Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально - психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Поиск

Психические процессы: память, мышление, воображение, внимание. Понятие, виды, признаки, структура.

Психическая функциональная система в действии — это психический процесс.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.

Память, мышление, воображение, внимание относятся к познавательным психическим процессам. Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды. В ней человек выступает как активное начало, субъект деятельности по освоению реальности. Его чувственная и логическая активность, направлена на объект, выступающий в познавательном взаимодействии как более пассивное начало.

Специфические или собственно познавательные — это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.

Неспецифические или универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность.

Определение и свойства памяти, мышление, воображения, внимания смотреть в вопросах 9, 11, 12.


 

7. Понятие, структура и содержание личности в психологической и правовой науке. Методы изучения личности.

В психологии широко употребляются близкие, но не тождествен­ные понятия: человек (как биологическое существо), индивид (отдельный представитель человеческого общества), личность и индивидуальность.

Существует множество теорий и определений личности. Психологическая наука не выработала в этом вопросе единого подхода, да и разработка единого подхода вряд ли возможна в столь сложной структуре как личность в целом. Можно сказать, что Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

Основные теории личности:

По Платонову, Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

По Фрейду, выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты. По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте. Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти). К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.

По Рубинштейну, С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности. В структуре личности выделял: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

Структура личности преступника - это набор определенных личностных качеств лица, совершившего преступление. К ним относятся социально-психологические характеристики, такие, как умения и навыки, взгляды и убеждения; психофизиологические - особенности темперамента, мышления, наличие тех или иных способностей; социально-демографические - половые и возрастные характеристики, наличие образования, положение в обществе, материальное положение и т.д.

Методы изучения личности: описательный, психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности (в результатах работы человека находят отражение его знания, умения, навыки, способности, наблюдательность, способности, черты характера).


Восприятие:понятие классификация

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Например, мы воспринимаем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости поверхности предмета.

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах. Участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

В соответствии с классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.

Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований.

Восприятие движения - очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем движение одновременно в двух взаимопротивоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определённые следующие друг за другом фазы движения объекта.


Приемы скрытой манипуляции

1. Язык: непонятные слова имеют целью подавить слушателя фальшивым «авторитетом» эксперта, либо призваны выполнять гипнотизирующий эффект, либо прикрытие лжи.

2. Эмоции: вызвать эмоции - это необходимое условие отключения разума объекта манипулирования.

3. Сенсационность и срочность - технология общего действия, обеспечивающая необходимый уровень нервозности, подрывающей психологическую защиту. Дополнительная цель данного приема - отвлечение внимания.

4. Повторение: действует на подсознание, которое плохо контролируется. Поэтому необходимо зафиксировать факт повторения в сознании, и тогда будет как бы включена сигнализация.

5. Дробление: манипулятор предоставляет нам вместо целостной проблемы лишь ее часть, так чтобы осмыслить целое и сделать вывод было невозможно.

6. Изъятие из контекста: изымание проблемы из реального контекста.

7. Смешение информации и мнения: внушение вместе с фактами мнения манипулятора по данным фактам.

8. Ссылка на авторитет: когда в поддержку утверждения привлекается авторитет и уважение, завоеванные в сфере, не связанной с этим утверждением.


 

39.Психологическая экспертиза личности… Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний потерпевших, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.д. (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию.В соответствии с УПК экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике и т.д.Предметом психологического исследования могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей. Поводом для назначения судебно - психологической экспертизы служит ряд обстоятельств.

Основания для назначения СПЭ:

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля.2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями.3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления.4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия.5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием "человек - машина".6. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства.

Приемы скрытой манипуляции

1. Язык: непонятные слова имеют целью подавить слушателя фальшивым «авторитетом» эксперта, либо призваны выполнять гипнотизирующий эффект, либо прикрытие лжи.

2. Эмоции: вызвать эмоции - это необходимое условие отключения разума объекта манипулирования.

3. Сенсационность и срочность - технология общего действия, обеспечивающая необходимый уровень нервозности, подрывающей психологическую защиту. Дополнительная цель данного приема - отвлечение внимания.

4. Повторение: действует на подсознание, которое плохо контролируется. Поэтому необходимо зафиксировать факт повторения в сознании, и тогда будет как бы включена сигнализация.

5. Дробление: манипулятор предоставляет нам вместо целостной проблемы лишь ее часть, так чтобы осмыслить целое и сделать вывод было невозможно.

6. Изъятие из контекста: изымание проблемы из реального контекста.

7. Смешение информации и мнения: внушение вместе с фактами мнения манипулятора по данным фактам.

8. Ссылка на авторитет: когда в поддержку утверждения привлекается авторитет и уважение, завоеванные в сфере, не связанной с этим утверждением.


 

39.Психологическая экспертиза личности… Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний потерпевших, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.д. (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию.В соответствии с УПК экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике и т.д.Предметом психологического исследования могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей. Поводом для назначения судебно - психологической экспертизы служит ряд обстоятельств.

Основания для назначения СПЭ:

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля.2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями.3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления.4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия.5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием "человек - машина".6. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства.

Социально - психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Итак, основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

- правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности; Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение юристом должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, свидетельствует, прежде всего, о низком уровне его профессиональной компетентности.

- властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов; Использование юристом, работающим в правоохранительных органах, своих властных служебных полномочий затрагивает интересы граждан, юридических лиц, организаций. Предоставление должностным лицам полномочий предполагает и разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.

- экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.;

- нестандартный, творческий характер труда юриста; Юристу необходимы не только сугубо профессиональные правовые, общественно-политические, но и специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект

- процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах. Независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия, согласно которому каждый следователь, прокурор, судья при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только закону и не должны зависеть от каких бы то ни было местных влияний. (Ратинов. Судебная психология для следователей)


 

4. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста. В наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности юриста являются следующие.: 1. Познавательная подструктура правоохранительной деятельности. Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров в суде представляют собой разновидность всеобщего процесса познания. Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого дознавателем, следователем, прокурором, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события прошлого. Составной частью познавательного процесса является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действий, а также планирование предстоящих действий. Характерной чертой познания, установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фиксируемых действий, с помощью которых можно проверить достоверность полученных знаний и законность принятых решений. 2. Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста. В значительной мере профессиональная деятельность юристов протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда, - профессиональным общением. Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности, например, в ситуации допроса в ходе предварительного или судебного следствия, при постановлении приговора, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности. 3.Организационно-управленческая подструктура правоохранительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов существенно возрастает, и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих важное влияние на деятельность других лиц. Поэтому юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества, такие как умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, сплачивать его для решения задач, мотивировать подчиненных на достижение поставленных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; способность выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки. 4.Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется прежде всего целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе с помощью средств массовой информации. Особое значение воспитательная функция имеет в деятельности юристов, работающих в местах лишения свободы с контингентом лиц, отбывающих там уголовное наказание.


5. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста. Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, их соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Проведенный анализ правоохранительной деятельности прокурорских, следственных, судебных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств. I фактор - высокий уровень социализации личности юриста. К числу профессионально значимых свойств личности юриста, составляющих данный фактор, относятся:- высокий уровень развития правосознания (общего и профессионального);- честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;- ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность. II фактор - эмоционально-волевая устойчивость личности юриста. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает:- высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в указанных условиях;- высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции. Отрицательно оцениваются следующие качества личности; низкий порог устойчивости к стрессу, сниженная фрустрационная толерантность, избыточная эмоциональная напряженность; агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов. III фактор - познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития. Это предполагает следующие психологические качества:- развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;- глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;- широкий кругозор, эрудированность;- развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;- емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации. IV фактор - коммуникативная компетентность юриста. Данный фактор включает следующие свойства: - способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения; - проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания; - свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. V фактор - организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми ему приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.241.87 (0.014 с.)