Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и цели аудиторской деятельности

Поиск

ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Сущность аудита и аудиторской деятельности

2. Виды аудита

3. Цели аудита бухгалтерской отчетности

 

ВИДЫ АУДИТА

 

В основу обшей классификации аудита могут быть положены следую­щие признаки:

1. В зависимости от статуса аудитора, осуществляющего аудиторские процедуры, выделяют:

Внешний аудит - проводится независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского уче­та и отчетности, а также оказания консультационных услуг администра­ции. Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, аудит страховых организаций, аудит банков и аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управлен­ческого контроля на предприятии. Его цель - оценка эффективности функционирования системы управления. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также пу­тем разработки предложений по совершенствованию методов организа­ции производства, взаимодействия различных подразделений. В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является ин­формационной базой для последнего. При должной организации внут­реннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и со­держание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законода­тельством случаях.

Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существен­ные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Служ­ба внутреннего аудита организуется на самом предприятии, подчиняется его руководству и находятся полностью на их содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, как пра­вило, только в отношении структурных подразделений предприятия, дея­тельность которых подвергается проверке. Что касается аудиторских орга­низаций, осуществляющих внешний аудит, то они полностью как матери­ально, так и организационно независимы от проверяемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.

Очень важно, чтобы деятельность службы внутреннего аудита на пред­приятии была четко регламентирована соответствующим Положением, предусматривающим права и обязанности ее сотрудников, а также гаран­тии руководства предприятия по обеспечению их эффективной работы.

Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы. Если основной за­дачей внутреннего аудита является подготовка информационных мате­риалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита - подготовка соот­ветствующего заключения о достоверности бухгалтерской отчетности для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, на­логовой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т.д.

Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Внешний аудит проводиться периодически, как правило, один раз в год.

2. Исходя из принципа инициативы проведения аудит может быть:

Инициативный (добровольный) аудит проводится, как правило, по решению администрации предприятия или его учредителей. Его цель - выявить недостатки в методике и организа­ции бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния предприятия, разработать реко­мендации по повышению эффективности его деятельности.

Инициатив­ный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, то есть направленным на изучение отдельных разделов и участков учета, функ­ционирования конкретных подразделений и т.п. Различными могут быть и применяемые методы анализа: сплошная и выборочная проверка, изу­чение учетных регистров и (или) первичных документов и др.

Обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская про­верка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности органи­зации или индивидуального предпринимателя. В соответствии с Феде­ральным законом "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

- организация имеет организационно-правовую форму открытого акцио­нерного общества;

- организация является кредитной организацией, страховой организа­цией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются преду­смотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

- объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ);

- организация является государственным унитарным предприятием, му­ниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания.услуг) за один год превышает 500 тысяч МРОТ или сумма активов баланса превышают на конец от­четного года 200 тысяч МРОТ. Для муниципальных унитарных пред­приятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показа­тели могут быть понижены;

- обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуаль­ных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складоч­ных) капиталах которых доля государственной собственности или собст­венности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, за­ключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государст­венную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принад­лежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и кото­рые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обя­зана страховать риск ответственности за нарушение условий договора.

3. Исходя из объекта изучения принято выделять три вида аудита:

Финансовый аудит (или аудит финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти) представляет собой оценку достоверности финансовой информации. В качестве критерия оценки информации обычно берут общепринятые принципы бухгалтерского учета. Финансовый контроль чаще всего про­водится независимыми аудиторами, результатом работы которых являет­ся заключение относительно бухгалтерских отчетов предприятия. Заклю­чение в дальнейшем используется различными группами пользователей финансовой информации.

Управленческий (операционный) аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования предприятия для оценки произ­водительности и эффективности. Задача такого аудита состоит во всестороннем анализе экономики предприятия или определенного вида его деятельности. Такая проверка не ограничивается бухгалтерским уче­том и включает также изучение организационной структуры, методов производства, инвестиционной и маркетинговой политики, целевых про­грамм и др. Так при проверке экономии и эффективности оценивается целесообразность приобретения, сохранность и использование предпри­ятием своих ресурсов (таких, как штат работников, имущество); причины непроизводительной или неэкономичной работы; соблюдение предпри­ятием законодательства и иных правил.

Аудит на соответствие. Цель такого аудита состоит в определении, со­блюдаются ли на предприятии те конкретные правила, нормы, законы, инструкции, пункты договоров, которые оказывают воздействие на ре­зультаты деятельности или отчеты, а также те специфические требова­ния, которые предписаны персоналу администрацией. В ходе проверки на соответствие устанавливается: соответствует ли деятельность предпри­ятия его уставу; правильно ли начисляются средства на оплату труда и другие выплаты работникам; обоснованно ли производится списание затрат на себестоимость продукции и правильно ли уплачиваются налоги по действующему законодательству; соблюдаются ли условия кредитных договоров по использованию заемных средств, и их возврату кредиторам; выполняются ли условия договоров поставки продукции и др.

Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки бухгалтерской отчетности. Если учетная политика предприятия, договора, инструкции или правила имеют прямое и ма­териальное влияние на его бухгалтерские отчеты, то проверка на соответ­ствие обычно составляет неотделимую часть проверки таких отчетов.

4. С точки зрения периодичности осуществления аудиторских проверок различают:

Первоначальный аудит означает проведение проверки на данном пред­приятии впервые.

Периодический (повторяющийся) аудит выполняется на данном пред­приятии при повторном заключении договора с аудиторской организацией. В результате установления длительного взаимовыгодного сотрудниче­ства между аудиторской организацией и клиентом повышается качество проверок, появляется возможность на основе глубокого изучения осо­бенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия дать объективную оценку его экономических показателей, сформулировать предложения по их улучшению.

5. С точки зрения применяемых методов различают:

Подтверждающий аудит подразумевает изучение и подтверждение со­вершенных хозяйственных операций, оценку достоверности бухгалтер­ских документов и отчетности.

Системно-ориентированный аудит предполагает проведение эксперти­зы объектов проверки с учетом оценки состояния и эффективности сис­темы внутреннего контроля. Если система внутреннего контроля на предприятии организована достаточно эффективно, внешние аудиторы могут ограничить свою работу выборочными проверками и тестировани­ем отдельных объектов контроля. Это также позволяет сократить время и затраты на аудит.

Аудит, базирующийся на риске, означает концентрацию усилий ауди­тора в ходе проверки преимущественно на областях и объектах контроля, где риски (типичные ошибки, пропуски и т.п.) выше, и сокращение времени на изучение тех объектов контроля, где предполагается отсутст­вие риска или низкий риск. В результате обеспечивается более эффек­тивное оказание аудиторских услуг с меньшими затратами для клиента.

 

ПОДГОТОВКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

 

Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяются с уче­том объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. В настоящее время на рынке действует значительное количество аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно. Это соз­дает возможность выбора предприятием той аудиторской организации, которая окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях. Сделав свой выбор, предприятие направляет аудиторской организации официальное именное письмо-предложение о проведении аудита или уведомляет его о готовности сотрудничества иным способом.

Для того, чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предот­вратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны в свою очередь иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяс­нить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудита. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиен­тов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономического развития России, когда сохраняется высокая нестабильность на­логового законодательства, а многие предприятия нарушают действую­щие правила ведения учета и составления отчетности.

Аудиторская opгaнизация должна понимать деятельность проверяемого предприятия в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, существенно влияю­щие на достоверность бухгалтерской отчетности, ход проверки и выводы по ее результатам. Аудиторам необходимо сосредоточить внимание на изучении основной, инвестиционной деятельности предприятия и прочих операций.

К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие:

- определение цели проверки у данного клиента и возможного использо­вания ее результатов;

- определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройст­ва, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомления с учредительными и другими внутренними документами;

- выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;

- предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обе­спечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;

- знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внут­ренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми ор­ганами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и други­ми пользователями финансовой отчетности клиента;

- экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии;

- получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, раз­личных организаций, из средств массовой информации и т. д.);

- предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

- оценка собственной способности аудиторской организации к выпол­нению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регу­лирования и т. д.

Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется на­править руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Это письмо рас­сматривается в качестве официального ответного документа, устанавли­вающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предпри­ятием до заключения договора.

В содержании письма должны быть раскры­ты:

- цель аудита и его объекты;

- сроки проведения проверки;

- ответствен­ность аудиторской организации перед клиентом и ее обязательство о со­хранении коммерческой тайны;

- обязательства клиента по предоставле­нию необходимой для проверки информации;

- ответственность руково­дства предприятия-клиента за достоверность финансовой информации и отчетности;

- нормативные акты, на основании которых будет проводится аудит;

- возможный риск невыявления неточностей и ошибок в учете и отчетности клиента;

- форма отчетности аудиторской организации по ре­зультатам проверки; условия оплаты выполненной работы.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиен­том письмо-обязательство о согласии на проведение аудита в соответст­вии с Гражданским кодексом РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенное аудиторской организацией. Ес­ли же ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство аудиторской организации может не составляться, либо содержать дополнительную информацию для клиента.

При достижении между аудиторской организацией и предприятием-клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляет­ся договор на оказание аудиторских услуг, который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон. Общие положения такого дого­вора определяются Гражданским кодексом РФ. Но в отличие от других до­говоров возмездного оказания услуг он имеет ряд особенностей, это прежде всего учет уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между аудиторской организацией и клиентом, а также учет интересов третьих лиц (потребителей финансовой информации).

В договоре следует точно сформулировать права, обязанности и ответст­венность сторон, сроки выполнения работ. Целесообразно отразить в нем перечень причин, по которым аудиторская организация может выдать кли­енту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения, а также установить окончательные сроки представления клиентом докумен­тов для проверки. В договоре фиксируется стоимость аудиторских услуг и порядок расчетов. Определенную финансовую независимость аудиторской организации от клиента может обеспечить указание на частичную или пол­ную предоплату стоимости услуг Возможно также включение в договор пункта, обязывающего клиента оказывать помощь аудиторам (выделять ра­ботников для проведения инвентаризации, предоставлять рабочий кабинет, транспорт для выезда в командировки и т.п.). В текст договора в соответст­вии с пожеланиями сторон по договору могут быть также включены:

- примерный календарный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы аудиторов;

- общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;

- уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

- согласие руководства предприятия на использование результатов, по­лученных предшествующей аудиторской организацией;

- указания по ограничению ответственности аудиторской организации;

- порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе ока­зания аудиторских услуг;

- условия дальнейшего развития договорных отношений между ауди­торской организацией и предприятием.

В зависимости от поставленной в договоре цели аудита результаты проверки могут оформляться заключением, отчетом или справкой. Эти данные носят конфиденциальный характер, и ответственность за их раз­глашение аудиторами также может быть предусмотрена в договоре.

Важным моментом при заключении договора является оценка стои­мости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского рис­ка, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (одно­кратное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определенного периода времени) характер, исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае достижения повторного соглашения об оказании аудиторских услуг усло­вия договора могут пересматриваться. Изменения и дополнения к дого­вору должны быть оформлены в письменном виде.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА. АУДИТОРСКИЙ РИСК

 

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудиторской организации необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита осуществляется с целью:

- установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

- определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;

- определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.

Аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудиторов с финансово-хозяйственной дея­тельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внут­ренних факторов. Аудиторы должны получить необходимую информа­цию на основе личных бесед с руководством и специалистами предпри­ятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налого­вых органов, службы внутреннего аудита и т.д. Такая информация обобщается в рабочем документе "Основная информация о клиенте".

На этапе предварительного планирования, осуществляется общее зна­комство с системой внутреннего контроля. В процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтер­ского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее месте в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профес­сионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, приня­тых мерах- по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтер­ского учета и достоверности отчетности.

Если по результатам общего знакомства будет сделан вывод о нена­дежности системы внутреннего контроля, "низком" ее уровне, то пола­гаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если по мнению внешних аудиторов можно доверять системе внутреннего контроля пред­приятия, то им предстоит выполнить в дальнейшем первичную оценку надёжности этой системы и подтвердить достоверность такой оценки на этапе выполнения аудиторских процедур по однород­ным группам хозяйственных операций.

Если на предприятии создана служба внутреннего аудита, то в про­цессе планирования аудиторской проверки следует также оценить работу этой службы. Для формирования такой оценки изучается:

- организационный статус: положение службы внутреннего аудита в сис­теме управления предприятия, ее возможности и способность соблю­дать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обя­занностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, наклады­ваемых руководством и (или) собственниками предприятия на внут­ренний аудит;

- компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт ра­боты) внутренних аудиторов, политика найма, обучения и повышения их квалификации, степень понимания ими стоящих задач и проблем;

- профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы службы внутреннего аудита, наличие и со­держание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабо­чих программ и рабочей документации;

- функциональные рамки: содержание и объем работы, которую вы­полняет служба внутреннего аудита;

- уровень значимости: рассматриваются и принимаются ли к исполне­нию руководством и (или) собственниками предприятия рекоменда­ции внутреннего аудита.

В том случае, если аудиторская организация характеризует деятель­ность службы внутреннего аудита как достаточно эффективную, то ре­зультаты ее работы могут использоваться при проведении проверки. Это позволит сократить объем аудиторских процедур, но только после допол­нительного ознакомления внешних аудиторов с рабочей документацией внутреннего аудита.

Затем формируется группа аудиторов и распределяются обязанности и ответственность между ними. В состав группы для проведения проверки включаются квалифицированные (старшие, ведущие) аттестованные ау­диторы, назначаемые ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторы-ассистенты. Последние, как правило, не имеют ауди­торских аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу. При этом следует учиты­вать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита, предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной и квалифи­кационный уровень членов группы. Указанные сведения обобщаются в рабочем документе "Состав аудиторской группы и распределение обязан­ностей внутри группы".

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна получить дополнительные сведения о проверяемом предприятии, которая обобщается в рабочем документе "Дополнительная информация о клиенте". В Процессе подготовки об­щего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливает­ся приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позво­ляющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются зна­чимые для аудита области, намечается объем и последовательность вы­полнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отно­шениях представляет такую степень точности ее показателей, при кото­рой квалифицированный пользователь этой отчетности делает правиль­ные выводы и принимает правильные экономические решения.

Аудиторы обязаны принимать во внимание две стороны существенно­сти: качественную и количественную.

С качественной точки зрения они должны использовать свое профессиональное суждение для определения того, существенны ли отмеченные в ходе проверки отклонения.

С коли­чественной точки зрения устанавливается, превосходят ли по отдельно­сти и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий - уровень существенности.

Уровень существенности - это предельное значение ошибки бухгалтер­ской отчетности, начиная с которой ее квалифицированный пользова­тель с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.

Концепция существенности (материальности) используется как осно­ва для планирования проверки при определении содержащих ошибки статей бухгалтерской отчетности, оценки материалов собственных иссле­дований и принятия решений о содержании аудиторского заключения. Перед началом провер­ки аудиторская организация должна решить, какую общую сумму ошиб­ки, следует считать существенной. Такая предварительная оценка позволяет аудиторам организовать процесс сбора необходимых доказательств. При этом принимается допущение, что число аудиторских доказательств обратно пропорционально установленному уровню ошибки.

Определение существенности зависит от опыта и квалификаций ауди­торов и определяется ими самостоятельно для каждого клиента с учетом объема и специфики его деятельности (размер предприятия, величина ва­ловой прибыли, стоимость активов, величина капитала, сумма текущих обязательств и др.). Уровень существенности устанавливается как для каж­дого из этих показателей, так и для отчетности в целом. Однако не все ошибки можно оценить количественно. Например, следует учитывать та­кие обстоятельства, как нежелание клиента раскрывать определенного ро­да информацию (незаконный характер отдельных операций, нарушение условий контракта и др.).

Поэтому на практике различные аудиторы по-разному решают про­блему определения существенности. Некоторые прибегают к точным ко­личественным критериям оценки, другие полагаются на свой опыт и ин­туицию, считая что отклонение показателя до 5% будет незначительным, а свыше этой величины - существенным. При этом во внимание прини­маются различные факторы:

- абсолютная величина ошибка. Для различных условий она может быть признана или допустимой или неприемлемой;

- относительная величина ошибки - это отношение вероятной ошибки к базовой величине, в качестве которой принимается валовая при­быль, сумма активов, сумма текущих активов и др.;

- содержание статьи отчетности. Возможные ошибки по счетам лик­видных активов рассматриваются как более существенные вследствие их относительной "доступности" для нарушений;

- конкретные цели использования аудиторского заключения;

- неопределенность финансового положения предприятия предполагает возможность утраты им платежеспособности в обозримом будущем требует от аудиторской организации более строгих критериев оценки материальности";

- кумулятивный эффект. Аудиторам следует оценивать общий эффект известных и возможных ошибок. Например, нельзя оценивать как не­существенную каждую из пяти ошибок в сумме 2000 руб., увеличи­вающих валовую прибыль, для которой существенной является ошиб­ка в сумме 10 000 руб.

Оценивая существенность, аудиторы используют два основных подхода:

- индуктивный подход, который заключается в определении существен­ности отдельных статей отчетности, а затем путем суммирования оце­нок рассчитывается общая существенность в целом. Но такой подход следует применять осторожно, так как для одной статьи отчетности Ошибка может быть несущественной, а для другой - существенной. Например, ошибка в 10 000 руб. может быть несущественной для де­биторской задолженности, но существенной для прибыли от продаж;

- дедуктивный подход, который заключается в определении общей вели­чины допустимой ошибки и последующим ее распределении между статьями отчетности. Это распределение носит условный характер, но полезно для определения того, какие данные и в каком объеме следу­ет собрать в отношении разных счетов. Такой подход позволяет избежать ситуации, когда сумма оценки существенности по отдельным статьям превышает допустимую величину для отчетности в целом или отдельно для бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках.

Единый уровень существенности рассчитывается на основе значений базовых показателей предприятия-клиента и оформляется в виде соответствующего рабочего документа.

 

Рабочий документ "Определение единого уровня существенности по бухгалтерской отчетности предприятия-клиента за 200_год"

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгал­терской отчетности, тыс. руб. Доля, в % Значение, применяе­мое для нахождения уровня существенно­сти, тыс. руб.
         
  Балансовая (чистая) прибыль      
  Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обяза­тельных платежей) 2 900    
  Валюта баланса 4 300    
  Собственный капитал      
  Общие затраты 2 000    

 

Для обоснования уровня существенности руководитель аудиторской группы должен проанализировать числовые значения.

Максимальное и минимальное значения показателя мо­гут быть исключены из расчета. На базе оставшихся показателей рассчи­тывается средняя величина, которую для удобства дальнейшей работы можно округлить. При этом после округления ее значение должно от­клоняться от расчетного не более чем на 20% в ту или иную сторону. Данная величина является единым показателем уровня существенности, который фиксируется в общем плане и программе аудиторской проверки. Если предприятие-клиент по итогам года имеет небольшую по вели­чине чистую (нераспределенную) прибыль, которая с учетом анализа по­казателей за предыдущие годы является нехарактерной для данного предприятия, то в таблицу этот показатель не включается. Базовые пока­затели для определения уровня существенности устанавливаются ауди­торской организацией на основе анализа показателей финансово-хо­зяйственной деятельности потенциальных предприятий-клиентов. Эти показатели могут корректироваться при наличии следующих оснований:

- изменение законодательства в области бухгалтерского учета и налого­обложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;

- изменение законодательства в области аудита, устанавливающие тре­бования к методам определения уровня существенности;

- изменение аудиторской специализации организации;

- значительное изменение состава экономических субъектов, подлежа­щих аудиту, с точки зрения их принадлежности к другим отраслям производства или другому роду деятельности;

- смена руководства аудиторской организации.

Аудит бухгалтерской отчетности всегда связан с риском двух видов:

1. Предпринимательский риск означает, что аудиторская организация мо­жет полностью или частично не получить оплату за выполненную работу независимо от ее результата из-за конфликта с клиентом, или к ней могут быть применены штрафные санкции. Он определяется рядом факторов: конкурентоспособностью аудиторской организации, финансовым состоя­нием клиента, характером операций клиента, компетентностью админист­рации и учетного персонала и др. К финансовым потерям в виде штрафов, а также к подрыву деловой репутации аудиторской организации может привести и выдача необоснованного аудиторского заключения.

Аудиторский риск - риск неэффективности аудиторской проверки, то есть риск выдачи заключения о достоверности бухгалтерской отчетности при наличие в ней существенных ошибок и пропусков.

Аудиторский риск связан с субъективностью действий аудиторов при проверке отчетности. Его величина всегда находится в пределах от нуля до единицы. Если аудиторы определяют меньший уровень аудиторского риска, то, следовательно, они должны быть уверены в том, что в отчет­ности нет существенных ошибок. Нулевой риск означает полную уверен­ность аудиторской организации в достоверности показателей бухгалтер­ской отчетности. Однако аудиторы не должны гарантировать полного отсутствия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности клиента.

Существует два основных метода оценки аудиторского риска:

1. Оценочный (интуитивный) метод заключается в том, что аудиторы, исходя из своего опыта и знания клиента, бесед с сотрудниками админи­страции определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом и отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита. Данный метод наиболее широко применяется российскими аудиторами.

2. Количественный (расчетный) метод предполагает количественный расчет различных факторных моделей аудиторского риска. Наиболее простая из них имеет вид:

ПАР = ВР х РК х РН,

где ПАР - приемлемый аудиторский риск (относительная величина), который отражает суждение аудиторской организации о приемлемой ве­роятности наличия в бухгалтерской отчетности существенных ошибок после завершения аудита и выдачи клиенту безусловно положительного заключения;

ВР - внутрихозяйственный (чистый) риск, который характеризует ве­роятность появления в отчетности в целом (или в статье баланса, в данном бухгалтерском счете, в однотипной группе х



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.250.143 (0.012 с.)