Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательные формы организации педагогического процесса

Поиск

К вспомогательным формам организации педагогического процес­са относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообраз­ные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспи­тания являются факультативы. Их основная задача — углубле­ние и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной рабо­ты. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива яв­ляется сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных за­даний, обсуждение докладов учащихся и др.). Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являют­ся больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выстав­ляется только в том случае, когда она является результатом боль­шой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще все­го в виде зачета.

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факуль­тативные занятия, предполагают определенную программу дея­тельности. Однако она менее строгая и допускает внесение суще­ственных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изме­няющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Круж­ковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревно­вания, выставки, экспедиции и т.п. В последние годы широкое распространение в школах получи­ла зародившаяся в 60-е гг. форма коллективного воспитания, известная как методика организации коллективных творческих дел. Подробно она рассматривается в следующей главе, посвя­щенной технологии организации целостного педагогического процесса.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обу­чения в сравнении с другими системами?

2. От чего зависит структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.

3. Назовите основные требования к современному уроку.

4. Каковы особенности организации урока в малокомплектной сель­ской школе?

5. Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и ин­дивидуальные формы работы?

6. Приведите примеры использования разнообразных форм органи­зации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.

7. Каким дидактическим требованиям должно удовлетворять прове­дение экскурсии? Составьте план проведения экскурсии.

8. Разработайте примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Древелов X. и др. Домашние задания: Кн. для учителя: Пер. с нем. — М., 1989.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. — М., 1989.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя. — М., 1984.

Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. — Л., 1976.

Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. — М., 1985.

Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе со­временной школы. — М., 1987.

Махмутов М.И. Современный урок. — 2-е изд. —М., 1985.

Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. — М., 1981.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. —М., 1990.

Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразова­тельной школе. — М., 1987.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока. — М., 1985.

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса

• Сущность методов осуществления целостного педагогического про­цесса и их классификация • Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса • Методы формирования соз­нания в целостном педагогическом процессе • Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе • Ме­тоды стимулирования и мотивации деятельности и поведения школь­ников • Методы контроля эффективности педагогического процесса

• Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.005 с.)