Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел VII. Из истории науки становления личности средствами чтения-общения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
7.1. История науки становления личности средствами чтения-общения (н/п) – это процесс развития методической мысли о том, какова роль книги в истории человечества и чем книга может и должна стать в процессе обучения, воспитания и развития человеческого детеныща, в котором обществу хотелось бы воплотить свою мечту о человеке разумном. В России вопрос о том, зачем, как и почему так, а не иначе надо обучать детей чтению в интересующем нас аспекте, впервые встал и отражен в публикациях К.Д. Ушинского. Как гениальный мыслитель, К.Д. Ушинский утверждал, что главное в начальной читательской подготовке младшего школьника и в его филологическом образовании в целом – это умение «говорить с книгой». К сожалению, сам К.Д. Ушинский содержание высказанного им утверждения по независящим от него общественным и личным причинам разъяснить не смог. Потребовалось около 100 лет мучительных исканий, гипотез, проб и ошибок, которые позволили накопить материал для научной постановки и разрешения проблемы в системе «человек – книга – общество» и официального рождения науки, о которой в данном справочнике идет речь, а именно: открытие и публикация законов, регулирующих взаимодействие компонентов в системе «ребенок – чтение-общение – личность», появление в методике термина читательская самостоятельность и сопутствующей этому открытию системы понятий и, наконец, возникновение научной школы, изучающей становление личности ребенка-читателя средствами чтения-общения. В той мере в которой за истекшие полвека это оказалось возможным, история науки становления личности средствами чтения-общения и целесообразная практическая реализация добытых научной школой знаний отражены в следующих публикациях: · Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: 1993. – 180с (Послесловие) · Н.Н. Светловская. Из истории методики обучения читателя в России. – М.:2000. – 237с., илл. · Шутливо о серьезном. Юбилейный сборник научной школы, разрабатывающей проблемы теории, истории и технологии методики формирования читателя в XXI веке.- М.: МГПУ, 2006, - 262с., илл.
7.2. Минимизированная база данных, обеспечивших постановку и решение проблемы и − в конечном счете − появление науки становления личности средствами чтения-общения может быть представлена как исторический процесс, в котором следует различать два этапа или периода. Первый этап, или период, – это накопление тружениками просвещения эмпирических знаний о том, как научить читать того, кто этого не умеет, но хочет. Начало этого периода сейчас никто не может точно обозначить. Предположительно можно принять версию, что он длился столетиями, на протяжении которых его эффективность была различной: от достаточно широкого распространения грамотности среди обычных россиян (свидетельства – берестяные грамоты) до создания (или воссоздания?) русского алфавита Кириллом и Мефодием, и обучение грамоте разновозрастных учеников сначала дьячками, затем просто грамотными мирянами, а далее учителями в приходских и начальных школах или просвещенными родителями дома. Результативность такого обучения чтению – механическое восприятие текста − как норма и информативное чтение − как высший результат. Второй этап, или период – этап становления научной мысли о цели обучения чтению и о формах, средствах, приемах, обеспечивающих обучаемым умение читать и думать (как норма), читать и чувствовать, читать и жить (как желаемая, но трудно достижимая перспектива). Основоположники мысли о цели обучения такому чтению – врач Н.И. Пирогов (1810-1881) и специалист по камеральным наукам К.Д. Ушинский (1824-1870) – оба величайшие деятели и мыслители российского просвещения, а также их последователи: Василий Иванович Водовозов (1825-1886) Дмитрий Дмитриевич Семенов (1834-1902) Николай Александрович Корф (1834-1883) Николай Федорович Бунаков (1837-1904) Дмитрий Иванович Тихомиров (1844-1915) Василий Порфирьевич Вахтеров (1953-1924) Цезарь Павлович Балталон (1855-1913) Всеволод Александрович Флеров (1860-1919) Сергей Поликарпович Редозубов (1891-1957). Более детально этот вопрос отражен в следующих публикациях:
· Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской самостоятельности и их реализация в системе начального обучения. Диссерт. …докт. пед. наук. М., 1977. · Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах (под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской). - М., 1977. -216с. · Светловская Н.Н. Из истории методики обучения читателя в России. – М., 2000.- 237 с., илл. · Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. / Гл.ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 -608с., илл. Т.1, с. 130-131 «Внеклассное чтение». · Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: 1993. – 180с. 7.3. Минимизированные сведения об исследованиях и исследователях, разрабатывающих науку становления личности средствами чтения-общения в XX-XXI вв. – это третий этап становления русской филолого-методической мысли о том, почему современные дети с каждым годом все более и более охладевают к самостоятельному чтению книг, чем это чревато для каждого конкретного ребенка и общества в целом и какими инструментами и принципиальными решениями, связанными с процессом формирования учащихся-читателей во второй половине ХХ – начале XXI в., можно и нужно решить эту важнейшую проблему, чтобы избежать одичания общества и его самоуничтожения. Началом этапа следует считать решение практической задачи: либо исключения из учебно-воспитательного процесса в начальной школе уроков внеклассного чтения, либо доказательств необходимости этих уроков и их сохранения при переходе начальной школы с 4-х летнего обучения на 3-х летнее. Задача была поставлена в секторе начального обучения Академии педагогических наук РСФСР руководителем сектора начального обучения С.Я. Языковым перед тогда кандидатом филологических наук, научным сотрудником Н.Н. Светловской. Первая публикация – статья Н.Н.Светловской «О некоторых нерешенных проблемах внеклассного чтения» в журнале «Начальная школа», 1965, № 7. Разрешение проблемы – 1977 год (Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской самостоятельности и их реализация в системе начального обучения. Диссерт. …докт.пед.наук. – М., 1977) и формирование научной школы проф. Светловской Н.Н., разрабатывающей науку становления личности средствами чтения-общения, также отражены в публикациях (см. Н.Н. Светловская «Научная школа как феномен» в сборнике»Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Москва, 8 апреля 2010г.)/ Сост. и отв. ред. С.Н. Вачкова – М.: Экон-Информ, 2010.- 541 с. С.414-416). В состав данной научной школы входят доктора и кандидаты педагогических наук, учителя начальных классов, интересующиеся исследованием процесса становления личности средствами чтения-общения и принимающие в нем участие, а также аспиранты и студенты кафедры начального обучения ФНК (1995-2005гг), а ныне – с 2010г. − филологических дисциплин и методики их преподавания в начальных классах Института педагогики и психологии образования МГПУ. Сведения о них уже публиковались ранее в юбилейном сборнике научной школы, разрабатывающей проблемы теории, истории и технологии формирования читателя в XXI веке «Шутливо о серьезном» (М.: МГПУ, 2006. – с.53-74). Здесь мы перечислим названных исследователей поименно и сошлемся на их исследования, непосредственно связанные с разработкой системы «человек − книга – общество». Список дан в хронологической последовательности включения исследователей в научный процесс: Джежелей О.В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения в 1 классе. Диссерт. … канд. пед. наук. – М., 1975. Леонова П.И. Отбор и организация учебного материала для уроков внеклассного чтения в 1-х классах с белорусским языком обучения. Диссерт. … канд.пед.наук. – М., 1976. Гантя И.С. Педагогическая организация самостоятельного детского чтения в начальных классах как основа самообразования. Диссерт. …канд.пед.наук, - М., 1980. Первова Г.М. Рассказ как разновидность учебного материала по чтению и методика работы с ним в начальных классах. Диссерт….канд.пед.наук. М., 1985. Кубасова О.В. Драматизация как методический прием организации учебно-художественной деятельности младших школьников. Диссерт. …канд.пед.наук.М., 1985. Мартинович Н.П. Методика формирования профессиональных качеств устной речи учителя начальных классов. Диссерт. …канд.пед.наук, М., 1986. Бибко Н.С. Обучение младших школьников чтению народной и литературной сказки. Диссерт. … канд.пед.наук,, 1987. Наумчук М.М. Взаимосвязь классного и внеклассного чтения как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников. Диссерт. …канд.пед.наук, М., 1987. Сильченкова Л.С. Методика обучения младших школьников чтению крупнообъемных произведений. Диссерт. …канд.пед.наук, М., 1987. Сыромицкая В.П. Методика литературного развития первоклассников в период обучения грамоте. Диссерт. … канд.пед.наук, М., 1987. Павлова Л.А. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического восптания младших школьников на уроках чтения. Диссерт. … канд.пед.наук. М., 1988. Козлова Л.И. Подготовка учителя начальных классов к обучению младших школьников чтению. Диссерт. … канд.пед.наук. М., 1989. Хлысталова А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров. Диссерт. … канд.пед.наук. М., 1991. Пиче-оол Т.С. Самостоятельная работа младших школьников с текстом на уроках чтения. Диссерт. … канд.пед.наук, 1992. Сосновская О.В. Лабораторные работы по методике русского языка как средство профессиональной подготовки учителя начальных классов (на материале методики классного чтения. Диссерт. … канд.пед.наук. М., 1992. Коцюбинская-Коза Барбара. Сравнительно-сопоставительный анализ методики обучения чтению в русской и польской школах как средство совершенствования подготовки младшего школьника-читателя. Диссерт. … канд.пед. наук. М., 1993. Дьячкова Е.В. Система работы с книжкой-игрушкой как средство формирования интереса к чтению. Диссерт. … канд. пед. наук. М.,1993. Швайкина Е.А. Методика работы над произведениями русской поэзии XIX века на уроках чтения в начальных классах. Диссерт. … канд. пед. наук. М., 1995. Иванкина Н.К. Детские письма в системе уроков русского языка в начальных классах как средство формирования культуры письменной речи учащихся. Диссерт. … канд. пед. наук. М., 1996. Душкина Н.В. Методика обучения младших школьников чтению былин. Диссерт. … канд. пед. наук. М., 1996. Вачкова С.Н. Методика работы с басней в современной начальной школе. Диссерт. … канд. пед. наук. М., 2001. х х х
Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской самостоятельности и их реализация в системе начального обучения. Диссерт. …докт.пед.наук. – М., 1977
Первова Г.М. Теоретические основы изучения детской литературы на уровне профессиональной подготовки педагогов на начальных ступенях общего образования. Диссерт. …докт. пед. наук. М.,1999. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных классов. Диссерт. …докт. пед. наук. М., 2003. Сильченкова Л.С. Языковые закономерности и принципы как основа обучения русской грамоте. Диссерт. …докт. пед. наук. М.,2007.
Как ближайшая перспектива на соискание ученой степени кандидата педагогических наук рассматриваются такие исследования: Борисова Л.К.Курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» как фактор становления профессиональной компетентности учителя начальных классов. Плетникова И.П. Методика накопления словарного минимума учащимися XXI века для чтения русской классической литературы. Суворова Н.М. Работа со словом как основа реализации воспитательных возможностей современных уроков чтения в начальной школе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.009 с.) |