Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы получения аудиторских доказательствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для сбора аудиторских доказательств применяются различные процедуры. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" определяет следующие основные методы получения аудиторских доказательств: 1. Проверка арифметических расчетов предприятия-клиента заключается в проверке арифметической точности данных документов и учетных, записей путем независимого выборочного пересчета. 2. Инвентаризация - прием, который позволяет получить точную иу формацию о состоянии имущества и финансовых обязательств предприятия. В ходе проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации, что поможет правильно оценить надежность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. До начала инвентаризации следует: - выяснить периодичность проведения инвентаризаций на предприятии; - проверить документы по ранее проведенным инвентаризациям; - ознакомиться с номенклатурой товарно-материальных ценностей и выявить наиболее дорогостоящие из них; - проанализировать систему учета товарно-материальных ценностей и систему контроля на предприятии, выявить слабые и сильные стороны этих систем. В процессе наблюдения за ходом инвентаризации аудиторам целесообразно принять участие в контрольных процедурах взвешивания, пересчета, перемеривания и др. Для повышения точности получаемых данных аудиторам рекомендуется проводить проверки в двух направлениях: сверить учетные данные с фактическим наличием товарно-материальных ценностей и наоборот. Важно также изучить реальность дебиторской и кредиторской задолженности. Такие действия помогут выяснить надежность системы внутреннего контроля предприятия. 3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторам проконтролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией предприятия. В процессе проверки аудиторы устанавливают действительный порядок учета хозяйственных операций на предприятии, последовательность совершаемых формальных действий (процедур), выявляют пропуски и отклонения, которые ведут к ослаблению внутреннего контроля. Объектами внимания со стороны аудиторов могут быть различные однородные группы хозяйственных операций: кассовые операции, отпуск материалов со склада в производство и на сторону, реализация готовой продукции и др. 4. Подтверждение (сверка расчетов) - прием, используемый для получения в письменном виде информации от третьих лиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах учета расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности. Запросы на подтверждение готовят в виде документа от имени руководства предприятия-клиента в адрес третьей стороны. В них должно содержаться требование предоставить определенную информацию непосредственно аудиторской организации. При необходимости запрос третьей стороне может быть направлен непосредственно от имени аудиторской организации. Если сведения, полученные от третьей стороны, расходятся с учетными данными предприятия, аудиторам следует выяснить причины расхождений. 5. Устный опрос персонала, руководства предприятия-клиента и третьих лиц может проводится на всех стадиях проверки и имеет целью познакомиться с особенностями работы отдельных сотрудников, подразделений, выяснить уровень их квалификации, состав выполняемых работ, порядок документооборота и др. Чтобы беседа оказалась полезной, как и все прочие аудиторские процедуры она должна планироваться. План и состав вопросов, задаваемых сотрудникам, должны учитывать круг выполняемых ими обязанностей. Для типовых опросов могут использоваться бланки с перечнями вопросов. Результаты беседы следует записывать в виде протокола или конспекта с указанием фамилии, имени и отчества аудитора и опрошенного лица, и приобщать к другим рабочим аудиторским документам. 6. Проверка документов заключается в установлении реальности определенных документов и правильности их оформления. Для этого аудиторам рекомендуется выбрать определенные записи в учетных регистрах проследить их движение вплоть до того первичного документа, который должен подтвердить реальность и целесообразность этой операции. 7. Прослеживание (сканирование) - это процедура, в ходе которой аудиторы проверяют отдельные первичные документы, полноту их отражения в учете, правильность указанной корреспонденции счетов. Это позволяет определить нетипичные статьи и операции, отраженные в учете. Чтобы установить состав операций, которые следует проследить, аудиторам необходимо изучить обороты по аналитическим и синтетическим счетам, обращая внимание на некорректные корреспонденции счетов. 8. Аналитические процедуры - это анализ и оценка полученной аудиторами информации, изучение важнейших финансовых и экономических показателей предприятия-клиента с целью выявления необычных и неверно отраженных в учете хозяйственных операций, а также установления причин таких ошибок и искажений. Аналитические процедуры наиболее эффективны с точки зрения трудозатрат. Наиболее распространенными являются следующие из них: - сопоставление остатков по счетам за различные периоды; - сопоставление показателей бухгалтерской отчетности с плановыми; (сметными) показателями; - оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов; - сопоставление финансовых показателей (в том числе финансовых коэффициентов) деятельности предприятия-клиента с базисными значениями (среднеотраслевыми, рассчитанными для предприятия-лидера и др.); - сопоставление финансовой и нефинансовой информации (например, сведений об объеме выпуска продукции в денежном и натуральном выражении). В программе проверки целесообразно указать, какие аналитические процедуры предполагается провести и в каком объеме следует собрать для этого необходимую информацию. 9. Подготовка альтернативного баланса используется для оценки реальности и полноты отражения в учете готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции, и фактического выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг). Баланс сырья, материалов и выхода готовой продукции позволяет выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности произведенных затрат и финансовых результатов. Если в процессе проверки установлены операции со связанными сторонами, то аудиторская организация должна получить достаточные и уместные доказательства, позволяющие достичь приемлемой уверенности, что такие операции правильно отражены и раскрыты в бухгалтерском учете и отчетности. Для получения таких аудиторских доказательств в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита" необходимо выполнить следующие действия: - проанализировать наиболее крупные сделки на предмет выявления их подлинных и финансовых аспектов; - провести необходимые исследования в отношении связанных с предприятием сторон; - запросить подтверждения у независимых источников; - обсудить с руководством предприятия цели и условия операций, по которым у аудиторов возникли вопросы; - получить от связанных сторон подтверждения относительно целей, условий и денежных сумм операций; - сопоставить сведения, полученные из различных источников. Если в бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия присутствуют оценочные значения (резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, резервы предстоящих расходов и платежей, различные фонды, регулирующие статьи бухгалтерской отчетности, например, амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов, и др.), то аудиторская организация должна получить достаточные аудиторские доказательства их достоверности. Для получения исчерпывающих доказательств аудиторам необходимо применять один из следующих методов или их комбинацию: - анализ и проверка процедуры, используемой руководством предприятия для расчета оценочного значения; - использование независимой оценки для сравнения с оценочным значением, подготовленным руководством предприятия; - анализ последующих событий, подтверждающих рассчитанное оценочное значение. Конкретные методы сбора аудиторских доказательств аудиторская организация устанавливает самостоятельно, исходя из условий проведения проверки и особенностей изучаемых объектов контроля.
АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА
Выборочный контроль исключительно широко применяется при осуществлении аудиторских проверок. Это вызвано прежде всего стремлением аудиторов сэкономить время и уменьшить стоимость работ по сравнению с проведением сплошной проверки. Выборочные проверки применяются также в тех случаях, когда нет необходимости в абсолютно полной проверке ввиду очевидной незначительности возможных неточностей и ошибок. При этом применение метода выборочного контроля не должно снижать эффективности аудита в целом. Таким образом цель выборочной проверки - сокращение времени и стоимости аудита при обеспечении должного его качества. Метод выборочной проверки основан на законах теории вероятностей, согласно которым можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части. В выборку включается только часть объектов проверяемой (генеральной) совокупности. Под ними понимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, составляющие обороты по счетам. В ходе дальнейшей проверки этих объектов собираются аудиторские доказательства и составляется мнение о всей совокупности. Порядок формирования выборки и оценки ее результатов определяется Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторская выборка". Важнейшее требование, которое должно быть выполнено при формировании выборки, обеспечение ее репрезентативности, то есть равной вероятности отбора элементов изучаемой совокупности. Для этого аудиторы должны использовать один из следующих методов: - случайный отбор, который проводится по таблицам случайных чисел; - систематический отбор, предполагающий отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится или на определенном числе элементов (например, отбирается каждый десятый документ из всех документов данной категории), или на стоимостной их оценке (например, отбирается элемент, составляющий сальдо или оборот по счету, на который приходится каждая следующая тысяча рублей в совокупной стоимости элементов); - комбинированный отбор, который представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора. В том случае, если проверяемая совокупность объектов настолько мала, что применение статистических методов выборки не является правомерным, или применение аудиторской выборки будет неэффективным, аудиторам следует проводить сплошную проверку. На практике, аудиторы часто используют нестатистические методы отбора. Объем выборки определяется ими исходя из своей интуиции и опыта. В частности, в зависимости от размера генеральной совокупности задается определенный шаг в последовательности выбираемых элементов (№№50, 100, 150 и т.д.) или выбираются наиболее значительные по величине суммы по счету, исходя из некоторой контрольной суммы для одного счета. Применительно к документам может быть выбран произвольно любой документ из папки, сшива, реестра, изучаемых аудиторами. При рассмотрении элементов, попавших в выборку (документов; операций, сальдо по счетам и др.), фиксируются все ошибки, независимо от их величины, так как результаты выборки будут распространены на всю совокупность. При использовании выборки, основанной на денежной единице, важен не столько абсолютный размер ошибки, сколько соотношение ошибки и величины элемента совокупности. В ходе анализа документов устанавливается удельный вес неправильно оформленных или отсутствующих документов. Необнаружение документа по операции, включенной в выборку, должно рассматриваться как серьезное нарушение. При выработке порядка проведения проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности предприятия аудиторы должны определить цели проверки и аудиторские процедуры, позволяющие достичь эти цели. Затем они должны определить возможные ошибки, оценить доказательства, которые требуется собрать, и на основе этого установить совокупность изучаемых данных. Различают два вида выборочных проверок: 1. Выборочная проверка на соответствие предназначена для тестирования процедур внутреннего контроля. Ее задача заключается в установлении, как часто в проверяемом периоде нарушались нормы внутреннего контроля. Проверка проводится по его основным направлениям (действительность совершения хозяйственных операций и их подтверждение документами, полнота отражения в учете всех без исключения операций, законность совершения операций и т. д.). Такую проверку называют еще качественной или атрибутивной. Примерами контроля на соответствие могут служить проверки таких элементов системы внутреннего контроля, как санкционирование руководством оплаты материальных ценностей и услуг сторонних организаций; сличение поступивших на предприятие материалов по наименованию, количеству и качеству в натуре с данными сопроводительных документов; установление полноты отражения в учете операций по отгрузке продукции путем сопоставления накладных на отгрузку с выписанными счетами-фактурами и др. 2. Выборочная проверка по существу направлена на подтверждение достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам. Ее задача состоит в оценке правильности учета конкретных сумм по отдельным операциям, оборотов и сальдо по счетам. Такая проверка называется количественной. Примерами выборочной проверки по существу являются подтверждение оборотов и сальдо счетов бухгалтерского учета, записей в первичных документах; получение подтверждений от третьих лиц; проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным материальным ценностям, реализованной продукции, отнесения сумм этого налога на расчеты с бюджетом и др. При определении объема выборки аудиторами должны быть установлены: риск выборки и допустимая ошибка выборки. Риск выборки заключается в том, что мнения аудитора по одному и тому же вопросу, составленные на основе выборочных данных и на основе изучения всей совокупности, могут отличаться. Допустимая ошибка выборки определяется на стадии планирования аудита в соответствии с выбранным уровнем существенности. Допустимой может рассматриваться ошибка в пределах материальной, установленной аудиторской организацией применительно к процедурам внутреннего контроля, оборотам и сальдо по счетам или проводкам определенной группы. Размер выборки определяется величиной допустимой ошибки. Чем меньше ее величина, тем больше необходимый объем выборки. Задача определения необходимого и достаточного объема выборки решается в зависимости от вида выборочной проверки. При тестировании процедур внутреннего контроля (проверка на соответствие) объем выборки уменьшается с увеличением риска неэффективности внутреннего контроля и зависимой от него допустимой ошибки выборки, а также с увеличением риска выборки. При проведении выборочной проверки правильности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам (проверки по существу) для расчета объема выборки можно использовать следующую формулу: где п - объем выборки, элементов; С - общая сумма сальдо проверяемого счета (оборота), руб.; ДОВ - допустимая ошибка выборки, руб. КР - коэффициент риска. После определения объема выборки и применения к составляющим ее элементам аналитических процедур контроля необходимо полученные итоги проверки распространить на всю генеральную совокупность. Для интерпретации результатов выборочной проверки аудиторы должны выполнить следующие действия: - проанализировать каждую ошибку, попавшую в выборку. Если в выборке нет денежных ошибок, следовательно, можно сделать вывод о достоверности проверяемой совокупности. Наоборот, при обнаружении ошибок следует установить их характер, сущность и причины возникновения, влияние на другие взаимосвязанные операции и показатели отчетности. Аудиторам важно выяснить, носят эти ошибки случайный характер, или вызваны недостатками организации внутреннего контроля и системы управления в целом. Характер и причина ошибки влияют на ее значимость для оценки достоверности данных всей совокупности. Так ошибка, явившаяся результатом мошенничества персонала, не обязательно повлияет на достоверность бухгалтерской отчетности, но станет тревожным сигналом для предприятия-клиента. Неверно указанная корреспонденция счетов по операции может повлечь другие ошибки в учетных записях. Ошибка в подсчете сальдо по счету наверняка исказит данные баланса и т. п.; - экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность. При этом методы распространения результатов выборки на всю совокупность должны соответствовать методам построения выборки. Если совокупность была разбита на группы, то распространение проводится в отношении каждой из них. Наоборот, обнаружение ошибок по предварительно выделенным индивидуально значимым элементам, которые проверялись сплошным методом, не требует распространения на всю совокупность; - оценить риски выборки. Аудиторам необходимо убедиться, что ошибка в проверяемой совокупности не превышает допустимой величины. Для этого сравнивается ошибка совокупности, полученная посредством распространения, с допустимой ошибкой. Если первая ошибка превысит допустимую, следует повторно оценить риски выборки, и если они окажутся приемлемыми, то расширить круг аудиторских процедур или применить альтернативные процедуры. Все стадии проведения выборки и анализ ее результатов аудиторы должны фиксировать в своей рабочей документации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.013 с.) |