Характеристика житейских и научных психологических знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика житейских и научных психологических знаний



Знания в области психологии необходимы каждому человеку. Они позволяют, прежде всего, помочь человеку познать самого себя, адекватно воспринимать окружающих людей, выстраивать эффективные способы общения в различных видах человеческой деятельности (бытовой и профессиональной).

Различают:

- житейские (обыденные) знания;

- научные (психологические) знания.

Житейские знания возникают у человека стихийно: вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения литературы, просмотра фильмов, перенимаются у других людей.

Особенности житейских знаний:

- низкий уровень точности;

- субъективизм;

- излишняя индивидуализированность;

- повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку;

- высокая эмоциональная насыщенность;

- ситуативность;

- низкий уровень осознаваемости;

- логическая противоречивость;

- практическая ориентированность;

- плохая систематизированность;

- высокая устойчивость.

Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач. При столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими в профессиональной сфере и сфере личных отношений, возникает необходимость в использовании научных психологических знаний.

Научные психологические знания разрабатываются учеными-психологами на основе специальных методов и технологий научного познания, благодаря которым удается избежать перечисленных недостатков житейских знаний.

Научные знания зафиксированы в соответствующих научных трудах, учебниках и справочниках. В процессе обучения они передаются и усваиваются через учебную деятельность.

Особенности научных знаний:

- достаточно высокий уровень точности и объективности;

- логическая последовательность;

- систематизированность;

- осознаваемость;

- обобщенность;

- абстрактность;

- независимость от эмоционально-потребностной сферы человека.

При наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими, научные знания все-таки имеют некоторые недостатки: академизм, оторванность от индивидуального личного опыта носителей, формализованность.

В связи с этим, наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских.

Соотношение житейской и научной психологии (как науки) можно представить в следующем систематизированном виде (табл. 1)

Таблица 1

Сравнительный анализ житейской и научной психологии

 

Параметры Житейская психология Научная психология
  Это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни Это устойчивые психологические знания, полученные в результате теоретического и экспериментального
Объект Всегда выступают конкретные люди, с которыми человек непосредственно соприкасается. Индивидуальный психологический опыт в основном составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением Исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики
Уровень обобщенности знаний Привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам человеческой деятельности, а потому мало обобщены и ситуативны Отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни
Способы получения знаний Приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения   Получаются путем исследования в различных условиях. Для этого используется целый арсенал методов: эксперимент, наблюдение, тесты, беседа и др.
Пути и способы передачи знаний Возможности трансляции от одного человека к другому весьма ограничены. С одной стороны, существуют трудности вербализации индивидуального психического опыта, а с другой – присутствие определенного рода недоверия к истинности сообщаемых сведений Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных трудах. Существуют специально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения и сохранения, воспроизведения и передачи этих знаний: исследовательские центры, учебные заведения, научная литература и др.

Получаются путем исследования в различных условиях. Для этого используется целый арсенал методов: эксперимент, наблюдение, тесты, беседа и др.
Уровень обобщенности знаний

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику житейских психологических знаний, указав их источники и особенности. Приведите пример житейских психологических знаний.

2. Охарактеризуйте научные психологические знания.

3. Дайте сравнительную характеристику житейской и научной психологии по следующим параметрам: объекту; уровню обобщенности знаний; способам получения знаний; путям и способам передачи знаний.

 

Литература

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: схемы / Б.Б. Айсмонтас. –М.:Владос-пресс, 2003. – 228 с.

2. Романов, К.М. Практикум по общей психологии: учеб. пособие /К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 319 с.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

· бытийное сознание (сознание для бытия). Включает в себя:

- биодинамические свойства движений, опыт действий;

-чувственные образы;

· рефлективное сознание (сознание для сознания). Включает в себя:

- значение;

- смысл.

На бытийном слое сознания решаются сложные задачи, т.к. для эффективного поведения человека необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

На рефлективном слое сознания значение представляет собой содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:

- образ;

- операционное и предметное значение;

- осмысленное и предметное действие.

Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами овладевают через использование языка.

Функции сознания:

· отражательная;

· регулятивно-оценочная;

· порождающая (творчески-креативная);

· рефлексивная – основная функция, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения; сами процессы рефлексии; свое личное сознание.

Свойства сознания:

· категоричность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;

· отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;

· осознавание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

· обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;

· сознаниеконцептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Выделяют четыре этапа развития сознания:

I этап – психика (пока еще не сознание) животных и предчеловека;

II этап - стадное сознание;

III этап – сознание разумного человека;

IV этап – сознание человека родового общества и появление самосознания.

Принято выделять следующие уровни сознания (по В.А. Ганзену):

1 уровень – утрата сознания. Характеризуется полным отсутствием сознания, отсутствием реакции на стимуляцию.

2 уровень – глубокий сон. Сон без сновидений. Характеризуется полным отсутствием сознания, невозможностью восприятия снов и воздействий.

3 уровень – быстрый сон. Сон со сновидениями. Значительно редуцированное, дискретное сознание, воспроизведение сна, переработка информации.

4 уровень – состояние перехода от активности ко сну. Имеет место частичное сознание, свободное перемещение мнемических образов.

5 уровень – пониженная психическая активность. Характеризуется ослабленным сознанием, малоподвижным, легко переключаемым вниманием, затруднением мнемических функций.

6 уровень – среднепсихическая активность. Сознание полное, легко переключаемое внимание, мнемические реакции в норме.

7 уровень – состояние повышенной психической активности. Характеризуется расплывчатым сознанием, диффузным впечатлением. Мнемические реакции либо ухудшаются, либо улучшаются.

8 уровень – состояние измененного сознания. Периферическое внимание сужено, центральное внимание получает уменьшенную энергию, доступность получаемой информации из вне.

В психологии имеют место различные подходы к трактовке и пониманию самосознания. Так, например, В.М. Бехтерев считает, что самосознание предшествует сознанию. С точки зрения С.Л. Рубинштейна самосознание – этап в развитии сознания. По мнению И.М. Сеченова, самосознание развивается одновременно с сознанием.

Образ ″Я″, или самосознание возникает у человека не сразу, а складывается постепенно, на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В.С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание ″Я″ как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально–нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Рядом авторов самосознание определяется как венец развития сознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Критерием отношения человека к себе прежде всего являются другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его многограннее. Сознательное поведение человека является результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Главная функция самосознания – сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка оказывается неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция – защитная – стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

В психологии имеют место различные подходы к выделению критериев самосознания. Рассмотрим основные из них.

В.М. Бехтерев считал, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. [2]

Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн подчеркивали, что самосознание есть этап в развитии сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими. [2]

Р. Чамата определял самосознание как возникающее и развивающееся одновременно с сознанием. Он считал, что самосознание возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные. [2]

Школа психоанализа доказывала, что процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери. Дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

И.С. Кон, Э. Штрангер подчеркивали, что периодом возникновения сознательного ″Я″, как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни [1. С. 117-129].

Таким образом, в общем, можно выделить следующие критерии самосознания:

- выделение себя из среды (физической, социальной), осознание себя как субъекта, автономного от среды;

- осознание своей активности - ″Я управляю собой″;

- осознание себя ″через другого″;

- моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания выделяют:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего ″Я″ (″Я″ как действующий субъект);

· осознание своих реальных и желаемых качеств (″Реальное Я″ и ″Идеальное Я″);

· познавательные, когнитивные представления о себе (″Я как наблюдаемый объект″);

· эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

- самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

- самоотношение (эмоциональное отношение к себе).

В результате развития самосознания у человека складывается ″ Я - концепция ″, представляющая совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.

I этап (до 3-х лет). Осознание границ своего тела (например: до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений). Способность к самостоятельным действиям с предметами. Ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в лексикон входит местоимение ″Я″, что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности.

II этап (дошкольный возраст). Начинается длительный период развития самооценки. Самооценка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей. Представления о себе достаточно ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены.

III этап (школьный возраст). Складывается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Происходит сопоставление подростком разных мнений о себе, на основе которых вырабатывается собственное мнение. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются и рациональные. Следующий этап – моральная самооценка.

Очень часто возникает несовпадение самооценки и уровня притязаний, что приводит к возникновению фрустраций (эмоционально тяжелых переживаний человеком своих неудач, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение сознания, раскройте его сущность.

2. Дайте характеристику и раскройте содержание индивидуальной и общественной форм сознания.

3. Перечислите и раскройте этапы развития сознания.

4. Расскажите о структуре сознания.

5. Дайте характеристику уровней сознания.

6. Дайте определение самосознания, раскройте его сущность, функции.

7. Охарактеризуйте различные подходы к выделению критериев самосознания.

8. Перечислите и раскройте критерии самосознания.

9. Расскажите о структуре самосознания.

10. Дайте характеристику этапов развития самосознания.

11. Покажите взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций.

 

Литература

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология / Б.Б. Айсмонтас. –М.: Владос-пресс, 2003. – 228 с.

2. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. –Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 5443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.052 с.)