Направленность деятельности группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность деятельности группы



2.1. Сложившиеся положительные традиции в группе ___________________

______________________________________________________________

2.2. Жизнь группы вне учебных занятий ______________________________

2.3. Участие группы в общественной жизни ОУ ________________________

______________________________________________________________

Организационная структура группы

3.1. Характеристика органов самоуправления группы ___________________

______________________________________________________________

3.2. Закрепление обязанностей в группе ________________________

______________________________________________________________

3.3. Отношение ребят к выполнению своих поручений (добросовестное, недобросовестное)______________________________________________________

 

3.4. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный)_________________________________________

 

Характеристика учебной деятельности группы

4.1. Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам ________

______________________________________________________________

4.2. Взаимопомощь, формы ее организации ____________________________

4.3. Дисциплина при выполнении учебной работы ______________________

4.4. Отрицательные моменты в учебной деятельности ___________________

______________________________________________________________

Психологический климат в группе

5.1 Преобладающие настроения и эмоции ______________________________

5.2. Сплоченность коллектива (наличие или отсутствие противоборствующих группировок, наличие традиций и общественного мнения) ________________

__________________________________________________________________

 

5.3.Интеллектуальный климат в группе (имеется ли в группе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро одногруппники находят общий язык при решении общегрупповых задач?) _____________________________________________

__________________________________________________________________

5.4. Волевые качества группы (ставит ли группа перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли группа напряженно работать над поставленной задачей и доводит дело до конца? Реакция на удачи и неудачи?) _________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся группы

6.1. Количество отличников, хорошистов в группе_______________________

__________________________________________________________________

6.2. Причины, вызывающие «трудности» в поведении учащихся ___________

__________________________________________________________________

6.3. Товарищество и дружба в группе __________________________________

Практические рекомендации по использованию полученной информации (здесь необходимо отметить: какие умения можно внести в деятельность группового руководителя по организации учебной, трудовой и общественной жизни группы; как наиболее эффективно использовать лидеров в учебном и воспитательном процессе; как организовать дальнейшее развитие учебных и профессиональных интересов учащихся; как содействовать формированию и развитию общественного мнения, убеждений, мировоззрения в группе; каковы перспективы развития группы как коллектива и в чем заключается роль группового руководителя при управлении этим процессом):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможно применение следующих методов исследования:

- наблюдение на уроках и во внеурочное время;

- исследовательская беседа с мастером-наставником (классным руководителем), изучение журнала группы;

- методика диагностики социально-психологического климата коллектива (см. Приложение Б);

-анкетирование (можно составить самостоятельную анкету (опросник), после проведения приложить к дневнику-отчету).

Задание 4. Изучение и описание личности учащихся

 

1. Проведите наблюдения за учащимися в разных условиях (во время занятий, на перемене и т.д.)

2. Составьте психолого-педагогическую характеристику учащегося.

Для изучения учащихся используются разные методы и методики (см. Приложение А): педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование и др.

В приложении В приведена методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1).

Примерная схема психолого-педагогической характеристики

Учащегося

1. Общие сведения об учащемся:

1.1. Группа ________________

1.2. Фамилия, имя, отчество учащегося____________________________

______________________________________________________________

1.3. Возраст _______________

2. Условия жизни учащегося:

2.1. Материальные и жилищные условия __________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________

 
2.2. Характеристика семейной среды______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Физическое состояние учащегося:

3.1. Состояние здоровья__________________________________________

3.2. Занятие физкультурой и спортом _____________________________

4. Учебная деятельность учащегося:

4.1. Данные об успеваемости ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Способности учащегося (в каком направлении и как они проявляются). Склонность к определенным предметам и затруднения к другим____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3. Особенности памяти: прочность, глубина усвоения, скорость и полнота восприятия, характер воспроизведения учебного материала_________________________________________________________ __________________________________________________________________

4.4. Особенности мышления и речи: понимание и усвоение учебного материала, умение выражать свои мысли в устной форме, умение рассуждать и делать выводы ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Трудовая деятельность учащегося:

5.1. Отношение к труду __________________________________________

 

6. Общественная деятельность учащегося:

6.1. Общественная активность ___________________________________

__________________________________________________________________

6.2. Взаимоотношения учащегося со сверстниками ____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Дисциплинированность учащегося:

7.1. Поведение в образовательном учреждении и вне стен образовательного учреждения _______________________________________________________

______________________________________________________________

 

7.2. Состояние дисциплины и ответственности (дисциплинирован или нет; насколько переживает удачи или промахи) _______________________ __________________________________________________________________

7.3. Выдержка и умение владеть собой ___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Индивидуально-психологические особенности учащегося:

8.1. Интеллектуальные особенности учащегося______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.2. Черты характера_____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.3. Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей _______________________________________________________

__________________________________________________________________

 
9. Рекомендации по индивидуальному подходу к учащемуся в процессе учебно-воспитательной работы:_____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Провести наблюдение за деятельностью мастера профессионального обучения и обучающегося на уроке производственного обучения или теоретического занятия.

Материал представляется в свободной форме. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задание 6. Проведение самоанализа и самооценки своей деятельности. Оформление дневника-отчёта по практике

 

1. После выполнения всех заданий ещё раз внимательно прочитайте дневник, внесите необходимые коррективы, пронумеруйте страницы и вложите работу в папку с файлами.

2. Напишите аналитический отчёт-размышление о психолого-педагогической практике:

Психолого-педагогическая практика оказалась для меня

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для меня стало открытием ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя самостоятельность проявилась в _____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самым интересным было _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я научился ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Было неудачным (с указанием причин) ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В подготовке к практике были обнаружены недочёты_______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои предложения по организации практики_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список рекомендуемой литературы

 

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., Академия, 2004.

2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики / Под ред. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – С. 10-28.

3. Изучение личности школьника учителем/под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахоян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.

4. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М.: Просвещение, 1990.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 86-99, 267-278, 324-330.

6. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 400 с.

7. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. – М., 1997.

 


Слово мастеру-наставнику:

 

Характеристика деятельности студента

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Мастер-наставник _____________________

 

Слово руководителю практики:

 

Характеристика работы студента

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Руководитель практики ________________

 

Приложение А

Терминологический словарь

Компоненты деятельности мастера профессионального обучения в учебном учреждении начального профессионального образования

В педагогической деятельности мастера производственного обучения выделяют следующие деятельностные компоненты: коммуникативный, конструктивный, организаторский и гностический (исследовательский).

Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.

Аналитические умения складываются из таких частных умений, как умение разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи с другими элементами педагогического процесса; правильно диагностировать педагогические явления; выделять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения.

В основе прогностических умений мастера лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Педагогическое прогнозирование предполагает также выделение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени.

Проективные умения предполагают умения переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи, учитывать интересы и потребности учащихся, возможности материальной базы, отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам; планировать систему совместных творческих дел; планировать индивидуальную работу с учащимися; отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать систему стимулирования активности школьников; планировать способы создания личностно-развивающей среды.

Организаторская деятельность мастера предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. Организаторская деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных умений.

Мобилизационные умения включают умения привлечь внимание учащихся и развивать у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности; формировать у них потребность в знаниях; вооружить учащихся навыками учебного труда; формировать у учащихся активное, самостоятельное и творческое отношение к явлениям окружающей действительности и др.

Информационные умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Они включают умения и навыки работы с печатными источниками, умение получать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом; создание проблемных ситуаций для развития познавательных процессов; стимулирование познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления; создание условий для развития индивидуальных особенностей и осуществление индивидуального подхода к учащимся.

Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, их научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной и научной деятельности, к производству, к рационализаторству и профессии, соответствующей личным склонностям и возможностям учащихся; организацию совместной творческой деятельности.

Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений педагогической техники.

Перцептивные умения сводятся к наиболее общему умению - понимать других (учащихся, учителей, родителей).

Умения педагогического общения связаны с умениями распределять внимание и поддерживать его устойчивость, устанавливать психологический контакт с учащимися, способствующий эффективной передаче и восприятию учебной информации; умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствовались в той или иной ситуации; устанавливать эмоциональную обратную связь.

Умения педагогической техники составляют совокупность следующих умений и навыков:

- выбрать правильный стиль и тон обращения с воспитанниками; управлять их вниманием;

- чувство темпа; развитие культуры речи мастера; управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу образовательного процесса; регулирование своего психического состояния; располагать к себе собеседника; образно передавать информацию и др.

Гностический компонент подразумевает единство образовательной и научно - исследовательской деятельности мастера в образовательном учреждении.

Учебная группа – учебное сообщество обучающихся, которое способно соорганизоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы.

Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Психологическое исследование. Исследование может строиться:

- на базе наблюдения;

- на базе эксперимента;

- на базе исследования психодиагностического.

Все они могут выступать и как относительно самостоятельные методы исследования, но нужно выделять ситуации, когда они входят в эксперимент как составная часть. Кроме названных, один из распространенных методов исследования психологического – беседа.

Опросник – стандартизированная процедура по­лучения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокуп­ность методических средств, используемых для выявления и оценки отдель­ных свойств и проявлений личности.

Анкетирование – один из методов опроса, средство получения информации для социального обследования. Процесс анкетирования включает в себя следующие этапы: подготовка анкеты, на которую опрашиваемый должен дать ответы; распространение анкет, их обработка и анализ.

Психологический тест – стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемых.

Наблюдение – организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

Социометрическое исследование – метод, позволяющий оценить и измерить межличностные и межгрупповые отношения и эмоциональные связи в группе с целью дальнейшего их совершенствования.

Психологическое диагностирование (психодиагностика) – теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию о них.

 

Методики изучения коллектива. Существуют несколько опробированных методик, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Одна из них - психолого-педагогическая диагностика, являющаяся оценочной практикой, которая помогает изучать индивидуально-психологические особенности отдельно взятого учащегося и составлять психолого-педагогическую характеристику коллектива в целом.

Примеры методик исследования: изучение эмоционального отношения учащихся к собственному "Я", к родителям, учителям, учащимся по Ч. Осгуду; опросник для изучения уровней познавательной активности, тревожности и отрицательных эмоциональных переживаний, как наличного состояния и как свойства личности Ч.Д. Спилбергера; шкала депрессии; карта-схема психолого-педагогической характеристики группы: направленность деятельности группы, организованность группы, психологическое единство группы, психологический климат коллектива; методика САН; методика "Т и Д"; метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам Э. Г. Эйдемиллера; цветовая карта самочувствия на каждый день; контент-анализ; метод социометрии; методика "Ценностные ориентации" М. Рокича; определение направленности личности - ориентационная анкета; тест Руковишникова по изучению межличностных отношений; опросник по изучению конфликтов и другие.

Психолого-педагогическая характеристика учащегося (учебной группы) – это характеристика, представляющая собой сформированный целостный взгляд на личность учащегося (группы в целом), трудности в сфере деятельности и ресурсы развития, составленная с опорой на данные наблюдений, бесед с обучающимся и педагогом, а также психодиагностических методик.

 


 

Приложение Б

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.067 с.)