В ведущих педагогических системах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В ведущих педагогических системах



Педагог Исторический период Цель начального образования Содержание начального образования Особенности форм и методов начального образования
Я.А. Коменский        
И.Г. Песталоцци        
А. Дистервег        
И.Ф. Гербарт        
К.Д. Ушинский        
В.П. Вахтеров        

 

 

ТЕМА 12. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Н. ТОЛСТОГО

Свободное воспитание в понимании Л.Н. Толстого. Развитие взглядов Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. Цель, содержание, методы обучения, организация обучения. Учебные книги. Последователи Л.Н. Толстого в России.

 

 

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого.

2. Организация обучения в Яснополянской школе.

3. Значение педагогических открытий Л.Н. Толстого.

 

Рекомендуемая литература

Основная

Гуркина Н.К. История образования в России (X – XX века): Учебное пособие. – СПб., 2001.

Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.

История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005.

История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002.

Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003.

Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002.

Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003.

Круглов Ю.Г., Солдатенков А.Д. Гуманная педагогика Л.Н. Толстого // Социально-гуманитарные науки. – 2004. №5.

Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого // Педагогика. – 1999. №7.

Соловков И.А. Опыт Яснополянской школы Л.Н. Толстого // Начальная школа. – 1996. №4. С. 68-72.

Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. – М., 1989.

Толстой Л.Н. О воспитании // Педагогические сочинения. – М., 1989.

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953.

Фоменко Н.В. Дидактические уроки Л.Н. Толстого // Начальная школа. – 1994. №1. С. 11-15.

Дополнительная

Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004.

Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. М., 2005.

Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003.

Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005.

Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999.

Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006.

Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2.

Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000.

Задания

1. Подготовьте доклад на тему «Педагогические взгляды Л.Н. Толстого».

2. Подготовьте сообщение на тему «Учебно-воспитательная работа Л.Н. Толстого с крестьянскими детьми в Яснополянской школе».

3. Прочитайте статьи Л.Н. Толстого «О народном образовании» и «Воспитание и образование». Выпишите из текста те положения, которые характеризуют отношение Л.Н. Толстого к европейским системам образования и те, в которых он выражает свое понимание сущности воспитания и образования народа. Определите свое отношение к прочитанному.

4. Охарактеризуйте вклад Л.Н. Толстого в методику обучения грамоте.

5. Ознакомьтесь с главой «Идеал свободного воспитания» в работе С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (М., 1995). Сопоставьте «свободное воспитание» в Яснополянской школе с теорией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Разделяете ли Вы трактовку данных педагогических концепций Г.И. Гессеном? Аргументируйте свой ответ.

 

ТЕМА 13. ВКЛАД В РУССКУЮ ПЕДАГОГИКУ ПРОГРЕССИВНЫХ ПЕДАГОГОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.

Общественно-педагогическое движение 2 пол. XIX- нач.XX вв. Эволюционная педагогика В.П. Вахтерова. Теория семейного воспитания П.Ф. Каптерева. Педагогические взгляды П.Ф. Лесгафта.

Основные реформы н. XX в. Система образования в России накануне 1917 г. Идеи коллективного воспитания и всестороннего развития детей в педагогическом опыте и теории С.Т. Шацкого. Развитие идеи свободного воспитания в России. Деятельность С.Т. Шацкого (колония «Бодрая жизнь», опытные станции Наркомпроса). Взгляды К.Н. Вентцеля. Педагогика «ненасилия».

 

 

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Эволюционная педагогика В.П. Вахтерова. Концепция всеобщего начального обучения.

2. Теория семейного воспитания П.Ф. Каптерева.

3. Методика физического воспитания в трудах П.Ф. Лесгафта.

4. Идеи коллективного воспитания и всестороннего развития детей в педагогическом опыте и теории С.Т. Шацкого.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

Баркова Н.Н. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т. Шацкого // Педагогика. – 2000. №7.

Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика. – 2000. №4. С. 63-70.

Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. – 1996. №3.

Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – М., 2006.

Гуркина Н.К. История образования в России (X – XX века): Учебное пособие. – СПб., 2001.

Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001.

Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. – М., 1993.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. – М., 1998.

Заварзина Л.Э. Первый печатный труд П.Ф. Каптерева // Педагогика. – 2006. №6. С.89-95.

Зайцева Н.В. П.Ф. Лесгафт о взаимосвязи умственного и физического воспитания // Педагогика. – 2006. №1. С. 94-97.

История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005.

История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002.

Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. – СПб., 1905.

Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. – 1999. №7. С. 73-84.

 

Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003.

Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002.

Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003.

Лебедев П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева // Педагогика. – 2000. №5. С. 70-75.

Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. – М., 1998.

Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993.

Соловков И.А. П.Ф. Каптерев – выдающийся педагог конца XIX – начала XX века // Начальная школа. – 2000. №1. С. 88 – 94.

Стеклов М.Е. Эволюция педагогических взглядов К.Н. Вентцеля. – Смоленск, 1999.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1980.

Дополнительная

Богуславский М.В. Дореволюционная гимназия. Содержание и организация обучения. М., 2003.

Богуславский М.В. XX в. российского образования. – М., 2002.

Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004.

Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003.

Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005.

Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999.

История педагогики / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007.

Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006.

Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2.

Овчинников А.В., Лыков С.В., Беленчук Л.Н. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX в.). М., 2000.

Орлова А.П., Зинькова Н.К., Тетерина В.В. История педагогики. Практикум. М., 2006.

Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000.

Задания

1. Охарактеризуйте концепцию всеобщего начального обучения В.П. Вахтерова.

2. Определите специфику методики физического образования П.Ф. Лесгафта.

3. Подготовьте доклад на тему «Теория семейного воспитания П.Ф. Каптерева». Какие идеи из теории семейного воспитания П.Ф. Каптерева актуальны для современной педагогики?

4. Охарактеризуйте вклад, который внесли в педагогику начального образования П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.023 с.)