Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест для составления психолого-педагогической характеристики учебной группы

Поиск

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:

· 5 - ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,

· 4 – проявляется постоянно, но не так сильно,

· З – не очень проявляется,

· 2 – проявляется противоположное отрицательное качество,

· 1 – сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

Например:

Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами.           У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.

· 5 - ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,

· 4 – когда не очень выражено,

· 3 – слабо выражено,

· 2 – больше выражено стремление обособиться, чем общаться,

· 1 – стремление обособиться выражено ярко.

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла.

Направление активности
  Группа активна, полна творческой энергии.           Группа инертна, пассивна.
  Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).           Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д.
  В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.           Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели.
  Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена группы в отдельности.           В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми.
  В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.           Популярные члены группы – эгоисты, работающие лишь для себя.
  Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.           У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом.
  Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами.           У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.
  Группу отличают устойчивые интересы.           Группу отличает быстрая смена интересов.
  Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.           Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.
  Актив, ядро группы ведет ее на общественно-полезные дела.           Актив ведет группу на антиобщественные дела.
  В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности.           Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", в ней пренебрежительно относятся к слабым.
Организованность
  В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.           При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.
  Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.           Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу "кого-нибудь, только не меня".
  Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.           Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.
  Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.           В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.
  Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.           Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.
  Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.           Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.
  Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и "прижиться", влиться в свою среду.           Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду.
  Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.           Группа способна к согласованию своих действий.
  Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.           Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
  Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования.           К сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.
  Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями.           Группа не имеет хороших, способных организаторов.
Интеллектуальная коммуникативность
  Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.           Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво.
  Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению.           Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы.
  Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.           В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.
  Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач.           В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.
  При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.           Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов.
  В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.           Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
  При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.           Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий.
  Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.           В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.
  Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.           Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.
  Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.           Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения.
  Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.           Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.
Психологический климат
  Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.           Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.
  Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.           Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.
  Стремление к совместности переживаний событий, жизненных явлений, произведений искусства.           Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.
  Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.           Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.
  Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций.           В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.
  В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.           В этих условиях группа теряется, "раскисает", наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.
  Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.           В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому.
  В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность.           Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.
  Групповые эмоциональные "взрывы" в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.           Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
  Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.           Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
  Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.           Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.009 с.)