Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация аудиторской проверки бухгалтерской отчетности

Поиск

 

1. Основные этапы аудиторской проверки

2. Подготовка аудиторской проверки

3. Планирование аудита. Аудиторский риск

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

 

Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов напрямую зависит от уровня их профессио­нализма, правильности применения методологии и методики контроля, использования передового опыта. Поскольку каждая аудиторская про­верка ограничена во времени аудиторам всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские про­цедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объ­ективного заключения. Для успешной реализация целей конкретной ау­диторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.

В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности РФ основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

- планирование аудита;

- получение аудиторских доказательств;

- использование работы других лиц и контакты с руководством эконо­мического субъекта, третьими сторонами;

- документирование аудита;

- обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтер­ской отчетности экономического субъекта.

Названные мероприятия целесообразно осуществлять в рамках четы­рех основных этапов проведения аудита:

1. Подготовка аудиторской провер­ки. На подготовительном этапе происходит установление взаимоотноше­ний между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До за­ключения договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организа­ция должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

2. Планирование аудита осуществляется после заключения договора об оказании аудиторских услуг в соответствии с требованиями Федеральных правил (стандартов) и условиями договора. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудиторы оценивают аудиторский риск и определяют содержание, масштаб и ко­личество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской группы.

3. Выполнение аудиторских процедур – производится сбор ауди­торских доказательств и их документирование.

4. Оформле­ние результатов аудита – обобщаются материалы проверки, формулируется мнение аудиторской организации относитель­но достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия ее действую­щему законодательству, составляется информация руководству проверяе­мого предприятия и аудиторское заключение.

 

ПОДГОТОВКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

 

Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяются с уче­том объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. В настоящее время на рынке действует значительное количество аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно. Это соз­дает возможность выбора предприятием той аудиторской организации, которая окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях. Сделав свой выбор, предприятие направляет аудиторской организации официальное именное письмо-предложение о проведении аудита или уведомляет его о готовности сотрудничества иным способом.

Для того, чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предот­вратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны в свою очередь иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяс­нить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудита. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиен­тов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономического развития России, когда сохраняется высокая нестабильность на­логового законодательства, а многие предприятия нарушают действую­щие правила ведения учета и составления отчетности.

Аудиторская opгaнизация должна понимать деятельность проверяемого предприятия в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, существенно влияю­щие на достоверность бухгалтерской отчетности, ход проверки и выводы по ее результатам. Аудиторам необходимо сосредоточить внимание на изучении основной, инвестиционной деятельности предприятия и прочих операций.

К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие:

- определение цели проверки у данного клиента и возможного использо­вания ее результатов;

- определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройст­ва, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомления с учредительными и другими внутренними документами;

- выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;

- предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обе­спечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;

- знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внут­ренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми ор­ганами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и други­ми пользователями финансовой отчетности клиента;

- экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии;

- получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, раз­личных организаций, из средств массовой информации и т. д.);

- предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

- оценка собственной способности аудиторской организации к выпол­нению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регу­лирования и т. д.

Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется на­править руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Это письмо рас­сматривается в качестве официального ответного документа, устанавли­вающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предпри­ятием до заключения договора.

В содержании письма должны быть раскры­ты:

- цель аудита и его объекты;

- сроки проведения проверки;

- ответствен­ность аудиторской организации перед клиентом и ее обязательство о со­хранении коммерческой тайны;

- обязательства клиента по предоставле­нию необходимой для проверки информации;

- ответственность руково­дства предприятия-клиента за достоверность финансовой информации и отчетности;

- нормативные акты, на основании которых будет проводится аудит;

- возможный риск невыявления неточностей и ошибок в учете и отчетности клиента;

- форма отчетности аудиторской организации по ре­зультатам проверки; условия оплаты выполненной работы.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиен­том письмо-обязательство о согласии на проведение аудита в соответст­вии с Гражданским кодексом РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенное аудиторской организацией. Ес­ли же ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство аудиторской организации может не составляться, либо содержать дополнительную информацию для клиента.

При достижении между аудиторской организацией и предприятием-клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляет­ся договор на оказание аудиторских услуг, который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон. Общие положения такого дого­вора определяются Гражданским кодексом РФ. Но в отличие от других до­говоров возмездного оказания услуг он имеет ряд особенностей, это прежде всего учет уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между аудиторской организацией и клиентом, а также учет интересов третьих лиц (потребителей финансовой информации).

В договоре следует точно сформулировать права, обязанности и ответст­венность сторон, сроки выполнения работ. Целесообразно отразить в нем перечень причин, по которым аудиторская организация может выдать кли­енту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения, а также установить окончательные сроки представления клиентом докумен­тов для проверки. В договоре фиксируется стоимость аудиторских услуг и порядок расчетов. Определенную финансовую независимость аудиторской организации от клиента может обеспечить указание на частичную или пол­ную предоплату стоимости услуг Возможно также включение в договор пункта, обязывающего клиента оказывать помощь аудиторам (выделять ра­ботников для проведения инвентаризации, предоставлять рабочий кабинет, транспорт для выезда в командировки и т.п.). В текст договора в соответст­вии с пожеланиями сторон по договору могут быть также включены:

- примерный календарный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы аудиторов;

- общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;

- уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

- согласие руководства предприятия на использование результатов, по­лученных предшествующей аудиторской организацией;

- указания по ограничению ответственности аудиторской организации;

- порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе ока­зания аудиторских услуг;

- условия дальнейшего развития договорных отношений между ауди­торской организацией и предприятием.

В зависимости от поставленной в договоре цели аудита результаты проверки могут оформляться заключением, отчетом или справкой. Эти данные носят конфиденциальный характер, и ответственность за их раз­глашение аудиторами также может быть предусмотрена в договоре.

Важным моментом при заключении договора является оценка стои­мости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского рис­ка, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (одно­кратное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определенного периода времени) характер, исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае достижения повторного соглашения об оказании аудиторских услуг усло­вия договора могут пересматриваться. Изменения и дополнения к дого­вору должны быть оформлены в письменном виде.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА. АУДИТОРСКИЙ РИСК

 

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудиторской организации необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита осуществляется с целью:

- установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

- определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;

- определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.

Аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудиторов с финансово-хозяйственной дея­тельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внут­ренних факторов. Аудиторы должны получить необходимую информа­цию на основе личных бесед с руководством и специалистами предпри­ятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налого­вых органов, службы внутреннего аудита и т.д. Такая информация обобщается в рабочем документе "Основная информация о клиенте".

На этапе предварительного планирования, осуществляется общее зна­комство с системой внутреннего контроля. В процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтер­ского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее месте в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профес­сионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, приня­тых мерах- по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтер­ского учета и достоверности отчетности.

Если по результатам общего знакомства будет сделан вывод о нена­дежности системы внутреннего контроля, "низком" ее уровне, то пола­гаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если по мнению внешних аудиторов можно доверять системе внутреннего контроля пред­приятия, то им предстоит выполнить в дальнейшем первичную оценку надёжности этой системы и подтвердить достоверность такой оценки на этапе выполнения аудиторских процедур по однород­ным группам хозяйственных операций.

Если на предприятии создана служба внутреннего аудита, то в про­цессе планирования аудиторской проверки следует также оценить работу этой службы. Для формирования такой оценки изучается:

- организационный статус: положение службы внутреннего аудита в сис­теме управления предприятия, ее возможности и способность соблю­дать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обя­занностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, наклады­ваемых руководством и (или) собственниками предприятия на внут­ренний аудит;

- компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт ра­боты) внутренних аудиторов, политика найма, обучения и повышения их квалификации, степень понимания ими стоящих задач и проблем;

- профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы службы внутреннего аудита, наличие и со­держание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабо­чих программ и рабочей документации;

- функциональные рамки: содержание и объем работы, которую вы­полняет служба внутреннего аудита;

- уровень значимости: рассматриваются и принимаются ли к исполне­нию руководством и (или) собственниками предприятия рекоменда­ции внутреннего аудита.

В том случае, если аудиторская организация характеризует деятель­ность службы внутреннего аудита как достаточно эффективную, то ре­зультаты ее работы могут использоваться при проведении проверки. Это позволит сократить объем аудиторских процедур, но только после допол­нительного ознакомления внешних аудиторов с рабочей документацией внутреннего аудита.

Затем формируется группа аудиторов и распределяются обязанности и ответственность между ними. В состав группы для проведения проверки включаются квалифицированные (старшие, ведущие) аттестованные ау­диторы, назначаемые ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторы-ассистенты. Последние, как правило, не имеют ауди­торских аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу. При этом следует учиты­вать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита, предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной и квалифи­кационный уровень членов группы. Указанные сведения обобщаются в рабочем документе "Состав аудиторской группы и распределение обязан­ностей внутри группы".

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна получить дополнительные сведения о проверяемом предприятии, которая обобщается в рабочем документе "Дополнительная информация о клиенте". В Процессе подготовки об­щего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливает­ся приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позво­ляющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются зна­чимые для аудита области, намечается объем и последовательность вы­полнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отно­шениях представляет такую степень точности ее показателей, при кото­рой квалифицированный пользователь этой отчетности делает правиль­ные выводы и принимает правильные экономические решения.

Аудиторы обязаны принимать во внимание две стороны существенно­сти: качественную и количественную.

С качественной точки зрения они должны использовать свое профессиональное суждение для определения того, существенны ли отмеченные в ходе проверки отклонения.

С коли­чественной точки зрения устанавливается, превосходят ли по отдельно­сти и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий - уровень существенности.

Уровень существенности - это предельное значение ошибки бухгалтер­ской отчетности, начиная с которой ее квалифицированный пользова­тель с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.

Концепция существенности (материальности) используется как осно­ва для планирования проверки при определении содержащих ошибки статей бухгалтерской отчетности, оценки материалов собственных иссле­дований и принятия решений о содержании аудиторского заключения. Перед началом провер­ки аудиторская организация должна решить, какую общую сумму ошиб­ки, следует считать существенной. Такая предварительная оценка позволяет аудиторам организовать процесс сбора необходимых доказательств. При этом принимается допущение, что число аудиторских доказательств обратно пропорционально установленному уровню ошибки.

Определение существенности зависит от опыта и квалификаций ауди­торов и определяется ими самостоятельно для каждого клиента с учетом объема и специфики его деятельности (размер предприятия, величина ва­ловой прибыли, стоимость активов, величина капитала, сумма текущих обязательств и др.). Уровень существенности устанавливается как для каж­дого из этих показателей, так и для отчетности в целом. Однако не все ошибки можно оценить количественно. Например, следует учитывать та­кие обстоятельства, как нежелание клиента раскрывать определенного ро­да информацию (незаконный характер отдельных операций, нарушение условий контракта и др.).

Поэтому на практике различные аудиторы по-разному решают про­блему определения существенности. Некоторые прибегают к точным ко­личественным критериям оценки, другие полагаются на свой опыт и ин­туицию, считая что отклонение показателя до 5% будет незначительным, а свыше этой величины - существенным. При этом во внимание прини­маются различные факторы:

- абсолютная величина ошибка. Для различных условий она может быть признана или допустимой или неприемлемой;

- относительная величина ошибки - это отношение вероятной ошибки к базовой величине, в качестве которой принимается валовая при­быль, сумма активов, сумма текущих активов и др.;

- содержание статьи отчетности. Возможные ошибки по счетам лик­видных активов рассматриваются как более существенные вследствие их относительной "доступности" для нарушений;

- конкретные цели использования аудиторского заключения;

- неопределенность финансового положения предприятия предполагает возможность утраты им платежеспособности в обозримом будущем требует от аудиторской организации более строгих критериев оценки материальности";

- кумулятивный эффект. Аудиторам следует оценивать общий эффект известных и возможных ошибок. Например, нельзя оценивать как не­существенную каждую из пяти ошибок в сумме 2000 руб., увеличи­вающих валовую прибыль, для которой существенной является ошиб­ка в сумме 10 000 руб.

Оценивая существенность, аудиторы используют два основных подхода:

- индуктивный подход, который заключается в определении существен­ности отдельных статей отчетности, а затем путем суммирования оце­нок рассчитывается общая существенность в целом. Но такой подход следует применять осторожно, так как для одной статьи отчетности Ошибка может быть несущественной, а для другой - существенной. Например, ошибка в 10 000 руб. может быть несущественной для де­биторской задолженности, но существенной для прибыли от продаж;

- дедуктивный подход, который заключается в определении общей вели­чины допустимой ошибки и последующим ее распределении между статьями отчетности. Это распределение носит условный характер, но полезно для определения того, какие данные и в каком объеме следу­ет собрать в отношении разных счетов. Такой подход позволяет избежать ситуации, когда сумма оценки существенности по отдельным статьям превышает допустимую величину для отчетности в целом или отдельно для бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках.

Единый уровень существенности рассчитывается на основе значений базовых показателей предприятия-клиента и оформляется в виде соответствующего рабочего документа.

 

Рабочий документ "Определение единого уровня существенности по бухгалтерской отчетности предприятия-клиента за 200_год"

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгал­терской отчетности, тыс. руб. Доля, в % Значение, применяе­мое для нахождения уровня существенно­сти, тыс. руб.
         
  Балансовая (чистая) прибыль      
  Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обяза­тельных платежей) 2 900    
  Валюта баланса 4 300    
  Собственный капитал      
  Общие затраты 2 000    

 

Для обоснования уровня существенности руководитель аудиторской группы должен проанализировать числовые значения.

Максимальное и минимальное значения показателя мо­гут быть исключены из расчета. На базе оставшихся показателей рассчи­тывается средняя величина, которую для удобства дальнейшей работы можно округлить. При этом после округления ее значение должно от­клоняться от расчетного не более чем на 20% в ту или иную сторону. Данная величина является единым показателем уровня существенности, который фиксируется в общем плане и программе аудиторской проверки. Если предприятие-клиент по итогам года имеет небольшую по вели­чине чистую (нераспределенную) прибыль, которая с учетом анализа по­казателей за предыдущие годы является нехарактерной для данного предприятия, то в таблицу этот показатель не включается. Базовые пока­затели для определения уровня существенности устанавливаются ауди­торской организацией на основе анализа показателей финансово-хо­зяйственной деятельности потенциальных предприятий-клиентов. Эти показатели могут корректироваться при наличии следующих оснований:

- изменение законодательства в области бухгалтерского учета и налого­обложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;

- изменение законодательства в области аудита, устанавливающие тре­бования к методам определения уровня существенности;

- изменение аудиторской специализации организации;

- значительное изменение состава экономических субъектов, подлежа­щих аудиту, с точки зрения их принадлежности к другим отраслям производства или другому роду деятельности;

- смена руководства аудиторской организации.

Аудит бухгалтерской отчетности всегда связан с риском двух видов:

1. Предпринимательский риск означает, что аудиторская организация мо­жет полностью или частично не получить оплату за выполненную работу независимо от ее результата из-за конфликта с клиентом, или к ней могут быть применены штрафные санкции. Он определяется рядом факторов: конкурентоспособностью аудиторской организации, финансовым состоя­нием клиента, характером операций клиента, компетентностью админист­рации и учетного персонала и др. К финансовым потерям в виде штрафов, а также к подрыву деловой репутации аудиторской организации может привести и выдача необоснованного аудиторского заключения.

Аудиторский риск - риск неэффективности аудиторской проверки, то есть риск выдачи заключения о достоверности бухгалтерской отчетности при наличие в ней существенных ошибок и пропусков.

Аудиторский риск связан с субъективностью действий аудиторов при проверке отчетности. Его величина всегда находится в пределах от нуля до единицы. Если аудиторы определяют меньший уровень аудиторского риска, то, следовательно, они должны быть уверены в том, что в отчет­ности нет существенных ошибок. Нулевой риск означает полную уверен­ность аудиторской организации в достоверности показателей бухгалтер­ской отчетности. Однако аудиторы не должны гарантировать полного отсутствия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности клиента.

Существует два основных метода оценки аудиторского риска:

1. Оценочный (интуитивный) метод заключается в том, что аудиторы, исходя из своего опыта и знания клиента, бесед с сотрудниками админи­страции определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом и отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита. Данный метод наиболее широко применяется российскими аудиторами.

2. Количественный (расчетный) метод предполагает количественный расчет различных факторных моделей аудиторского риска. Наиболее простая из них имеет вид:

ПАР = ВР х РК х РН,

где ПАР - приемлемый аудиторский риск (относительная величина), который отражает суждение аудиторской организации о приемлемой ве­роятности наличия в бухгалтерской отчетности существенных ошибок после завершения аудита и выдачи клиенту безусловно положительного заключения;

ВР - внутрихозяйственный (чистый) риск, который характеризует ве­роятность появления в отчетности в целом (или в статье баланса, в данном бухгалтерском счете, в однотипной группе хозяйственных операций и т.п.) существенных ошибок до того, как они будут выявлены средствами системы внутреннего контроля клиента;

РК - риск средств контроля, который выражает вероятность пропуска (невыявления) существенных ошибок системой бухгалтерского учета и системой внутреннего контроля;

РН - риск необнаружения (процедурный), который устанавливает ве­роятность невыявления в процессе проведения проверки существенных ошибок.

Приведенная модель может рассматриваться лишь в качестве основы планирования аудита, так как позволяет понять скорее качественную, чем количественную, взаимосвязь отдельных составляющих аудиторского риска и оценить объем предстоящей работы.

Большинство аудиторов считают, что приемлемый аудиторский риск не должен превышать 5%, хотя каких-либо официальных норм на этот счет не существует.

На практике для составления более эффективного плана проверки не­обходимо рассчитать риск необнаружения, используя следующую формулу:

Между риском необнаружения и требуемым количеством аудиторских доказательств существует обратная зависимость: чем ниже такой риск, тем больший объем данных необходимо исследовать при проверке. В свою очередь аудиторский риск находится в прямой зависимости от риска необнаружения и в обратной - от планируемого к получению в процессе тестирования аудиторских свидетельств. Сокращение аудиторского риска ведет к сокращению риска необнаружения, но одновременно возрастает объем данных для тестирования с целью получения свидетельств.

Опираясь на собст­венные интуицию и опыт, а также собранные в ходе подготовки и плани­рования проверки сведения о клиенте, аудиторы могут изменить оценку приемлемого уровня аудиторского риска. Например, если по мнению ау­диторской организации высока вероятность банкротства клиента, уровень приемлемого аудиторского риска должен быть снижен.

Планируя приемлемый аудиторский риск, аудиторам необходимо прежде всего обратить внимание на факторы, от которых зависит внут­рихозяйственный риск: масштаб и отраслевые особенности бизнеса кли­ента, характер хозяйственных операций, уровень компетентности адми­нистрации и учетного персонала, организационная структура, мотивация действий клиента, результаты предыдущих аудиторских проверок, типич­ные ошибки в аналогичных организациях и др. На основании предвари­тельного анализа нужно определить, какой из этих факторов важнее для конкретного участка аудита. Уровень внутрихозяйственного риска, даже при видимых благоприятных обстоятельствах, рекомендуется устанавли­вать выше 50%, а при наличии обоснованных доказательств ожидания существенных ошибок - на уровне 100%.

Следующим этапом является оценка величины риска неэффективности системы внутреннего контроля в отношении каждой группы однородных операций (риска средств контроля). Для этого исследуются: отношение администрации к необходимости поддержания адекватной системы внут­реннего контроля на предприятии, структура системы внутреннего кон­троля, уровень профессионализма внутренних аудиторов, их независи­мость, качество работы данной системы внутреннего контроля в целом. Величина риска средств контроля может оцениваться ниже 100% только по мере накопления для этого обоснованных доказательств. Если аудиторы решают не оценивать риск средств контроля или считают, что его действи­тельная величина может быть выше первоначальной оценки, они должны увеличить в плане количество предстоящих контрольных процедур.

Далее исчисляется риск необнаружения по трем ранее найденным рис­кам, входящим в общую факторную модель аудиторского риска. Риск не­обнаружения определяет объем тестирования для получения аудиторских доказательств. Поэтому следует установить связь между целями системы внутреннего контроля и аудиторской проверки, определяя для каждой ста­тьи бухгалтерской отчетности и цели контроля отдельную величину риска необнаружения. Чем больший риск готова на себя взять аудиторская орга­низация, тем меньше ей потребуется свидетельств. Следовательно, нужно стремиться минимизировать аудиторский риск и тогда получить максимум доказательств для составления аудиторского заключения.

Между тремя названными компонентами аудиторского риска существует определенная взаимосвязь. Например, при высоком уровне внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторам следует увеличить количество аудиторских процедур с целью снижения до минимума величины риска необнаружения и таким образом получить приемлемый размер общего аудиторского риска.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.33 (0.011 с.)