Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы решения коммуникативной задачи

Поиск

Технология педагогического общения будет раскрыта непол­но, если не охарактеризовать этапы решения коммуникативной задачи. Они могут быть представлены следующим образом: ори­ентирование в условиях общения; привлечение внимания; "зон­дирование души объекта"; осуществление вербального общения; организация обратной содержательной и эмоциональной связи.

На этапе ориентирования в условиях общения происходит слож­ный процесс "подгонки" общего стиля общения к конкретным ус­ловиям общения (урока, мероприятия и т.п.). Подобная адаптация, как установлено, опирается на следующие компоненты: осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном кол­лективе — коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуа­ции в классе и текущих педагогических задач. Здесь происходит и конкретизация объекта общения, в качестве которого может высту­пать класс, группа детей или отдельные воспитанники.

Этап привлечения к себе внимания может быть реализован раз­ными приемами. Выделяют такие варианты, как речевой — вер­бальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним тре­бованием внимания к себе; двигательно-знаковый — применение таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих. Чаще всего используется смешанный тип привлечения внимания.

Продуктивное профессионально-педагогическое общение требует тщательного "зондирования души объекта" (термин К.С.Станиславского). На этом этапе педагог уточняет сложившее­ся на предыдущих стадиях представление об условиях общения и возможных коммуникативных задачах, пытается уловить уро­вень готовности аудитории к немедленному началу продуктивного общения. Практика воспитательной работы требует от лиц, не­посредственно организующих воспитательный процесс, высокой сенсорной культуры, проявляющейся, в частности, в сильно раз­витом умении различать и точно истолковывать нюансы в макро- и микроэкспрессии воспитанников.*

* См.: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личнос­ти. - М., 1970. - С. 87.

 

Основной этап решения коммуникативной задачи — осущест­вление вербального общения. Успешность такого общения пред­полагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уров­ня антиципации (предвосхищения).

К.С.Станиславский (1863 - 1938) -отечественный режиссер, театраль­ный деятель и педагог. Разработал творческую систему воспитания актеров, многие идеи которой ис­пользуются в подготовке учителей.

К средствам, повышающим эффективность коммуникативно­го взаимодействия, относят: способность к приспособлениям "сверху и снизу" (достройки и пристройки), мускульную мо­бильность, инициативность в общении, способность управ­лять общением, владение жес­тами, мимикой и пантомимикой, повышение (усиление) и понижение голоса или педагогически целесообразное интониро­вание. Надо помнить, что для воспитанников часто значима не сама по себе информация, а тот смысл, который вкладывает в нее педагог, и его отношение к сообщаемым фактам. Вот почему педагог всегда должен иметь в виду возможность прочтения под­текста и сознательно использовать эту особенность передаваемой информации.

Сенсорный — чувствующий (противоп. — моторный).

Экспрессия — выразительность.

Заключительный этап решения коммуникативной задачи — организация содержательной и эмоциональной обратной связи. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне ус­воения учебного материала уча­щимися. Она осуществляется с помощью фронтального и опе­ративного индивидуального оп­роса, периодической постанов­ки вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий. Эмоциональная обратная связь устанавливается педаго­гом через чувствование настроя класса на данном уроке или ме­роприятии, уловить который можно только по поведению уча­щихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной дает педагогу информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимого занятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.18 (0.005 с.)