Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.
· 1 – сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
· 5 - ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,
· 1 – стремление обособиться выражено ярко.
Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла.
Направление активности
|
| Группа активна, полна творческой энергии.
|
|
|
|
|
| Группа инертна, пассивна.
|
| Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).
|
|
|
|
|
| Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д.
|
| В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.
|
|
|
|
|
| Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели.
|
| Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена группы в отдельности.
|
|
|
|
|
| В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми.
|
| В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.
|
|
|
|
|
| Популярные члены группы – эгоисты, работающие лишь для себя.
|
| Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.
|
|
|
|
|
| У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом.
|
| Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами.
|
|
|
|
|
| У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.
|
| Группу отличают устойчивые интересы.
|
|
|
|
|
| Группу отличает быстрая смена интересов.
|
| Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.
|
|
|
|
|
| Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.
|
| Актив, ядро группы ведет ее на общественно-полезные дела.
|
|
|
|
|
| Актив ведет группу на антиобщественные дела.
|
| В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности.
|
|
|
|
|
| Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", в ней пренебрежительно относятся к слабым.
|
Организованность
|
| В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.
|
|
|
|
|
| При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.
|
| Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.
|
|
|
|
|
| Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу "кого-нибудь, только не меня".
|
| Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.
|
|
|
|
|
| Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.
|
| Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.
|
|
|
|
|
| В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.
|
| Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.
|
|
|
|
|
| Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.
|
| Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.
|
|
|
|
|
| Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.
|
| Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и "прижиться", влиться в свою среду.
|
|
|
|
|
| Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду.
|
| Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.
|
|
|
|
|
| Группа способна к согласованию своих действий.
|
| Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.
|
|
|
|
|
| Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
|
| Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования.
|
|
|
|
|
| К сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.
|
| Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями.
|
|
|
|
|
| Группа не имеет хороших, способных организаторов.
|
Интеллектуальная коммуникативность
|
| Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.
|
|
|
|
|
| Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво.
|
| Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению.
|
|
|
|
|
| Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы.
|
| Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.
|
|
|
|
|
| В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.
|
| Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач.
|
|
|
|
|
| В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.
|
| При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.
|
|
|
|
|
| Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов.
|
| В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.
|
|
|
|
|
| Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
|
| При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.
|
|
|
|
|
| Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий.
|
| Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.
|
|
|
|
|
| В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.
|
| Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.
|
|
|
|
|
| Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.
|
| Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.
|
|
|
|
|
| Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения.
|
| Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.
|
|
|
|
|
| Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.
|
Психологический климат
|
| Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.
|
|
|
|
|
| Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.
|
| Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.
|
|
|
|
|
| Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.
|
| Стремление к совместности переживаний событий, жизненных явлений, произведений искусства.
|
|
|
|
|
| Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.
|
| Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.
|
|
|
|
|
| Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.
|
| Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций.
|
|
|
|
|
| В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.
|
| В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.
|
|
|
|
|
| В этих условиях группа теряется, "раскисает", наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.
|
| Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.
|
|
|
|
|
| В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому.
|
| В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность.
|
|
|
|
|
| Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.
|
| Групповые эмоциональные "взрывы" в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.
|
|
|
|
|
| Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
|
| Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.
|
|
|
|
|
| Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
|
| Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.
|
|
|
|
|
| Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.
|