Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. История педагогики как область педагогической науки↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (Методические рекомендации для студентов факультетов начального образования) Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
(Методические рекомендации для студентов факультетов начального образования) Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А.И.Герцена
Печатается по рекомендации кафедры педагогики и психологии начального образования и по решению редакционно-издательского совета РГПУ им. А. И. Герцена
Составитель: канд. пед. наук, доц. Ю. Г. Осиева канд. пед. наук, доц. Л.Ю. Савинова
Научный редактор: д-р пед. наук, проф. Г. И. Вергелес
Рецензенты:
В методических рекомендациях содержится материал, позволяющий организовать самостоятельную работу студентов в процессе изучения дисциплины «История образования и педагогической мысли». Методические рекомендации включают тематическое содержание курса, основную и дополнительную литературу, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, требования к итоговой аттестации.
Методические рекомендации соответствуют государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и программе дисциплины «История образования и педагогической мысли», разработанной для всех педагогических специальностей. Целью изучения является содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра на основе ознакомления с деятельностью великих педагогов, овладения историко-педагогическим знанием о разнообразных педагогических системах посредством методов историко-педагогического познания. Дисциплина «История образования и педагогической мысли» включает наиболее существенные историко-педагогические явления, раскрывающие основные этапы развития образования. При этом в содержании курса, предназначенного для будущих специалистов в области начального образования, сделан акцент на историко-педагогических проблемах, так или иначе связанных с начальным обучением, введены темы, раскрывающие ведущие воспитательные концепции, предлагается ряд заданий, посвященных истории начального обучения, подготовке учителей начальных классов. Представленные методические рекомендации направлены на то, чтобы способствовать развитию интереса студентов к освоению педагогического наследия, оказать помощь в организации самостоятельной работы при изучении курса «История образования и педагогической мысли». Освоение историко-педагогического наследия расширяет научный кругозор, повышает педагогическую культуру учителя, содействует развитию его педагогических способностей и помогает творчески использовать накопленные знания. Изучение истории образования призвано помочь специалистам в области начального образования научиться мыслить педагогическими категориями, ясно представляя себе их генезис; объективно оценивать концепции воспитания и обучения, сопоставлять педагогические теории, определять преемственность в развитии педагогических идей; выявлять значение педагогических идей прошлого для современной педагогики Содержание методических рекомендаций включает тематический план, библиографию, вопросы для коллективного обсуждения, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, требования к проведению текущей и итоговой аттестации, технологическую карту. Для организации самостоятельной работы студентов в методических рекомендациях представлены задания, направленные на формирование умений анализировать первоисточники, устанавливать взаимосвязи между различными воспитательными концепциями, оценивать педагогические явления в историческом контексте и с позиции современного исследователя. Выполнение заданий предполагает самостоятельное изучение педагогической литературы, конспектирование, аннотирование, творческое осмысление заявленной педагогической проблемы в виде эссе, моделей и т.п. Предполагается организация самостоятельной работы в различных формах: подготовка к семинарским занятиям, сочинение докладов и реферативных сообщений, заполнение обобщающих таблиц, подбор тематических папок, составление библиографии, написание творческих работ. При самостоятельной подготовке студентам рекомендуется ознакомиться с литературой, представленной в библиографии по курсу, с публикациями по истории педагогики в журналах «Воспитание школьников», «Начальная школа», «Педагогика», «Народное образование» и др., а также с Различными Интернет-источниками.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рекомендуемая литература по курсу 1. Гуркина Н.К. История образования в России (X – XX века): Учебное пособие. – СПб., 2001. 2. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001. 3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. 4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М., 1998. 5. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005. 6. История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002. 7. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. 8. Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002. 9. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003. 10. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник – справочник. Новая школа. - М., 1995. 11. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006. 12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981. Дополнительная 1. Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – М., 2006. 2. Бахтигулова Л.Б. История педагогики и философия образования: Учебное пособие. – М., 2004. 3. Богуславский М.В. XX в. российского образования. – М., 2002. 4. Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004. 5. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. М., 2005. 6. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003. 7. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. 8. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005. 9. Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999. 10. История педагогики / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007. 11. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994. 12. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. 13. Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006. 14. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006. 15. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2. 16. Орлова А.П., Зинькова Н.К., Тетерина В.В. История педагогики. Практикум. М., 2006. 17. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000. Основная Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М., 1998. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник – справочник. Новая школа. - М., 1995. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981. Дополнительная Бахтигулова Л.Б. История педагогики и философия образования: Учебное пособие. – М., 2004. Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005. История педагогики / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2. Орлова А.П., Зинькова Н.К., Тетерина В.В. История педагогики. Практикум. М., 2006. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите основные подходы к изучению историко-педагогического процесса. 2. Охарактеризуйте исторические типы педагогики с точки зрения различных подходов к изучению историко-педагогического процесса. 3. На основе изученной историко-педагогической литературы представьте концепцию происхождения воспитания как особого вида деятельности. 4. Определите понятия историко-педагогический процесс, парадигмальный подход, цивилизационный подход, формационный подход, культурологический подход.
Основная Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 1999. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005. История образования и педагогической мысли в эпоху древности, средневековья и Возрождения: Учебное пособие / Под ред. Т.Н. Матулис. – М., 2004. Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека. – М., 1997. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003. От глиняной таблички – к университету. Образовательные системы востока и запада в эпоху древности и средневековья / Под ред. Т.Н. Матулис. – М., 1998. Дополнительная Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005. Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите способы педагогического познания в дописьменный период развития культуры. 2. Охарактеризуйте педагогическую теорию в Древней Греции. 3. Сопоставьте воспитание и обучение в Спарте и Афинах. 4. Определите понятия политейя, пайдейя, мусические и грамматические гимнасии, ликеи, кифаристы, палестры, тривиальные школы, риторические школы. 5. Сравните антропологические основания педагогических взглядов Платона и Аристотеля. Чьи взгляды Вы разделяете? 6. Какие вопросы воспитания рассматриваются в работах римских мыслителей (Сенеки, Цицерона, Квинтиллиана)? 7. Сопоставьте идеалы философского и риторического образования. Какой из античных идеалов при соответствующей модификации в большей степени мог бы способствовать решению задач обновления отечественной школы?
Основная Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Под ред. Б.С. Гершунского. – М., 1994. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 1999. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 1989-1990. Вып. 1. Ч. 1-2. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005. История образования и педагогической мысли в эпоху древности, средневековья и Возрождения: Учебное пособие / Под ред. Т.Н. Матулис. – М., 2004. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003. От глиняной таблички – к университету. Образовательные системы востока и запада в эпоху древности и средневековья / Под ред. Т.Н. Матулис. – М., 1998. Дополнительная Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Как повлияли традиции античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений в Западной Европе? 2. Опишите идеал христианского воспитания в эпоху раннего средневековья. 3. Назовите основные типы учебных заведений в эпоху средневековья. 4. Определите понятия схоластика, патристика, аскетизм. 5. В чем проявлялась схоластика средневекового образования? 6. Как повлияли идеи гуманизма эпохи Возрождения на педагогическую теорию и практику? 7. Охарактеризуйте школы нового типа (Витторино да Фельтре, И. Гуарино и др.). 8. Как изменились подходы к воспитанию и школьному делу в период реформации? Вопросы для коллективного обсуждения 1. Педагогическое учение Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества. 2. Цели и содержание воспитания и образования. Школьная система Я.А. Коменского. 3. Дидактическое учение Я.А. Коменского. 4. Влияние педагогической теории Я.А. Коменского на развитие мировой педагогики. Рекомендуемая литература Основная Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М., 1998. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1982. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 1988. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник – справочник. Новая школа. - М., 1995. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981. Дополнительная Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2. Орлова А.П., Зинькова Н.К., Тетерина В.В. История педагогики. Практикум. М., 2006. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000. Задания 1. Подготовьте доклад на тему «Педагогическая деятельность Я.А. Коменского». 2. Охарактеризуйте религиозно-философские взгляды Я.А. Коменского. 3. Подготовьте сообщение об основных трудах Я.А. Коменского («Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Материнская школа», «Открытая дверь языков» и др.). 4. Сопоставьте цели воспитания в учении Я.А Коменского и педагогические идеалы эпохи средневековья, Возрождения. В чем особенность «истинных требований, предъявляемых к человеку» Я.А. Коменским по сравнению с предшествующими и последующими педагогами? 5. Раскройте понятие природосообразности в трудах Я.А. Коменского. Как соотносятся этапы возрастного развития человека со ступенями школьной системы Я.А. Коменского. 6. Подготовьте доклад на тему «Классно-урочная система Я.А. Коменскогокак прогрессивная форма обучения XVII в.». Определите, в чем залог «долголетия» классно-урочной системы? 7. На основании изученной литературы представьте гносеологическое обоснование процесса обучения и дидактических принципов в учении Я.А. Коменского. 8. Подготовьте доклад на тему «Влияние педагогической теории Я.А. Коменского на развитие мировой педагогики». 9. Подготовьте доклад на тему «Современное значение педагогического наследия Я.А. Коменского». ☺ Заполните обобщающую таблицу. Классической педагогики
Вопросы для коллективного обсуждения 1. Формирование основ «классической педагогики» в Западной Европе в XVII-XVIII вв. 2. Социально-педагогические воззрения Дж. Локка. 3. Физическое, нравственное и умственное воспитание джентльмена в трудах Дж. Локка. 4. Теория естественного свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. 5. Содержание воспитания в разные периоды развития ребенка.
Рекомендуемая литература Основная Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М., 1998. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М., 1988. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 1988. Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник – справочник. Новая школа. - М., 1995. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1981. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981. Дополнительная Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. – М., 2006. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2. Орлова А.П., Зинькова Н.К., Тетерина В.В. История педагогики. Практикум. - М., 2006. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. – М., 2006. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000. Задания 1. Подготовьте доклад на тему «Педагогические взгляды» Дж. Локка. 2. Определите основные направления в воспитании джентльмена. Как девиз Дж. Локка «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» отразился в его системе воспитания? 3. «Человек родится с душой чистой, как доска», - утверждает Дж. Локк. Если от природы все люди равны, то в чем видит Дж. Локк причины неравенства людей в обществе? Сравните взгляды Дж. Локка на воспитание джентльмена и простолюдина. 4. В чем состояла «новая мораль», провозглашенная французскими философами – просветителями? Найдите в тексте работ Д. Дидро и К. Гельвеция объяснение сущности «новой морали» и путей ее воспитания у граждан. 5. Сравните возрастные периодизации и содержание воспитания на каждом этапе в учении Я.А. Коменского и романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Какая периодизация в большей степени соответствует современным представлениям об этапах развития человека? 6. Философ С.И. Гессен писал: «Свобода Эмиля сводится, таким образом, к отсутствию сознания гнета со стороны воспитателя. Но не худший ли это вид рабства, когда жертва гнета даже не осознает его? Пленение воли – не во много ли раз хуже оно пленения действия? Изолированный от всех других влияний кроме постоянного и упорного воздействия всемогущего и вездесущего Жан Жака, Эмиль хочет того, чего желает, чтобы он хотел, его воспитатель». А как Вы думаете, свободен ли Эмиль? Подготовьте доклад на тему «Естественно и свободно ли воспитание Эмиля?» 7. Охарактеризуйте педагогические идеи мыслителей XVII-XVIII вв., которые стали достоянием современной теории образования. ☺ Заполните обобщающую таблицу и сопоставьте взгляды выдающихся педагогов и философов на проблемы нравственного воспитания. И.Ф. ГЕРБАРТА Развитие ведущих идей европейской дидактики XVIII-XIX вв. И.Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения. Гуманизм педагогической системы Песталоцци. Теория элементарного образования. Развитие идей Песталоцци в трудах Ф.Фребеля. Трудовое образование в системе «элементарного образования» И.Г. Песталоцци. Труд как средство развития ребенка. Значение идей И.Г. Песталоцци для развития трудового воспитания и обучения в разных типах школ. А.Дистервег – продолжатель идей И.Г. Песталоцци в Германии и борец за демократизацию школы. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега. Подготовка учителя народной школы. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока.
Вопросы для коллективного обсуждения 1. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. 2. Основные положения теории элементарного образования И.Г. Песталоцци. 3. Идея развивающего обучения – «великое открытие Песталоцци» (К.Д. Ушинский). 4. Педагогическая деятельность А. Дистервега, «учителя немецких учителей». 5. Обучение младших школьников в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Гербарта. 6. Проблемы трудового образования в трудах педагогов XIX в.
Рекомендуемая литература Основная Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. [Публикация фрагментов из трудов немецкого педагога, 1834] // Народное образование. – 2001. №1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М., 1998. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005. История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 1988. Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003. Кумарин В. Аксиомы И.Г. Песталоцци // Народное образование. – 2002, №4. Песталоцци И.Г. Педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1982. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник – справочник. Новая школа. - М., 1995. Рыбин В.А. Философские основы «элементарного образования» И.Г. Песталоцци // Вопросы философии. – 2006. №7. С. 74-84. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981. Дополнительная Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005. История педагогики / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2. Орлова А.П., Зинькова Н.К., Тетерина В.В. История педагогики. Практикум. М., 2006. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000. Задания 1. Подготовьте доклад на тему «Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци». 2. Охарактеризуйте основные положения теории элементарного образования И.Г. Песталоцци. 3. Подготовьте доклад на тему «А. Дистервег – «учитель немецких учителей»». 4. Какие дидактические идеи И.Г. Песталоцци были развиты в трудах А. Дистервега? Подготовьте сообщение о дидактике развивающего обучения А. Дистервега. 5. Охарактеризуйте четыре группы дидактических правил, определяющих учебно-воспитательную деятельность школы, в педагогической системе А. Дистервега. Составьте схему.
6. В чем принципиальное различие концепции нравственного воспитания в теории Ж.-Ж. Руссо и в педагогической системе И.Ф. Гербарта? Приведите цитаты. 7. Сопоставьте подходы к обучению младших школьников в педагогических теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта. ☺ Заполните обобщающую таблицу и проследите развитие европейской дидактики XVII-XIX вв. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Эволюция образования и педагогической мысли в Западной Европе и США в конце XIX-XX вв. 2. Дж. Дьюи – автор прагматической педагогики. 3. Социальная педагогика Г. Кершенштейнера. 4. «Школа действия» А. Лая. 5. Вальдорфская педагогика.
Рекомендуемая литература Основная Вальдорфская педагогика: Антология / Сост. А.А. Пинский и др.; Под ред. А.А. Пинского. – М., 2003. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001. Вульфсон Б.Л. Джон Дьюи и советская педагогика // Педагогика. – 1992, №9-10. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М., 1998. Дьюи Дж. Демократия и образование. – М., 2000. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003. Попова Е.Н., Топтыгин А.П. Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика. – 1998. №4. С. 108-113. Френе С. Избранные педагогические сочинения. – М., 1990. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981. Штайнер Р. Педагогика, основанная на познании человека. – М., 1996. Штайнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. – Ереван, 1990. Дополнительная Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994. Корнетов Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992. Корнетов Г. Б. Цивилизационный
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.016 с.) |