Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника



Прежде чем перейти к характеристике основных форм и ме­тодов работы учителей с родителями учащихся, необходимо ос­тановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил такого взаимодействия и способах установления контак­тов с семьей.

Первое правило. В основе работы школы и классного руково­дителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение автори­тета родителей. Нравоучительный, назидательный, категорич­ный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потреб­ность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанно­сти, но не у всех на практике воспитание получается таким, ка­ким оно должно быть. Им важно знать не только что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей — это взаимное уважение. Тогда и формами контроля становятся обмен опытом, совет и совместное об­суждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Цен­ность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство собственной ответственности, требователь­ности, гражданского долга.

Помещавшиеся по месту работы родителей "Экраны успевае­мости", "Открытые журналы" не принесли необходимого резуль­тата; беседы с отцами и матерями, попавшими в "черные спи­ски", показывают, что пользы от их вывешивания нет, у родите­лей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказа­ния, да и к школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в шко­лу, где говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между матерью и отцом. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется. Учитель, классный руководитель в выборе форм и методов работы долж­ны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и ак­тивности в воспитании. Психологически родители готовы под­держать все требования, дела и начинания школы. Даже те ро­дители; которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью отно­сятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неос­торожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководи­тель — лицо официальное, но, по роду своей деятельности каса­ясь интимных сторон жизни семьи, нередко он становится воль­ным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от "чужих". Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуют­ся. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелатель­ным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные каче­ства ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ори­ентация на успешное развитие личности. Формирование харак­тера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скач­кообразный характер его, жесткая причинно-следственная обу­словленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности педагога. Хорошо извест­но, что существуют десятки способов решения возникающей пе­дагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздей­ствия на личность, а не как на рецептурный указатель.

Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача учителя, начало всех начал. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и роди­телям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения.

Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. По данным статистики, более 90 % детей воспитывается сегодня в семьях, где отец и мать работают. Следовательно, не всякое время удобно для посещения учителя. Внезапное посещение учи­теля может вызвать смущение, замешательство родителей, заня­тых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время в доме могут оказаться родственники, гости, неред­ко случается так, что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Посещение по приглашению меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного положи­тельного.

К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в своих пи­томцах. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы психологически тонко и педагогически правильно прозвучали слова учителя.

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в этом от­ношении для родителей, классных руководителей представляют журналы "Семья и школа", "Воспитание школьников", другая литература по семейно-школьному воспитанию. Все это исполь­зует в своей работе классный руководитель. Но все-таки слово классного руководителя родители слушают с особым вниманием и волнением. Радостно и приятно услышать его похвалу в свой адрес, узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспита­ния, почему возникают ошибки.

Одной из форм установления контактов является общение родителей и классных руководителей в процессе выполнения первыми педагогических поручений. Можно указать несколько ви­дов педагогических поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную пози­цию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, груп­повую, коллективную): руководство кружком по интересам (или детским клубом, объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком); индивидуальное шефство, на­ставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помо­щи учителю, воспитателю: содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками); в организации встреч с интересными людьми; в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: уча­стие в оборудовании кабинетов, изготовлении оборудования, при­боров; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.

Названное далеко не исчерпывает всех видов общественной работы и поручений. Начать можно с обращения к родителям, чем бы они хотели заняться, и предложения ответить письменно на соответствующие вопросы (лучше это сделать на классном собрании).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.5.131 (0.004 с.)