Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе



Непосредственное осуществление педагогического процесса свя­зано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников.

Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдель­ному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп лю­дей для достижения общей цели. Как один из специфических видов человеческой деятельности, своим объектом она всегда имеет группу людей, а следовательно, выражает отношения "че­ловек — группа людей", "организатор — группа организуемых". Люди, их психология, их практическая деятельность — основной и специфический объект организатора — субъекта организатор­ской деятельности.*

* См.: Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни­ков: Учеб. пособие. — М., 1980. — С. 64.

 

Особое место организаторская деятельность занимает в струк­туре целостной деятельности педагога. Благодаря этой деятельно­сти учащиеся включаются в различные виды деятельности.

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязан­ной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необ­ходимых приемов стимулирования активности учащихся; установ­ление обратной связи и своевременная корректировка хода пе­дагогического процесса.

В теории управления организаторскую деятельность в ее соб­ственно узком смысле принято рассматривать конечным, завер­шающим звеном в широкой системе управления людьми. В развер­нутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей (Л.И.Уманский):

усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи;

подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

определение материальных средств, временных и пространст­венных условий, планирование на основе оптимальных данных;

распределение обязанностей, определение формы организа­ции, инструктаж;

внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;

учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;

определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;

работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива). Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской дея­тельности педагога.

Специфика организаторской деятельности педагога проявля­ется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного пред­метного результата, который можно было бы воспринимать с по­мощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эф­фективности других видов деятельности (учебной, трудовой, на­учной). Содержание, формы и методы организаторской деятель­ности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятель­ности детей. В связи с этим конечная цель организаторской дея­тельности задается, как правило, не самим организатором, а дру­гим человеком или группой людей.

Однако, несмотря на отстраненность организаторской деятель­ности детей, эта деятельность обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким крите­риям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитан­ность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, спло­ченность группы школьников. Тем не менее основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.

По своим внешним характеристикам организаторская деятель­ность педагога проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего и главным образом внутренняя, психо­логически творческая. Исполнительский и творческий характер организаторской деятельности определяет ее внутреннюю проти­воречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее до­стижения.

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, стро­ится на основе переработки поступающей информации. Важней­шей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдель­ных членов. Отсюда и организаторская деятельность включает в себя различные методы, средства и прием психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.

Общие функции организаторской деятельности специфически проявляются и в деятельности педагога.

Первое место среди них занимает функция групповой инте­грации, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установив­шиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные дей­ствия внутри группы, т.е. внутренние коммуникации. Вторая функция — внешнекоммуникативная, направленная на установ­ление связей и координацию действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организация­ми (вертикальная коммуникация). Третья и четвертая функции вытекают из понимания самой сущности организаторской дея­тельности и связаны с обучением и воспитанием, понимаемыми в самом широком смысле этих явлений. В деятельности педагога эти четыре функции проявляются в единстве и взаимообуслов­ленности, выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой.

Функции организаторской деятельности педагога можно соот­нести с группой общепедагогических умений, необходимых для их осуществления, — мобилизационных, информационных, раз­вивающих и ориентационных (см. раздел I, гл.2).

§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию — все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом социальных отно­шений и общественного поведения.

Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую соз­наваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятель­ности, осознавание цели всегда остается ее необходимым призна­ком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятель­ности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л.Б.Ительсон).

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Опера­ции — это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия — это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Сущность технологии осуществления педагогического процесса как раз и заключается в том, что пе­дагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем — к управлению деятельностью учащихся.

Деятельность всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность на­правлена на преобразование окружающей действительности. Ис­ходной формой такого преобразования является труд.Все виды материальной и духовной деятельности производны от труда и несут в себе его главную черту — творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует себя. Последнее имеет значение для понимания механизмов са­мовоспитания: включаясь в деятельность, воспитанник формирует себя как личность, как субъекта своего общего и профессиональ­ного развития.

В.В.Давыдов отмечает, что важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный пред­метный характер. Все ее компоненты имеют то или иное пред­метное содержание, а сама деятельность направлена на творче­ское созидание определенного материального или духовного про­дукта. В зависимости от специфики деятельности в ней преоб­ладают субъект-объектные или субъект-субъектные отношения.

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. Обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей на основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С.Каганом, предло­жена Н.Е.Щурковой:

познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознатель­ность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знания­ми;

трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживаю­щего, общественно полезного и производительного труда;

художественная деятельность, развивающая эстетическое ми­роощущение, потребность в прекрасном, способность к художе­ственному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;

спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и кра­соту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием вы­сокой гигиены жизни;

общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;

ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных цен­ностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъ­екта формируемых отношений;

коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является обще­ние с другим человеком как ценностью.

В разные периоды возрастного развития содержание деятель­ности школьников и соотношение ее различных видов изменя­ются. Появление психических новообразований обусловлено ха­рактером ведущего для того или иного возраста вида деятельно­сти. Вместе с тем на всех возрастных этапах необходимо стре­миться к разумному сочетанию всех видов деятельности.

Отечественной педагогикой обнаружен ряд закономерностей, обусловливающих организацию деятельности школьников в ходе осуществления педагогического процесса.

Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потен­циально обладают определенными развивающими и воспитатель­ными возможностями. Однако каждая такая деятельность содер­жит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соот­ветствующих знаний, переживаний. Одна деятельность не может заменить другую, а тем более все остальные. Поэтому при орга­низации педагогического процесса целесообразно использовать комплекс деятельностей.

Даже объективно ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанников, если она не имеет для них "личностного смысла" (А.Н.Леонтьев). Общественное отно­шение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельно­сти адекватен данному отношению.

Результатом педагогического воздействия является формиро­вание у школьников готовности к выбору цели и способов дея­тельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого ре­зультата, его опережающим отражением, цель человека является той силой, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

Развивающие и воспитывающие возможности деятельности значительно возрастают, если она специально организуется как коллективная и творческая, если она направлена на удовлетво­рение потребностей общества и в то же время учитывает интере­сы и потребности воспитанников.

По отношению к формирующейся личности школьника дея­тельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечиваю­щие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формиро­вание у них опыта общественного поведения.

Педагогическая инструментовка деятельности должна отвечать назначению, потенциальным возможностям и задачам. Так, ор­ганизация учебно-познавательной деятельности, будучи направ­ленной на получение вполне определенного предметного резуль­тата в виде системы знаний, умений и навыков, основной зада­чей имеет формирование ведущей духовной потребности — по­требности в знаниях и активно-положительного отношения к ним.

Выделим ряд принципиальных требований, которые предопре­деляют технологию организации любого вида развивающей дея­тельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного ре­зультата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллек­туальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности. Соблюдение этого требования, в свою очередь, может быть обеспечено только при условии аде­кватной инструментовки любого вида деятельности как выраже­ния соответствующего отношения воспитанников к окружающе­му миру (обществу, коллективу, природе, науке, учебе, искусст­ву, отдельному человеку и т.д.).

Непременным требованием к организации любого вида дея­тельности является создание условий обязательного переживания воспитанником положительных эмоций и, главное, чувства удов­летворенности собой и веры в свои силы и возможности. Не менее важно так инструментовать деятельность, чтобы она спо­собствовала планомерному "сдвигу мотива на цель" (А.Н.Леонтьев), т.е. формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности. Наконец, организация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организаци­онным правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т.п.

Соблюдению технологических требований осуществления раз­личных видов развивающей деятельности во многом будет спо­собствовать уяснение специфики деятельности по следующей схеме:

сущность и назначение вида деятельности;

содержание данного вида деятельности и место ее преимуще­ственного осуществления;

возможные формы деятельности;

типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятель­ности;

наиболее яркие специфические особенности деятельности;

психолого-педагогические условия достижения воспитательно­го и предметного результатов.

Технологические требования и особенности деятельности де­тей, которую предстоит организовать, определяют технологии организации развивающих видов деятельности детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.016 с.)