Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Кардинальные параметры, ограничивающие область исследования и практического применения полученных знанийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Наука становления личности средствами чтения-общения [н/п] – это исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся система объективно-истинных знаний о влиянии чтения на становление формирующегося читателя как личности. Разъяснение формулировки: 1. 1. Исторически сложившаяся − значит имеющая вполне определенную, зафиксированную в чьих-то трудах точку отсчета и линию развития с целью ее анализа, перспективную или не имеющую перспективы. 1. 2. Система, т.е. совокупность объективно существующих в окружающем нас мире компонентов и связей, возникающих между ними, всегда (безусловно, аксиоматично) или при определенных условиях, обеспечивающая реализацию какой-то функции или достижения какого-то результата: в нашем случае – становления личности обучаемого средствами чтения-общения, которым он овладевает. Профессионально значимое свойство любой системы, которое учитель должен принять и которым должен постоянно руководствоваться, состоит в том, что система – это единый организм, нацеленный на выполнение определенных функций. Изменение любого, самого, казалось бы, малозначительного компонента системы, обязательно приводит либо к ее гибели (она ломается, перестает функционировать), либо к непредсказуемой смене ее функциональных свойств (холодильник начинает вырабатывать тепло вместо того, чтобы замораживать продукты, а обучение чтению – вызывает у обучаемых явное нежелание читать и брать книгу в руки вместо любви к чтению). 1. 3. Объективно-истинные знания − знания о компонентах и связях в исследуемой области бытия, поддающиеся точной фиксации и сформулированные учеными в виде понятий и законов, существование которых и их влияние на человека не зависят ни от человека, ни от человечества в целом. Другими словами, эти компоненты и возникающие между ними – в самой читательской деятельности и между читателем и книгой при реализации читательской деятельности − связи существуют и действуют даже тогда, когда люди о них и не догадываются. 1. 4. Компоненты, о которых идет речь, – это и объективно существующие явления в той области, которая исследуется: в данном случае «учитель ↔ книга ↔ ученик», «человек книга общество», и понятия, отражающие сущностные характеристики этих явлений и фиксирующиеся в научных источниках. Новые понятия служат признаком появления частных открытий или появления новых отраслей знаний, например науки становления личности средствами чтения-общения.
1.5 .Связи между компонентами– это и объективные зависимости между явлениями, и законы и закономерности, формулируя которые, исследователь надеется управлять результатами формирования у обучаемых творческой читательской деятельности, т.е. чтения-общения, и получением при этом гарантированного результата, т.е. становления личности средствами обучения чтению-общению. · Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. - М.: 1993. – с. 7-8 и след. · Жданова Г.С., Колобродова Е.С., Полушкин В.А., Черный А.И. Словарь терминов по информатике на русском и английском языках. Из-во «Наука». - М.: 1971.- 360 с.- с.7. · Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования типа правильной читательской деятельности. / Начальная школа, 1990, №9. с. 2-5.
2. Содержание науки становления личности средствами чтения-общения [н\п] – это в настоящее время три закона, отражающие объективные связи между явлениями в системе «читатель книга », а также системы понятий, выявляющих сущность соответствующих этим понятиям изучаемых явлений. В содержание названной науки может быть включена и теория формирования типа правильной читательской деятельности, или читательской самостоятельности, т.к. объективная истинность ее доказана наукой и проверена практикой.
Разъяснение формулировки: 2.1 .Сущностное минимизированное содержание любой науки, в том числе и науки становления личности средствами чтения-общения,согласно общему толкованию – это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, т.е. знание сущности изучаемых данной наукой явлений, сформулированных учеными как понятия, а также условных и безусловных связей, т.е. законов и закономерностей, объективно существующих или возможных между этими явлениями.
2.2. Понятие «теория» мы определяем как систему руководящих указаний, т.е. выводов, найденных учеными логическим путем на основе собственно научных знаний (понятий, законов и закономерностей). Точная реализация руководящих указаний обеспечивает целесообразное внедрение этих знаний в практику человеческой деятельностии гарантирует достижение цели. Теория включается в содержание науки, с нашей точки зрения, только в том случае, если вытекающие из нее руководящие указания всесторонне научно обоснованы, а их результативность апробирована на практике. Такая теория перестает быть гипотетичной и становится собственно научной. Именно такова теория формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная в конце ХХ века и защищенная на уровне докторской диссертации. 3. Чтение-общение [н/п]– это творческий личностно-ориентированный вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социумов, в котором роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему книгой накопленный человечеством опыт и с его помощью строить себя: просвещаться, воспитываться, развиваться. Разъяснение формулировки: 3. 1. Чтение-общение в современную эпоху – это единственное надежное средство изъять растущего человека (в первую очередь, − ребенка 6-9 лет) из оглушающего его потока в большей своей части ненужной информации и сосредоточить на желании и умении учиться думать о себе и о мире, опираясь на опыт мудрецов, оплативших этот опыт «потом и кровью», и получая безвозмездную возможность использовать этот бесценный и ничем не заменимый дар для того, чтобы постараться искать и найти себя в этом мире, становясь при этом полезной и значимой для окружающих его людей личностью. 3. 2. Чтение-общение по отношению ко всем другим видам чтения (прежде всего механическому, информативному) – это универсальный вид читательской деятельности, в котором механическое раскодирование (правильное, беглое воспроизведение текста) и восприятие информативного содержания текста (сознательность) являются обязательными составляющими основного процесса. Но этот процесс непременно дополняется его адекватным содержанию текста эмоциональным читательским восприятием, интонированием (выразительностью) и самостоятельным для читателя установлением личностных отношений с книгой-собеседником, а затем вычленением и осмыслением заключенного в тексте (в «чужой речи») социально-нравственного опыта, применительно к себе. 3. 3. Чтение-общение – это читательская деятельность, а не читательское действие. Основным отличием первого от второго – согласно исследованиям проф. А.Н. Леонтьева – является связь процесса с такими компонентами как его цель и мотив. В том случае, когда цель процесса чтения и его мотив для читателя совпадают, мы имеем дело с читательской деятельностью. Отличительные признаки этого совпадения – наличие при реализации деятельности особого класса психических переживаний – эмоций и чувств, которые всегда определяются осознанием читателем жизненной значимости и собеседника (книги), и беседы с ним (чтения) для удовлетворения потребности понять свое отношение к себе и к миру в данный момент (в момент чтения), вычленив из беседы недостающий ему социально-нравственный опыт. В этом случае механическое раскодирование текста и понимание его информативной сущности в процессе чтения-общения следует рассматривать как читательские действия.
3.4 .Структура чтения-общения как деятельности [н/п] (это удалось определить впервые) складывается из пяти последовательно и взаимно связанных компонентов: − умением увидеть в книге собеседника и сформировать к нему свое первоначальное отношение; −способности его услышать, бегло, правильно, выразительно, сознательно озвучив оставленный им текст; −запомнить «речь» книги-собеседника (т.е. текст литературного произведения) как можно более точно; −осознать ее содержание, т.е. максимально адекватно тексту представить, понять и пережить сказанное; −оценить выявленный при чтении социально-нравственный опыт применительно к потребностям, побудившим читателя обратиться к книге, и уточнить свое отношение к ее автору как собеседнику для себя. 3. 5. Чтение- общение – это обязательно творческое чтение [у/п], потому что нетворческого общения, как справедливо утверждают философы (в частности, Каган М.С.) не существует: общение или есть, т.е. слушатель слышит, запоминает, представляет, эмоционально реагирует на то, что ему говорят, – и тогда он входит в мир рассказчика и является его сотворцом, или его нет. Другой случай, когда потенциальный слушатель не слышит того, что ему говорят, никак на «чужую» речь не реагирует, а лишь убивает время. Это процесс бессмысленный – и в том случае, когда смысл речи собеседника разбивается о слушателя «как о стенку горох», и тогда, когда слушатель вместо восприятия «чужой» речи замещает содержащийся в ней опыт своими фантазиями «по поводу» и без повода. · Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. – М.: 1998.− 158с. · Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. – М.: 2009. – 173с. · Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: 1974. – 328с. · Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.4-е изд. – М.: Из-во Моск. ун-та, 1981.- 584с. – с.509 и след.
4. Обучение чтению-общению – это научно обоснованная система методических технологий включения обучающихся сначала в возможно более широкий круг книг-собеседников с целью овладения принципом и практикой опознания читателем их ценности лично для него с помощью книги как инструмента для чтения, а затем привычки выбирать из любого доступного круга чтения собеседников для себя, приучаясь присваивать в процессе обучения чтению-общению заключенный в книгах опыт, чтобы познавать и творить себя.
Разъяснение формулировки: 4.1. Система методических технологий обучения чтению-общению [н\п]– это как минимум 1) технология знакомства с миром книг; 2) технология работы с книгой как инструментом для чтения; 3) технология озвучивания текста литературного произведения в манере и стиле собеседника-книги; 4) технология творческого восприятия опыта, закодированного в литературном произведении, помещенном в книге; 5) технология накопления личностно-ориентированных сведений о писателях и их творчестве, заданных книгами-собеседниками. 4.2. Научное обоснование современных методических технологий обучения чтению-общению [у/п] – это руководящие указания к организации учебно-воспитательного процесса при формировании у учащихся типа правильной читательской деятельности на уроках и во внеурочное время, правомерность которых определяется системой законов и понятий, управляющих процессом становления личности средствами чтения-общения. 4.3. Обучение чтению-общению в качестве обязательного условия предполагает владение обучающим и освоение обучающимися системы специально созданных учебных материалов (см. раздел IV). · Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. \ Начальная школа, 2003, №1, с.11-18. · Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. – М.: 2001. – 288с.:илл. · Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Первый год обучения. – М.: 2006. – 192с.:илл. · Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Второй год обучения. – М.: 2007. –208 с.:илл. · Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Третий год обучения. – М.: 2010. –224 с.:илл.
5. Личность ( в контексте рассматриваемой нами науки применительно к ребенку 6-9 лет) [у/п] – это образованный человек, пока еще не владеющий достаточно устойчивым комплексом знаний, умений, навыков и привычек, формирующих у него способность и потребность перманентно отбирать, анализировать и «примерять на себя» заключенный в книгах чужой опыт, но охотно обучающийся этому и в меру индивидуальных способностей впитывающий доступные ему представления о культуре, социальных нормах, установках, ценностных ориентациях и менталитете родного народа, осознавая и совершенствуя при этом самого себя, чтобы позитивно влиять на окружающий мир, чего он уже хочет. Разъяснение формулировки: 5. 1. Образованный человек – это общепринятый термин, скорее, бытовое представление, чем научное понятие о типе человека, полезного и нужного обществу. С нашей точки зрения, лучше всего сущность этого типа людей определил известный книжник Н.А. Рубакин. Именно он поставил перед всеми нами два главных вопроса: что такое образованный человек и ради чего делать из себя такового. А поставив эти два вопроса, дал на них исчерпывающий, во всяком случае, для нашего понимания, ответ: «Действительно образованный человек, − утверждает Н.А. Рубакин, − не тот, кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже и высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов, или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования. Самая его суть – в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь... Понимать окружающую жизнь – первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения – вот пробный камень его оценки».
5.2 .Способность и потребность в перманентном обращении в мир доступных книг и квалифицированное их чтение – это результат систематического освоения читателем умения работать с книгой-инструментом, знания мира доступных книг, привычки выбирать книгу-собеседника в расчете на себя и воспринимать заключенную в книге «чужую» речь (текст литературного произведения) на максимально доступном данному читателю уровне в данное время; это гарантия формирования у ребенка-читателя желания читать, личностно-ориентированных читательских интересов и психического новообразования – читательской самостоятельности (см. с.) 5.3 .Личностная культура [у/п] – в широком смысле слова – это все, что создано человечеством в каждой отрасли знаний и деятельности, а в узком смысле слова – это степень совершенства в овладении той или иной отраслью знаний или деятельности. Оба эти значения в рамках науки становления личности средствами чтения-общения приобретают особую значимость при решении вопросов технологий обучения младших школьников чтению-общению. В собственно же научном смысле мы принимаем этот термин прежде всего как синоним термина менталитет, т.е. как проявляющееся в родном языке мировосприятие, эстетическое кредо, жизненные позиции, определяющие для человека–личности прежде всего его самооценку, а возможно и поведение. Что же касается русского менталитета, то его основные характеристики, приводящиеся в названных ниже источниках, таковы: «Любить ближнего и все живое на земле; душевно и чутко относиться к человеку независимо от его возраста, социального статуса, национальной принадлежности и даже вероисповедания; накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного, немощного и оказать им помощь; не обижать вдов и сирот, детей и стариков; относиться к человеку с добром, независимо от того, как он к тебе относится; ответить ему куском хлеба, если он бросит в тебя камнем (иначе умножишь зло, а не добро); считаться с общечеловеческими интересами, ибо все люди – братья, жители одной планеты; бояться нанести другому душевную боль, вредящую его «животу» (т.е. жизни); бояться лжи, лени, злословия – такие и подобные нравственные заповеди, составляющие кодекс человечности, идут к нам из глубокой древности и составляют нравственный идеал наших предков (абзацы выделены нами – Н.С., Т.П.) К сказанному выше, как нам кажется, необходимо добавить и такие обязательные для русских людей черты, как беспримерная любовь к Родине и, бескопромиссное отношение человека к самому себе. Таков, в сущности, русский народный идеал… Хорош ли он? Думается, что хорош!.. И с социальной точки зрения даже не суть важно, насколько он обществом реализуется (хотя лучше бы реализовался!). Гораздо важнее то, что он должен быть известен всем и каждому в России с детских лет; он должен признаваться нормой поведения русского человека и критерием личной самооценки для любого из нас, в том числе и для писателей и их профессиональной оценки учителем начальных классов.
· Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. – М.: 1962. · Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению. // Журнал «Начальная школа», 1983, № 10, с. 27-35. · Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М.: Просвещение, 1990.- 303с.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.016 с.) |