АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ИСТОЧНИКИ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОРЯДОК ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ИСТОЧНИКИ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ И ПОРЯДОК ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ



 

Перед началом проверки проводится инструктаж членов аудиторской группы, за каждым из них закрепляется конкретный раздел программы аудита. Управление работой ассистентов возлагается на старших аудито­ров и включает: четкое формулирование задания, указание конкретных объектов проверки и методов ее проведения, обеспечение необходимыми справочными данными, контроль выполнения задания. Они осуществ­ляют также обобщение материалов проверки и подготовку аудиторского заключения (отчета). Со своей стороны ассистент обязан приступить к выполнению задания после уяснения его цели и техники исполнения, выполнять процедуры в точном соответствии с инструкциями (стандар­тами). При возникновении затруднений или предложений по оптимиза­ции процесса проверки ему следует обсудить их со старшим аудитором. Члены группы должны быть корректны в общении друг с другом и с со­трудниками проверяемого предприятия, качественно и в соответствии с графиком выполнять процедуры контроля, фиксировать полученные до­казательства в рабочих документах, соблюдать конфиденциальность и другие требования отечественных и внутренних аудиторских стандартов.

В ходе проверки аудиторам необходимо собрать исчерпывающие до­казательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитора­ми в ходе проверки от клиента и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение по пред­мету проверки. Аудиторские доказательства представляют собой доку­ментальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, за­ключения экспертов, а также сведения из других источников.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" количество информации, необходимой для аудиторских оценок жестко не регламентируется. Ауди­торы на основе своего профессионального опыта и с учетом других фак­торов самостоятельно определяют объем информации, достаточный для формулирования объективного заключения о достоверности бухгалтер­ской отчетности клиента.

При этом во внимание принимаются следующие факторы:

- степень аудиторского риска;

- наличие свидетельств от третьих лиц;

- получение до­казательств на основе данных системы внутреннего контроля;

- получение информации в результате самостоятельного выполненных аудиторских процедур;

- получение доказательств в форме документов и письменных показаний; возможность сопоставления выводов, сделанных на основа­нии доказательств, полученных из различных источников.

Аудиторские доказательства бывают трех видов:

- внутренние, включающие информацию, полученную от клиента в пись­менном или устном виде;

- внешние, содержащие информацию, полученную от третьих лиц в пись­менном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организа­ции);

- смешанные, которые включают информацию, полученную от клиента в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Наибольшую ценность для аудиторов представляют внешние доказа­тельства, затем следуют смешанные и внутренние. Достоверность доказа­тельств в форме документов и письменных свидетельств выше, чем уст­ных показаний.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

- первич­ные документы проверяемого предприятия и третьих лиц;

- регистры бух­галтерского учета предприятия, результаты анализа его финансово-хозяйственной деятельности;

- устные показания сотрудников предприятия и третьих лиц;

- сопоставление данных различных документов;

- результаты инвентаризации имущества и обязательств, проводимых сотрудниками предприятия;

- бухгалтерская отчетность.

Одним из источников аудиторских доказательств являют­ся разъяснения, предоставляемые руководством предприятия по вопро­сам, возникшим у аудиторов в процессе проверки. Аудиторам следует использовать такие разъяснения, допуская их правдивость, пока они не получат опровергающих их фактических данных. В силу того, что дан­ный источник информации не является независимым, а сама информа­ция может быть искажена в пользу руководства предприятия, разъясне­ния, полученные аудиторами, не могут полностью заменить другие ауди­торские доказательства по этому вопросу. Если по некоторым вопросам разъяснения руководства предприятия являются единственным источни­ком информации, то перед тем как полагаться на них, аудиторам необхо­димо оценить убедительность полученных разъяснений по следующим критериям: достоверность, достаточность и своевременность. Поэтому наиболее ценными считаются сведения, собранные ауди­торами в результате самостоятельного изучения хозяйственных операции предприятия.

При проведении первичного аудита бухгалтерской отчетности предпри­ятия аудиторской организации следует получить достаточный объем ау­диторских доказательств, чтобы убедиться в достоверности начальных и сравнительных показателей этой отчетности. Для получения таких доказательств аудиторам следует убедиться, что:

- начальные и сравнительные показатели проверяемой бухгалтерской отчетности не содержат существенных искажений, способных повли­ять на достоверность проверяемой бухгалтерской отчетности;

- конечные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности пре­дыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

- в случае проведенных корректировок начальных и сравнительных по­казателей бухгалтерской отчетности результаты корректировок рас­крыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности;

- учетная политика предприятия применяется на постоянной основе, а внесенные в нее изменения, влияющие на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности надлежащим образом оформлены.

Полученные в ходе аудита доказательства следует обязательно доку­ментировать, то есть отражать в рабочих документах аудитора. Требова­ния к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей докумен­тации аудита определены в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельно­сти "Документирование аудита".

Все документы, подготовленные аудиторами или полученные от кли­ента и третьих лиц на стадии планирования и в ходе проверки, должны помогать эффективно проводить аудит, оперативно контролировать и правильно оценивать результаты проверки. Для этого они должны удовлетворять определенным требованиям, а именно содержать:

- записи о планировании аудита;

- записи о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур;

- выводы, сделанные на основе полу­ченных данных.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, должны быть достаточно полными и подробными, излагаться ясно и не допускать различных толкований.

К рабочей документации аудита относятся:

- планы и программы про­ведения аудита;

- копии учредительных и других внутренних документов проверяемого предприятия (протоколов, договоров, контрактов и др.);

- материалы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота и др.);

- результаты анализа хозяйственных операций и показателей деятельности предприятия (расчеты, таблицы, графики и др.);

- записи о характере объеме проведенных аудиторских процедур и их результатах;

- копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом; записи устных обсуждений возникших в ходе аудита вопросов с сотрудниками администрации предприятия;

- письменные разъяснения, полученные от руководства предприятия;

- копии бухгалтерских и иных финансовых документов предприятия; формация для руководства предприятия;

- заключения экспертов, выводы и рекомендации аудиторской организации и др.

Состав, количество и содержание рабочих документов аудиторская организация определяет самостоятельно с учетом характера и сложности проводимой работы, состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля на проверяемом предприятии, уровня руководства деятельностью группы аудиторов. Письменные разъяснения руководства предприятия могут быть представлены аудиторской организации в форме официального письма этого руководства или письма, подготовленного аудиторской организацией и содержащего запись о согласии руководства предприятия с точкой зрения аудиторской организации. После окончания аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудиторской организации, где хранится скомплектованной в папки не менее пяти лет.

Аудиторская документация является собственностью аудиторской организации. Однако содержащаяся в ней информация конфиденциальна и не подлежит использованию без согласия клиента.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.008 с.)