Раздел I. История педагогики как наука и учебный предмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. История педагогики как наука и учебный предмет



Тема 1. Введение в курс «История образования и педагогической мысли».

Становление истории педагогики как науки. Место истории педагогики в системе научного знания. Объект и предмет, источники и методы историко-педагогических исследований.

Педагогическая интерпретация истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития практики образования и педагогической мысли. Концептуальные подходы к его изучению.

Место, роль и задачи курса в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и мышления студентов. Логика построения и структура учебного курса «История образования и педагогической мысли».

Основные понятия: история педагогики, история образования, история педагогической мысли, историко-педагогический процесс.

 

Тема 2. Происхождение воспитания. Характер воспитания в первобытнообщинном обществе

Становление педагогической деятельности в антропосоциогенезе.

Зарождение воспитания. Характеристика важнейших концепций происхождения воспитания (Ш.Летурно, П.Монро и др.). Воспитание в системе ведущих факторов развития личности в первобытную эпоху. Воспитание в первобытном обществе, его цель, задачи и содержание. Зарождение приемов и организационных форм воспитания. Педагогические функции обрядов инициаций. Феномен эффективности первобытного образования.

Дифференциация условий жизни детей, целей и средств образования у различных социальных групп населения. Роль семьи и общинных институтов в воспитании и обучении подрастающих поколений.

Возникновение нового исторического типа образования.

Основные понятия: становление образования в антропосоциогенезе, исторически новый тип образования, инициация.

Раздел II. Школа и воспитание в Древнем Мире

Тема 1. Образовательные системы древневосточной цивилизации

Восприятие ребёнка в культуре древних обществ Ближнего Востока. Семейное воспитание и ученичество - основные формы ближневосточной педагогической практики в древности. Возникновение школ в Месопотамии и Древнем Египте.

Индуизм - духовно-религиозная основа южноазиатской педагогики. Педагогические идеалы различных каст и пути их достижения. Распространение буддийской педагогической традиции.

Образование как средство обеспечения социальной стабильности становления Дальневосточной цивилизации. Педагогические идеалы Конфуция и пути их достижения. Влияние конфуцианства на семейное воспитание и школьное образование в Древнем Китае.

Основные понятия: иудаистская педагогика, педагогика индуизма, педагогика буддизма, педагогика конфуцианства.

Тема 2. Образование и педагогическая мысль в античном мире

Философские основания античной педагогики. Педагогический релятивизм и прагматизм софистов. Майевтика - педагогический идеал Сократа. Платон - создатель идеала философского образования. Социально-педагогическая утопия Платона. Идеи Аристотеля о воспитании мыслительных и нравственных добродетелей. Обоснование идеала общего образования. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах. Распространение греческой образованности в эпоху эллинизма.

Семейное воспитание и школьное обучение в Римской республике. Деятельность Цицерона и Квинтилиана. Школа Римской империи.

Основные понятия: античная педагогика, античный идеал философского образования, античный идеал общего образования.

Тема 3. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.

Воспитание и обучение у восточных славян накануне образования Древнерусского государства. Обусловленность данных процессов средой обитания и образом жизни. Роль магии и анемизма в воспитательном процессе подрастающих поколений, обусловленность воспитания социальной принадлежностью. Воспитание - как процесс взросления. Становление народной педагогики, отражавшей реальные противоречия процесса воспитания.

Основные понятия: народная педагогика, кормильство, кумовство, дитя, чадо, молодой, отрок, гридница.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.005 с.)