Место психологии в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место психологии в системе наук



Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

 

 

общественные науки

технические науки

естественные науки

Психология интегрирует данные наук и в свою очередь влияет на них.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы подразделяются: познавательные (ощущения и восприятия), представления, память, мышление и воображение; эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые – решения, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические состояния – это определившееся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает продуктивно, при другом – неэффективно.

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние – внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;

2) настроение (жизнерадостное, восторженное, грустное, гневное, депрессии и т.д.).

Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства образуют сложные структурные образования личности: жизненную позицию личности; темперамент; способности; характер как систему отношений и способов поведения.

 

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко разветвленную область знания, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

Общая психология – это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, теоретических принципов, основных научных понятий, вошедших в обиход. Результаты исследований общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения с людьми, психологическую совместимость, социально-психологические проявления в больших группах.

Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду (детская психология, психология юности и зрелого возрасти, психология старости (геронтопсихология)).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.

Психология труда психологические особенности трудовой деятельности, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и использования АСУ, новых видов техники.

Медицинская психология изучает особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Клиническая психология изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает особенности поведения участников уголовного процесса, психофизиологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

История психологии рассматривает вопросы становления и развития психологии.

Методы психологии

Метод (греч. methodos – «путь к чему-либо») – способ достижения цели, определенным образом, упорядоченная деятельности. Каждый из общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Основными методами исследования в психологии являются наблюдение, беседа, эксперимент. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций.

Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное), выборочное, сплошное, включенное (наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Самонаблюдение – разновидность наблюдения. Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, опросники и психологические анкеты.

Анамнез (лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого.

Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы (если вопросы и ответы представлены в письменном виде, то это называется анкетирование).

Опросники самоотчета – это такого типа методика, когда испытуемым предлагается отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей его характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Существуют два типа опросников самоотчета: одномерный (определяется один аспект личности), многомерный (измеряют одновременно несколько личностных характеристик).

Анкета – это объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондента о психологических явлениях и процессах.

Главный метод – эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Выделяют естественный и лабораторный эксперимент. В лабораторном эксперименте создается искусственная ситуация, когда испытуемый знает, что его исследуют. Поэтому в его поведении может наблюдаться напряжение или стремление определенным образом подать себя, что снижает достоверность результатов. Естественный эксперимент не имеет подобных недостатков, поскольку протекает в обычных для испытуемого условиях.

Методы психодиагностики.

Метод тестов – это стандартизованная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека, изучаемого психологического качества. Выделяют два варианта тестов: тест-опросник, тест-задача. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (достоверности) и надежности вопросов. Тест-задание предполагает оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает.

Тесты достижений позволяют выявить степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тест интеллекта – выявляет умственный потенциал индивидов (IQ).

Тесты креатиивности используются для изучения и оценки творческих способностей.

Особую группу составляют проективные методы. В основе таких методов лежит механизм проекции, согласно которому испытуемый при ответах на неопределенный стимул проецирует на тестовый материал свои чувства, потребности и ценности.

Выделяют пять категорий проективных методов:

1) ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством;

2) конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего-либо;

3) методы завершения, где предлагают испытуемым завершить мысли, начало которых содержится в стимулируемом материале;

4) экспериментальные методы предлагают выразить свои чувства посредством какой-либо деятельности, например рисование картинок;

5) методы выбора или распределения по порядку требуют от испытуемого отбора или расположения по порядку предпочтения набора стимулов.

Сила проективных тестов в том, что они позволяют скрыть от испытуемого истинную цель тестирования, а также снижают вероятность фальсифицируемых и установочных ответов. Слабость проективных тестов в том, что они недостаточно стандартизированы, отсутствует четкая процедура их проверки, оценки и интерпретации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое психология?

2. Что такое психика?

3. Какие свойства и функции имеет душа?

4. Для чего необходимы психологические знания?

5. Назовите и охарактеризуйте отрасли современной психологии. Что является предметом изучения различных отраслей психологии?

6. Дайте определения метода исследования в психологии. Назовите и охарактеризуйте методы психологических исследований.

7. Охарактеризуйте структуру психики.

 

Литература

2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982. – 120 с.

3. Гальперин, П.Л. Введение в психологию / П. Л. Гальперин. - М.: Просвещение, 1976. – 185 с.

4. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. В 2 т. - М.: Просвещение, 1992. – 300 с.

5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

6. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. - М.: Просвещение, 1990. – 120 с.

7. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. - М.: Педагогика, 1966. – 200 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.014 с.)