Научная организация труда педагогических работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная организация труда педагогических работников



Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика обучения и воспитания

в правовом образовании»

для ОПОП «44.03.01 Педагогическое образование»

профиль «Правоведение»

 

     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Екатеринбург 2016

Рабочая программа дисциплины «Методика обучения и воспитания в правовом образовании»

 

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2016.

Составитель: Шереметьева О. Ю., кандидат пед.наук кафедры права и методики его преподавания

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры права и методики его преподавания УрГПУ № 5 от 04.02.2016 г.

 

Зав. кафедрой_________________ В.Н.Ильченко

 

 

Руководитель учебного подразделения _________________________ В. Н. Ильченко

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Наименование дисциплины: Методика обучения и воспитания

в правовом образовании.

1.2. Цели и задачи дисциплины.

Становление системы непрерывного правового образования в современном российском обществе обусловило необходимость подготовки педагогов, готовых к решению задач, связанных с квалифицированным преподаванием правовых курсов, а так же с организацией воспитательной работы в различных типах учреждений системы общего и профессионального образования.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение студентами педагогических вузов, обучающихся по ООП «44.03.01 Педагогическое образование»профиль «Правоведение», курса «Методика обучения и воспитания в правовом образовании», занимающего важное место в профессионально-педагогической подготовке. Являясь составной частью блока психолого-педагогических дисциплин, он выполняет в то же время функцию интеграции, соединяя в единое целое предметные и педагогические знания студентов, их умения и навыки, способствуя формированию профессионально значимых качеств личности будущего специалиста в области правового образования и воспитания.

При разработке содержания данного курса были учтены особенности современного этапа модернизации системы высшего профессионального образования, связанного с переходом от об­разования «знаниевого» к деятельностному, личностно-ориентированному, обеспе­чивающему выпускника вуза не столько суммой знаний, сколько набором компетенций, т.е. способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, позволяющих обучающемуся мобильно адаптироваться в ди­намично изменяющихся социально-экономи­ческих условиях и быть конкурентноспособным на рынке труда.

При разработке содержания курса «Методика обучения и воспитания в правовом образовании» нами были выделены компетенции, которые позволят выпускнику осуществлять профессионально-педагогическую деятельность вне зависимости от типа образовательного учреждения и мобильные компетенции, максимально учитывающие специфику деятельности учителя-воспитателя в современной российской школе.Реализация компетентностного подхода, в свою очередь, дает возможность эффективно использовать современные инновационных технологии.

Поскольку сущность компетенции определяет операционно-технологический компонент, постольку становится очевидной практико-ориентированная направленность процесса обучения, учет характера будущей деятельности учителя права. Деятельностный подход как один из ведущих принципов в подготовке специалиста, предполагает включение студентов в те виды профессиональной деятельности, которые позволят им овладеть необходимыми компетенциями.

Так как процесс формирования компетенций растянут во времени, с позиций системного подхода целесообразно так организовать учебный процесс в вузе, чтобы студенты получили возможность овладеть ими на первоначальном уровне в ходе аудиторных занятий, дальнейшее их совершенствование произойдет в период практики. Практические занятия, моделирующие деятельность учителя права во всем ее многообразии, позволяют интегрировать теорию и практику и создают условия для формирования компетенций.

Использование оптимизационно-творческого подхода, реализующего возможности проблемного и интерактивного обучения, позволяет, с одной стороны, сделать процесс овладения соответствующими компетенциями управляемым (действия студентов алгоритмизируются), с другой стороны, придать ему творческий характер. На смену репродуктивной деятельности обучающихся приходит поисковая мыслительная деятельность как продуктивный творческий процесс.

Развитию креативности студентов способствует реализация полисубъектного подхода, предполагающего ориентацию процесса обучения на групповые формы взаимодействия, стимулирующие проявления сотворчества и сотрудничества студентов. Широкое использование различных типов игрового моделирования, проектная деятельность также направлены на развитие творческих способностей будущих учителей, умения работать в команде, действовать мобильно и нестандартно.

Противоречие, которое имеет место в настоящее время в подготовке специалиста, – между технологизацией педагогического процесса и необходимостью его личностной ориентации может быть преодолено путем использования индивидуально-креативного подхода, ориентированного на создание условий индивидуально-поискового режима обучения студентов.

Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

1. освоение студентами теоретических основ современной методики права;

2. формирование профессионально-педагогического самосознания;

3. выработка компетенций, необходимых для обеспечения высокой эффективности обучения правовым дисциплинам, осуществления воспитательного процесса.

Данная целевая установка курса определяет необходимость решения следующих задач:

· ознакомление студентов с основными тенденциями развития правового образования как в нашей стране, так и за рубежом;

· овладение будущими педагогами системой знаний об особенностях протекания процесса обучения праву в разных типах образовательных учреждений общего и профессионального образования; о специфике организации в них правового воспитания;

· развитие у них умений анализа, прогнозирования и проектирования педагогических явлений в конкретной предметной области;

· актуализация потребности в профессионально-личностном саморазвитии студентов, творческом применении теоретических знаний на практике;

· формирование у студентов педагогической направленности, интереса к будущей профессиональной деятельности;

· формирование компетенций, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности: организационных, коммуникативных, аналитико-прогностических, проективных, рефлексивных.

1.3. Место дисциплины в структуре ООП.

«Методика обучения и воспитания в правовом образовании», являясь педагогической дисциплиной, занимает особое место, поскольку позволяет соединить педагогику и юриспруденцию, дисциплины предметнойподготовки.

Данный курс непосредственно связан с одним из главных направленийпрофессиональной деятельности будущих выпускников вуза –преподаваниемправовых дисциплин в учебных заведениях различногопрофиля и уровня.

«Методика обучения и воспитания в правовом образовании» направлена на теоретическое и практическоеосвоение особенностей правового воспитания и обучения субъектов общего ипрофессионального образования.

Настоящий учебный курс тесно связан с другими дисциплинами, изучаемыми по действующему учебному плану, которые самым непосредственнымобразом оказывают влияние на формирование профессиональных качеств студентов. Это, прежде всего педагогика и психология, логика, социология и другие дисциплины федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование. Профиль: Правоведение.

1.4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения курса всеобщая история государства и права, у выпускника формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):

1. способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

2. способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

3. способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

4. способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Общепрофессиональными (ОПК):

1. готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

2. способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

3. готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами (ОПК-4);

4. владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-5).

Профессиональными (ПК):

в области педагогической деятельности:

6. готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

7. способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

8. способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета(ПК-4);

9. готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

10. способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

11. способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (СК-1);

12. способен управлять самостоятельной работой обучающихся (СК-2);

13. способен эффективно осуществлять правовое воспитание (СК-3).

в области проектной деятельности:

1. способность проектировать образовательные программы (ПК-8);

2. способность проектировать индивидуальные образовательные марщруты обучающихся (ПК-9).

в области исследовательской деятельности:

1. готовность использовать систематизированные теоретические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

2. способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

в области культурно-просветительской деятельности:

1. способен разрабатывать и реализовать культурно-просветительские программы (ПК-14).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

• цели, задачи методики преподавания правовых дисциплин как педагогической науки;

• специфику права как учебной дисциплины;

•основные этапы становления и развития правового образования в отечественной школе, современные концепции правового образования;

•сущность новых подходов к определению целей, задач, содержания и организации правового обучения в различных типах образовательных учреждений;

•особенности содержания правового образования в учреждениях общего и среднего профессионального образования;

•основные нормативные документы, определяющих построение и содержание правовых курсов;

•современные программы и учебную литературу по правовым дисциплинам;

• требования к созданию учебников по праву нового поколения;

• основные компоненты учебного правового материала;

• особенности формирования представлений и понятий в процессе правового обучения;

• классификации умений и навыков, технологию их формирования;

• межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин, методы и приемы их реализации;

• основные методы и методические приемы, технологии обучения правовым дисциплинам;

•критерии выбора оптимальных методов и технологий правового обучения;

•средства правового обучения;

•основные организационные формы учебных занятий;

•требования, предъявляемые к современному уроку права;

•типы и виды уроков права, особенности их проведения на различных ступенях правового обучения;

•формы контроля и оценки знаний и компетенцийучащихся по праву;

•особенности организации самостоятельной работы на уроках права;

•функции школьного кабинета права, требования к нему;

• особенности подготовки педагога к преподаванию права;

•современные инновационные технологии в правовом обучении;

•возможности использования информационных и коммуникационных технологий в правовом обучении;

•технологии обучения праву на базовом и профильном уровнях;

•особенности организации и методики правового обучения в учреждениях общего среднего образования;

• особенности организации и методики правового обучения в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

•цели, задачи, содержание правового воспитания;

• методы и приемы организации воспитательной работы в различных образовательных учреждениях;

• особенности методики преподавания отдельных тем правовых курсов.

Уметь:

· планировать и проводить учебные занятия по праву с учётом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

· использовать в своей работе современные научно обоснованные приёмы, методы и средства обучения праву, в том числе технические средстваобучения, информационные и компьютерные технологии;

· применять современные средства оценивания результатов обучения;

· проводить самоанализ и самооценку своей работы с целью повышение педагогической квалификации;

· рационально организовывать учебный процесс с целью укрепления и сохранения здоровья учащихся;

· применять существующие методы психологического анализа и стимуляции учебной деятельности в процессе правового обучения;

· осуществлять межпредметный подход в правовом образовании;

· анализировать возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

· осуществлять профессиональное самообразование и личностностный рост;

· проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

· разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различныхсоциальных групп;

· популяризировать профессиональную область знаний общества.

Владеть:

· методикой обучения и воспитания в правовом образовании;

· навыками применения знаний в контексте своей профессиональной деятельности;

· навыками работы с нормативно-правовыми документами в области образования;

· навыками профессиональной устной и письменной речи;

· навыками публичных выступлений;

· навыками выдвижения и защиты собственной точки зрения, основываясь на ториях обучения и воспитания;

· технологиями обучения и воспитания в правовом образовании;

· навыки пользования комплексными программами и базами данных по предмету, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей;

· навыками самостоятельной постановки исследуемых проблем, а также их решения в области правового обучения и воспитания;

· навыками сбора, анализа и преобразования информации по учебному курсу.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 13 зачетных единиц.

1.6. Особенности реализации дисциплины: Дисциплина реализуется на русском языке без использования электронного обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы; формируемая компетенция. Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего (в т.ч. и интерактивной форме) Лекции Практические Лабораторные
               
1. Модуль 1. Методика обучения праву как педагогическая наука (200 баллов – 100%) ОК-1; ОК-2; ОПК-1
1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву         -  
1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования     -   -  
Итоговое занятие     -   - -
2. Модуль 2. Право как учебная дисциплина (430 баллов – 100%) ОК-2; ОК-6
2.1. Основные этапы становления и развития права в России как учебной дисциплины.         -  
2.2. Обществоведческое и гражданско-правовое образование в странах Западной Европы и США         -  
2.3. Становление новой модели правового образования в Российской Федерации         -  
Итоговое занятие     -   - -
3. Модуль 3. Нормативно-правовое обеспечение содержания правового образования (280 баллов – 100%) ОПК-1; ОПК-4; ОК-6; ПК-6; СК-1; СК-2.
3.1. Федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие содержание правового образования         -  
3.2. Локальные нормативные документы, регулирующие деятельность учителя права         -  
Итоговое занятие     -   - -
4. Модуль 4. Обучение праву на базовом и профильном уровнях (480 баллов – 100%) ОК-1; ОК-2; ОК-5; ОК-6; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-5; ПК-2; ПК-6; СК-1; СК-2.
4.1 Теоретические основы современной дидактики в правовом образовании       - -  
4.2. Цели, задачи, структура и содержание правового образования в современной школе. Понятие правовой культуры.         -  
4.3.Формирование знаний, умений и навыков учащихся в процессе правового обучения         - -
4.4.Межпредметные и внутрикурсовые связи правовых дисциплин         -  
Итоговое занятие     -   - -
5. Модуль 5. Методы, средства и приемы, формы обучения праву (340 баллов – 100%) ОК-5; ОК-6; ОПК-2; ОПК-5; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-7; СК-1; СК-2.
5.1.Методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам в классической дидактике. Формы обучения.         -  
5.2. Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам         -  
5.3. Оборудование учебного (учебно-методического) кабинета правовых дисциплин     -   -  
Итоговое занятие     -   - -
6. Модуль 6. Организация и методика правового обучения в учреждениях общего среднего образования (520 баллов – 100%) ОК-6; ОПК-2; ОПК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-7;ПК-8; ПК-9; ПК-11; ПК-12; СК-1; СК-2.
6.1. Современный урок права и требования к нему         -  
6.2. Основные типы и организационные формы учебных занятий в классической дидактике         -  
6.3. Организация познавательной деятельности учащихся в процессе правового обучения. Виды учебных познавательных задач         -  
6.4. Самостоятельная работа учащихся по правовым дисциплинам         -  
7. Модуль 7. Роль учителя в правовом обучении (250 баллов – 100%) ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОПК-1; ОПК-5; ОПК-4; ПК-11.
7.1. Учитель права современной школы. Стиль педагогической деятельности     -   -  
7.2. Методические основы подготовки учителя к преподаванию права       - -  
7.3. Научная организация труда педагогических работников     -   -  
8. Модуль 8. Технологии обучения правовым дисциплинам (1060 баллов – 100%) ОК-6; ОПК-2; ОПК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-8; Пк-9; ПК-11; СК-1; СК-2.
8.1. Понятие технологии обучения. Традиционные и инновационные технологии.       -    
8.2. Технологии уровневой дифференциации, технологии индивидуализации, личностно-ориентированные технологии         -  
8.3. Технология полного усвоения         -  
8.4. Проблемно-поисковые технологии       - -  
8.5. Технология проблемного обучения         -  
8.6. Проектные технологии         -  
8.7. Игровые технологии         -  
8.8.Интерактивное обучение         -  
Итоговое занятие     -   - -
9. Модуль 9. Системы, формы, методы контроля и оценки в правовом обучения (290 баллов – 100%) ОК-1; ОК-6; ОПК-2; ПК-2; ПК-4; ПК-11.
  9.1. Методика разработки контрольно-тестового инструментария в правовом обучении         -  
  9.2. Мониторинг ключевых компетенций и универсальных учебных действий в работе учителя права     -   -  
  Итоговое занятие     -   - -
10. Модуль 10. Методика преподавания отдельных тем правовых курсов (280 баллов – 100%) ОК-6; ОПК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-9; ПК-8; СК-1; СК-2.
10.1. Методика организации и проведения учебных занятий по теории права и конституционному праву     -     -  
10.2. Методика преподавания отдельных отраслей публичного и частного права     -     -  
10.3. Методика преподавания уголовного права     -     -  
Итоговое занятие     -   - -
11. Модуль 11. Организация и методика правового обучения в учебных заведениях профессионального образования (260 баллов – 100%) ОК-1; ОК-2; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-11; СК-1; СК-2.
  11.1. Методика организации и проведения лекционно-семинарские занятий     -   -  
  11.2. Методика организации и проведения лабораторно-практических занятий     -   -  
12. Модуль 12. Правовое воспитание (310 баллов – 100%) ОК-5; ОК-6; ОПК-1; ОПК-2; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-9;ПК-11; ПК-14; СК-3.
12.1. Понятие, цели, содержание и формы правового воспитания           -  
12.2. Методические основы правового воспитания обучающихся различных образовательных учреждений. Значение правового воспитания           -  
Итоговое занятие     -   - -
13. Модуль 13. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (180 баллов – 100%) ПК-2; ПК-4; ПК-11.
13.1. Понятие информатизации образования. Цели, задачи, особенности использования информационных и коммуникационных технологий при обучении праву                 -    
13.2.Системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений обучающихся     -   -  
Итоговое занятие     -   - -
Итого: 4680 баллов - 100% усвоения всех Д.Е         -  
                                   

* Допуск к экзамену и зачету предполагает получение 60% от общей суммы баллов предусмотренных программой, по каждому из видов работы в рамках одного модуля

Экзаменационная оценка предполагает следующую пропорцию:

90% и более - оценка «отлично»;

75% и более - оценка «хорошо»;

60% и более - оценка «удовлетворительно» (или «зачтено»)

<60% - оценка «неудовлетворительно» (или «незачтено»)

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Методика обучения праву как педагогическая наука (200 баллов)

 

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву (120 баллов)

Предмет и задачи методики обучения праву, ее место в системе общественных и педагогических дисциплин.

Основные факторы правового обучения (цели, содержание, организация процесса обучения, познавательные возможности обучающихся, результаты обучения), тенденции их модернизации.

Методы научного исследования методики обучения праву (эмпирические, теоретические, математические).

Содержание и структура вузовского курса «Методика обучения и воспитания в правовом образовании», его роль в профессиональном становлении педагога. Обзор учебно-методической литературы.

1.2.Роль методики обучения праву в системе школьного образования (80 баллов)

Понятие педагогической проблемы технологического характера. Роль методики обучения в решении современных проблем школьного образования. Основные противоречия организации процесса обучения праву, пути их решения. Функции и назначение методики обучения праву на различных этапах становления современного российского образования. Определение назначения методики преподавания в работах ученых, разработчиков учебников и программ, в нормативных документах Министерства образования в различные годы.

 

 

Модуль 2. Право как учебная дисциплина (430 баллов)

2.1. Основные этапы становления и развития права в России как учебнойдисциплины (170 баллов).

Реформы Петра I и начало преподавания правовых курсов в дворянских школах. Появление первых учебных пособий по правовым дисциплинам (С.Пуфендорфа, С.Е.Десницкого).

Введение в классических гимназиях и кадетских корпусах курса «Законоведение» (1786), его целевая направленность. Господство иллюстративно-объяснительных методов обучения.

Дискуссии в русской школе второй половины XIX века по вопросу о назначении и особенностях преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Первые проекты обществоведческих курсов. Концепция преподавания правовых дисциплин в средних учебных заведениях К.Д.Кавелина (1881). Два основных подхода (интегративный и модульный) в изучении курса «Законоведение». Критика представителями передовой педагогической общественности сложившейся практики преподавания правовых курсов.

Изменение приоритетов в образовательной политике страны после событий Октября 1917 г. Курс на воспитание советского гражданина, строителя социалистического общества. Новое понимание целей, задач, закономерностей и принципов обучения и воспитания в советской школе.

Введение курса «Конституция РСФСР» (1918) как начало становления правового образования в советской России. Ведущие тенденции в его развитии: автономное изучение правовых курсов и интеграция правовых знаний с экономическими, философскими, историческими и другими видами знаний в рамках обществоведческих курсов. Идеологическая направленность правового образования в советской школе, ориентация его на формирование коммунистического мировоззрения учащихся, их нравственно-правового сознания и высоких морально-политических качеств.

Школьное обществознание 1920-х гг. Задачи и содержание общест-воведческих курсов, место в них правовых знаний. Использование активных форм и методов организации обучения как реализация основного принципа советской школы - общественной направленности обучения и воспитания. Основные черты методической системы обучения в 1920-е гг.

Формирование новой модели социально-гуманитарного образования в СССР в 1930-е гг. Курс «Конституция СССР» (1937) как инструмент идеологического воздействие на правовое сознание учащихся. Задачи и содержание предмета. Ориентация на репродуктивные методы обучения. Влияние теории и практики тоталитаризма на преподавание предмета. Отсутствие возможностей для формирования правовой культуры личности в условиях массового террора и репрессий 1930 − 50-х гг.

Новые тенденции в развитии школы в 1950 - 60-е гг. Политехническая направленность школьного образования. Введение курса «Обществоведение» (1962) как попытка ликвидировать отрыв школы от практики социалистического строительства. Идейно-политическая направленность нового предмета, его задачи и функции. Роль и место в нем правового материала. Модернизация содержания курса в 1970 - 80-е гг., обусловленность ее изменением идеологической доктрины советского государства. Использование проблемно-поисковых методов обучения на уроках обществоведения.

Введение курса «Основы советского государства и права» (1975), его ориентация на «формирование социалистического правосознания и нравственных норм поведения учащихся». Содержание предмета, изменения в нем в связи с принятием новой Конституции СССР (1977). Курс «Этика и психология семейной жизни» (1984): цели, содержание, особенности преподавания. Учебно-методическая литература по обществоведческим дисциплинам.

Становление методики преподавания права как научной педагогической дисциплины. Разработка актуальных проблем преподавания права. Работы Г.П.Давыдова, Л.С.Бахмутова, А.Ф.Никитина, Я.В.Соколова и др.

 

2.2. Обществоведческое и гражданско-правовое образование в странах Западной Европы и США (100 баллов)

Обществоведческое и гражданско-правовое образование в странах Западной Европы и США. Общая характеристика системы обществоведческого и гражданско-правового образования в странах Западной Европы и США. Система гражданского образования во Франции. Преподавание обществоведения и основ политических знаний в школах Германии. Гражданское образование в Великобритании.Обществоведческое и гражданское образование в США

 

2.3. Становление новой модели правового образования в Российской Федерации (160 баллов)

Характеристика современной образовательной ситуации. Этапы реформирования системы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в современной России.

Первый этап (середина 1980-х гг. -1992 г.) - распад централизованной системы образования, поиск подходов к построению новой модели школьного образования в РФ. Деидеологизация обществоведческого образования.

Начало преподавания курса «Человек и общество», его интегративный характер. Различные подходы в понимании роли и назначения курса в гуманитарной подготовке учащихся. Цели, принципы, содержание общество-ведческих курсов.

Разработка концепций гражданско-правового образования в средней школе (коллективы под рук. Я.В.Соколова, А.Ф.Никитина и др.). Введение курса «Граждановедение» (Я.В.Соколов) как альтернативы курсу «Человек и общество» (1990).

Второй этап (1992 - 1996 гг.) - создание нормативной базы новой системы образования («Закон об образовании» (1992), «Базисный учебный план общеобразовательного учреждения» (1993), информационно-методические письма Министерства образования РФ: «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования» от 11. 05. 93 г., «О структуре исторического и обществоведческого образования на 1993/94 и 1994/95 уч. г.» от 05. 07. 93 г., «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 1994/95 уч.. г.» от 21. 06. 94 г.). Основные положения «Стратегии развития исторического и обществоведческого образования на переходный период». Начало перехода на концентрическую структуру образования. Разработка Временных государственных стандартов (1993). Принятие дополнений к «Закону об образовании» (1995).

Оформление нормативной базы правового образования. Инструктивно-методические письма Министерства образования РФ: «О гражданском обра-зовании и изучении Конституции РФ» от 06. 02. 95 г., «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса» от 07. 04. 95 г., «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 19. 03. 96 г. Обсуждение концепций правового образования в общеобразовательной школе.

Третий этап - совершенствование новой модели образования (1996 г. – 2009 г.). Обсуждение проектов государственных стандартов (раздел «Обществознание»). Разработка и утверждение МО РФ обязательного минимума содержания среднего общего образования и стандартов общего образования.

Разработка и обсуждение представителями педагогической общественности Концепций преподавания социально-гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе (2002).

Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (2004).

Базовый и профильный уровни правового образования.

Многообразие моделей правового образования в отечественной школе.

Становление системы правового образования в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Курс «Правоведение», его цели и задачи.

Современный этап – переход на компетентностно ориентированные федеральные государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования (2009 г. – наст. время). Реализация деятельностного подхода и личностно-ориентированного образования как прерогатива современного образования.

 

Модуль 3. Нормативно-правовое обеспечение содержания правового образования (280 баллов)

3.1. Федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие содержание правового образования (160 баллов)

Закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ, федеральные государственные образовательные стандарты, Базисный учебный план общеобразовательного учреждения, примерные общеобразовательные программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, его основные компоненты. Введение на базовом и профильном уровнях старшей школы самостоятельного курса «Право». Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы, место в нем курса «Окружающий мир».

Государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования, место в них курса «Правоведение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.119 с.)