Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов



3.1 Ведение расчетных и текущих счетов

 

Банковские счета – это расчетные, текущие счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на которые могут зачисляться и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и предпринимателей.

Текущие счета открываются учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью. Они предназначены для проведения расчетов в соответствии с установленными целями. Текущие счета могут быть использованы для зачисления выручки от реализации товаров, осуществления расчетов поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненных к ним платежам; с работниками по выплате им зарплаты.

Текущие счета в иностранной валюте открываются предприятиям и организациям различных форм собственности, а также предприятиям без образования юридических лиц. Текущие счета в иностранной валюте открываются только в уполномоченных банках.

Депозит – один из широко используемых источников привлечения средств банка. Через депозиты банк расширяет возможность кредитных вложений клиентам, другим банкам, что и создает базу для получения доходов (прибыли).

Депозитные счета открываются физическим и юридическим лицам, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Клиент имеет право открывать любое количество счетов.

Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования расчетного счета определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию и тарифом на услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц.

Для открытия банковских расчетных счетов в валюте РФ или иностранной валюте предприятия представляют в банк следующий пакет документов:

· заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером юридического лица. При отсутствии в штате должности главного бухгалтера или другого должностного лица заявление может быть подписано только руководителем юридического лица;

· свидетельство о государственной регистрации (копия, заверенная нотариально);

· документы, подтверждающие правовой статус юридического лица (копия, заверенная нотариально);

· свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник);

· документ, подтверждающий регистрацию в Фонде социального страхования РФ (подлинник);

· карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная нотариально;

· документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счетом;

· анкетные данные на должностных лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати, уполномоченных распоряжаться счетом.

Пакет документов на открытие счета передается предприятием сотруднику структурного подразделения банка, обслуживающего юридических лиц. Если представитель предприятия не обладает правом действовать в интересах организации без доверенности, он должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность на заключение договора банковского счета и открытие счета.

Операционным работником банка производится первичный контроль представленных документов, после чего они передаются в юридическую службу банка для проверки на соответствие требованиям нормативных актов РФ и Банка России.

После проверки документов юридической службой и получения разрешительной надписи руководителя банка, на заявлении на открытие счета в бухгалтерскую службу передается для открытия счета заявление с приложением заверенной карточки с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати.

Сотрудник бухгалтерской службы присваивает номер счета клиенту и регистрирует его в "Книге регистрации открытых и закрытых счетов клиентов".

Номер счета клиента проставляется на заявлении и на его карточке с образцами подписей и оттиска печати.

После открытия счета, завизированного главным бухгалтером, карточки с образцами подписей и оттиском печати, с указанием на них порядка и периодичности выдачи выписок счета, передаются в структурное подразделение.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати хранится в специальной картотеке у операционного работника банка, ведущего счет клиента.

После открытия счета пакет документов передается в структурное подразделение, на которое возложены обязанности по хранению юридических дел, для помещения в "Юридическое дело клиента".

Банк начинает предоставлять набор услуг, связанных с открытием и ведением расчетного счета клиента, организацией и проведением безналичных расчетов, выполнением операций с наличными деньгами, только после открытия клиентом счета в коммерческом банке.

Закрытие счета может быть осуществлено по решению владельца счета, собственника имущества, предприятия, банка, арбитражного суда. Договор банковского счета может быть расторгнут по инициативе клиента в любое время и без всяких условий. Банк может расторгнуть договор о расчетно-кассовом обслуживании в случаях предусмотренных договором:

· несоблюдение требования минимального размера остатка по счету;

· в течение месяца со дня предупреждения об этом клиента банка;

· при отсутствии операций по счету в течение года.

Прекращение договорных отношений осуществляется в два этапа:

· расторжения договора;

· закрытие счета.

В семидневный срок после расторжения договора остаток, имеющийся на счету, должен быть либо выдан клиенту, либо перечислен на другой счет.

Счет может быть закрыт при признании предприятия банкротом, в случае принятия решения о запрете деятельности данного субъекта хозяйствования и в других предусмотренных законом случаях: при изменении характера деятельности, связанным с утратой хотя бы одного из признаков, необходимых для данного вида счета; по решению органа, создавшего предприятие.

 

 

3.2 Кассовые операции

 

Ведение кассовых операций в банках регламентируется Положением Центрального Банка России за N 318-П от 24.04.2008 года "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации". Положение вступило в силу с 01 сентября 2008 года, а абзац четвертый пункта 2.11 Положения вступает в силу с 01 января 2009 года.

Положение ЦБ "О порядке ведения кассовых операций …" охватывает обширный круг вопросов. Им определяется и устанавливается следующий порядок кассовых операций:

1) Порядок ведения кассовых операций с валютой Российской Федерации в виде банкнот и монеты Банка России (далее - наличные деньги) при осуществлении банковских операций и других сделок;

2) Порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России (далее - сомнительные денежные знаки Банка России);

3) Порядок работы с неплатежеспособными, не имеющими признаков подделки денежными знаками Банка России (далее - неплатежеспособные денежные знаки Банка России);

4) Порядок работы с денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации (далее - имеющие признаки подделки денежные знаки Банка России);

5) Правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации.

Новое Положение от 24.04.2008 года за N 318-П более подробно расписывает технические тонкости по ведению кассовых операций, хранению, перевозке и инкассации денежных средств. Так, например, изменения коснулись формы препроводительной ведомости к инкассаторской сумке с денежной наличностью (приложение №8 к Положению Банка России №318-П от 24.04.08), формы доверенности инкассаторов и др. Из Положения Центрального Банка России за N 318-П от 24.04.2008 года "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" для физических лиц в основном необходимо знать следующие пункты:

1) В соответствии с пунктом 1.1. Положения, кассовые операции по приему, выдаче, размену, обмену, обработке наличных денег осуществляются с находящимися на обслуживании в кредитной организации клиентами - физическими лицами. Другими словами, ни один из банков не имеет право отказать вам в обслуживании и в обмене допустим порванных/ветхих купюр или в обмене/размене мелочи. Правда, кассовые работники банков очень неохотно осуществляют обмен монет мелкого достоинства на более крупные купюры. А чтобы у кассовых работников не возникало причин для отказа в обмене мелких монет (5, 10, 50 копеек) на более крупную купюру, лучше всего в банк принести заранее рассортированные по достоинству монеты. Отдельные операции могут быть платными.

2) В соответствии с пунктом 2.9. осуществление приходных или расходных кассовых операций, кассовыми работниками кредитной организации на приходных или расходных кассовых документах проставляется оттиск штампа кассы. При приеме, выдаче наличных денег в послеоперационное время кредитной организации кассовыми работниками проставляется оттиск штампа кассы с отличительными признаками, указывающими на то, что операции осуществлялись в послеоперационное время кредитной организации.
Вместо штампа кассы на приходных, расходных кассовых документах может проставляться оттиск программно-технического средства, с применением которого осуществлялось оформление приходных, расходных кассовых операций.

3) В соответствии с пунктом 2.10. Положения, кассовым работникам при осуществлении кассовых операций запрещается:

 

a. выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам), минуя бухгалтерских работников, при отсутствии системы контроля, предусмотренной в пункте 2.6 настоящего Положения;

b. убирать из поля зрения клиента, принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы;

c. хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов наличные деньги;

d. уничтожать, производить гашение сомнительных, имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России, в том числе путем проставления штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту.

 

3.3 Расчеты платежными поручениями

 

Платежное поручение - письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку оплатить указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств, за счет средств, находящихся на расчетном счете плательщика. Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной и используемой формой безналичных расчетов.

Платежное поручение должно содержать следующие обязательные реквизиты:

- порядковый номер платежного поручения (для платежных поручений в течение года применяется сквозная нумерация - 1, 2, 3, 4 и т.д.), а также дату его составления;

- сумму денежных средств, перечисляемых по данному платежному поручению;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)1, наименование плательщика и получателя денежных средств, а также их платежные реквизиты:

- номер банковского счета;

- наименование банка, в котором открыт данный счет;

- корреспондентский счет и банковский идентификационный код (БИК) банка;

- основание для осуществления платежа.

Указанная в платежном поручении дата его составления имеет очень большое значение, так как в соответствии с действующим законодательством платежное поручение действительно и может быть предъявлено в банк в течение 10 дней с даты составления платежного поручения.

Для осуществления перевода денежных средств с помощью платежного поручения плательщик должен предоставить в обслуживающий его банк заполненные платежные поручения в количестве, необходимом для проведения расчетов.

Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк четыре экземпляра платежного поручения о переводе денежных средств получателю.

1. Возникают обязательства плательщика перед получателем по оплате определенной суммы денежных средств (купля-продажа товаров или других ценностей, оказание услуг, иные основания).

2. Банк плательщика списывает с его банковского счета сумму платежа, ставит на платежном поручении отметку об исполнении и передает четвертый его экземпляр плательщику.

3. Банк плательщика переводит сумму платежа в банк получателя и передает ему второй и третий экземпляры платежного поручения. Первый экземпляр с подписями и печатью плательщика и с отметкой об исполнении остается в банке плательщика и подшивается в документы дня.

4. Банк получателя зачисляет полученные денежные средства на счет получателя, ставит отметку об исполнении на полученных экземплярах платежного поручения и передаёт один из них получателю, а другой подшивает в документы дня из которых ставятся подписи и печать плательщика (которые должны совпадать с образцами подписей и печати на банковской карточке). Если платежное поручение предоставляется в банк в течение операционного (банковского) дня (который длится, как правило, с 9.00 до 13.00), то перевод денежных средств по нему осуществляется в тот же день, в ином случае - на следующий рабочий день. При исполнении платежного поручения клиента на всех его экземплярах ставится отметка банка об исполнении с указанием даты, на которую был осуществлен перевод денежных средств. При этом последний экземпляр передается клиенту для отражения операций по списанию денежных средств в его бухгалтерском учете. Кроме того, клиенту предоставляется выписка из его счета о движении денежных средств по счету, в которой указывается следующее:

 

 

3.4 Расчеты по инкассо

 

Расчеты по инкассо - это форма проведения безналичных расчетов, когда клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента.

В настоящее время расчеты по инкассо осуществляются на основании двух видов расчетных документов: инкассового поручения и платежного требования-поручения.

И инкассовое поручение, и платежное требование-поручение представляют собой оформленное требование кредитора (получателя денежных средств) к должнику (плательщику) оплатить сумму задолженности на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов. Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.

Для осуществления платежа по платежному требованию-поручению необходимо, чтобы плательщик акцептовал его, т.е. дал согласие на его оплату. Поэтому при получении платежного требования-поручения банк, обслуживающий плательщика, должен предъявить это требование плательщику для получения акцепта. Если плательщик согласен оплатить платежное требование-поручение, он скрепляет документ подписями лиц, уполномоченными распоряжаться счетом в соответствии с банковской карточкой, и ставит на нем свою печать. После этого данное платежное требование-поручение оплачивается за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика. При отказе плательщика в выдаче акцепта платежное требование-поручение с приложенными к нему документами возвращается кредитору (получателю денежных средств). Если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то, помимо подписей и печати, он в графе «сумма к оплате» проставляет сумму, подлежащую списанию с его счета.

В отличие от платежного требования-поручения, списание средств со счета плательщика по инкассовому поручению осуществляется в безакцептном порядке, т.е. согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре. Но в силу такого порядка исполнения инкассовых поручений они могут выставляться только в строго определенных случаях. В соответствии с действующим законодательством инкассовые поручения могут быть выставлены налоговыми и таможенными органами, внебюджетными фондами, предприятиями связи, на основании исполнительного листа арбитражного суда, а также в случае, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком. При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.

 

 

3.5 Расчеты чеками

 

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чеки могут использоваться как физическими, так и юридическими лицами. При этом расчеты чеками Между физическими лицами не допускаются.

Бланки чеков изготавливаются по единому образцу и являются документами строгой отчетности. Они печатаются на типографии Госзнака, и каждый из них имеет свои уникальные серию и номер. Как правило, чеки оформляются в виде чековой книжки, содержащей определенное количество бланков чеков. Юридические и физические лица покупают чековые книжки в обслуживающем их банке, который, в свою очередь, покупает их в ЦБ РФ.

В соответствии с действующим в России законодательством, расчеты за товары и услуги могут производиться чеками. Покупатель или заказчик (далее чекодатель) выписывает продавцу или исполнителю (далее чекодержателю) чек на сумму стоимости поставленных товаров или оказанных услуг. Чекодержатель предъявляет чек в банк, который осуществляет его оплату. Чекодатель или чекодержатель могут запретить оплату чека наличными денежными средствами путем проставления на его лицевой стороне надписи «расчетный». Зачеркивание данной надписи не допускается.

На территории Российской федерации чек подлежит оплате в течение:

10 дней - если он выписан на территории РФ;

20 дней - если он выписан на территории государств - членов СНГ;

70 дней - если он выписан на территории иных государств.

Чекодатель может установить определенный банк-плательщик по чеку. Это достигается с помощью кроссирования. Кроссирование производится путем проведения параллельных линий на лицевой стороне чека, между которыми вписывается наименование банка-плательщика. Банк может принять кроссированный чек к оплате только от своего клиента или от другого банка. Это означает, что если чекодержатель не является клиентом банка-плательщика, то он может предъявить чек к оплате только через обслуживающий его банк.

Порядок осуществления расчетов чеками можно представить в следующем виде:

1. Чекодатель и банк заключают между собой договор, в соответствии с которым банк обязуется оплачивать чеки, выписанные чекодателем. Банк выдает чекодателю чековую книжку.

2. Чекодержатель осуществляет поставку товаров или оказывает определенные услуги чекодателю.

3. Чекодатель оплачивает их стоимость путем выписки чека чекодержателю на соответствующую сумму.

4. Чекодержатель предъявляет чек в банк-плательщик для оплаты.

5. Банк выплачивает чекодержателю сумму, указанную в чеке.

6. Чекодатель и банк осуществляют между собой расчеты по оплаченным банком чекам. Банк может осуществлять оплату чеков, выписанных чекодателем, за счет следующих источников:

- денежных средств, депонированных чекодателем на специальном счете;

- остатка денежных средств на счете чекодателя, открытом в банке-плательщике;

- за счет собственных средств, которые считаются предоставленными чекодателю в кредит. В этом случае чекодатель и банк должны заранее согласовать между собой процентную ставку за пользование этим кредитом и сроки его погашения.

 

 

3.6 Расчеты аккредитивами

 

Аккредитив - это форма проведения безналичных расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т.е. банк плательщика, именуется банком-эмитентом. Если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим банком. Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов. Поэтому расчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются чаще всего при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с российским законодательством могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

- отзывные или безотзывные.

Покрытым (депонированным) аккредитивом считается аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (со счета плательщика или в виде предоставленного ему кредита) в распоряжение банка — получателя денежных средств (исполняющего банка), который и должен проводить расчеты в соответствии с условиями аккредитива.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив представляет собой аккредитив, при котором исполняющему банку предоставляется право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.

Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств. Если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он является отзывным. Исполняющий банк обязан осуществлять платежи и иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не было получено уведомление об изменении условий аккредитива или о его аннулировании.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя денежных средств по нему.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и получателем денежных средств, в котором также оговаривается следующее:

1. Плательщик и получатель денежных средств заключают между собой договор (купли-продажи или оказания услуг), расчеты по которому предусматриваются в форме аккредитива.

2. Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк (банк-эмитент) заявление об открытии аккредитива, на основании которого банк-эмитент списывает денежные средства, составляющие сумму аккредитива, со счета плательщика.

3. Банк-эмитент передает исполняющему банку экземпляр заявления об открытии аккредитива и переводит ему сумму аккредитива.

4. Исполняющий банк извещает получателя денежных средств об открытии аккредитива в его пользу.

 

 

3.7 Безналичные платежи с использованием банковских карт

 

Пластиковая (банковская) карта - это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет владельца карты. Порядок проведения расчетов с помощью пластиковых карт в Российской Федерации регулирует Положение от 09.04.98 № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

Осуществлять эмиссию пластиковых (банковских) карт в нашей стране могут только кредитные организации. Они могут выпускать банковские карты как для физических, так и для юридических лиц (корпоративная карта) при условии, что их лицензия позволяет осуществлять расчеты по счетам указанных лиц. По виду проводимых расчетов и карты физических лиц, и корпоративные карты можно разделить на два типа.

1. Расчетная карта - банковская карта, позволяющая ее Держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) распоряжаться денежными средствами на специально открытом для этого счете в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом, для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов и расходов представительского характера и/или получения наличных денежных средств. Данный тип карт в международной практике носит название дебетовых карт.

2. Кредитная карта - банковская карта, позволяющая ее держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) осуществлять операции в размере предоставленной банком-эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом в соответствии с условиями договора с владельцем карты, для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов и расходов представительского характера и/или получения наличных денежных средств.

Банк также может выпускать дебетно-кредитную карту, которая позволяет ее держателю распоряжаться как средствами на специальном счете, так и кредитом, предоставленным ему банком-эмитентом.

Расходный лимит, упомянутый при описании основных типов пластиковых (банковских) карт, представляет собой максимальную сумму денежных средств, доступную держателю карты в течение определенного периода для совершения операций с использованием банковских карт.

Порядок осуществления расчетов с использованием пластиковых карт:

1. Банк-эмитент заключает с представителем платежной системый договор, на основании которого он приобретает право эмитировать пластиковые карты, обслуживаемые данной платежной системой.

2. Владелец карты открывает в банке-эмитенте специальный банковский счет и заключает с ним договор на обслуживание; банк-эмитент выдает владельцу карты банковскую карту.

3. Владелец карты, желая получить товар, услугу или наличные деньги, предоставляет в ПОС или вставляет в банкомат банковскую карту и вводит свой ПИН-код.

4. ПОС или банкомат осуществляет авторизацию карты.

5. В случае успешного завершения процедуры авторизации POS -терминал или банкомат списывает сумму сделки с банковской карты и выдает держателю карты слип (который он, как правило, должен подписать); владелец карты получает товар, услуги или наличные деньги; банковская карта возвращается владельцу карты.

6. В конце каждого рабочего дня ПОС передает в банк-эквайоетэ слипы, которые служат документарным основанием для проведения расчетов.

7. Банк-эквайрер осуществляет расчеты с ПОС по предоставленным слипам, зачисляя их общую сумму на банковский счет ПОС.

8. Банк-эквайрер передает в процессинговый центр информацию о проведенных им расчетах по пластиковым картам.

9. Процессинговый центр обрабатывает всю полученную за день информацию, формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками — участниками платежной системы и доводит их до всех участников расчетов.

10. Участники расчетов осуществляют погашение взаимных обязательств, возникших при проведении операций с использованием пластиковых (банковских) карт.

11. Банк-эмитент и владелец карты осуществляют между собой расчеты по операциям по пластиковой карте, принадлежащей владельцу карты:

- по расчетной (дебетовой) карте банк-эмитент списывает денежные средства с банковского счета владельца карты;

- по кредитной карте владелец карты погашает предоставленный ему кредит и уплачивает проценты по нему (это происходит с определенной периодичностью, как правило один раз в месяц).

 

 

3.8 Расчеты по счетам бюджетов различных уровней

 

Статьей 215 Бюджетного кодекса установлено казначейское исполнение бюджета, т.е. органами ФК. Бюджеты всех уровней исполняются на основе единства кассы, а это предполагает использование единого счета. Основным нормативным актом, регулирующим исполнение бюджета, является Бюджетный кодекс РФ.

Подавляющую часть бюджетных счетов ведут БР и территориальные подразделения БР, там, где нет подразделения БР, счета бюджетов могут вести «Сбербанк» РФ (отделения) или КБ на конкурсной основе.

Поэтому органы ФК являются клиентами банка в основном клиентами БР. КБ могут привлекаться для проведения операций по следующим направлениям:

1. Для осуществления операций по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе (бюджетные кредиты)

2. Для обслуживания счетов бюджетов, если отсутствует территориальное учреждение БР

3. Для открытия счетов, обслуживающих расчеты по сделкам с государственных и муниципальных цен. бумагами

Доходные и расходные счета Фед.бюджета органов Фед казначейства сосредоточены в основном в учреждениях БР (60%), в учреждениях Сбербанка РФ (38%), в др. банках (2%).

Счета Федерального бюджета могут открываться только органами Фед.казначейства (ОФК) – территориальному и главному Управлению Фед.казначейства (УФК), Минфину России. Открываемые счета обслуживаются на основании договора с учетом особенностей установленных Бюджетным кодексом.

В КО для учета средств бюджетов различных уровней органом, исполняющим бюджет и получателям открываются счета 401-404:

401-Средства Федерального бюджета

402-Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

403-Прочие средства бюджетов

404-Средства государственных внебюджетных органов.

Режим счетов определен правовыми актами Минфина России и положением БР №205 П от 05.12.2002

Балансовые счета, использованные БР и КБ по назначению, могут быть разделены на 5 групп:

1. Пассивные счета, на которые зачисляются доходы бюджетов различных уровней. К ним относятся счета 40101, 40201, 40204

40101-Доходы, распределяемые органами Фед.казанчейства (ФК) между уровнями бюджетной системы РФ

40201-Средства бюджетов субъектов РФ

40204-Средства местных бюджетов.

По Кт счета проводятся суммы поступивших доходов (налогов, сборов и д.т.)

По Дт. проводятся суммы перечисленные ОФК на счета соответствующих бюджетов, а также возврат плательщикам налогов

2.Пассивные счета ОФК на них отражается расходная часть бюджетов – 40105, 40116

По Кт отражается полученные ОФК средства для зачисления на лицевые счета получателей бюджетных средств в ОФК

По Дт проводятся выдаваемые и переселяемые с лицевых счетов средства. По окончании бюджетного года счета по учету средств Фед.бюджета не закрывается. В аналитическом учете ведутся отдельные лицевые счета ОФК.

3.Пассивные счета, открываемые банками для учета средств выделенных распорядителем бюджетных средств и бюджетополучателя на расходы, миную ОФК: 40106, 40202, 40205, 40107, 40203, 40206.

По Кт. проводятся суммы, поступившие для расходования, по Дт. перечисляемые на текущие счета бюджетополучателей.

4.Активные и пассивные счета, на которых учитываются операции Минфина РФ по финансированию и кредитованию за счет средств Фед.бюджета:40108, 40109, 40110, 40111, 40307, 40308, 40310, 40311.

ПоДт. пассивных счетов отражается возврат органами средств Фед.бюджета выделяемых для финансирования и кредитования.

На активных счетах по Дт.отражаются операции по финансированию и кредитованию поступившие на эти цели.

5.Пассивные счета для учета средств внебюджетных фондов: 40401, 40402, 40403, 40404, 40406, 40408, 40409, 40410.

По Кт. отражаются средства, поступившие в соответствии внебюджетные фонды, а по Дт. операции по расходованию средств фондов. В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждому распорядителю средств.

Для отражения счетов 401-404 средств бюджетов разных уровней заключается договор банковского счета и предоставляются все необходимые документы как для открытия банковского счета.

 

 

3.9 Организация межбанковских расчетов

 

Межбанковские расчеты возникают в том случае, когда плательщик и получатель средств имеют счета в разных банках, а также при взаимном кредитовании банков.

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов:

1) централизованный - расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР;

2) децентрализованный - основан на корреспондентских отношениях банков друг с другом.

Проведение расчетов через систему РКЦ.

В России преобладают централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ).

Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет.

Отношения между ЦБ и обслуживаемой им кредитной организацией (филиалом) при осуществлении расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета).

Договор счета заключается на согласованный сторонами срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности КБ и ЦБ при совершении расчетных операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов ЦБ (овердрафт).

Кредитная организация определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в РКЦ расчетные документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). Банками используется авизо – официальное извещение о выполнении расчетной операции.

Расчетные документы клиентов, а также КБ по собственным операциям, на бумажных носителях представляются в РКЦ в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов.

Операции по списанию денежных средств с корсчета КБ или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской на бумажном носителе или в виде электронного служебно-информационного документа.

КБ (филиалам), открывшим корсчета (субсчета) в РКЦ, с целью их однозначной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются БИКи (банковские идентификационные коды) участников расчетов.

Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой вычислительных центров (ВЦ).

 

 

4. Организация и учет депозитных операций

4.1 Пассивные депозитные операции

 

Депозитные операции — это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей — наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов — срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.

Пассивные депозитные операции заключаются в привлечении средств предприятий, учреждений, банков и населения во вклады на срок и до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится до 95 % пассивов.

По экономическому содержанию депозиты подразделяются на 3 группы:

1. Срочные депозиты (с разновидностью – депозитными сертификатами) классифицируются по срокам: депозиты со сроком до 3 месяцев; от 3 до 6; от 6 до 9; от 9 до 12; свыше 12.

Недостатки срочных депозитов для клиентов – в их низкой ликвидности и невозможности использования этих средств для расчётов и платежей, а также для получения наличных. Для банка недостаток – в необходимости выплаты повышенных процентов по вкладам и снижении таким образом маржи (разницы между процентом по активным и по пассивным операциям).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 4966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.122 с.)