Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел V. Характеристика теоретических основ применения научных знанийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Научная теория (у/п) – это общий взгляд на какую-то проблему и выводы из науки, представляющие картину изучаемого явления в целом; это и опирающиеся на научные знания, добытые учеными руководящие указания, предписывающие (а не рекомендующие!) практикам (т.е. работникам в той или иной отрасли народного хозяйства), как им надо действовать, чтобы добытые научные знания служили людям и гарантированно приносили им нужный результат, и чего им нельзя делать, если они этот результат хотят получить. Разъяснение формулировки: 1.1. Научная теория может быть доказанной, т.е. собственно научной, и гипотетической, т.е. подлежащей практической апробации или находящейся в стадии практической проверки. В данном словаре-справочнике представлена в основном теория формирования типа правильной читательской деятельности, как собственно научная теория, каждое понятие которой опирается на систему объективно-истинных, исторически сложившихся знаний, объясняющих неудачи практики формирования ребенка-читателя в современной массовой школе. Из теории литературы, как раздела литературоведения, представлены лишь те знания, которые обязательны для профессиональной подготовки учителя начальных классов, чтобы он смог осознанно обучать младших школьников полноценному освоению текстов художественных литературных произведений. Эта часть теоретической подготовки в настоящее время проходит проверку практикой ее применения при обучении учителем начальных классов чтению-общению − и себя самого, и своих учеников. 1.2. Нельзя сразу же не обратить внимания на то, что руководящие указания, предписывающие, а не рекомендующие практикам правила организации работы, гарантирующие нужный результат, связаны только с двумя понятиями: надо и нельзя. Понятие можно означает для практика, что данное руководящее указание проходит стадию эксперимента или ограничено какими-то специфическими особенностями, например, личными возможностями обучающего или обучающегося. 1.3. Теории гипотетические, по нашему убеждению, в массовую школу внедряться не должны, так как никто не гарантирует их безопасности для социально-нравственного становления личности да и просто для здоровья обучающихся. 2. Теория формирования типа правильной читательской деятельности (н/п) – это общий взгляд на возможность использования книги и способов обучения чтению для становления личности обучающегося и система руководящих указаний, предписывающих практикам, как следует использовать эти возможности, чтобы решить насущную для современного общества практическую задачу – обучая детей чтению, сформировать у них привычку и потребность осознавать и оценивать себя и свое социально-нравственное поведение, сообразуясь с опытом, уже накопленным человечеством и отраженным в книгах, путем их чтения-рассматривания. Разъяснение формулировки: 2.1. Общий взгляд на решение практической задачи становления личности ребенка-читателя средствами чтения-общения, состоял в том, чтобы привести читательскую деятельность младших школьников в соответствие с моделью типа правильной читательской деятельности квалифицированного читателя. Однако теоретический анализ всех вариантов этой модели убеждает в том, ни один из них для обучения детей, не достигших порогового уровня читательской обученности, использован быть не может (см. раздел III п. 3). Но, к сожалению, именно в вариантах этой моделях и только в них обучаемому и задается тип правильной читательской деятельности и ее спонтанность. Вывод был таким: непродуктивную для читателя модель надо скорректировать так, чтобы в процессе обучения она превратилась в модель продуктивную. При трансформации непродуктивной модели в продуктивную и разрабатывалась система руководящих указаний, учитывающих уровень готовности младших школьников к обучению читательской деятельности, и принципиально меняющих учебную цель уроков чтения: формировать у детей личностно-ориентированный интерес к книге-собеседнику и беседе с ним, т.е. чтению-общению, поскольку полноценно воспринятая в процессе чтения беседа с книгой становится важнейшим фактором, определяющим возможности читателя целенаправленно осваивать окружающий мир и себя самого, чего без книги-собеседника в современном обществе сделать практически нельзя. 2.2. При апробации теории формирования типа правильной читательской деятельности проверку практикой прошли руководящие указания, определяющие все компоненты учебного процесса: его поэтапность, учебный материал для каждого этапа обучения чтению; структура, содержание и технология взаимодействия элементов системы учитель книга ученик в процессе урока и внеурочной работы. В результате были установлены все трудности, которые не могут при этом не возникать; в виде руководящих указаний заданы способы и приемы разрешения этих трудностей и, наконец, определены гарантированные каждому обучающемуся результаты по этапам и в целом. 2.3. Как подтвердила полувековая практика, проверка сформулированных в теории формирования типа правильной читательской деятельности системы руководящих указаний в разных условиях, т.е. в школах разного типа, сто процентная гарантия достижения цели зависит только от точности выполнения всех этих руководящих указаний учителем. Нарушение теории формирования типа правильной читательской деятельности учителем (от ее непонимания, нежелания перестраивать свою деятельность и т.п.) приводит к нарушению ожидаемых результатов при достижении цели в каких-то отдельных ее аспектах или в целом, так как процесс обучения сразу же подпадет под действие закона провоцирования обучением нежелания читать (см. раздел II, п.3). 3. Теория литературы (у/п) – в контексте начального обучения в настоящее время может быть определена лишь как общий научный взгляд на введение детей 6-9 лет в мир искусства слова, систематическое освоение которого является ничем не заменимой частью общего социально-целесообразного развития задатков и возможностей каждого ребенка. Разъяснение формулировки: 3.1. Исходная позиция, доказывающая обязательность продуманного знакомства младших школьников со всеми разновидностями нужных им в 6-9 лет литературных произведений, мотивируется прежде всего самой функцией литературы – общение, просвещение, созидание, вне действия которой ребенок как личность целесообразно развиваться не может, поскольку без этой части опыта нарушается связь поколений. Не случайно в мире не зафиксировано ни одного народа, даже самого «дикого», у которого не было бы своей художественной литературы, пусть устной, народной. 3.2. Художественная литература (а детская литература, даже научная, непременно содержит в себе художественные образы) – это художественный вымысел, освоение которого на уровне предельных возможностей каждого читателя является обязательной частью формирования у него способности к творчеству, но совсем не всегда литературному, а любому - в зависимости от природных задатков (см. понятие творческое воображение в психологии); не случайно практически нет ни одного крупного ученого в разных отраслях знаний, который не знал бы художественной литературы, не любил бы и не умел бы ее полноценно читать. 3.3. Как известно, непосредственное окружение задает человеку не более трети знаний и представлений, необходимых ему для нормального естественного развития его возможностей и задатков, а 75% − это его самостоятельное просвещение, полученное путем чтения разного рода литературных произведений, но чтение осмысленное, в процессе которого читателем постепенно осознаются и используются руководящие положения из теории литературы и теории формирования типа правильной читательской деятельности, являющиеся для него критериями оценки точности и объективности восприятия им текста литературного произведения. · Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. – М.: 2009. – 274с.: илл. · Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. – М.: 1998. – 173с.:илл. · Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: 1993. – 180с.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.01 с.) |