Тема 10. Развитие Русской педагогики в XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Развитие Русской педагогики в XIX В.



Развитие русской педагогики в период становления индустриального общества. Элитарное образование в России. Западничество и славянофильство в русской педагогике 40-50 гг. XIX в. Общественно-педагогическое движение и реформы в области просвещения в 60-х гг. XIX в. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова. Идеи Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта в практике дореволюционной русской гимназии и народной школы.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

Андреев А.Л. Отечественное образование во второй четверти XIX в. // Педагогика. – 2006. №4. С. 76-86.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990.

Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – М., 2006.

Гуркина Н.К. История образования в России (X – XX века): Учебное пособие. – СПб., 2001.

Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.

История образования и Русская православная церковь. Хрестоматия. В 2 ч. / Авт.-сост. М.Н. Костикова. – Белгород, 2000.

История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005.

История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002.

Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003.

Копыл А.Н. Проблема преемственности в русской педагогике XVIII-XIX вв. // Педагогика. – 2006. №7. С. 74-82.

Корнетов Г.Б. История педагогики: Учебное пособие. - М, 2002.

Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – М., 2003.

Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник – справочник. Новая школа. - М., 1995.

Школа и педагогика России (XVIII – первая половина XIX в.). – М., 2000. Ч.3.

Дополнительная

Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004.

Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. М., 2005.

Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003.

Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005.

Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999.

Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006.

Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2.

Орлова А.П., Зинькова Н.К., Тетерина В.В. История педагогики. Практикум. М., 2006.

Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. В 4-х тт. М., 2003.

Солодянкина О.А. Иностранные гувернантки в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX в.). М., 2007.

Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000.

 

ТЕМА 11. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К.Д. УШИНСКОГО

Проблема национальной школы в русской педагогике. Становление русской национальной школы. Обогащение идеи развивающего обучения К.Д. Ушинским. Готовность к обучению в понимании К.Д. Ушинского. Понимание К.Д. Ушинским народности в общественном воспитании и обучении. Учебные книги «Родное слово», «Детский мир». Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике. Влияние К.Д. Ушинского на развитие теории и практики образования.

 

 

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

2. Цели и содержание воспитания в педагогической теории К.Д. Ушинского. Роль труда в развитии и воспитании человека.

3. Методика первоначального обучения в дидактике К.Д. Ушинского. Роль родного языка в развитии и воспитании детей.

4. Учебные книги для начального обучения.

5. Значение педагогической теории К.Д. Ушинского для развития русской школы.

 

Рекомендуемая литература

Основная

Богуславский М. Испытание для классика. Известный и неизвестный К.Д. Ушинский // Учительская газета. – 2002. №31.

Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – М., 2006.

Гуркина Н.К. История образования в России (X – XX века): Учебное пособие. – СПб., 2001.

Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб., 2001.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2004.

Егоров С.Ф. Методологические идеи К.Д. Ушинского в процессе обретения педагогикой статуса науки // Педагогика. – 1996. №6.

История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2005.

История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002.

Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003.

Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Избранные педагогические сочинения. – М., 1953. Т.1. С. 139-160.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении// Избранные педагогические сочинения. – М., 1953. Т.1. С.303-326.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. – М., 1948-1950. Т. 8, 9, 10.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988.

Ушинский К.Д. Избранные труды. – СПб., 2005.

Флеров А.П. Константин Дмитриевич Ушинский // Педагогика. – 2006. №2. С. 71-77.

Дополнительная

Богуславский М.В. Дореволюционная гимназия. Содержание и организация обучения. М., 2003.

Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Владимир, 2004.

Водовозова Е.Н. На заре жизни: Мемуарные очерки и портреты. – М., 1964. Т. 1. С.496 – 502.

История образования и Русская православная церковь. Хрестоматия. В 2 ч. / Авт.-сост. М.Н. Костикова. – Белгород, 2000.

Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 2003.

Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. В 2 ч. – Самара, 2005.

Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999.

Латышина Д.И. История педагогики. М., 2006.

Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Конспект лекций. М., 2006.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб., 2000. Ч. 1, 2.

Орлова А.П., Зинькова Н.К., Тетерина В.В. История педагогики. Практикум. М., 2006.

Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000.

Задания

1. Подготовьте доклад на тему «Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского».

2. Охарактеризуйте основные труды К.Д. Ушинского.

3. Обоснуйте особенности взглядов К.Д. Ушинского на цель, содержание начального образования и основные дидактические принципы и их отличие от дидактических концепций современников в западноевропейской педагогике.

4. На материале «Советов родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово»» покажите, как К.Д. Ушинский определял содержание «первоначального обучения» и значение родного языка в этот период, как он предлагал совершенствовать организацию начального обучения, решать проблемы классной дисциплины, как объяснял роль наглядности в обучении детей, значение классных рассказов, особенности обучению арифметике, рисованию.

5. Проанализируйте учебные книги для начального обучения с позиции современного учителя.

6. Объясните, почему К.Д. Ушинского считают основоположником научной педагогики в России и учителем русских учителей.

☺ Составьте обобщающую таблицу.

Теория и практика начального образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.008 с.)