Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направленность деятельности группыСодержание книги Поиск на нашем сайте
2.1. Сложившиеся положительные традиции в группе ___________________ ______________________________________________________________ 2.2. Жизнь группы вне учебных занятий ______________________________ 2.3. Участие группы в общественной жизни ОУ ________________________ ______________________________________________________________ Организационная структура группы 3.1. Характеристика органов самоуправления группы ___________________ ______________________________________________________________ 3.2. Закрепление обязанностей в группе ________________________ ______________________________________________________________ 3.3. Отношение ребят к выполнению своих поручений (добросовестное, недобросовестное)______________________________________________________
3.4. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный)_________________________________________
Характеристика учебной деятельности группы 4.1. Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам ________ ______________________________________________________________ 4.2. Взаимопомощь, формы ее организации ____________________________ 4.3. Дисциплина при выполнении учебной работы ______________________ 4.4. Отрицательные моменты в учебной деятельности ___________________ ______________________________________________________________ Психологический климат в группе 5.1 Преобладающие настроения и эмоции ______________________________ 5.2. Сплоченность коллектива (наличие или отсутствие противоборствующих группировок, наличие традиций и общественного мнения) ________________ __________________________________________________________________
5.3.Интеллектуальный климат в группе (имеется ли в группе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро одногруппники находят общий язык при решении общегрупповых задач?) _____________________________________________ __________________________________________________________________ 5.4. Волевые качества группы (ставит ли группа перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли группа напряженно работать над поставленной задачей и доводит дело до конца? Реакция на удачи и неудачи?) _________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся группы 6.1. Количество отличников, хорошистов в группе_______________________ __________________________________________________________________ 6.2. Причины, вызывающие «трудности» в поведении учащихся ___________ __________________________________________________________________ 6.3. Товарищество и дружба в группе __________________________________ Практические рекомендации по использованию полученной информации (здесь необходимо отметить: какие умения можно внести в деятельность группового руководителя по организации учебной, трудовой и общественной жизни группы; как наиболее эффективно использовать лидеров в учебном и воспитательном процессе; как организовать дальнейшее развитие учебных и профессиональных интересов учащихся; как содействовать формированию и развитию общественного мнения, убеждений, мировоззрения в группе; каковы перспективы развития группы как коллектива и в чем заключается роль группового руководителя при управлении этим процессом): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Возможно применение следующих методов исследования: - наблюдение на уроках и во внеурочное время; - исследовательская беседа с мастером-наставником (классным руководителем), изучение журнала группы; - методика диагностики социально-психологического климата коллектива (см. Приложение Б); -анкетирование (можно составить самостоятельную анкету (опросник), после проведения приложить к дневнику-отчету). Задание 4. Изучение и описание личности учащихся
1. Проведите наблюдения за учащимися в разных условиях (во время занятий, на перемене и т.д.) 2. Составьте психолого-педагогическую характеристику учащегося. Для изучения учащихся используются разные методы и методики (см. Приложение А): педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование и др. В приложении В приведена методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1). Примерная схема психолого-педагогической характеристики Учащегося 1. Общие сведения об учащемся: 1.1. Группа ________________ 1.2. Фамилия, имя, отчество учащегося____________________________ ______________________________________________________________ 1.3. Возраст _______________ 2. Условия жизни учащегося: 2.1. Материальные и жилищные условия __________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3.Физическое состояние учащегося: 3.1. Состояние здоровья__________________________________________ 3.2. Занятие физкультурой и спортом _____________________________ 4. Учебная деятельность учащегося: 4.1. Данные об успеваемости ____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.2. Способности учащегося (в каком направлении и как они проявляются). Склонность к определенным предметам и затруднения к другим____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.3. Особенности памяти: прочность, глубина усвоения, скорость и полнота восприятия, характер воспроизведения учебного материала_________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4.4. Особенности мышления и речи: понимание и усвоение учебного материала, умение выражать свои мысли в устной форме, умение рассуждать и делать выводы ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Трудовая деятельность учащегося: 5.1. Отношение к труду __________________________________________
6. Общественная деятельность учащегося: 6.1. Общественная активность ___________________________________ __________________________________________________________________ 6.2. Взаимоотношения учащегося со сверстниками ____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Дисциплинированность учащегося: 7.1. Поведение в образовательном учреждении и вне стен образовательного учреждения _______________________________________________________ ______________________________________________________________
7.2. Состояние дисциплины и ответственности (дисциплинирован или нет; насколько переживает удачи или промахи) _______________________ __________________________________________________________________ 7.3. Выдержка и умение владеть собой ___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Индивидуально-психологические особенности учащегося: 8.1. Интеллектуальные особенности учащегося______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.2. Черты характера_____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.3. Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей _______________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 5. Провести наблюдение за деятельностью мастера профессионального обучения и обучающегося на уроке производственного обучения или теоретического занятия. Материал представляется в свободной форме. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Задание 6. Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности. Оформление дневника-отчёта по практике
1. После выполнения всех заданий ещё раз внимательно прочитайте дневник, внесите необходимые коррективы, пронумеруйте страницы и вложите работу в папку с файлами. 2. Напишите аналитический отчёт-размышление о психолого-педагогической практике: Психолого-педагогическая практика оказалась для меня ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Для меня стало открытием ______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Моя самостоятельность проявилась в _____________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самым интересным было _______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Я научился ____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Было неудачным (с указанием причин) ___________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В подготовке к практике были обнаружены недочёты_______________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мои предложения по организации практики_______________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Список рекомендуемой литературы
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., Академия, 2004. 2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики / Под ред. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – С. 10-28. 3. Изучение личности школьника учителем/под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахоян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с. 4. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М.: Просвещение, 1990. 5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 86-99, 267-278, 324-330. 6. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 400 с. 7. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. – М., 1997.
Слово мастеру-наставнику:
Характеристика деятельности студента ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мастер-наставник _____________________
Слово руководителю практики:
Характеристика работы студента ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель практики ________________
Приложение А Терминологический словарь Компоненты деятельности мастера профессионального обучения в учебном учреждении начального профессионального образования В педагогической деятельности мастера производственного обучения выделяют следующие деятельностные компоненты: коммуникативный, конструктивный, организаторский и гностический (исследовательский). Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений. Аналитические умения складываются из таких частных умений, как умение разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи с другими элементами педагогического процесса; правильно диагностировать педагогические явления; выделять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения. В основе прогностических умений мастера лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Педагогическое прогнозирование предполагает также выделение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени. Проективные умения предполагают умения переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи, учитывать интересы и потребности учащихся, возможности материальной базы, отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам; планировать систему совместных творческих дел; планировать индивидуальную работу с учащимися; отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать систему стимулирования активности школьников; планировать способы создания личностно-развивающей среды. Организаторская деятельность мастера предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. Организаторская деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных умений. Мобилизационные умения включают умения привлечь внимание учащихся и развивать у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности; формировать у них потребность в знаниях; вооружить учащихся навыками учебного труда; формировать у учащихся активное, самостоятельное и творческое отношение к явлениям окружающей действительности и др. Информационные умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Они включают умения и навыки работы с печатными источниками, умение получать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса. Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом; создание проблемных ситуаций для развития познавательных процессов; стимулирование познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления; создание условий для развития индивидуальных особенностей и осуществление индивидуального подхода к учащимся. Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, их научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной и научной деятельности, к производству, к рационализаторству и профессии, соответствующей личным склонностям и возможностям учащихся; организацию совместной творческой деятельности. Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений педагогической техники. Перцептивные умения сводятся к наиболее общему умению - понимать других (учащихся, учителей, родителей). Умения педагогического общения связаны с умениями распределять внимание и поддерживать его устойчивость, устанавливать психологический контакт с учащимися, способствующий эффективной передаче и восприятию учебной информации; умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствовались в той или иной ситуации; устанавливать эмоциональную обратную связь. Умения педагогической техники составляют совокупность следующих умений и навыков: - выбрать правильный стиль и тон обращения с воспитанниками; управлять их вниманием; - чувство темпа; развитие культуры речи мастера; управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу образовательного процесса; регулирование своего психического состояния; располагать к себе собеседника; образно передавать информацию и др. Гностический компонент подразумевает единство образовательной и научно - исследовательской деятельности мастера в образовательном учреждении. Учебная группа – учебное сообщество обучающихся, которое способно соорганизоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Психологическое исследование. Исследование может строиться: - на базе наблюдения; - на базе эксперимента; - на базе исследования психодиагностического. Все они могут выступать и как относительно самостоятельные методы исследования, но нужно выделять ситуации, когда они входят в эксперимент как составная часть. Кроме названных, один из распространенных методов исследования психологического – беседа. Опросник – стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Анкетирование – один из методов опроса, средство получения информации для социального обследования. Процесс анкетирования включает в себя следующие этапы: подготовка анкеты, на которую опрашиваемый должен дать ответы; распространение анкет, их обработка и анализ. Психологический тест – стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемых. Наблюдение – организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Социометрическое исследование – метод, позволяющий оценить и измерить межличностные и межгрупповые отношения и эмоциональные связи в группе с целью дальнейшего их совершенствования. Психологическое диагностирование (психодиагностика) – теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию о них.
Методики изучения коллектива. Существуют несколько опробированных методик, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Одна из них - психолого-педагогическая диагностика, являющаяся оценочной практикой, которая помогает изучать индивидуально-психологические особенности отдельно взятого учащегося и составлять психолого-педагогическую характеристику коллектива в целом. Примеры методик исследования: изучение эмоционального отношения учащихся к собственному "Я", к родителям, учителям, учащимся по Ч. Осгуду; опросник для изучения уровней познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний, как наличного состояния и как свойства личности Ч.Д. Спилбергера; шкала депрессии; карта-схема психолого-педагогической характеристики группы: направленность деятельности группы, организованность группы, психологическое единство группы, психологический климат коллектива; методика САН; методика "Т и Д"; метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам Э. Г. Эйдемиллера; цветовая карта самочувствия на каждый день; контент-анализ; метод социометрии; методика "Ценностные ориентации" М. Рокича; определение направленности личности - ориентационная анкета; тест Руковишникова по изучению межличностных отношений; опросник по изучению конфликтов и другие. Психолого-педагогическая характеристика учащегося (учебной группы) – это характеристика, представляющая собой сформированный целостный взгляд на личность учащегося (группы в целом), трудности в сфере деятельности и ресурсы развития, составленная с опорой на данные наблюдений, бесед с обучающимся и педагогом, а также психодиагностических методик.
Приложение Б
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.009 с.) |