Организация деятельности коммерческого банка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация деятельности коммерческого банка



Содержание

Введение 4

 

1. Организация деятельности коммерческого банка 5

1.1. Ознакомление с организацией деятельности банковского учреждения 5

1.2. Трудовое право 7

1.3. Этика деловых отношений 10

1.4. Организация работы с документами 11

2. Организация учетно-операционной работы и документооборота в банке 14

2.1. Организация работы учетно-операционного отдела 14

2.2. Аналитический и синтетический учет 16

2.3. Документооборот и внутрибанковский контроль 17

2.4. Состав и формы бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности 18

3. Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов 20

3.1. Ведение расчетных и текущих счетов 20

3.2. Кассовые операции 21

3.3. Расчеты платежными поручениями 23

3.4. Расчеты по инкассо 24

3.5. Расчеты чеками 25

3.6. Расчеты аккредитивами 26

3.7. Безналичные платежи с использованием банковских карт 26

3.8. Расчеты по счетам бюджетов различных уровней 28

3.9. Организация межбанковских расчетов 29

4. Организация и учет депозитных операций 30

4.1. Пассивные депозитные операции 30

4.2. Активные депозитные операции 31

5. Организация и учет кредитных операций 32

5.1.Организация работы по кредитованию клиентов 32

5.2.Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиентов 33

5.3.Кредитование юридических лиц 34

5.4.Межбанковские и консорциальные кредиты 35

5.5.Организация потребительского кредитования 37

5.6.Лизинг 38

5.7.Факторинг 38

6. Операции коммерческих банков с векселями 39

6.1. Выпуск и обращение собственных векселей банков 39

6.2. Предоставление банком кредитов с использованием собственных векселей 41

6.3. Учетные и переучетные операции банков с векселями 42

6.4. Предоставление кредитов под залог векселей 43

6.5. Комиссионные операции банков с векселями 43

7. Организация и учет операций с ценными бумагами 45

7.1. Эмиссионные операции 45

7.2. Инвестиционные операции 46

8. Агентские услуги 47

9. Организация и учет валютных операций 49

9.1.Ведение валютных счетов клиентов 49

9.2.Операции по привлечению валютных средств 50

9.3.Международные расчеты по коммерческим операциям 50

9.4.Операции по кредитованию в иностранной валюте 51

9.5.Операции по торговле валютой на межбанковском рынке 52

9.6.Операции по безналичным расчетам с населением 53

9.7.Организация работы обменных пунктов 54

9.8.Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями 55

9.9.Контроль за соблюдением валютной позиции 57

10. Учет имущества и результатов финансовой деятельности банка 58

10.1. Учет основных средств, нематериальных активов и хозяйственных затрат 58

10.2. Учет собственных средств банков 59

10.3.Особенности учета расходов на оплату труда 62

10.4.Учет расчетов с дебиторами и кредиторами. Учет расчетов с подотчетными лицами 63

10.5.Учет доходов и расходов банков 63

10.6. Учет финансовых результатов и использования прибыли 66

11. Экономический анализ деятельности банка 67

11.1.Анализ пассивных операций 67

11.2.Анализ активных операций 68

11.3.Анализ выполнения экономических нормативов деятельности коммерческого банка 69

11.4 Анализ финансовых результатов деятельности 70

 

Заключение 73

Список использованных источников 74

Введение

 

Производственная практика является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.07 «Банковское дело» в части освоения квалификации специалиста банковского дела и основных видов профессиональной деятельности. Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и закрепление профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению и защите выпускной квалификационной работы.

Базой производственной практики выступил Сбербанк России ОАО Челябинское отделение № 8597. Сбербанк - крупнейший банк Российской Федерации, являющийся одной из системообразующих компаний страны. Челябинское отделение № 8597 входит в состав Уральского банка Сбербанка России, который является одним из 16 территориальных банков Сбербанка России и осуществляет свою деятельность на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Республики Башкортостан. Уральский банк Сбербанка России обладает самой разветвленной в регионе филиальной сетью, состоящей из 4 головных отделений и 1717 подразделений, из которых 47 – подразделения самообслуживания, предоставляющих полный спектр банковских услуг на рынке, охватывающем свыше 12 млн. человек. В Челябинске работает 104 отделения банка и 457 банкоматов.

Цель производственной практики - закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений, приобретение персонального исследовательского опыта по изучаемой проблеме, накопление и систематизация практического материала.

Задачи производственной практики:

- приобретение практических навыков решения производственных, организационных, экономических и других задач, соответствующих профилю работы банка - базы практики;

- приобретение навыков пользователя современных средств вычислительной техники для решения различных экономических задач;

- развитие организаторских способностей, ответственности за порученную работу;

- овладение передовым опытом работы и инновационными технологиями;

- ознакомление с реальными производственными, технологическими и организационными процессами, протекающими на объекте базы практики;

- овладение практическими навыками коммуникативных технологий и активное участие в коммуникативных процессах, реально происходящих в банке;

- сбор практических материалов и оформление отчета по практике.

Период прохождения практики 20.04 -17.05. 2015г.

Количество часов на освоение рабочей программы производственной практики в рамках освоения профессионального модуля 144 часов.

 

 

Агентские услуги

Участниками агентских услуг являются:

- принципал (доверитель) - лицо, поручающее другому лицу выполнить какие-либо действия и передающее ему свои полномочия;

- агент - банк, действующий от имени принципала и выполняющее в точности его поручение.

В агентских услугах право собственности на имущество (имущественное право) остается у принципала (доверителя). Агент выполняет лишь функции поверенного. В соответствии с договором он несет ответственность только за качество исполнения самого поручения, а не за конечные результаты, последствия данного поручения. Агент может от имени клиента заключать договоры, получать ссуды, выписывать чеки, индоссировать векселя, оплачивать счета доверителя, оформлять страховые полисы и проч. Агент действует за счет средств принципала и получает от него вознаграждение.

Агентские услуги могут оказываться как юридическим, так и физическим лицам и включают:

1. операции на рынке ценных бумаг;

2. хранение и передачу денежных и других ценностей;

3. оформление доверенности и другие нотариальные услуги;

4. получение дохода по акциям и облигациям;

5. услуги депозитария и др.

Отношения между агентом – финансовым посредником и клиентом регулируются соответственным агентским соглашением. Договор о предоставлении агентских услуг является договором-поручением между доверителем и агентом, на основании которого доверитель поручает агенту выполнение части своих функций и полномочий за счет и от имени доверителя за определенное вознаграждение. Согласно агентскому соглашению одно лицо (агент) осуществляет определенные юридические и фактические действия по поручению, за счет и в интересах другого лица (принципала).

Можно выделить два типа агентских соглашений – договор поручения (трастовый договор) и договор комиссии, согласно которым агент берет на себя обязательство выполнять определенные юридические действия, в том числе и заключать соглашения в интересах клиента.

Сбербанк России является официальным партнером (агентом) управляющих компаний:

- ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент»

Под управлением ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» находятся три открытых ПИФа: ОПИФ акций «Фонд акций», ОПИФ облигаций «Фонд облигаций», ОПИФ смешанных инвестиций «Фонд сбалансированный».

- ЗАО «Объединенная Финансовая Группа «ИНВЕСТ»

Под управлением ЗАО «ОФГ «ИНВЕСТ» два открытых ПИФа: ОПИФ акций «Петр Столыпин», ОПИФ облигаций «Русские облигации».

- ЗАО «СОЛИД Менеджмент»

Под управлением ЗАО «СОЛИД Менеджмент» находятся четыре ПИФа: ОПИФ акций «Солид-Инвест», ОПИФ облигаций «Фонд долгосрочных инвестиций Солид», ИПИФ смешанных инвестиций «Солид Интервальный», ОИПИФ «Солид-Индекс ММВБ».

- ЗАО «УК Тройка Диалог»

Под управлением ЗАО «УК Тройка Диалог» находятся следующие ПИФы: ОПИФ акций «Тройка Диалог – Добрыня Никитич», ОПИФ акций «Тройка Диалог – Нефтегазовый сектор», ОПИФ акций «Тройка Диалог – Финансовый сектор», ОПИФ акций «Тройка Диалог – Электроэнергетика», ОПИФ акций «Тройка Диалог – Телекоммуникации», ОПИФ акций «Тройка Диалог – Потребительский сектор», ОПИФ акций «Тройка Диалог – Металлургия», ОПИФ облигаций «Тройка Диалог – Илья Муромец», ОПИФ смешанных инвестиций «Тройка Диалог – Дружина».

В работе фонда участвует несколько организаций: управляющая компания, спецдепозитарий и спецрегистратор. Для соблюдения интересов пайщиков, функции управления активами, хранения этих активов и учета прав собственности на них разделены в ПИФе между различными компаниями, которые никак не связаны друг с другом. Правильность ведения учета и отчетности регулярно проверяется аудитором. Жесткий контроль и надзор осуществляется со стороны государства, в лице ФСФР РФ.

Рисунок 3 - Схема работы фонда

 

 

Расходы инвестора

Надбавки Сбербанка России к стоимости пая при приобретении паёв инвестором

Сумма внесенных денежных средств Величина надбавки
Для лиц, не являющихся владельцами инвестиционных паев Для владельцев инвестиционных паев
До 50 000 рублей 1,5%, включая НДС 0,75%, включая НДС
От 50 000 до 100 000рублей 1,2%, включая НДС 0,6%, включая НДС
От 100 000 рублей 1%, включая НДС 0,5%, включая НДС

 

Скидки Сбербанка России от стоимости пая при погашении паёв инвестором

Срок инвестирования Скидка
До истечения 90 дней со дня внесения приходной записи в реестр 3%, включая НДС
По истечении 90 дней со дня внесения приходной записи в реестр 1%, включая НДС

Заключение

 

Банковское дело в экономической системе, основанной на рыночных отношениях, является одним из важнейших секторов экономики страны. Банки являются центром кредитной системы. Устойчивость кредитной системы - важнейшее условие развития экономики. Для нас достижение современного уровня организации банковской системы имеет первостепенное значение.

Совершенствование банковской деятельности на современном этапе в значительной степени связанно с кредитными операциями. Их ведущая роль общеизвестна, но на практике существуют многочисленные проблемы: ограниченность кредитных ресурсов и надежных заемщиков, краткосрочность предоставляемых ссуд и их высокая цена, рисковая кредитная политика и т.д. Но следует выделить и положительную тенденцию в кредитной деятельности банков - активное освоение передового зарубежного опыта и внедрения современных технологий кредитования.

Сегодня кроме кредитования банк способен предоставить клиентам до 200 видов банковских услуг. Они обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сфер управления и наполняют бюджет необходимыми денежными средствами.

По результатам прохождения производственной практики решены все поставленные задачи и выполнены требования освоения практики. В итоге прохождения производственной практики в ОАО «Сбербанк России» по видам профессиональной деятельности приобретен следующий практический опыт:

- Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

- Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

- Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

- Осуществлять межбанковские расчеты.

- Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

- Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

- Оценивать кредитоспособность клиентов.

- Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

- Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

- Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

- Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам

- Осуществлять поиск потенциальных клиентов.

- Формировать спрос со стороны клиентов на банковские продукты и услуги

- Вести переговоры и устанавливать деловые контакты с клиентами.

- Применять различные маркетинговые технологии продажи банковских продуктов и услуг.

- Консультировать клиентов по видам банковских продуктов и услуг и условиям их предоставления.

- Осуществлять информационное сопровождение клиентов.

- Осуществлять мониторинг эффективности продаж банковских продуктов и услуг.

 

 

Содержание

Введение 4

 

1. Организация деятельности коммерческого банка 5

1.1. Ознакомление с организацией деятельности банковского учреждения 5

1.2. Трудовое право 7

1.3. Этика деловых отношений 10

1.4. Организация работы с документами 11

2. Организация учетно-операционной работы и документооборота в банке 14

2.1. Организация работы учетно-операционного отдела 14

2.2. Аналитический и синтетический учет 16

2.3. Документооборот и внутрибанковский контроль 17

2.4. Состав и формы бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности 18

3. Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов 20

3.1. Ведение расчетных и текущих счетов 20

3.2. Кассовые операции 21

3.3. Расчеты платежными поручениями 23

3.4. Расчеты по инкассо 24

3.5. Расчеты чеками 25

3.6. Расчеты аккредитивами 26

3.7. Безналичные платежи с использованием банковских карт 26

3.8. Расчеты по счетам бюджетов различных уровней 28

3.9. Организация межбанковских расчетов 29

4. Организация и учет депозитных операций 30

4.1. Пассивные депозитные операции 30

4.2. Активные депозитные операции 31

5. Организация и учет кредитных операций 32

5.1.Организация работы по кредитованию клиентов 32

5.2.Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиентов 33

5.3.Кредитование юридических лиц 34

5.4.Межбанковские и консорциальные кредиты 35

5.5.Организация потребительского кредитования 37

5.6.Лизинг 38

5.7.Факторинг 38

6. Операции коммерческих банков с векселями 39

6.1. Выпуск и обращение собственных векселей банков 39

6.2. Предоставление банком кредитов с использованием собственных векселей 41

6.3. Учетные и переучетные операции банков с векселями 42

6.4. Предоставление кредитов под залог векселей 43

6.5. Комиссионные операции банков с векселями 43

7. Организация и учет операций с ценными бумагами 45

7.1. Эмиссионные операции 45

7.2. Инвестиционные операции 46

8. Агентские услуги 47

9. Организация и учет валютных операций 49

9.1.Ведение валютных счетов клиентов 49

9.2.Операции по привлечению валютных средств 50

9.3.Международные расчеты по коммерческим операциям 50

9.4.Операции по кредитованию в иностранной валюте 51

9.5.Операции по торговле валютой на межбанковском рынке 52

9.6.Операции по безналичным расчетам с населением 53

9.7.Организация работы обменных пунктов 54

9.8.Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями 55

9.9.Контроль за соблюдением валютной позиции 57

10. Учет имущества и результатов финансовой деятельности банка 58

10.1. Учет основных средств, нематериальных активов и хозяйственных затрат 58

10.2. Учет собственных средств банков 59

10.3.Особенности учета расходов на оплату труда 62

10.4.Учет расчетов с дебиторами и кредиторами. Учет расчетов с подотчетными лицами 63

10.5.Учет доходов и расходов банков 63

10.6. Учет финансовых результатов и использования прибыли 66

11. Экономический анализ деятельности банка 67

11.1.Анализ пассивных операций 67

11.2.Анализ активных операций 68

11.3.Анализ выполнения экономических нормативов деятельности коммерческого банка 69

11.4 Анализ финансовых результатов деятельности 70

 

Заключение 73

Список использованных источников 74

Введение

 

Производственная практика является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.07 «Банковское дело» в части освоения квалификации специалиста банковского дела и основных видов профессиональной деятельности. Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и закрепление профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению и защите выпускной квалификационной работы.

Базой производственной практики выступил Сбербанк России ОАО Челябинское отделение № 8597. Сбербанк - крупнейший банк Российской Федерации, являющийся одной из системообразующих компаний страны. Челябинское отделение № 8597 входит в состав Уральского банка Сбербанка России, который является одним из 16 территориальных банков Сбербанка России и осуществляет свою деятельность на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Республики Башкортостан. Уральский банк Сбербанка России обладает самой разветвленной в регионе филиальной сетью, состоящей из 4 головных отделений и 1717 подразделений, из которых 47 – подразделения самообслуживания, предоставляющих полный спектр банковских услуг на рынке, охватывающем свыше 12 млн. человек. В Челябинске работает 104 отделения банка и 457 банкоматов.

Цель производственной практики - закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений, приобретение персонального исследовательского опыта по изучаемой проблеме, накопление и систематизация практического материала.

Задачи производственной практики:

- приобретение практических навыков решения производственных, организационных, экономических и других задач, соответствующих профилю работы банка - базы практики;

- приобретение навыков пользователя современных средств вычислительной техники для решения различных экономических задач;

- развитие организаторских способностей, ответственности за порученную работу;

- овладение передовым опытом работы и инновационными технологиями;

- ознакомление с реальными производственными, технологическими и организационными процессами, протекающими на объекте базы практики;

- овладение практическими навыками коммуникативных технологий и активное участие в коммуникативных процессах, реально происходящих в банке;

- сбор практических материалов и оформление отчета по практике.

Период прохождения практики 20.04 -17.05. 2015г.

Количество часов на освоение рабочей программы производственной практики в рамках освоения профессионального модуля 144 часов.

 

 

Организация деятельности коммерческого банка

1.1Ознакомление с организацией деятельности банковского учреждения

 

Сбербанк - крупнейший банк Российской Федерации, являющийся одной из системообразующих компаний страны. На внутреннем рынке Банк занимает лидирующие позиции по объему активов, капитала, масштабам инфраструктуры. Сбербанк является головной организацией международной банковской группы. Банк имеет широкое присутствие, как на российском, так и на международном рынке банковских услуг и продуктов, став по-настоящему универсальным банком, работающим в 22 странах мира.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (бывшее название банка) создан в форме открытого акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г. Основным акционером и учредителем Сбербанка России является Центральный банк РФ, который владеет 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы.

Фирменное (полное официальное) наименование банка: Открытое акционерное общество «Сбербанк России»; сокращенное наименование: ОАО «Сбербанк России». На английском языке: полное наименование - Sberbank of Russia. Сокращенное наименование на английском языке: Sberbank.

Органами управления Банка являются (рис.1):

1. Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.

2. Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.

3. Правление Банка. Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент и Председатель Правления Банка.

Уставный капитал Банка сформирован в сумме 67 760 844 000 рублей. Уставный капитал Банка равен общей сумме номинальной стоимости акций Банка, приобретенных акционерами. Банком размещено 21 586 948 000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 3 рубля и 1000 000 000 привилегированных акций номинальной стоимостью 3 рубля. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала Банка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Банк вправе размещать обыкновенные акции дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции). Предельное количество объявленных обыкновенных акций составляет 15 000 000 000 штук номинальной стоимостью 3 рубля.

Обыкновенные и привилегированные акции банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года. Американские депозитарные расписки (АДР) котируются на Лондонской фондовой бирже, допущены к торгам на Франкфуртской фондовой бирже и на внебиржевом рынке в США.

Сбербанк сегодня – это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150-й российской семье. На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 29,4% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 августа 2014 года).

Сбербанк – это команда, в которую входят более 260 тыс. квалифицированных сотрудников, работающих над превращением банка в лучшую сервисную компанию с продуктами и услугами мирового уровня.

Сбербанк – это мощный современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший Volksbank International) и в Турции (DenizBank).

В июле 2014 года Сбербанк занял первое место среди банков Центральной и Восточной Европы, а также 33-е место в общем зачете в ежегодном рейтинге «ТОП 1000 банков» мира, опубликованных журналом The Banker. Кроме того, Sberbank online был признан лучшим розничным онлайн банкингом в странах Центральной и Восточной Европе по мнению журнала Global Finance, а также признан лучшим банком в России по итогам исследования, проведенного этим журналом в 2015 году.

Рисунок 1 – Организационная структура ОАО «Сбербанк»

 

Сбербанк включает 16 территориальных банков и более 17 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Уральский банк Сбербанка является одним из 16 территориальных банков Сбербанка России и осуществляет свою деятельность на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Республики Башкортостан. Уральский банк Сбербанка России обладает самой разветвленной в регионе филиальной сетью, состоящей из 4 головных отделений и 1742 подразделений, из которых 48 – подразделения самообслуживания, предоставляющих полный спектр банковских услуг на рынке, охватывающем свыше 12 млн. человек.

Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг.

Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля. Стремясь сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, Сбербанк с каждым годом все более совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:

- онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 13 млн активных пользователей);

- мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 1 млн активных пользователей)

- SMS-сервис «Мобильный банк» (более 17 млн активных пользователей).

- одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 90 тыс. устройств).

Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».

ОАО «Сбербанк» осуществляет следующие операции:

- привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады;

- размещает средства от своего имени и за свой счет;

- открывает и ведет банковские счета физических лиц и юридических лиц,

- осуществляет расчеты по поручению клиентов;

- инкассирует векселя, денежные средства, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;

- привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;

- выдает банковские гарантии;

осуществляет переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов;

- осуществляет лизинговые операции;

- оказывает брокерские, консультационные и информационные услуги;

- осуществляет эмиссию и обслуживание банковских карт;

- осуществляет выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, и многое другое.

 

 

1.2 Трудовое право

 

Сбербанк осуществляет кадровую политику на основе Трудового кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих трудовые отношения. Сотрудники кадровой службы выступают в качестве экспертных советников руководителей при решении вопросов о приеме на работу и увольнении, назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышение заработной платы и т. п. В обобщенном виде основное содержание работы кадровой службы составляют:

- формирование кадров организации (планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести и т. п.);

- развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижение по службе);

- совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.

При оформлении на работу кадровая служба Банка обязана потребовать от принимаемого работника следующие документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, установленного образца, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- медицинскую справку о состоянии здоровья в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Руководителем банка (филиала) с поступающими на работу заключается трудовой договор в письменной форме, в котором указываются существенные условия (место работы, наименование структурного подразделения, должность (специальность, профессия), дата начала работы, права и обязанности работника и работодателя, условия оплаты труда). При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются банком. При заключении трудового договора соглашением сторон могут быть предусмотрены испытания с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. При подписании трудового договора работника знакомят под расписку с правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией.

Прием на работу оформляется приказом руководителя банка (филиала), который объявляется работнику под расписку. В приказе должны быть указаны: наименование должности и структурного подразделения по штатному расписанию, должностной оклад, испытательный срок, если работнику устанавливается испытание при приеме на работу, дата, с которой работник назначается на должность. После подписания приказа сотрудник кадровой службы заполняет на принятого работника форму первичной учетной документации № Т-2 «Личная карточка работника», утверждаемую Госкомстатом России. Основанием для записей являются: паспорт, трудовая книжка, военный билет, документы об образовании, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, свидетельство о постановке на учет в налоговые органы, приказы по личному составу.

Личная карточка формы № Т-2 заполняется на всех работников, в том числе на временных, совместителей и принятых по срочному трудовому договору. При увольнении работника в его личной карточке отмечается дата, номер приказа и причина увольнения. По истечении года карточка направляется в архив на постоянное хранение. На всех рабочих и служащих, проработавших свыше пяти дней, ведутся трудовые книжки в порядке, установленном действующим законодательством.

Также в отделениях СБ РФ ведется работа с резервом кадров на должности руководителей. Работа с резервом в отделениях строится согласно «Положения о резерве кадров на должности руководителей системы Сбербанка России» от 22 ноября 2002 года. В состав резерва включаются работники, которые по своим деловым качествам готовы к замещению вышестоящих должностей, либо обладающие потенциалом роста и развития, достаточным для успешного прохождения целевого обучения по индивидуальным планамподготовки.

С целью периодического подтверждения соответствия работника занимаемой должности в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации организуется и проводится аттестация работников. Аттестация направлена на совершенствование деятельности банка, развитие персонала, выявление перспектив наиболее эффективного использования работников, стимулирование их деловой активности, повышение уровня профессиональной компетентности и ответственности за результаты выполняемой работы.

Основными задачами аттестации работников банка являются:

- оценка профессиональных и деловых качеств;

- определение необходимости проведения дополнительной профессиональной подготовки или повышения квалификации;

- мотивация к эффективной деятельности;

Признавая право сотрудников заниматься иной трудовой деятельностью вне банка, Сбербанк не одобряет работу сотрудников по совместительству, а также на основании гражданско-правовых договоров и иных коммерческих организациях (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности). Сотрудники не вправе заниматься прямо или косвенно какой-либо деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб банку.

Сбербанк предлагает сотрудникам достойную оплату труда и разнообразные льготы, и привилегии, проводит профессиональные конкурсы, творческие викторины, игры КВН и корпоративные праздники. Система вознаграждения труда в Сбербанке основывается на тщательно проработанных передовых принципах:

- прозрачность и справедливость выплат:

Целевой размер дохода сотрудника устанавливается по разряду должности, который присваивается в зависимости от требуемой квалификации, сложности принимаемых сотрудником решений и уровня ответственности за результат своей деятельности.

- внешняя конкурентоспособность:

Банк строит свою политику в области заработной платы на основе ежегодного анализа данных рынка труда по должностям и регионам. По итогам 2013 года средняя заработная плата в Сбербанке составила 58 500 рублей.

- возможность влиять на свой заработок:

От личной эффективности сотрудника напрямую зависит величина переменной части его совокупного вознаграждения.

Для сотрудников действует система оценки личной эффективности «5+». Она учитывает такие параметры, как персональная результативность, совершенствование профессиональных знаний, участие в инновациях и оптимизации рабочего процесса, работа в команде и клиентоориентированность. Оценка по этим критериям проводится ежеквартально и используется для определения размера премиальных выплат. Помимо оценки «5+», для целого ряда должностей предусмотрены системы премий за индивидуальные результаты. Выплаты годового бонуса связаны с прибылью Банка в целом и его отдельных подразделений. В течение последних лет в связи с хорошими финансовыми результатами размер годового бонуса в Сбербанке был выше, чем в других коммерческих банках.

Сбербанк предоставляет сотрудникам систему корпоративных льгот:

1. программа страхования от несчастных случаев и тяжелых заболеваний (полностью финансируется Банком);

2. программа добровольного медицинского страхования (полностью финансируется Банком для всех сотрудников со стажем работы более года);

3. корпоративная пенсионная программа;

4. льготное кредитование;

5. материальная помощь в связи с особыми жизненными обстоятельствами.

В ряде территориальных банков действуют дополнительные виды льгот.

Для работников Сбербанка создан проект «Сбербонус». Он объединяет спецпредложения на услуги и товары от компаний-партнеров банка. Корпоративные скидки распространяются на недвижимость, автомобили, туризм, страхование, мобильную связь, книги и многое другое.

Ежегодно в масштабах всего банка проводится конкурс «Лучший по профессии». Помимо денежного вознаграждения, победители получают большие возможности для карьерного роста. Профессиональные успехи специалистов также отмечаются корпоративными наградами и премиями.

Сбербанк устраивает развлекательные акции, конкурсы и викторины: сотрудники сочиняют рассказы, составляют кроссворды, фотографируют, участвуют в краудсорсинговых проектах и получают за это поощрение. Игры КВН дают возможность посоревноваться в остроумии. Корпоративные праздники делают жизнь коллектива ярче.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.110.120 (0.125 с.)