Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и цели системы внутреннего контроляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для успешной деятельности предприятия, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутренний контроль. Система внутреннего контроля предприятия включает три основных элемента: среда контроля, учетная система и процедуры контроля. Каждый элемент подразумевает наличие правил, методик, положений и документации, разработанных для достижения указанных выше целей. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают предприятию снижение риска в деловой и финансовой деятельности, а также в бухгалтерском учете. Среда контроля - это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников предприятия к контролю, степень значимости контроля для предприятия. Если важность контроля понимает высшее руководство предприятия и реализует это понимание в виде конкретных практических действий, то и остальные сотрудники будут ответственно выполнять предписанные им правила и инструкции. При оценке среды контроля выделяются следующие элементы: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, влияние внешних факторов. Стиль, и основные принципы управления выражаются в отношении администрации ко многим элементам деятельности, например, в степени готовности администрации идти на риск при осуществлении хозяйственных операций или стремлении избегать любых форм риска, в установлении планов по прибыли как "наилучших" или как "наиболее вероятных", формировании динамичной и компактной структуры управления или сохранении неповоротливой и бюрократической структуры с диктатом одного или двух лиц, соблюдении высшими руководителями этических норм поведения или нарушении финансовой дисциплины. Следствием авторитарного стиля руководства или постановки нереальных рабочих целей может быть высокая текучесть административных кадров. Необоснованность целей может создавать и условия для искажения финансовой информации. Понимание этих и подобных аспектов стиля и принципов управления позволяет аудиторам уяснить отношение управляющих к контролю. Организационная структура определяет существующие формы власти и подчинения на предприятии, регламентирует области полномочий и ответственности сотрудников, порядок составления отчетов. Уровень совершенства организационной структуры предприятия частично зависит от размеров и назначения предприятия. Если для крупного предприятия характерна многоступенчатая организация с определенным порядком составления документов и отчетности, то на среднем и малом предприятии она будет мешать прохождению требуемого потока информации. Задача аудиторов - составить мнение об эффективности организационной структуры предприятия исходя из его размеров и специализации. Распределение полномочий и ответственности между персоналом предприятия призвано гарантировать правильное ведение хозяйственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся до сотрудников в письменном виде должностные инструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания. Для предотвращения попыток отдельных лиц нарушать требования контроля следует обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного липа может способствовать совершению ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений. Обычно подлежат распределению между различными лицами следующие функции: непосредственный доступ к активам, разрешение на совершение операций с активами, непосредственное осуществление хозяйственных операций, отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Например, отпуск материалов со склада должен быть санкционирован ответственным сотрудником администрации предприятия, непосредственный отпуск производит кладовщик на основании накладной, материалы используют работники цеха, учет и контроль операций осуществляет бухгалтер материального отдела (а также внутренний аудитор). В компьютерной системе учета целесообразно, чтобы персонал, ответственный за отражение данных по финансовому положению, не занимался обработкой данных по хозяйственным операциям. На небольших предприятия адекватное разделение обязанностей между сотрудниками затруднено, что повышает риск финансовых нарушений. Аудиторы должны оценить правильность методов распределения полномочий и ответственности, их доведение до персонала, включая этические нормы, чтобы установить, насколько точно персонал представляет свои обязанности. Для контроля за работой предприятия администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и сравнение их с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений и др. Важное значение имеет порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей. Частью системы управленческого контроля на предприятии является специально создаваемая служба внутреннего аудита. Если аудиторы высоко оценивают эффективность управленческих методов контроля, в ряде случаев они могут ограничить объем процедур проверки. Целью работы с персоналом является обеспечение предприятия необходимым количеством сотрудников, обладающих достаточными знаниями и опытом для выполнения своих обязанностей. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность персонала. Целесообразно реализовывать на практике мероприятия и программы, позволяющие осуществлять контроль и оценку деятельности работников, их стимулирование, обучение. Аудиторы должны выяснить, насколько правильно ведется работа с персоналом, что напрямую влияет на его компетентность и ответственность, в том числе при обработке финансовой информации. Внешние факторы, как правило, не являются объектом контроля со стороны администрации, но также могут воздействовать на работу предприятия. Прежде всего это требования действующего законодательства, которым должна в целом соответствовать хозяйственная деятельность предприятия. Например, требование налоговых органов о ежеквартальном (или даже чаще) представлении расчетов по отдельным налогам обусловливает более пристальное внимание управленческого звена к процедурам контроля, связанным с ведением учета. Знание того, каким аспектам работы администрация уделяет особое внимание, позволяет аудиторам определить области, подвергающиеся эффективному контролю. С другой стороны, знание о влиянии конкретных внешних факторов может заставить аудиторов искать дополнительные доказательства эффективности структуры и процедур контроля на предприятии. Учетная система - это совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах и хозяйственных операциях предприятия. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение. Для понимания учетной системы предприятия необходимы изучение и оценка следующих сведений: - учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета; - организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии); - распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками бухгалтерии; - организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; - порядок отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, формы и методы обобщения данных таких регистров; - порядок подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета; - роль и место вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности; - критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно велик; - средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета. На практике трудно разделить вклад каждого элемента в достижение целей контроля. Поэтому приемлемость процедур контроля во многом зависит от состояния системы бухгалтерского учета (выбранной учетной политики, применяемых средств обработки данных, уровня совершенства учетных компьютерных программ, объема хозяйственных операций и др.). Ручная система бухгалтерского учета и компьютеризированная система учета направлены на достижение целей контроля, если хозяйственные операции, обработанные каждой системой, контролируются приемлемыми для нее процедурами. Например, ручная обработка выданных покупателям счетов-фактур может способствовать достижению цели контроля процесса реализации, если все счета-фактуры и расходные документы на отпуск продукции были предварительно пронумерованы, все отсутствующие или ошибочные позиции были откорректированы лицами, не занимающимися отгрузкой или составлением счетов-фактур, а персонал службы контроля (пли руководитель предприятия) провел проверку и утвердил указанные процедуры. При компьютерной обработке информации процедуры контроля обычно включают компьютерную совместимость заказов на отгрузку с файлом заказа и файлом операций по продаже, выдачу компьютером отчета и управление программами защиты файлов данных, а также осуществление контроля и руководства со стороны уполномоченного на это персонала. В каждом случае приемлемость процедур контроля определяется составными элементами системы бухгалтерского учета. Процедуры контроля - это методы и правила, разработанные администрацией для получения уверенности в том, что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно, что все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро, что целостность данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера и что доступ к активам и связанными с ними документами ограничен. В результате их применения достигаются цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности, защите активов и файлов данных, и выдается надежная финансовая информация. При отсутствии компьютера все процедуры контроля выполняются вручную. При наличии компьютера некоторые процедуры контроля осуществляются с использованием компьютерных программ, за что получили название "программируемых". На практике оба вида процедур применяются взаимосвязано. Например, ведение "Книги покупок" с помощью компьютера позволяет проверить все неоплаченные счета-фактуры продавцов на определенную дату с использованием соответствующего файла. Такая проверка проводится перед оплатой очередного ранее зарегистрированного счета-фактуры. Если соответствие имеется, то счет-фактура передается на оплату. Если обнаружены расхождения в данных, указанных в списке и счете-фактуре, либо информация отсутствует, контролер, проверяющий ведение учета процесса заготовления, снимает вопрос об оплате, указывая, что материалы либо не поступили, либо имеются расхождения в данных (последнее подлежит уточнению). На практике применяются самые различные процедуры контроля: полноты данных, разрешения (санкционирования) операций, сохранности активов и записей, внутрихозяйственные проверки. Процедуры контроля полноты данных предназначены для уверенности в том, что данные по всем хозяйственным операциям внесены в учетные регистры (компьютерные файлы) и приняты на обработку. При их отсутствии существует вероятность потери документов, их неправильной сортировки, а значит и неправильной регистрации данных по хозяйственным операциям. К таким процедурам относятся: - нумерация всех первичных документов в момент совершения хозяйственных операций (или предварительно) и учет их после обработки; - проверка обработки всех данных путем применения "проверочных сумм" (сравнение количества документов до и после обработки, способ двойной записи, балансовый метод и др.); - согласование данных из разных источников (например, сравнение данных по выписанным счетам-фактурам и накладным на отгрузку продукции); - определение того, что информация по всем хозяйственным операциям была внесена в документы; - сравнение входных данных с показателями, указанными в других документах. При компьютерной обработке информации контролируется полнота внесения данных, обработанных компьютером, включая определение, пополнение и суммирование данных по хозяйственным операциям. Эти действия выполняются с использованием программируемых процедур бухгалтерского учета (программных комплексов). Процедуры контроля точности данных необходимы для получения уверенности в том, что данные по каждой хозяйственной операции отражены в учете своевременно и в полном объеме, правильно разнесены по счетам Она достигается внедрением процедур контроля за результатами расчетов обшей стоимостью, добавлениями и классификацией счетов. К. таким процедурам относятся: арифметическая проверка правильности учетных записей, сверка расчетов. При ручном ведении учета может проводиться двойная проверка операций с привлечением лица, которое повторяет расчеты, вносит исправления и указывает корреспонденцию счетов. В компьютерной системе учета проверка точности внесения данных проводится для получения уверенности в том, что данные точно зарегистрированы и внесены в компьютер. Для этого анализируется остатки по счетам номера и даты введенных документов, значения их показателей и суммы' Важное значение имеет контроль отражения хозяйственных операций в нужное время (по мере оприходования товаров, отпуска продукции передачи отчетов со склада в бухгалтерию и т. п.). Процедуры контроля разрешения (санкционирования) операций направлены на обеспечение законности операций. К ним относятся: - проверка правильности осуществления документооборота; - выдача разрешения на совершение отдельных хозяйственных операций или подтверждение целесообразности их совершения уполномоченными сотрудниками администрации (подписание расчетно-платежных документов, утверждение авансовых отчетов, актов списания имущества и т. п.); - установление круга лиц, уполномоченных на совершение определенных операций (получение средств из кассы в подотчет на хозяйственные нужды или на командировочные расходы, отпуск продукции или материалов со склада, получение товарно-материальных ценностей у поставщиков и др.); - осмотр товарно-материальных ценностей при их оприходовании или отпуске и сравнение их содержания, количества и состояния данными первичных документов (накладных, счетов-фактур, актов приемки-передачи и др.). Процедуры контроля сохранности активов и записей основаны на ограничении доступа к активам предприятия лиц, не имеющих на то полномочий, предупреждении хищений, уничтожения или порчи активов. Они включают: создание надежной контрольно-пропускной системы на предприятии, установку средств охраны, сигнализации, сейфов, устройство оборудованных складских помещении и т.п., а также периодическое проведение внутренних ревизий и инвентаризаций. В компьютерных системах учета процедуры контроля обеспечивают ограничение доступа к программным файлам и файлам информации -путем установки паролей, ключей доступа, регламентирования "возможностей" отдельных терминалов (рабочих мест) Важное значение имеют процедуры контроля, гарантирующие, что обработка данных по операциям ведется с использованием всей ранее введенной информации, что файлы данных полностью восстановлены после сбоя в программе или поломки компьютера. При ручной обработке информации должны быть приняты меры по сохранению документов путем установления и контроля исполнения графика документооборота, правил работы с документами, их передачи в архив, определения ответственных должностных лиц. Внутренние проверки предполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение свои обязанностей. Они включают отдельные административные действия по наблюдению за выполнением всех предписанных процедур контроля, результаты которых представляются в виде отчетов, докладных записок. Полезно также исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных показателей с фактически достигнутыми и выяснение причин расхождений. При формировании системы внутреннего контроля администрация предприятия обычно преследует следующие цели: - обеспечение надежной информацией, необходимой для успешного руководства деятельности предприятия; - обеспечение сохранности активов и документов, то есть предотвращение фактов хищения, порчи и нецелевого использования имущества, уничтожения или разглашения информации (в том числе содержащейся в учетных регистрах, компьютерных базах данных); - обеспечение эффективности хозяйственной деятельности, то есть исключение посредством контрольных процедур дублирования, непроизводительных затрат, нерационального использования всех видов ресурсов, оптимизация налоговых платежей, укрепление расчетной дисциплины; - обеспечение соответствия предписанным учетным принципам, то etir> обязательное исполнение сотрудниками установленных на предприятии инструкций и правил, а также требований нормативных актов; - обеспечение надежной системы бухгалтерского учета. Руководство предприятия несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля, от него зависит, чтобы эта система отвечала размерам и специфике деятельности предприятия, функционировала регулярно и эффективно. Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия. Если система внутреннего контроля будет эффективно функционировать, это позволит сократить расходы и на проведение внешнего аудита.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.161 (0.008 с.) |