Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опора на общественное мнение коллектива В установлении взаимоотношений

Поиск

Преследуя цель установления педагогически целесообразных отношений, учитель должен опираться на коллектив. Большое значение при этом имеет учет уровня его сформированности. В младших подростковых классах общественное мнение еще не является той силой, которая решающим образом оказывает влия­ние на жизнь и деятельность учащихся. Именно в этом возрасте наиважнейшее значение для подростков приобретают микрогруп­пы: в них они проводят вместе время, делятся впечатлениями, помогают друг другу. Поэтому опора на малые группы — одно из основных условий установления педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными учащимися и классом в целом. Значимость этого условия усиливает тот факт, что отношение учителя к подростку, члену той или иной группы, а тем более к ее лидеру, воспринимается ее представителями как отношение к каждому из них.

Естественно, что микрогруппы в некоторых случаях в чем-то могут противопоставлять себя коллективу. Поэтому задача педа­гога — своевременно выявить эти микрогруппы, направить их развитие в соответствии с образовательными целями, постепен­но объединяя все малые группы в единое целое, в коллектив. Не­изменным средством здесь является совместная деятельность, постановка реальных задач, объединяющих микрогруппы.

Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников

Решение вопроса о регулировании внутриколлективных отно­шений и сплочении коллектива связано с проблемой педагоги­ческого требования. Вот почему она заслуживает особого внима­ния. Это, по существу, проблема педагогического стимулирова­ния, большой вклад в разработку которого внес А.С.Макаренко. Он отмечал, что если "вы прямо, по-товарищески, открыто бу­дете требовать", то ученик будет знать, что вы относитесь к нему, как к человеку. Такая требовательность еще больше сплачивает коллектив, больше объединяет учителей и учеников.*

* См.: Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. – М., 1958.

 

Такая требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, — условие установления педагогически целесооб­разных отношений.

Все требования педагога по форме делятся на прямые и кос­венные. В косвенных уже не само содержание требования, а вы­зываемые им психические состояния учащихся становятся стимулом или, напротив, тормозом тех или иных действий воспи­танников. Исследования А.Ю.Гордина показывают, что в работе одних педагогов преобладают одни, а других — другие формы косвенного требования. Условно по эмоционально-психологичес­кой направленности их можно разделить на три группы:

выражающие положительное отношение: просьба, одобрение, доверие;

выражающие отрицательное отношение: недоверие, осуждение, угроза;

совет, требование в игровой форме, намек, условное требова­ние.

Преобладание предпочитаемых (осознанно или бессознатель­но) педагогом форм требования во многом влияет на характер складывающихся отношений и их развитие. Чем шире и богаче "палитра" косвенных требований, чем выше их процент в общем числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем ближе и дороже он детям и они ему.

Все требования можно разделить на позитивные, т.е. стиму­лирующие какие-то нужные педагогу действия учащихся, и не­гативные, призванные тормозить, прекращать те или иные неже­лательные действия. Там, где число запретов со стороны учителя возрастает, трудно ожидать хорошего к нему отношения учащих­ся. А.С.Макаренко считал, что найти чувство меры между актив­ностью и тормозами — значит решить вопрос о воспитании.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем специфика педагогического общения?

2. Каковы место и роль педагогического общения в структуре дея­тельности учителя и воспитателя?

3. В чем сущность коммуникативной задачи?

4. Каковы этапы решения коммуникативной задачи?

5. Назовите стадии педагогического общения.

6. Раскройте технологические приемы реализации основных стадий педагогического общения.

7. Что такое "стиль педагогического общения" и каковы его основ­ные признаки?

8. Дайте технологическую характеристику основных стилей педаго­гического общения.

9. Что понимается под педагогически целесообразными взаимоотно­шениями?

10. Каковы условия и технологические приемы установления педа­гогически целесообразных взаимоотношений?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989.

Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. — Яро­славль, 1989.

Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989.

Добрович А.Б. Воспитателю о психогигиене общения. — М., 1987. Ильин Е.Н. Искусство общения. — М., 1988.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

Леонтьее В.А. Педагогическое общение. — М., 1979.

Мудрик. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.

Петровский В.А., Калшенко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаи­модействие. — Ростов н/Д, 1993.

Раздел V ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Управление, труд руководителяэто творческий процесс, порой искусство всей системы действий.

Ф.Генов

Глава 22. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами

• Государственно-общественный характер управления системой образо­вания • Общие принципы управления педагогическими системами

• Школа как педагогическая система и объект научного управления

§ 1. Государственно-общественный характер управления системой образования

Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профес­сиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представ­ление о сущности, принципах, содержании управления педаго­гическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функциони­рования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителя­ми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.006 с.)