детей и умелое примене­ние методики благодаря этому знанию. В.А.Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагоги­ческое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к зна­ниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы".*

* Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1972. — С. 153.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем находит выражение профессиональная компетентность, ка­кова ее структура?

2. Раскройте содержание теоретической готовности учителя.

3. Назовите умения, которые составляют содержание практической готовности учителя.

4. Что такое педагогическая техника? Каковы ее составляющие?

5. Что собой представляют прикладные умения и для чего они нуж­ны учителю?

6. В каком соотношении находятся профессиональная компетент­ность и педагогическое мастерство?

7. Как вы понимаете готовность учителя к инновационной деятель­ности?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Азаров Ю.П. Искусство воспитания. — М., 1986.

Введение в специальность / Под ред. Л.И.Рувинского. — М., 1988.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера произ­водственного обучения профтехучилища. — М., 1990.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1985.

Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.

Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога

• Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогиче­ской деятельности • Развитие личности учителя в системе педагогичес­кого образования • Профессиональное самовоспитание учителя • Ос­новы самообразования студентов педагогического вуза и учителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.006 с.)