Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликты в педагогическом коллективе

Поиск

К числу факторов, препятствующих формированию положи­тельного психологического климата, относятся конфликты, или "климатические возмущения", в педагогическом коллективе. Со­циально-психологический конфликт большинством специалистов рассматривается как резкое обострение противоречий, возникаю­щих в сфере непосредственного общения людей. Конфликты, воз­никающие в педагогических коллективах, по своей природе яв­ляются конфликтами межличностными, так как отражают ситуа­ции взаимодействия людей, при которых они или преследуют не­совместимые цели деятельности, или по-разному понимают спо­собы и средства их достижения.

Конфликты могут быть следствием различных причин. При­чины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями и задачами дея­тельности, уровнем профессиональной подготовки и компетен­ции, интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи "ролево­го" характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процес­се совместной деятельности и определяются их индивидуальны­ми особенностями.

В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе.* Первая группа — профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи.

* См.: Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшекласс­ников и пути их преодоления. — М., 1989.

 

Такие конфликты являются следствием некомпетентности учите­ля, непонимания целей деятельности, безынициативности в ра­боте и др. Вторая группа — конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе, ко­гда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к кол­легам и ученикам, нарушение норм профессиональной этики, не­выполнение требований коллектива и др. Такие конфликты возникают при нарушении взаимосвязей "ролевого" характера. Третья группа — конфликты личностной несовместимости, воз­никают в результате личностных особенностей участников педа­гогического процесса, особенностей характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомне­ние, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы.

Логика разрешения конфликтов складывается из следующей последовательности действий: предупреждение конфликта; управ­ление конфликтом, если он уже возник; принятие оптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта. На этапе предупреждения конфликта важно выяснить, почему дан­ный человек поступает именно таким образом. Руководителю педагогического коллектива нельзя оставаться безразличным к намечающемуся конфликту, поэтому он может вывести участни­ков конфликта на открытый контакт, на совместный анализ и обсуждение сложившейся ситуации. На этапе управления кон­фликтом руководитель проводит индивидуальные беседы, обес­печивает психологическую подготовку каждого участника кон­фликта к предстоящей встрече, общению.

Если конфликт не удается остановить на начальном этапе, разрабатывается тактика и стратегия его разрешения. Это осуще­ствляют директор школы или его заместители, при необходимо­сти принимается коллективное решение. Оно может быть связа­но с тем, что конфликтующим членам коллектива создаются та­кие условия, чтобы они некоторое время не контактировали ме­жду собой или эти контакты были ограничены. Конфликты про­фессиональные, ролевого ожидания устраняются путем измене­ния условий труда, организации учебно-воспитательного процес­са, внесения коррективов в режим работы школы и др. Сложнее устраняются конфликты личностной несовместимости. В таких случаях руководителями избираются такие пути разрешения кон­фликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены при­знать факт существования другой точки зрения, другого подхо­да, проявления индивидуальных особенностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.197 (0.009 с.)