Основные признаки общественного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные признаки общественного управления



Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной вла­сти создаются общественные органы, в которые входят предста­вители учительского и ученического коллективов, родителей и об­щественности. Их участие в управлении создает реальные пред­посылки для создания атмосферы научного поиска и положитель­ного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образовани­ем является деятельность коллективного органа управления — со­вета школы. Функции и содержание работы совета определяют­ся "Временным положением о государственных общеобразова­тельных учебных заведениях в Российской Федерации".*

* См.: Вестник образования: Справочно-информационное издание Министер­ства образования РФ. — М., 1991. — С. 5.

 

Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конферен­ции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Ус­тав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается "Временным положением о государственных об­щеобразовательных учебных заведениях". Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, оп­ределяет язык обучения. Совет школы может создавать времен­ные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным на­правлениям работы учебного заведения и устанавливает их пра­ва, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов из­бираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работни­ки учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), пред­ставители общественности.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).

Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:

организует выполнение решений конференций;

наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечива­ет социальную защиту учащихся при рассмотрении в государст­венных и общественных органах вопросов, затрагивающих инте­ресы этих учащихся;

устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необ­ходимость и вид ученической формы;

рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление исполь­зования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

заслушивает отчеты о работе директора школы, его замести­телей, отдельных педагогов;

совместно с администрацией учебного заведения и его обще­ственными организациями создает условия для педагогического образования родителей.*

* Там же. - С. 13 — 14.

 

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из предста­вителей общественности или родителей, работает в тесном кон­такте с администрацией школы и общественными организация­ми. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствую­щих членов совета.

Одним из важнейших показателей усиления общественного ха­рактера управления образованием является разгосударствление сис­темы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспи­татели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессио­нальных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация (в пер. с лат. — разнообразие, разносторон­нее развитие) образовательных учреждений предполагает одновре­менное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, — как государственных, так и негосударственных.

В заключение укажем некоторые особенности управления него­сударственным образовательным учреждением. Руководство него­сударственным образовательным учреждением осуществляет не­посредственно его учредитель или по его поручению попечитель­ский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосудар­ственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в кото­ром определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя обра­зовательного учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.56.41 (0.005 с.)