Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место психологии в системе наукСодержание книги Поиск на нашем сайте
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
общественные науки технические науки естественные науки Психология интегрирует данные наук и в свою очередь влияет на них. Структура психики человека Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы подразделяются: познавательные (ощущения и восприятия), представления, память, мышление и воображение; эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые – решения, исполнение, волевое усилие и т.д. Психические состояния – это определившееся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает продуктивно, при другом – неэффективно. Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние – внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности; 2) настроение (жизнерадостное, восторженное, грустное, гневное, депрессии и т.д.). Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства образуют сложные структурные образования личности: жизненную позицию личности; темперамент; способности; характер как систему отношений и способов поведения.
Отрасли психологии Современная психология представляет собой широко разветвленную область знания, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Общая психология – это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, теоретических принципов, основных научных понятий, вошедших в обиход. Результаты исследований общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения с людьми, психологическую совместимость, социально-психологические проявления в больших группах. Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду (детская психология, психология юности и зрелого возрасти, психология старости (геронтопсихология)). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания. Психология труда психологические особенности трудовой деятельности, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и использования АСУ, новых видов техники. Медицинская психология изучает особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Клиническая психология изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности. Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия в психике людей. Юридическая психология изучает особенности поведения участников уголовного процесса, психофизиологические проблемы поведения и формирования личности преступника. История психологии рассматривает вопросы становления и развития психологии. Методы психологии Метод (греч. methodos – «путь к чему-либо») – способ достижения цели, определенным образом, упорядоченная деятельности. Каждый из общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Основными методами исследования в психологии являются наблюдение, беседа, эксперимент. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций. Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное), выборочное, сплошное, включенное (наблюдатель становится членом исследуемой группы). Самонаблюдение – разновидность наблюдения. Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, опросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы (если вопросы и ответы представлены в письменном виде, то это называется анкетирование). Опросники самоотчета – это такого типа методика, когда испытуемым предлагается отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей его характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Существуют два типа опросников самоотчета: одномерный (определяется один аспект личности), многомерный (измеряют одновременно несколько личностных характеристик). Анкета – это объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондента о психологических явлениях и процессах. Главный метод – эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Выделяют естественный и лабораторный эксперимент. В лабораторном эксперименте создается искусственная ситуация, когда испытуемый знает, что его исследуют. Поэтому в его поведении может наблюдаться напряжение или стремление определенным образом подать себя, что снижает достоверность результатов. Естественный эксперимент не имеет подобных недостатков, поскольку протекает в обычных для испытуемого условиях. Методы психодиагностики. Метод тестов – это стандартизованная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека, изучаемого психологического качества. Выделяют два варианта тестов: тест-опросник, тест-задача. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (достоверности) и надежности вопросов. Тест-задание предполагает оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает. Тесты достижений позволяют выявить степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками. Тест интеллекта – выявляет умственный потенциал индивидов (IQ). Тесты креатиивности используются для изучения и оценки творческих способностей. Особую группу составляют проективные методы. В основе таких методов лежит механизм проекции, согласно которому испытуемый при ответах на неопределенный стимул проецирует на тестовый материал свои чувства, потребности и ценности. Выделяют пять категорий проективных методов: 1) ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством; 2) конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего-либо; 3) методы завершения, где предлагают испытуемым завершить мысли, начало которых содержится в стимулируемом материале; 4) экспериментальные методы предлагают выразить свои чувства посредством какой-либо деятельности, например рисование картинок; 5) методы выбора или распределения по порядку требуют от испытуемого отбора или расположения по порядку предпочтения набора стимулов. Сила проективных тестов в том, что они позволяют скрыть от испытуемого истинную цель тестирования, а также снижают вероятность фальсифицируемых и установочных ответов. Слабость проективных тестов в том, что они недостаточно стандартизированы, отсутствует четкая процедура их проверки, оценки и интерпретации. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое психология? 2. Что такое психика? 3. Какие свойства и функции имеет душа? 4. Для чего необходимы психологические знания? 5. Назовите и охарактеризуйте отрасли современной психологии. Что является предметом изучения различных отраслей психологии? 6. Дайте определения метода исследования в психологии. Назовите и охарактеризуйте методы психологических исследований. 7. Охарактеризуйте структуру психики.
Литература 2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982. – 120 с. 3. Гальперин, П.Л. Введение в психологию / П. Л. Гальперин. - М.: Просвещение, 1976. – 185 с. 4. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. В 2 т. - М.: Просвещение, 1992. – 300 с. 5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с. 6. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. - М.: Просвещение, 1990. – 120 с. 7. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. - М.: Педагогика, 1966. – 200 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.007 с.) |