Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартизация аудиторской деятельности

Поиск

 

С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых под­тверждена опытом работы аудиторов в разных странах.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стан­дарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

Внедрение стандартов в аудиторскую практику способствует обеспе­чению высокого качества аудиторских проверок, применению единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных достижений в процессе проведения проверок, пониманию поль­зователями финансовой информации сущности и методов аудита, обес­печению сравнимости показателей работы отдельных аудиторов.

Разработкой таких профессиональных норм на международном уров­не занимается Комитет по международной аудиторской практике Меж­дународной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита, которые содержат основные принципы и не­обходимые процедуры, а также соответствующие рекомендации, пред­ставленные в форме пояснительного материала, обеспечивающие руко­водство по их применению.

В основу Международных стандартов аудита положены следующие концептуальные положения:

- финансовая отчетность является основным источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой отчетности;

- понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг разгра­ничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам относятся: об­зор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по на­логообложению, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не рассматриваются как сопутствующие;

- выражение аудитором мнения в отношении достоверности утвержде­ний, представленных одной стороной и предназначенных для исполь­зования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполнен­ных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений;

- при проведении аудита абсолютная уверенность в достоверности фи­нансовой отчетности недостижима из-за существования следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; приме­нение тестирования, наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; преимущественно убеди­тельный характер большинства доступных аудитору доказательств;

- аудитор формулирует мнение о достоверности финансовой информа­ции в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут счи­тать аудитора ответственным за данную финансовую информацию.

Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические от­ношения. Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.

В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты ауди­та (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению.

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных.

В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) между­народные стандарты используются в качестве базы для создания собст­венных подобных стандартов.

В разработке аудиторских стандартов в России на основе междуна­родных стандартов участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, оте­чественных и зарубежных экспертов и аудиторов.

Российские Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (как и международ­ные) определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регла­ментируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и ра­циональность которых определяется самой аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты аудита.

Внутренние стандарты аудиторской организации - это до­кументы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуще­ствлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рам­ках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнитель­ные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками, и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между ауди­торской организацией и аудируемым лицом, между аудиторской органи-sauneii и организациями, защищающими общественные интересы, и так­же между самими аудиторами.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядитель­ной документации и системы внутреннего контроля аудиторской органи­зации и должны удовлетворять следующим требованиям:

целесообразности - иметь практическую пользу;

преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внут­ренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, цело­стность и ясность изложения;

полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Такие стандарты учитывают специфику работы аудиторской органи­зации и раскрывают содержание конкретных процедур проведения про­верки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней от­четности аудиторской организации, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и других сотрудников аудиторской организации. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необхо­димых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск оши­бок при формулировании заключения. Появляется возможность увели­чить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.

В тоже время стандарты не должны быть излишне детализированы, ско­вывать инициативу аудиторов, так как это может превратить аудит в меха­нический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными сужде­ниями. Поэтому подготовка внутренних аудиторских стандартов - процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как по­ложений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторов.

Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру:

регламентирующие параметры - ссылка -на российские или междуна­родные стандарты, использованные при разработке данного стандарта;

общие положения - необходимость внутреннего стандарта, описание объекта стандартизации, определение его основных терминов и поня­тий, сферы применения;

цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные про­блемы, решение которых обеспечивается его применением;

взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие по­ложения других стандартов;

определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;

оформление - перечень документов, которые аудитор должен соста­вить согласно требованиям стандарта;

перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руково­дствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости).

Разработанные внутренние стандарты рассматриваются и принимают­ся Методическим советом аудиторской организации с последующим ут­верждением ее руководителем, а в случаях, предусмотренных учредитель­ными документами аудиторской организации, советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Стандарты должны содержать следующие реквизиты: номер (порядко­вый или серийный код стандарта); дата ввода в действие; название стан­дарта; дату и указание лица, утвердившего стандарт; преемственность (ссылки на ранее принятые нормативными документами правила, кото­рые связаны с данным стандартом); сфера применения (перечень объек­тов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.

В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться при­ложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютер­ные программы, рабочие таблицы и т. д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных поло­жений внутренних стандартов. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен осуществляться на всех уровнях управле­ния аудиторской организации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.007 с.)