Тема 4:Межцивилизационный синтез педагогических традиций: история и современность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4:Межцивилизационный синтез педагогических традиций: история и современность



Методические рекомендации: в работе необходимо показать взаимодействие и взаимообогащение педагогических традиций различных цивилизаций в условиях современных тенденций глобализации; выявление перспективы эволюции научно-педагогического знания на пороге 21 века с точки зрения осмысления накопленного опыта постановки и решения педагогических проблем с учётом сущностного единства природы педагогических феноменов; проанализировать перспективы развития самобытных педагогических традиций и ответить на вопрос - как развитие образования связано с современными цивилизационными процессами.

Рекомендуемая литература:

1. Вульфсон Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели // Педагогика. - 1994. - № 2.

2. Гинецинский В.И. Проблема структуризации мирового образовательного пространства // Педагогика. - 1997. - №3.

3. Гусинский Э., Турчанинова Ю. О Ричарде Рорти, постмодернизме и кризисе образования // Лицейское и гимназическое образование. - 1998. - №1.

4. Делор Ж. Образование: необходимая утопия // Педагогика. - 1998. -№5.

5. Корнетов Г.Б. Перспективы педагогики в контексте духовной ситуации постмодерна // Magister. - 1999. - №5.

6. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр.: М., СПб, 1998.

7. Ушаков С. «Культура полифонии»: может ли постсоветская педагогика стать постмодернистской? //Новые ценности образования. Вып. 4. Культурная и мультикультурная серда школы. - М., 1996.

Примерные темы курсовых работ

 

1. Эвристическая функция истории педагогики при решении проблем теории и практики современного российского образования.

2. Значение изучения соотношения целенаправленного образования и стихийной социализации в истории педагогики для осмысления причин эффективности воспитания и обучения.

3. Отражение динамики социальной структуры общества в истории педагогических идей и образовательных институтов общества.

4. Педагогическая природа понятия «свободы»: история и современность.

5. Проблемы современной школы (дошкольного, семейного воспитания) в контексте диалога с педагогическими идеями Конфуция (Платона, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко и др.)

 

 

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1. Рекомендуема литература

 

Основная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

2. Латышина, Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2002. - 603 с.

3. История педагогики. Ч. 1, 2.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 304 с.

Дополнительная

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. - М., 1995.

2. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2-х т. - м., 1994.

2. Василькова, Ю.В. Страницы отечественного образования: из истории России, православия, литературы с древнейших времен до конца 18 века. / Ю.В. Василькова. - Курс лекций, кн. 1. - М., 1996.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд-во 2-е, переработанное и дополненное. / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / С.И. Гессен. - М., 1995. - с.103-109, 122-126, 131-134.

5. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. / А.Н. Джуринский. – М., 1999. - 217с.

6. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений /Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 400 с.

7. Корнетов, Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. / Г.Б. Корнетов. – М.: Изд-во УРАО, 2002. - 268 с.

8. Корнетов, Г.Б. Западная педагогика XVII – XVIIIв.в.: Учебное пособие к курсу «История образования и педагогической мысли» //Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып.19. – М., 2002. - 108 с.

9. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. - 576 с.

10. Пряникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и пед. мысли. Учебник - справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. - М., Новая школа, 1995. - 157 с.

11. Ратт, Т.А. Философия и история образования. Учебное пособие: Изд-во ПГПУ/ Т.А. Ратт. - Пермь, 1999. - 107 с.

 

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины

«История педагогики и образования»

· компьютерное и мультимедийное оборудование для показа презентаций как при чтении лекций, так и на семинарских занятиях (подготовка студентами докладов, сообщений, сопровождаемых презентационным материалом);

· приборы и оборудование учебного назначения: доска, мел, указка;

· пакет тестовых заданий по разделам курса и в целом по курсу «История педагогики и образования» в печатном и электронном виде для проведения промежуточного и итогового контроля, самопроверки студентов;

· видео-аудиовизуальные средства обучения: видеомагнитофон, DVD - для просмотра видеоматериалов по различным проблемам изучаемого курса (фрагментов учебного процесса в авторских школах, жизни и деятельности известных педагогов прошлого и настоящего и др.);

· обращение к фондам библиотек для поиска информации при подготовке е семинарским занятиям в Сети Интернет через выход на веб-сайты:

1. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы: http://www.libfl.ru/

2. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского: http:// www. gnpbu.ru

3. Государственная публичная историческая библиотека: http:// www.shpl.ru

4. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru

5. Другие библиотеки: http://www. gnpbu.ru/katalog/kat_0.htm

 

8.3 Методические указания студентам по выполнению

самостоятельных работ, их содержание

Форма контроля: в виде самостоятельных работ, докладов, рефератов, тестов.

 

Разделы курса Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел I. История педагогики как наука и учебный предмет. 1. На основе анализа тематики историко-педагогических публикаций в журнале «Педагогика» последнего десятилетия выделите, приоритетные проблемы исследования педагогического прошлого. Чем, по-вашему, обусловлен интерес авторов к ним? 2. Проведите сравнительный анализ статей «История педагогики», опубликованных в «Педагогической энциклопедии» (М., 1966. Т. 2) и «Российской педагогической энциклопедии» (М., 1992. Т. 1.). Определите, что в этих статьях имеется общего и особенного в трактовке предмета, задач и функций истории педагогики как отрасли знания. С какими положениями этих статей вы согласны, а какие вызывают у вас сомнения и возражения? 4. Каковы возможности и границы каждого из известных вам концептуальных подходов к изучению истории педагогики?  
Раздел II. Школа и воспитание в Древнем Мире. 1. Какие практические рекомендации по организации воспитания и обучения детей сегодня можно дать на основе педагогического опыта, накопленного в первобытных общинах охотников и собирателей? 2. Используя Словарь античности, (М., 1989.), обозначьте значение основных педагогических терминов по эпохе Античности: абак, Академия, гимнасия, герусия, грамматист, дидаскал, калькулятор, кифарист, калокагатия, киники, мусическая школа, палестра, педагогиум, педагог, педотриб, ритор, риторские школы, сократическая беседа, софистика, софронист, стиль, стоики, эфебия, ювентус. 3. Раскройте значение основных педагогических терминов древнерусской педагогики: азбуковники, апология, аталычество, аскеза, братские школы, вежество, гридница, дитя, Домострой, Домовнее строение, Душевное строение, запуки, заклички, изборник, книжник, мастера грамоты, мирское строение, молодец, монастырские школы, наказание, отрок, пестушки, приходская школа, секуляризация, учение книжное, ученичество, училище, чадо.
Раздел III. Воспитание и школа в эпоху средневековья. 1. Какие педагогические рекомендации изложены Конфуцием в книге «Лунь Юй» (Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М., 2000. С. 289-450). 2. В трактате «О домоводстве» великий ученый-энциклопедист средневекового Востока Абу Али ибн Сина (Авиценна) изложил свои педагогические взгляды. Опираясь на фрагменты из этого произведения (Антология педагогической мысли Узбекской ССР. М., 1986. С. 84-86), ответьте на следующие вопросы: - На каких принципах основываются взгляды Ибн Сины на воспитание и обучение? - Какие методы воспитания и обучения Ибн Сина рекомендует использовать педагогам? - Какую роль Ибн Сина отводил личной активности детей в педагогическом процессе? 3.Какие идеи средневековой исламской педагогики сформировались под влиянием педагогических традиций древних ближневосточных обществ и античного общества? 4. Дайте сравнительную характеристику древнерусских педагогических идей 10-13 веков и западноевропейских педагогических идей того же времени. 5. Какие социокультурные процессы определили новые тенденции в развитии отечественной педагогики 17 века? 6. Какие уроки древнерусской педагогики могут быть полезны для решения современных проблем образования? Список литературы: 1. Василькова, Ю.В. Страницы отечественного образования: из истории России, православия, литературы с древнейших времён до конца XVIII в.: Курс лекций. Кн. 1. М., 1996. 2. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений /Сост. С.Ф. Егоров. - м., 2000. 3. Латышина, Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). - М., 2002. 4. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. - М., 1983. 5. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. М., 1993.
Раздел IV. Развитие идей гуманистического воспитания в педагогической мысли Западной Европы нового времени. 1.Изучив педагогический труд Я.А. Коменского «Великая дидактика» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1939. – Гл. 1, 4, 5, 6, 7, 10, 16, 28, 32), обозначьте и содержательно раскройте основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского (задачи, принципы, типы образовательных учреждений методы и формы работы, образовательные программы). 2. Изучив произведение Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» (Ж-.Ж. Руссо Избр. пед.соч. М., 1987), выделите особенности воспитания и обучения Эмиля в различные возрастные периоды. 3. Как вы думаете, концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо – «свободное воспитание или педагогика манипулирования»?
Раздел V. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке. Дворянско-государственная педагогика. 1.Решению каких социально-экономических и политических проблем были призваны способствовать реформы в области образования, проводимые Петром I? 2. Какие отрицательные и положительные черты были присущи реформам народного образования, проводимым в России в последней четверти 18 века? 3. Заполните таблицу: Особенности организации учебно-воспитательных заведений, основанных в России в 18 веке
Тип учреждения Цель создания Контингент детей Особенности организации
Светские государственные начальные школы      
Академия наук      
Университет      
Воспитательный дом      
Московский Кадетский и Сухопутный шляхетский корпус      
Смольный институт      

 

Раздел VI. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX веке (до 90-х гг.) Опираясь на пособие Пискунова А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики (М., 1981), выполнить следующие задания: 1. Докажите, что педагогическая система И.Ф. Гербарта преимущественно относится к авторитарным педагогическим системам, возникшим в историко-педагогическом процессе. 2. Выделите в педагогической системе И.Ф. Гербарта элементы гуманистической направленности и охарактеризуйте их. К какому типу педагогических теорий вы бы отнесли педагогическую теорию И.Ф. Гербарта? 3. Докажите актуальность педагогической системы Ф.А.В. Дистервега на современном этапе функционирования образовательных систем и ее востребованность при организации профессионально-педагогического (высшего) образования, а также практической педагогической деятельности. 4. Какие, на ваш взгляд, педагогические идеи Ф.А.В. Дистервега, элементы его педагогической системы невозможно или недопустимо использовать на современном этапе развития образования в силу их историко-педагогической архаичности?
Раздел VII. Развитие системы образования и педагогической мысли в России в XIX в 1. В чем проявилась самобытность отечественной педагогической мысли в 19 веке? 2. Какие проблемы воспитания и обучения подрастающих поколений были приоритетны для педагогических исканий в России в 50-60-е гг. 19 века? 3. Реализована ли программа антропологического обоснования педагогики К.Д. Ушинского сегодня? Если нет, то в силу каких причин? 4. Как Л.Н. Толстой трактует категории «воспитание» и «образование»? Чем его трактовка отличается от интерпретаций, принятых в современной нам педагогике? (Толстой Л.Н. Педагогические Сочинения. М., 1989. С. 205, 207-209). 5. Сравните идею свободного образования Толстого с идеей естественного воспитания Руссо? Есть ли между ними что-нибудь общее? Какая из них вам кажется наиболее продуктивной и почему? 6. В какой степени идея свободы образования укоренилась в современной педагогической теории и практике? 7. Изучите деятельность закрытых учебных заведений в России XIX - начала ХХ вв. (институты благородных девиц, кадетские корпуса, дворянские институты, лицеи и др.). Список литературы: 1. Алешинцев, И. История гимназического образования в России (18 и 19 век). - СПб., 1912. 2. Антонов, А. Первый кадетский корпус. - СПб., 1906. 3. Гимназическое образование в России: исторический очерк. Иваново, 1990. 4. Егоров, А.Д. Лицеи России. Т. 5-7. - М., 1993-1996. 5. Жураковский, Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М., 1978. 6. Руденская, М.И., Руденская, С.Д. Пушкинский лицей. - Л., 1980. 7. Флит, Н.В. Школа в России в конце 19 - начале 20 века: государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. - Л., 1991. 2.Охарактеризуйте педагогическую журналистику второй половины XIX - начала ХХ вв., познакомившись на выбор с пятью из нижепредставленных дореволюционных российских периодических изданий: «Век», «Вестник воспитания», «Вестник Европы», «Вестник знания», «Вестник народного образования», «Журнал Министерства народного просвещения», «Известия по народному образованию», «Народная школа», «Народное образование», «Народный учитель», «Научное обозрение», «Начальное обучение», «Образование», «Педагогический журнал», «Педагогический сборник», «Просвещение», «Русская мысль», «Русская школа», «Русский начальный учитель», «Учитель».
Раздел VIII. Реформаторская педагогика в Западной Европе и Америке в конце XIX - начале ХХ в. 1. Какие проблемы теории и практики образования обострились в связи с утверждением индустриального общества? 2. Почему в конце 19 – начале 20 века усилились гуманистические тенденции в развитии педагогики? Какое влияние они оказывали на экспериментальную и массовую практику воспитания и обучения? 3. На какие исторические тенденции развития педагогики опирались теоретики и практики «школы учебы», «школы труда» и «свободной школы»? 4. Какие педагогические достижения рубежа веков оказались значимыми не только для последующих десятилетий, но и для нашего времени? 5. Разработайте проект педагогического учреждения для детей по одной из педагогических систем реформаторской педагогики рубежа 19-20 веков ("Один день в школе, детском саду, училище… и т.д."). Список рекомендуемой литературы: 1. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале ХХ века. - М., 1994. 2. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: история и современность. - М., 1992. 3. Дьюи, Д. Демократия и образование: Пер. с англ. М., 2000. С. 24-27. 4. Кершенштейнер, Г. Основные вопросы школьной организации. СПб., 1911. 5. Кершенштейнер, Г. Понятие трудовой школы. - М., 1910 и 1913. 6. Лай, В. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. - Пг., 1920. - 158 с. 7. Лай, В. Экспериментальная педагогика. - М.; Л., 1927. 8. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX - начале XX веков: Сб. науч. тр. - М., 1980. 9. Певзнер, М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца 19 – начала 20 века. - Новгород, 1996.
Раздел IX. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939 гг.) 1. Составьте таблицу «Реформы образования в США (Великобритании, Германии, Франции) в ХХ веке». Укажите в ней время проведения реформ, их цели и результаты. 2. Проследите, как модифицировались в 20 веке в западной теории и практике образования парадигмы «школы учебы», «школы труда» и «свободной школы».  
Раздел X. Развитие школы и педагогики в СССР в период с Октябрьского переворота до окончания ВОВ Составьте таблицу «Реформы отечественной школы в 1917-1953 гг.», Выделите и заполните в таблице 4 столбца – годы проведения реформы, провозглашенная цель реформы, реальные результаты реформы, историческое значение реформы.
Раздел XI. Западная педагогика XX в. 1. Дайте характеристику основных педагогических течений на Западе в 60-90-е гг. 20 века, выделив присущую им интерпретацию природы человека, целей образования, способов их достижения. Каков позитивный потенциал и границы возможностей каждого из проанализированных вами течений?
Раздел XII. Школа и педагогика в СССР после второй мировой войны. 1. Составьте таблицы «Реформы отечественной школы в 1954-1985 гг.», «Реформы отечественной школы в 1986-2005 гг.». Выделите и заполните в каждой таблице 4 столбца – годы проведения реформы, провозглашенная цель реформы, реальные результаты реформы, историческое значение реформы. 2. Оцените наследие официальной советской педагогики и опыт работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала. 3. Какие педагогические идеи, развиваемые в отечественной педагогике 20-х гг., стали популяризироваться во второй половине 80,начале 90-х гг. представителями педагогики сотрудничества? Какие из этих идей кажутся вам перспективными для развития воспитания и обучения в начале XXI века и почему? 4. Как вы считаете, нужен ли современной отечественной школе образовательный стандарт, если нужен, то какие к нему следует предъявлять требования?

 

Рекомендуемая литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. - М., 1995.

2. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2-х т. - м., 1994.

2. Василькова, Ю.В. Страницы отечественного образования: из истории России, православия, литературы с древнейших времен до конца 18 века. / Ю.В. Василькова. - Курс лекций, кн. 1. - М., 1996.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд-во 2-е, переработанное и дополненное. / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / С.И. Гессен. - М., 1995. - с.103-109, 122-126, 131-134.

5. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. / А.Н. Джуринский. – М., 1999. - 217с.

6. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений /Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 400 с.

7. Корнетов, Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. / Г.Б. Корнетов. – М.: Изд-во УРАО, 2002. - 268 с.

8. Корнетов, Г.Б. Западная педагогика XVII – XVIIIв.в.: Учебное пособие к курсу «История образования и педагогической мысли» //Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып.19. – М., 2002. - 108 с.

9. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. - 576 с.

10. Пряникова, В.Г., Равкин, З.И История образования и пед. мысли. Учебник - справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. - М., Новая школа, 1995. - 157 с.

11. Ратт, Т.А. Философия и история образования. Учебное пособие: Изд-во ПГПУ/ Т.А. Ратт. - Пермь, 1999. - 107 с.

12. Уваров, П.Ю. Университет в средневековом городе// Культура и искусство западноевропейского средневековья / П.Ю. Уваров. - М., 1981.

13. Уколова, В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья / В.И. Уколова. – М., 1989. - Гл. II,III.

14. Хофман, Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: (Очерки развития педагогической теории). Пер. с немецкого / Ф. Хофман. - М.: Педагогика, 1979. (с.22 – 30).

 

 

Разработка презентации по теме лекции *

 

Необходимо разработать презентацию в программе MS Power Point по теме лекции (на выбор студента). Структура презентации:

 

№ кадра Содержание кадра Примечания
  Презентация по теме лекции «……..» курса «Теоретическая педагогика». Разработал студент 2 курса ДО …/… группы ФИО Дата разработки. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону кадра. Применяемые цвета должны быть психологически комфортными для зрительного восприятия. Размер шрифта – не менее 14pt.
  Структура ресурса. Студент самостоятельно определяет количество и название законченных в смысловом отношении частей ресурса, которые будут представлены (план лекции).
3….n Тексты определений, перечни функций, свойств, признаков и т.п., структурные блок-схемы. Наличие гиперссылок приветствуется и повышает оценку ресурса.
Закл. Заключительный кадр должен содержать перечень источников, по которым можно более детально изучить представляемую тему. В перечне должно быть указано 5 источников. Три источника – названия учебников (книг) с точным указанием страниц, на которых раскрывается содержание представляемой темы. Два других источника – ссылки на Интернет-ресурсы по представляемой теме.

* количество кадров презентации студент определяет самостоятельно, однако содержательная часть презентации (кадры 3….n) должна содержать не менее 7 кадров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Разработка презентации оценивается по 10-балльной шкале (от 6 до 10 баллов в зависимости от качества презентации).

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:

10 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 7 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура ресурса, отсутствуют фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

9 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 7 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура ресурса, отсутствуют фактические (содержательные) ошибки, однако присутствуют незначительные орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

8 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 7 кадров основной части. В презентации полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура ресурса; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

7 БАЛЛОВ – презентация включает менее 7 кадров основной части. В презентации не полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура ресурса; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

6 БАЛЛОВ – презентация включает менее 7 кадров основной части. В презентации не раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; не четко определена структура ресурса; имеются фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

8.4 Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

 

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

 

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

 

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

 

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

· изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

· логичность, четкость и ясность в изложении материала;

· возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

· опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

· тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

 

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

 

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

 

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

 

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

 

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточная аттестация

С целью проверки знаний студентов, определения уровня усвоения содержания курса «История педагогики и образования» предлагаются следующие аттестационные задания:

 

1. При подведении итогов семестра студентам предлагаются карточки (по жребию), содержащие ряд вопросов по темам первого семестра (подготовка 10 мин), отвечая на которые в устной беседе с преподавателем, студенты показывают уровень освоенности изученного материала.

 

№1.

1. Система работоспособных, оправдавших себя на практике, прошедших проверку жизнью педагогических положений, категорий, принципов, объективно и доказательно отражающих сущностные процессы, происходящие в сфере образования. О чём речь?

2. Какие Вам известны теории о происхождении воспитания? 3. Перечислите 3 основных типа школ, существующих в странах Древнего Востока. 4. Труд Конфуция, в котором выражены его педагогические взгляды.

5. У кого впервые в древнегреческой истории воспитание понимается как «особая сфера человеческой деятельности»?

6. «Наставления в ораторском искусстве» - чей этот труд?

7. Какие существовали 2 уровня образования в Исламском мире?

8. Главные методы обучения средневекогового Востока.

9. Традиционные факультеты средневековых университетов.

10. В чём заключается педагогическая триада Возрождения?

11. В главная заслуга Я. А. Коменского? Перечислите его основные труды.

12. Кто стал предшественником Коменского и явился основоположником Нового времени в Германии?

13. Главный критерий нравственных принципов по Локку.

14. Какие 2 вида среды выделял Д.Локк.

15. Перечислите основные педагогические сочинения Руссо.

№2.

1. Предметом истории педагогики выступает…

2. Что лежало в основе передачи опыта подрастающему поколению в эпоху родового строя? И в какой форме это осуществлялось?

3. Какие 2 телесных органа считались в Древнем Востоке необходимыми для приобретения «основательных знаний»?

4. Три ступени в системе образования Древнего Китая, предназначавшиеся для детей аристократии и чиновников.

5. Идеал человека для софистов.

6. С каким учением связаны педагогические воззрения Аристотеля?

7. 3 типа школ Римской системы образования

8. Контингент учеников китаба

9. Перечислите 4 типа мусульманских школ

10. Кто из отцов церкви оказал наибольшее влияние на развитие философии и педагогики феодального общества вплоть до 13 века? Перечислите его основные педагогические воззрения.

11. На каком языке долгое время велось обучение в средние века?

12. Перечислите представителей эпохи Возрождения.

13. Главные педагогические идеи гуманистов.

14. Пампедия – это…

15. 3 фактора воспитания, которые выделял Руссо.

 

№3.

1. Объектом истории педагогики являются...

2. Что такое инициации?

3. Важное условие получения знаний в Древнем Египте.

4. Ведущий тип школ в Древнем Китае и круг предметов в этих школах.

5. Основы какого обучения были заложены Сократом?.

6. Движущие силы развития личности по Аристотелю.

7. Два цикла предметов в Исламской системе образования в средние века.

8. Перечислите тех, кого называли «отцами церкви»

9. Номинализм и реализм – что это такое?

10. Охарактеризуйте положение средневековых университетов

11. Организатор «Дома радости».

12. Принципы обучения и воспитания Я.А.Коменского.

13. Какое философское течение представлял Д.Локк?

14. Три части пед.учения Д.Локка

15. Что есть воспитание по Руссо?

 

№4.

1. Факторы развития системы образования.

2. Кто были первыми педагогами в древности?

3. Главные источники о системе образования в Древней Индии.

4. Два главных конфуцианских принципа, положенные в основу древнекитайского образования.

5. Кто из античных философов создал первую на Западе систему творческой педагогики?

6. Дайте характеристику Спартанской системы воспитания.

7. Что такое ияз?

8. Назовите представителей педагогической мысли средневекового Востока.

9. Что такое «7 свободных искусств»?

10. Основные учебные книги в средневековых школах

11. Главная цель педагогического процесса в «Доме радости» В. де Фельтре

12. Пансофия - это…

13. Критерии воспитанности по Коменскому

14. В каких трудах изложены пед. взгляды Д.Локка?

15. Соотношение возрастов и видов воспитания по Руссо.

 

№5.

1. Предмет философии образования.

2. Когда можно говорить о переходе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.176 с.)