Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач



Уровень педагогического профессионализма и мастерства на­прямую определяется способами решения педагогических задач, но главным образом тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. При этом уровни деятельности связаны с уровнями обобщения соб­ственной практики, выработкой общей стратегии осуществления деятельности. Педагог лучше справляется с решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны своей личности, в том числе мышления.

Педагогическое мышление учителя прежде всего проявляется в анализе информации, относящейся к решению задачи, т.е. ее условий, средств и способов решения. Средства и способы могут квалифицироваться как обязательные, рекомендуемые и даже за­прещенные. Специфика педагогических задач в том и состоит, что информация, относящаяся к их решению, может не прини­маться во внимание или игнорироваться педагогом ввиду его неопытности и по другим причинам. Квалифицированный отбор необходимой и достаточной информации — одна из детерминант, определяющих успех решения педагогических задач.

Причиной непрофессионального, интуитивного решения пе­дагогической задачи является несформированность готовности учителя к ее квалифицированному теоретическому решению. Об этом можно судить по часто наблюдаемым фактам игнорирова­ния (сознательного или неосознанного) этапа анализа задачной ситуации и неспособности делать самоотчет по мере выполнения педагогического действия: почему был избран этот, а не другой способ решения. Ссылки на то, что для раздумывания нет вре­мени, говорят об отсутствии установки на собственно решение (пусть даже свернутое) педагогической задачи, на прохождение всех его этапов.

Успех в педагогической деятельности зависит от того, как пе­дагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. А это возможно только в том случае, если учитель отдает себе отчет в конечных результатах своей деятель­ности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные между собой. Вот почему предмет преподавания для педагога никогда не должен выступать самоцелью. Как только предмет превращается в самоцель, у педагога происходит как бы смещение перспективы: деятельность теряет необходимое усло­вие ее успешности — формирование целеустремленности у уча­щихся, т.е. стремление к получению предметного результата от­тесняет решение более важных в воспитательном отношении за­дач. Во многих случаях учитель их просто не ставит.

Высокий профессионализм решения педагогических задач раз­ного класса и уровня сложности основывается на знании психо­логии детей и законов коллективной жизни, учете возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Но если начинаю­щий и неопытный учитель, как правило, при решении задачи намечает много вариантов, т.е. способов решения, то педагог продуктивной деятельности, мастер не перебирает готовые вари­анты, а намечает реальную программу действий каждый раз за­ново, исходя из конкретных условий.

Для отдельного педагога продуктивное решение творческой педагогической задачи состоит в том, чтобы, с одной стороны, максимально продуктивно решать собственные задачи, а с дру­гой — "вписаться" в деятельность всего педагогического коллек­тива, членом которого он является. В свою очередь, продуктив­ное творчество педагогических коллективов имеет место во всех случаях, где искомый результат представляется за границей дан­ной педагогической системы и лежит в последующей. Это позво­ляет отдельные педагогические мероприятия (урок, встречу, прак­тическое занятие и т.п.) подчинить будущему. Предметом коллек­тивного поиска при этом становятся способы:

организации всего времени, отводимого на педагогический процесс;

организации учебно-воспитательной информации, адресуемой учащимся в течение всего цикла обучения, года, месяца;

организации преемственности и последовательности всех пе­дагогических воздействий, которые обеспечивали бы самодвиже­ние ученика к вершинам профессионализма;

перевода ученика из объекта педагогических воздействий в субъект творческого общения, познания и труда;

формирования у учащихся потребности в новых знаниях, ин­тересах, выявлении способностей, поиске в них сильных сторон, обеспечивающих продуктивное саморазвитие.

Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогиче­ского процесса — педагогов и воспитанников.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем сущность педагогической технологии?

2. Назовите основные признаки педагогической технологии.

3. Какова структура педагогического мастерства?

4. Как соотносятся понятия "педагогическая технология" и "педа­гогическое мастерство"?

5. Раскройте суть и специфику педагогической задачи.

6. Дайте характеристику основных типов педагогических задач.

7. Каковы этапы решения педагогической задачи? Составьте соответ­ствующую схему.

8. Проиллюстрируйте проявления профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985.

Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М., 1990.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера про­изводственного обучения профтехучилища. — М., 1990.

Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. Л.И.Рувинско-го. - М., 1989.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.

Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова. - М., 1994.

Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. — Пятигорск, 1992.

Глава 19. Технология конструирования педагогического процесса

• Понятие о технологии конструирования педагогического процесса • Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и по­становка педагогического диагноза • Прогнозирование и проектиро­вание педагогического процесса • Планирование как результат кон­структивной деятельности педагога • Планирование работы классного руководителя • Планирование в деятельности учителя-предметника



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.229.194 (0.006 с.)